Что такое Коносамент? Особенности и практическое

Что такое Коносамент? Особенности и практическое

Коносамент: что это такое?

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…

коносамент образец

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:

  1. Подтверждение договора на перевозку.
    Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются корректными. Контракт между покупателем и продавцом заключается перед размещением заказа и согласованием условий производства товара. Договор между отправителем и перевозчиком также заключается заранее. Перед тем, как отправитель размещает букинг (заказ на перевозку) у перевозчика (морской линии). Следовательно, документ является подтверждением договора перевозки, задача которого – транспортировка товара на основе торгового контракта.
  2. Доказательство передачи товара.
    Коносамент выпускается перевозчиком или его агентом для отправителя в обмен на груз. Наличие коносамента у отправителя является доказательством того, что перевозчик получил товар и отвечает за него.
  3. Свидетельство о праве на товар.
    Эта роль означает, что наличие коносамента является подтверждением права на получение товара. Также эти права могут быть переданы вместе с коносаментом третьим лицам.

Типы коносаментов

На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.

«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)

Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).

Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).

Морская накладная (Sea Waybill)

Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).

Морская накладная обычно используется:

  • для перевозок между дочерними или аффилированными компаниями;
  • когда перевозка происходит между двумя независимыми участниками, но все условия согласованы и не подлежат пересмотру;
  • когда отправителю не требуется оригинал коносамента для гарантии получения платежа.

Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.

Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)

Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».

Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.

Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).

Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.

Виды коносаментов

Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.

Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)

Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.

Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)

Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.

В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.

Сквозной коносамент (Througt B/L)

Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.

Что такое коносамент и как его правильно оформить?

С егодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Что такое коносамент?

Что такое коносамент и для чего он нужен

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу.
    Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний

Различают большое количество разновидностей коносамента.

Общее деление такое:

  • Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
  • Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).

В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:

  • Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
  • Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
  • Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.

В зависимости от схемы перевозки:

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

Разновидности коносамента

В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки:

  • Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
  • Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее.
    Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.

В зависимости от текущего местоположения товаров:

  • Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
  • Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.

В зависимости от типа перевозки:

  • Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
  • Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта подробнее тут.

Правила заполнения

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

Этот документ должен обязательно содержать следующие сведения о грузе, владельце и транспортной компании, которая будет выполнять транспортировку груза морем:

  • Название корабля (не указывается, если не была осуществлена погрузка на борт).
  • Место приёма (страна, город, улица и так далее).
  • Место, куда должен быть доставлены товары (страна, город, улица и т. д.).
  • Название компании, которая занимается перевозкой груза.
  • Полное имя отправителя и его юридический статус.
  • Полное название лица, которое будет получать груз (помните, что это может быть как юридическое, так и физическое лицо).
  • Краткая информация о грузе — название, количество и тип товаров, информация об упаковке, информация об особых свойствах товаров и т. д.
  • Договор фрахта и/или любые другие документы об оплате транспортных и смежных услуг.
  • Точное время и место выдачи.
  • Количество оформленных экземпляров, а также информация о том, кому будут вручены эти экземпляры.
  • Подпись компании или подпись капитана корабля.
  • Некоторая дополнительная информация (в зависимости от типа документа, разновидности транспортировки, наличия особых правил перевозки).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Какие существуют типы контейнеров для морских перевозок читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Что такое коносамент?

Коносаментом называют официальный тип документа, используемый при организации внешней торговле. Он выдается транспортной компанией владельцу груза сразу после того, как товар будет доставлен. Этот документ закрепляет право собственности на доставленный товар.

Коносамент сначала появился в морских грузоперевозках. Но в настоящее время данный документ используется и в перевозке грузов с помощью речного транспорта, а также в некоторых случаях используется при использовании других транспортных средств для транспортировки товаров.

функции и виды коносамента

Функции коносамента

Такой документ, как коносамент может использоваться в некоторых вариантах, т.е. в качестве:

  • расписки, поскольку его подписывает перевозчик груза в момент приема товаров для доставки;
  • товарно-транспортных составляющих;
  • подтверждающего документа на оказание услуг по доставке груза;
  • товарораспорядительного вида документа.
  • обеспечения кредита по товар, который был отгружен.

Разновидности коносаментов

В международной торговле в настоящее время используется несколько типов коносаментов. При классификации документа обычно учитывается ряд параметров: грузополучатель, тип перевозки, схема транспортировки, срок получения.

К основным видам коносаментов, которые используются в настоящее время в международных грузоперевозках, можно отнести:

  • ордерный;
  • именной;
  • на предъявителя;
  • оборотный;
  • необоротный;
  • линейный;
  • фрахтовый;
  • домашний и др.

Чаще всего при внешнеторговых перевозках оформляется ордерный тип. Суть документа заключается в том, что в данном документе на оборотной стороне указывается передаточная подпись, которую заполняет получать груза.

Если в данной графе указывается конкретный грузополучатель, то документ становится именным. То есть в данном случае перевозимый товар может получить конкретное лицо или представитель той или иной организации.

Довольно редко используется коносамент на предъявителя. Такой вид документа удобен тем, что если по каким-то причинам грузополучатель не оплатил товар, то его можно перепродать другому продавцу, ведь глава «Получатель» фактически остается пустой.

Отличие оборотного от необоротного коносамента заключается в том, что при втором типе товар получает сам грузополучатель. А вот оборотный тип рассматриваемого документа наделяет владельца груза правом распоряжаться им прямо по ходу доставки.

Под линейным коносаментом понимают документ, который оформляется при перевозке грузов на судне, которые должен будет следовать по четкому расписанию и останавливаться только в определенных местах. Такой документ оформляют на все виды регулярных перевозок.

Если необходимо засекретить маршрут, по которому будет доставляется груз, либо имя получателя, то оформляется домашний коносамент. Этот тип документа позволяет избавить владельца груза от ряда проблем с доставкой.

Для нерегулярных доставок груза используют фрахтовый тип коносамента. В этом случае обязательно должен быть оформлен контракт между транспортной компанией и владельцем груза. Согласно этому документу перевозчик передает в аренду все судно, либо его часть.

Работа с коносаметом

Вся работа, связанная с данным документом, должна проводиться в четкой последовательности действий. Прежде всего, владелец груза должен оформить погрузочный ордер, где должна быть указана вся информация о товаре, а также то, кто является грузополучателем. Только после этого начинаются работы по погрузке товаров. А после того, как груз окажется на борту, выписывается штурманская расписка. Как только судно покидает порт, выданная ранее штурманская расписка меняется на соответствующий тип коносамента.

Завершающим этапом можно назвать получение транспортируемых товаров в порту лицом, у которого на руках имеется экземпляр коносамента.

Иногда случается так, что получатель груза не получил точную информацию о доставке груза. Поэтому в коносаменте необходимо предусмотреть действия сторон при незапланированных ситуациях. Сделать это стоит обязательно, чтобы не понести материальный ущерб. В этих случаях должны быть оговорены условия ограничительной ответственности транспортной компании.

Что такое Коносамент? Особенности и практическое применение

Современная логистика окутана множеством профессиональных терминов, сленговых выражений и неологизмов. Как мало опытному человеку уверенно ориентироваться в терминах и названиях — поможет пресс центр компании НОВЕЛКО. Что же такое такое коносамент простыми словами?

Коносамент — документ, подтверждающий право распоряжаться товаром в процессе его транспортировки. Особенностью коносамента является обеспечение реализации прав, которые зафиксированы в документе, реализация права возможно только в случае физического предоставления этого документа. Примечательно, что бумажные или электронные копии коносамента не представляют никакой юридической силы и не могут использоваться для решения спорных вопросов.

Основа коносамента представляет из себя ценную бумагу, в рамках которой выражается фактическое право собственности на зафиксированный в документе товар. Коносамент также выполняет функцию специального транспортного документа, который описывает условия морской перевозки грузов. Коносамента предоставляет право распоряжаться грузом по своему усмотрению.

Коносамент передается от отправителя перевозчику, что является фактом официальной процедуры заключения договора об оказании услуг. Предоставление документа предусмотрено для любого типа грузов без учета особенностей транспортировки — предоставления для перевозки данного груза всего судна целиком или определенных грузовых трюмов. Условия доставки грузов по договору коносамента поддерживаются в рамках принятой в 1924 году международной конвенции и Гаагскими правилами.

Функции коносамента

Следует выделить основные функции, которые выполняет коносамент.

  • В рамках договора коносамента обеспечиваются права на перевозимый товар. Держатель документа обладает исключительными правами на фактическое принятие решения о поставке товара. Данная процедура обеспечивает возможность автоматической передачи прав на груз другому лицу. Фактически, товар в процессе доставки может быть параллельно продан третьей стороне только на основании предоставления коносамента.
  • Документ описывает условия перевозки и распоряжения грузом. Если речь идет о прямой доставке, задачей продавца является передача покупателю полной версии договора на перевозку в формате разумных и (обычных) условий. При взаимодействии перевозчика и покупателя определяющим документом выступает именно коносамент.
  • Документ может иметь формат расписки, в рамках которой приводится подтверждение факта завершения процедуры доставки груза получателю. Именно по этой причине в документе официально приводится подробное указание с описанием товара, а также запись о том, что груз был помещен на борт судна в согласованном количестве единиц, а также без видимых при осуществлении предварительного осмотра повреждений. При выявлении механических повреждений, на основной части коносамента проставляется специальная отметка, в результате чего документ больше не может относиться к категории «чистых».

Определение видов коносамента

В международной практике, при классификации и дифференциации документов по степени ответственности, предусмотрены разные виды коносаментов. К основной классификации относятся:

  • Ордерный;
  • Именной;
  • На предъявителя.

Ордерный коносамент (order B/L) — документ, при котором определенное лицо располагает законными основаниями передавать указания лицам, которым допускается выдавать основной груз. Подобная инициатива официально закрепляется текстовой пометкой «по приказу» в специально отведенной графе под названием «Consignee». В том, случае, если в документе не отмечается наличие приказодателя, документ в дальнейшем воспринимается по принципу «по приказу отправителя». Коносамент в данном случае можно отнести к категории ценных бумаг, в рамках которой обеспечивается выдача основного груза по соответствующему указанию получателя или отправителя. Также допускаются варианты с получением «приказа» от банка. Коносамент ордерного типа относится к наиболее применяемым в морских грузовых перевозках.

Именной коносамент (straight B/L) — применяется в случае, если в специальной графе под названием «Consignee» имеется отметка, указывающая на получателя груза. Данная ценная бумага представляет собой юридический документ, в котором обязательно выделено наименование стороны получателя грузов.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) – это документ, где обязательно проставляется специальная отметка с указанием того, что она была выдана на определенного предъявителя, поскольку в нем не вносятся другие сведения о конечном получателе. По этой причине после факта доставки товар, может быть отгружен любой стороне, которая предъявила соответствующий документ. Подобные документы используются очень редко. Это связано с тем, что в роли получателя груза в данной ситуации может выступать любой держатель специального коносамента.

Типы коносаментов

Классификатор документооборота в зависимости от степени делегирования ответственности, определяет следующие типы накладной коносамента.

  • Линейный коносамент — документ, действующий в рамках требований отправителя, нацелен на дальнейшее успешное подписание договора об осуществлении транспортировки груза.
  • Чартерный коносамент — документ, выдача которого является официальным указанием на факт приема груза, который перевозился компанией на основании условий чартера. В качестве чартера может выступать профильный договор осуществления фрахтования, при котором имеется факт соглашения о найме определенного судна с целью выполнения грузового рейса на строго согласованный заранее срок. Чартерный коносамент не используется как документ для последующего проведения оформления специального договора о проведении морских перевозок, поскольку в данном случает требуется заключение еще одного профильного договора, который будет действовать на фрахт судна в формате чартерной транспортировки грузов.
  • Береговой коносамент — документ, в рамках которого обеспечивается выдача официального подтверждения факта приема груза от отправителя с берега. Процесс выдачи осуществляется в рамках склада перевозчика.
  • Бортовой коносамент – документ, который передается, когда товар уже полностью погружен на борт корабля.

Разновидности коносаментов

Чистый коносамент (Clean Bill of Lading) — документ, в основе которого нет специальных отметок о повреждениях или недостатках груза. Наравне с чистым документом в грузовой практике встречаются следующие бумаги:

  • «Нечистый» коносамент (Claused Bill of Lading) – документ, в рамках которого делаются специальные пометки о факте выявления плохого или ненадлежащего состояния товаров.
  • Оборотный коносамент (Negotiable bill) – документ, в котором фиксируется факт доставки товара с официальной пометкой: по указанию обозначенных в документе лиц. Выдача груза обеспечивается на руки тем лицам, которые обозначены в бумаге.
  • Накладные в комплекте (Bills in a set) – комплект документов, подтверждающих факт передачи груза по одному из имеющихся в базовом комплекте оригиналов.
Читайте также  Льготы на транспортный налог для пенсионеров

При заполнении коносамента, по аналогии с традиционными ценными бумагами, заполняются обязательные реквизиты, а одним из обязательных, является подробная информация о грузе. Без указания таких сведений коносамент утрачивает товарораспорядительную функцию. Документ оформляется в нескольких экземплярах, один из которых передается отправителю груза. После факта выдачи груза по одному из доступных экземпляров, остальные документы утрачивают юридическую силу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector