Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации»

Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации»

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации» в 2020 году

Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2020.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2020 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

Отклонение от ФСБУ

В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.

Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.

Нововведения в части МСФО

Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:

Учетная политика 2018

Учетная политика – это утвержденные организацией для практического применения методы и способы ведения бухгалтерского учета. Учетная политика определяет, каким образом в организации налажен документооборот, как происходит оценка продукции, как формируются цены, каким образом проводится инвентаризация, применяются счета бухучета, погашается стоимость активов и т.д.

По общему правилу учетная политика утверждается один раз при создании организации и неизменно действует на протяжении всего времени ее существования.

Но в ряде случаев организация все же обязана вносить в свою учетную политику дополнения и поправки. Например, при смене видов и сферы деятельности, реорганизации, введении электронного документооборота, а также внесения изменений в законодательство. Причем в последнем случае организации в обязательном порядке должны проверить свою учетную политику на предмет соответствия нормативным нововведениям, и при обнаружении противоречий внести в нее необходимые изменения.

В 2017 году в налоговое законодательство были внесены многочисленные поправки. Так, изменился порядок учета расходов на НИОКР, на приобретение основных средств (инвестиционный вычет), а сами ПБУ были признаны федеральными стандартами (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ).

В связи с этими и другими изменением федерального законодательства ПБУ 1/2008, утвержденные приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н, также подверглись существенным корректировкам. Поправки в ПБУ внесены приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н, а разъяснения и рекомендации по применению новых правил даны в информационном сообщении Минфина от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Поэтому, если в 2018 году организация утверждает новую или вносит коррективы в уже существующую учетную политику, она обязана будет учесть вышеуказанные поправки и рекомендации.

Что изменилось в учетной политике

Свобода выбора учетной политики

Конкретные способы учета и практику работы бухгалтерии каждая организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. Данное правило теперь прямо закреплено в ПБУ 1/2008 (ранее оно было предусмотрено только п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В то же самое время поправки в ПБУ значительно ограничивают право на выбор учетной политики дочерних компаний.

Теперь п. 5.1 ПБУ 1/2008 гласит, что если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов. Таким образом, если методы учета дочерней компании противоречат методам головной организации, «дочка» обязана изменить свою учетную политику.

Изменение правил формирования учетной политики

Поправки в ПБУ уточнили порядок формирования организациями своей учетной политики в части выбора способа учета того или иного объекта (п. 7 ПБУ 1/2008). Так, если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ учета по конкретному вопросу, организация должна выбрать и прописать в политике именно его. Если ФСБУ устанавливает несколько возможных способов, то организация вправе выбрать любой способ, который обеспечит более точный и правильный учет объектов.

При этом на практике возможны ситуации, при которых ФСБУ вообще не содержат допустимых способов учета по конкретному вопросу. В этих случаях Минфин рекомендует руководствоваться правилами, закрепленными в п. 7.1 ПБУ 1/2008.

Здесь сказано, что при отсутствии в ФСБУ способа учета, организация сама должна его разработать и закрепить в своей учетной политике. Для этого в ПБУ была введена последовательность использования различных источников для разработки подобных методов учета:

  • международные стандарты бухгалтерской отчетности;
  • ФСБУ по схожим вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Таким образом организации, самостоятельно разрабатывающие методы и способы учета, в первую очередь должны будут руководствоваться МСФО. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения ФСБУ по аналогичным и связанным вопросам. Если ФСБУ не регулируют спорные вопросы, то конкретный способ учета может быть разработан на основании рекомендаций в области бухгалтерского учета.

Несущественная информация

Организации получили право на самостоятельную разработку способов учета по некоторым объектам (п. 7.4 ПБУ 1/2008). Речь идет о так называемой «несущественной информации» — информации, от наличия и отсутствия которой в бухгалтерской отчетности не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Например, сюда можно отнести информацию о количестве расходуемых организацией канцелярских принадлежностей и средств гигиены.

По такой информации организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Ни ФСБУ, ни МСФО организации в этих случаях вправе не применять. Причем отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Применение международных стандартов

Организациям разрешили формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Это касается организаций, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу.

Если применение какого-то способа ведения учета по российскому стандарту противоречит МСФО, то организация вправе не применять российский стандарт. При этом по каждому непримененному способу организация обязана раскрывать в своей отчетности следующую информацию:

  • описание непримененного способа;
  • требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного российским федеральным стандартом.

Отступление от общих правил

В исключительных случаях организациям разрешили не применять нормы федеральных стандартов, если их применение приводит к неточностям и ошибкам в учете (п.7.3 ПБУ 1/2008). Если организация воспользуется данным правом, то в отчетности ей нужно будет отразить:

  • наименование стандарта, устанавливающего способ ведения учета, от применения которого организация отступила;
  • обстоятельства, в результате которых применение общего порядка приводит к ошибкам и недостоверной информации о финансовом положении организации;
  • содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка.

То есть, если организация не сможет вести правильный учет какого-либо объекта по общим правилам стандартов, она сможет отступить от этих правил и применить альтернативные, зафиксировав данный факт в своей политике.

Таким образом, как видно из приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н, поправки в учетную политику для целей бухучета большинство организаций, которые руководствуются привычными ПБУ/ФСБУ, не затрагивают. Главным образом, изменения касаются следующих субъектов:

  • организаций, имеющих дочерние компании;
  • организаций, применяющих МСФО;
  • организаций, сдающих консолидированную отчетность;
  • организаций с объектами, способы учета которых прямо не установлены в ФСБУ и МСФО.

Именно им необходимо скорректировать свою учетную политику с учетом новых требований, издав соответствующий приказ руководства. Другие же организации, учетная политика которых прямо не противоречит обновленной редакции ПБУ 1/2008, могут ничего не менять.

Тема 2. Учетная политика и финансовая отчетность

Целью является изучение формирования учетной политики и ее взаимосвязи с финансовой отчетностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить законодательно-нормативные акты, регламентирующие порядок формирования учетной политики;
  • определить состав и содержание учетной политики, ее взаимосвязь с финансовой отчетностью.

Оглавление

2.1. Принципы формирования учетной политики

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

Приведенное определение учетной политики позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова — как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Такой же подход к учетной политике заложен в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В соответствии с п. 21 МСФО 1 «учетная политика — это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности».

С другой стороны, учетная политика может рассматриваться и в узком смысле — как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией.

На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

  • отраслевая принадлежность и вид деятельности;
  • объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации;
  • управленческая структура организации (наличие филиалов, структурных подразделений);
  • степень развития информационной системы в организации;
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т. д.);
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров и т. д.

Возникновение специфических правил и условий ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике конкретных организаций, зависит от ряда причин:

  1. От выбранного варианта ведения учета, если нормативная база предлагает вариантность.
  2. От наличия хозяйственных операций и объектов, порядок учета которых не регламентирован вообще или по большей части.
  3. От наличия хозяйственных операций или объектов, по которым в нормативной базе существуют противоречия.
  4. От попыток максимального сближения систем бухгалтерского и налогового учета через учетную политику.

Если подходить к учетной политике как к системе ведения бухгалтерского учета, представления финансовой отчетности, то становятся понятны допущения и требования, изложенные в пп. 6 и 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

При формировании учетной политики организация должна исходить из допущений и выполнять требования к организации учетного процесса.

Эти допущения и требования относятся к правилам ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности. Они должны выполняться, но не обязательно заявляться в учетной политике организации. И только если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от установленных допущений, она обязана раскрыть причины этих отступлений в учетной политике.

Пунктом 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» установлено четыре допущения, которые должны соблюдаться при организации учетного процесса.

Допущения

Источник информации

Последовательность применения учетной политики

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

2.2. Требования к формированию учетной политики организации

Требования к формированию учетной политики изложены в п. 7 ПБУ 1/98.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечить:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Если рассматривать организацию учетного процесса как элемент учетной политики, то эти требования должны исполняться в обязательном порядке, а не отражаться обособленно в учетной политике организации.

Вместе с тем в связи с «активизацией» сближения с МСФО хотелось бы обратить особое внимание на исполнение этих требований при ведении бухгалтерского учета, формировании показателей бухгалтерской отчетности, тем более что большинство из перечисленных в п. 7 ПБУ 1/98 требований уже нашли свое отражение в действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

2.3. Порядок формирования учетной политики

Порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений прописан в ст. 6 Закона № 129-ФЗ и ПБУ 1/98.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером организации, утверждается ее руководителем и оформляется приказом, распоряжением или иным организационно-распорядительным документом. Она является единой для всех подразделений организации — филиалов, представительств, а также иных структурных подразделений (в том числе выделенных на отдельный баланс).

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 6 ПБУ 1/98). Изменить ее можно только в случае:

  • внесения поправок в законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Что касается новых способов ведения бухучета, они призваны обеспечить наиболее полное отражение показателей хозяйственной деятельности в учете и отчетности, уменьшить трудоемкость учета, но при этом обязаны сохранить на прежнем уровне достоверность информации (п. 16 ПБУ 1/98). Поэтому, прежде чем менять способ ведения учета, организация должна убедиться в том, что при использовании нового метода данные требования будут выполнены. Кроме того, в указанном пункте разъяснено, что существенное изменение условий деятельности предприятия — это реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т. п.

Поправки, внесенные в учетную политику, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения. Они оформляются приказом, распоряжением или иным нормативным актом организации. Информацию о внесенных изменениях организация отражает в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

В составе учетной политики утверждаются (ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/98):

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов для отражения операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухучета.

Основное назначение учетной политики — документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. Дело в том, что нормативными актами по бухгалтерскому учету установлен различный порядок учета хозяйственных операций. Единственный и обязательный способ учета в учетной политике не отражается. Если законодательством предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация вправе выбрать один из них и закрепить его в учетной политике. Способ учета хозяйственных операций, не предусмотренных нормативной базой по бухучету, организация разрабатывает самостоятельно и отражает его в учетной политике.

Составляющие учетной политики можно условно разделить на две группы элементов: организационно-технические и методологические.

Организационно-технические элементы учетной политики

К таковым, в частности, относятся рабочий план счетов, первичные документы и формы бухгалтерской отчетности, а также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.

Читайте также  Комиссия по легализации налоговой базы 2022

Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе плана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. В рабочем плане счетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организации могут уточнять содержание субсчетов, утвержденных Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г., исключать и объединять их, а также вводить дополнительные.

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами. Последние служат основанием для отражения в бухучете осуществленных операций. Принимать к учету можно только документы, которые отвечают требованиям п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, т. е. документы, составленные по форме, которая приведена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо разработанные организацией самостоятельно, но содержащие обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте. Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в учетной политике.

Помимо первичных учетных документов организации применяют формы бухгалтерской отчетности. Они утверждены Приказом Минфина России № 67н от 22.07.2003 г. Применять ли формы, рекомендованные финансовым ведомством, или разработать собственные, решает организация, главное закрепить свой выбор в учетной политике.

Как известно, инвентаризация в обязательном порядке проводится перед составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества, при реорганизации, ликвидации предприятия и др. Однако в течение года можно провести и дополнительную инвентаризацию некоторых видов имущества и обязательств. В учетной политике необходимо отразить количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них.

Методологические элементы учетной политики

Методологические элементы учетной политики объединены в группу под названием «Методы оценки активов и обязательств». Речь идет о методах оценки и списания материально-производственных запасов, финансовых вложений, способах амортизации основных средств, нематериальных активов, порядке признания доходов и расходов, порядке списания общехозяйственных расходов, возможности формирования резервов и др. Способы ведения бухучета этих элементов определяются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными актами Минфина России. Чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, целесообразно в учетной политике для целей бухучета установить элементы, которые закреплены в учетной политике для целей налогообложения.

Выводы

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В составе учетной политики утверждаются (ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/98):

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов для отражения операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухучета.

Основное назначение учетной политики — документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета.

Образец учетной политики для организации на ОСНО на 2020 – 2021 год

Учетная политика организации формируется отдельно для бухгалтерского и налогового учета. Это могут быть 2 отдельных приказа или составные части одного документа. Какой бы вариант оформления ни выбрала организация, учетная политика утверждается руководителем.

Для чего нужна учетная политика (УП)? В некоторых случаях предприятию предоставлено право выбрать один из возможных или разработать свои методы учета различных операций. Отменена необходимость применять большинство унифицированных форм первичных документов. Состав и детализация данных бухгалтерской отчетности также перестали жестко регламентироваться.

Таким образом, фирмам дано право выбора по многим вопросам бухучета и налогообложения. Правильно сделанный в УП выбор позволит не только сократить трудозатраты, связанные с учетным процессом, но и минимизировать налоговую нагрузку.

На какой срок принимается учетная политика предприятия? УП не имеет срока действия, достаточно принять ее один раз и при необходимости вносить изменения и дополнения. Изменения в УП также утверждаются приказом руководителя.

Однако в условиях сильно меняющего законодательства или при кардинальном изменении деятельности юрлица поправок становится слишком много. В этом случае целесообразно издать новый приказ об УП.

Важно! При наличии филиалов, представительств и т. д. УП утверждается в головной компании и применяется во всех подразделениях (п. 9 ПБУ 1/2008).

Рассмотрим подробнее, как составить учетную политику на 2020 — 2021 год компании на ОСНО.

Учетная политика для целей бухучета

Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.

Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:

  • при изменении законодательства;
  • существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
  • разработке новых методов ведения учета.

В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.

Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.

Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д.

Организация системы внутреннего контроля

Формы первичных документов

Рабочий план счетов

Формы учетных регистров

Порядок и сроки проведения инвентаризации

Состав бухгалтерской отчетности

Группировка фактов хозяйственной жизни

Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии

Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам

Способы начисления амортизации ОС и НМА

Порядок учета доходов и расходов

Принципы формирования бухотчетности

Актуализация на 2021 год учетной политики для бухучета

Составляя учетную политику на 2021 годы, следует учесть вступающие в силу новации законодательства.

Продолжается переход на применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Обязанность применять его в работе возникнет в 2022 году. Но при желании можно начать применять его с 2021 года или с начала деятельности предпиятия, если оно создано в 2020. Принятое решение надо закрепить в УП.

Еще одно изменение касается учета МПЗ. Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н утвердил новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. При желании новый стандарт можно применять и 2020 году, но с 2021 году его применение станет обязательным.

Если ваша организация зарегистрирована только в 2020 году, составляя учетную политику на 2020 год учтите изменения, вступившие в силу с 01.01.2020:

  1. С 2020 года применяются формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Состав отчетности не изменился. Как и раньше, предприятия, имеющие право на упрощенное ведение бухучета, могут ограничиться сокращенным комплектом отчетности — бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах.
  2. Обновились стандарты бухучета: ПБУ 18/02, ПБУ 13/2000 и ПБУ 16/02.

Актуальный образец учетной политики организации для целей бухучета можно скачать в начале этой статьи. Приведенный пример учетной политики можно использовать в работе, редактируя под свои нужды.

Учетная политика для целей налогообложения: обязательные элементы для ОСНО

Для налогового учета учетная политика формируется в соответствии с требованиями НК РФ, в частности п. 12 ст. 167 и ст. 313. Новые компании должны утвердить УП до окончания первого налогового периода. Для организации на ОСНО это квартал, ориентироваться надо на НДС, т. к. он имеет более короткий налоговый период.

Порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику ООО и других организаций аналогичен порядку изменения УП для бухучета.

УП для налогообложения имеет ту же структуру, что и бухгалтерская УП. В методологической части предприятию на ОСНО в обязательном порядке следует отразить:

Все налоги и страховые взносы

Формы учетных налоговых регистров

Выбор применяемых первичных документов (счета-фактуры или УПД) и порядок их нумерации

Налог на прибыль

Метод признания доходов и расходов — кассовый или начисления (ст. 271, 273 НК РФ)

Перечень прямых и косвенных расходов (ст. 318, 320 НК РФ)

Порядок определения ежемесячных авансовых платежей — по фактической прибыли или расчетным путем (п. 2 ст. 286 НК РФ)

Создание резерва по сомнительным долгам — создается или нет (ст. 266 НК РФ)

Метод оценки ТМЦ при их списании — по стоимости единицы, по средней, ФИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ)

Это необходимый минимум для любой организации на ОСНО, поскольку учитывает операции, осуществляемые любым предприятием. При наличии моментов, существенных для исчисления других налогов, их также следует включить в УП.

Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС

Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.

В каких случаях включается в УП

Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности

При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего

Порядок предъявления входного НДС к вычету

При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0%

Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом

При наличии таких операций

Использование индекса обособленного подразделения

При наличии таких подразделений

Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по налогу на прибыль

Учетная политика на 2020 – 2021 годы в части учета налога на прибыль может быть дополнена следующими элементами:

Налог на прибыль

Порядок признания доходов от аренды (внереализационные или реализация)

Порядок признания доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

П. 2 ст. 271, п. 1 ст. 272, ст. 316

Порядок оценки расходов на незавершенное производство

Порядок распределения прямых расходов при невозможности их отнесения на конкретный производственный процесс

Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный)

Применение амортизационной премии

Применение инвестиционного налогового вычета

Создание резерва на гарантийный ремонт, ремонт ОС, выплату отпускных (создается или нет)

Ст. 267, 324, 324.1

Определение срока полезного использования НМА, указанных в подп. 1–3, 5, 6 абз. 3 п. 3 ст. 257

Порядок исчисления и уплаты налога при наличии обособленных подразделений

Порядок распределения общехозяйственных расходов при совмещении с ЕНВД

Учитываем налоговые изменения

При составлении учетной политики организации необходимо учесть изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу в 2020 – 2021 годах. Кратко напомним, на что обратить внимание при разработке учетной политики для налогового учета.

Основные изменения налогового законодательства в 2020 году касались мер поддержки бизнеса в условиях пандемии. Принятые изменения начали действовать уже 2020 году. Большинство из них носит временный характер и в 2021 году не применяется.

Существенных долговременных изменений, к счастью, немного. Основные поправки касаются поддержки предприятий IT-отрасли. Для них предусмотрены льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Расширен перечень основных средств, по которым может быть применен инвестиционный налоговый вычет. С 2020 года в него входят основные средства 3–10-й амортизационных групп, кроме зданий, сооружений и передаточных устройств, включенных в 8–10-ю группы.

Предприятия, применяющие ЕНВД, должны до конца года определиться с новой системой налогообложения: с 01.01.2021 этот спецрежим перестает действовать.

Все прочие нововведения на составление УП не влияют.

Выше вы можете скачать актуальный образец учетной политики 2020 года для налогообложения. Так же как и УП для бухучета, предложенный вариант может быть изменен на ваше усмотрение с учетом деятельности вашей компании.

Учетная политика — важнейший документ, при разработке которого следует учитывать все особенности деятельности компании. Единого образца документа не существует, для каждой организации УП уникальна. Если ее положения отвечают требованиям действующего законодательства и текущей деятельности предприятия, утверждать новую УП не требуется. Изменения или дополнения вносятся УП при необходимости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector