Дтп расшифровка аббревиатуры википедия

Дтп расшифровка аббревиатуры википедия

В чём отличие аварии от дорожно-транспортного происшествия

Аббревиатура ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – специальный термин, который используется в юридическом поле, правовых, законодательных, нормативных документах и правилах.

Что такое ДТП

Чем отличается ДТП от аварии на дороге

Точное определение ДТП дается во множестве законодательных и нормативных документах законах – ПДД, рекомендациях Автодора и Федеральной дорожной службы, приказах Росстата, ГИБДД и многих прочих. В общих словах к ДТП относятся непредвиденные события, связанные с ущербом во время передвижения транспортных средств по дорогам общего пользования.

  1. Столкновение с другим транспортом, в том числе гужевым.
  2. Наезд на различные препятствия.
  3. Наезд на одного или нескольких пешеходов.
  4. Опрокидывание.
  5. Падение участников движения из кузова или салона.

Как иные виды ДТП классифицируется отрыв колеса, падение груза на дорогу, приведшее к ущербу, столкновения при выходе на дорогу животных и т.д.

Существует понятие «бесконтактного ДТП». Например, с высоты кузова падает груз, едущий сзади водитель маневрирует, пытаясь избежать столкновения, и попадает в ДТП – машина улетает в кювет или сталкивается с другим авто. В этом случае водитель, ответственный за плохое крепление груза, считается участником бесконтактного ДТП.

В любом случае сама формулировка «дорожное» четко указывает на специфику происшествия – именно во время движения по дорогам. Происшествие во время остановки на дороге на время менее 5 минут также считается произошедшим во время движения.

Что такое авария

По общему определению аварией принято называть разрушительные события на объектах, созданным людьми (техногенные объекты). Разрушения естественных объектов чаще называют природной катастрофой. Как авария классифицируются разрушения как с человеческими жертвами, так и без них, принесшие только материальные потери.

Чем отличается ДТП от аварии

По сути и смыслу, дорожно-транспортное происшествие и авария означают одно и тоже, но при существенном отличии. Понятие «авария» относится не только к происшествиям, связанным с дорожным движением, но и ко всем разрушениям на любых техногенных объектах. Например, «авария на трансформаторной подстанции» и т.д. То есть слово «авария» имеет более широкое значение, чем дорожно-транспортное происшествие.

Тем не менее в речевом обиходе редко используется понятие дорожное, транспортное происшествие или полная расшифровка аббревиатуры ДТП. Самое распространенное понятие в обиходе – авария, или авария на дороге.

В разговорной речи практически невозможно услышать фразу «там пробка из-за дорожно-транспортного происшествия», но часто используется словосочетание «пробка из-за аварии».

И, наоборот, во всех нормативно-правовых актах, в следственных и судебных делах, инструкциях и правилах применительно к дорожным событиям используется исключительно термин ДТП, но не авария.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и его участники

Дорожно-транспортное происшествие (часто обозначается аббревиатурой ДТП) является условием для страховых выплат, штрафов, а при более серьезных последствиях — уголовного наказания. Вопросами происшествий на дороге с участием транспортных средств занимается не только автоинспекция, но и правоохранительные органы. Само определение ДТП закреплено в законе № 196 от 15.11.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (статья 2) и дублируется в правилах дорожного движения. От грамотной трактовки самого происшествия зависит его квалификация и последствия, в том числе выплаты потерпевшему и наказание виновного.

Законодательное регулирование

Сотрудники ГИБДД, юристы при разборе происшествия, в котором прямо или косвенно участвовало транспортное средство, руководствуются принятым законодательно определением. Дорожно-транспортным происшествием называют некое событие, которое возникает при движении ТС по дороге и с его непосредственным участием. Следствием данного события является ранение или гибель участников, повреждение ТС, грузов, сооружений, другой ущерб материального характера. Описание ДТП дублируют «Правила учета и анализа ДТП на автодорогах России» от 25.05.1998 г. (приложение 3).

В указанном документе, принятом начальником Федеральной дорожной службы России, трактуются ключевые понятия дорожного происшествия. В частности, дорогой может считаться полоса земли или поверхность сооружения, специально предназначенные для передвижения ТС (пункт 1.2 ПДД). Транспортным средством считается устройство, предназначенное для транспортировки грузов, пассажиров. Стоит отметить, что в эту категорию попадают и узкоспециализированные транспортные средства. Ущерб материального характера трактуется в соответствии со 2-ой частью Гражданского кодекса (статья 15). Это реальный ущерб, неполученные доходы и расходы, необходимые для восстановления утраченного.

Признаки дорожных аварий

На основании определения можно выделить несколько главных признаков происшествий, относимых к дорожно-транспортным. По этим признакам судят о том, является ли ситуация дорожно-транспортным происшествием либо ее стоит квалифицировать иначе (например, дорожно-транспортное преступление). Основным признаком ДТП является участие транспорта любой категории, в том числе дорожно-строительной техники, сельскохозяйственных машин. Однако ТС должны пребывать в движении и находиться в пределах дороги. Обязательное пребывание транспорта в движении (перевозка материальных ценностей, людей, движение без груза по автомагистралям и т.д.) — еще одна важная характеристика ДТП.

Примеры ситуаций, когда происшествие не является ДТП

  1. Автомобиль на большой скорости движется по трассе. Из открытого окна транспортного средства вылетает тяжелая игрушка и попадает в стоящего на тротуаре пешехода. Человек получает серьезную травму глаза. Однако квалифицировать ситуацию как ДТП нельзя.
  2. Прохожий, споткнувшись, падает на припаркованный у тротуара мотоцикл. В результате было повреждено транспортное средство, а человек получил травму. Но к ДТП такое происшествие не относится, поскольку мотоцикл не двигался.

Если ситуация на дороге с участием ТС привела к возникновению негативных последствий в виде материального ущерба или пострадали люди, то также можно говорить о ДТП. Зачастую (не всегда) перед аварией происходит нарушение правил безопасности. Это относится и к несоблюдению ПДД, и к недобросовестной эксплуатации автомобиля. Если признаки ДТП отсутствуют, то участники не могут быть наказаны за сокрытие с места происшествия, также отпадает необходимость в выезде сотрудников ГИБДД.

Кто может стать участником?

Классифицировать участников происшествия на дороге можно по нескольким критериям. Во-первых, степень виновности в ДТП позволяет говорить о виновной стороне и потерпевшей, причем виновниками могут быть как машины, так и пешеходы, пассажиры. К категории потерпевших относятся собственники транспорта, физические и юридические лица (например, ущерб нанесен зданию, которое находится в собственности компании). Во-вторых, классификация может основываться на роли участников ДТП в дорожном движении: водители, пешеходы, пассажиры. В качестве водителя рассматривается не только гражданин, управляющий ТС, но и автоинструктор, который находится на пассажирском сидении рядом с учеником. Категория пешеходов включает в себя участников движения, которые:

  • Перемещаются по дороге или в зоне, расположенной поблизости (тротуары, остановки общественного транспорта);
  • Двигаются, ведя в руках велосипед, мотоцикл, скутер, мопед;
  • Катаются на самокате, роликовых коньках, гироскутере и т.д.;
  • Управляют движением детской или инвалидной коляски, тележки.

К пассажирам относят лиц, которые находятся в транспорте вместе с водителем, а также входящих, выходящих из общественного или другого ТС. Например, дорожно-транспортным происшествием будет признана ситуация, при которой пассажир, совершая посадку в такси, получил травму из-за резкого движения машины. Зачастую такие события происходят в перегруженном общественном транспорте в часы пик. В ДТП может принимать участие как одна сторона, так и несколько.

Отличие ДТП от преступления на дороге

В некоторых случаях событие, имеющее некоторые признаки дорожно-транспортного происшествия, квалифицируют как преступление. Органами правопорядка проводится расследование причин происшествия, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса. К преступлениям, связанным с транспортом, относят возгорание ТС в движении, причем пожар не должен быть следствием неисправности авто. Также преступлением является нарушение техники безопасности при проведении дорожно-строительных, сельскохозяйственных работ, в которых заняты специализированные транспортные средства (комбайны, трактора, дорожная техника и др.).

Понятие и признаки ДТП

Самоубийство (попытка самоубийства), когда пешеход намеренно бросается под колеса, не является ДТП. Также под квалификацию «преступление» попадают преднамеренные действия, вследствие которых страдает имущество или здоровье (жизнь) людей. Это недобросовестный ремонт (266 статья УК), разрушение транспортных путей или поломка (приведение в негодность) автомобиля (267 статья УК), несоблюдение стандартов эксплуатации ТС (статья 264 УК).

Заключение

Не все происшествия на дорогах с участием транспорта можно считать ДТП. Определение дорожно-транспортного происшествия содержится в нескольких законодательных актах федерального значения и закреплено в ПДД России. Грамотная квалификация ДТП позволяет получить компенсационные выплаты по страховому полису, определить объем и вид нанесенного ущерба. Сходные с ДТП характеристики имеют преступления, связанные с транспортом. Их расследование осуществляется правоохранительными органами, а последствия прописаны в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Схожее определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Что такое ДТП — определение, расшифровка аббревиатуры

Вряд ли кто-то не знает это приличное трехбуквенное слово — «ДТП». И всё же когда «официальное» определение понятия расплывчато, а ситуация серьезна, бывает непросто обойтись без нервов и лишних растрат. Давайте разберемся в некоторых тонкостях терминологии и классификации ДТП.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (495) 980-97-90 доб. 885

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 449-45-96 доб. 184

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 700-99-56 доб. 257

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Что такое ДТП?

Если говорить о том, как расшифровывается ДТП, то тут всё просто. Это дорожно-транспортное происшествие. Гораздо сложнее дать точное определение ДТП. Как правило, люди понимают, что «происшествие» — это аварийная ситуация, а не просто какое-то событие на дороге. Также она должна быть связана как минимум с одним транспортным средством.

Расшифровка аббревиатуры настолько расплывчата, что не дает ответа даже на вопрос, какая именно аварийная ситуация может быть названа «происшествием». Например, если просто двигатель автомобиля заглох, это ДТП? Или если спустилось колесо? Событие неприятное, но насколько правомерно засчитывать его за происшествие?

Некоторые нюансы разъясняются в Правилах ОСАГО, в Правилах дорожного движения (ПДД) и, например, в Правилах учета ДТП. Вот какие отличительные особенности даются в качестве ориентира:

  • Событие возникло во время движения транспортного средства (ТС).
  • Событие повлекло за собой отрицательные последствия для здоровья или даже жизни людей; либо как минимум оно было связано с материальным ущербом для какого-либо ТС или его груза.

То есть, как видим, сама поломка не является происшествием. Для ДТП характерен какого-то рода ущерб, нанесенный владельцу хотя бы одного ТС. Правда, с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях, данное событие связано еще с одним из двух моментов:

  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Несоблюдение правил эксплуатации автомобиля.

Согласитесь, это существенные поправки к терминологии. Если при таком ДТП нанесенный урон был легким или средним, то к нарушителю применяется административная ответственность; если тяжелым — уголовная.

Важно: во многих случаях вы можете считать себя жертвой дорожно-транспортного происшествия, если даже просто были пассажиром ТС. Вот пример: водитель городской маршрутки при движении резко менял скорость. В результате столкновения с другим ТС вы получили травму.

Дорожно-транспортные происшествия

Теперь поговорим о самых разных аспектах ДТП, выделив только главные моменты.

Сначала узнаем, какие виды ДТП выделяют, и отметим их характерные особенности. Классификация обычно подразумевает некий принцип, согласно которому производится разделение. Если смотреть на то, каким образом произошла авария и кто стал жертвой, виды ДТП будут следующими:

  • Столкновение. К примеру, две движущиеся машины столкнулись при движении. Или же один автомобиль резко затормозил перед каким-то препятствием либо светофором. Сюда же отнесем столкновение автотранспорта с движущимся железнодорожным средством.
  • Опрокидывание. Когда движущееся ТС было опрокинуто.
  • Наезд на машину в статичном положении. Если один автомобиль двигался, а другой был в статичном положении, это тоже считается ДТП. Так случается, что жертвой становится припаркованное во дворе или на стоянке ТС.
  • Падение пассажира при движении ТС. Человек выпадает из салона авто на дорогу или на тротуар. Обычно это случается при резком торможении, снижении скорости или маневре на повороте.
  • Наезд на статичное препятствие. Машина врезалась в столб, дорожный знак, дерево, здание и т.д.
  • Наезд на пешехода. Здесь всё понятно, только следует добавить к этой категории и нанесение пешеходу травмы в результате выпадения из транспорта груза — доски, ящика, шлакоблока и т.д.
  • Наезд на велосипедиста. Сюда относятся ситуации, когда автомобиль совершил наезд на велосипедиста, находящегося в движении.
  • Наезд на животное или гужевой транспорт. В этом случае подразумевается любой связанный с животными транспорт, в том числе повозки.
  • Другие виды ДТП. Есть и иные группы аварий, которые не попадают под описанные выше категории, но они достаточно редки. Например, если от одного автомобиля отлетело колесо, а другой на скорости на него наехал.
Читайте также  Расчеты и проводки при выплате аванса по заработной

Выделяют также классификацию с точки зрения учета происшествий. Согласно этому принципу отличают следующие ДТП:

  • Учетные. Сюда входят происшествия, где пострадали люди. Это могут быть летальные исходы или травмы разной степени тяжести. Если пострадали только автомобили, такие ДТП учету не подлежат.
  • Скрытые. Это когда водитель скрылся с места происшествия, стремясь избежать ответственности.
  • Бесконтактные. Если один из водителей нарушил правила (например, выехал на встречную полосу), но не столкнулся с другими машинами сам, а стал виновником аварий других ТС, такое ДТП считается бесконтактным.

При классификации могут также учитываться технологические, социокультурные, удельные и абсолютные показатели.

Причины

В основном причины аварий на дорогах бывают двух типов:

  • связанные с действиями водителей;
  • произошедшие под воздействием неконтролируемых внешних явлений окружающей среды, например стихийных бедствий или природных явлений.

Всё же главным фактором риска, согласно статистике, являются некорректные действия водителей. Когда они в той или иной степени нарушают правила дорожного движения, это часто приводит к пагубным последствиям. Также есть факторы, которые сами по себе содействуют нарушению правил:

  • прием алкоголя или наркотиков;
  • что-то отвлекает внимание (например, мобильные устройства);
  • усталость водителя;
  • погодные условия (например, гололед);
  • неадекватная психологическая реакция неопытного автомобилиста при угрозе столкновения.

Кто считается участником?

Любые лица, задействованные в аварии на дороге, являются ее участниками. Сюда относятся как виновники, так и пострадавшие. Согласно ПДД можно выделить три категории участников:

  • водители,
  • пассажиры ТС,
  • пешеходы.

В каждом отдельном случае участников ПДД может быть разное количество — от одного до десятков и даже сотен.

Что нужно делать при ДТП?

Обе стороны конфликта могут посодействовать грамотному и честному урегулированию вопроса материальной компенсации. Конечно, в первую очередь в этом заинтересована пострадавшая сторона. Схематически ее действия можно описать следующим образом:

  1. Проанализируйте состояние транспортных средств и находящихся в них лиц.
  2. Вызовите сотрудников ГИБДД.
  3. Контролируйте каждый этап возмещения морального ущерба.

Для виновной стороны важно не допустить неправильной трактовки ее действий и преувеличения степени нанесенного ущерба. В этом также могут помочь сотрудники ГИБДД.

Ответственность сторон и штрафы

За несоблюдение водителями правил дорожного движения законом России предусмотрена ответственность — гражданская, административная или уголовная. Последний случай может быть применен к грубым нарушителям, в результате действий которых пострадавшей стороне был нанесен ущерб высокой степени тяжести (или же если есть погибшие). В остальных случаях применяется административная ответственность, включающая прежде всего штрафы. Также может быть применена гражданская ответственность — компенсация убытков невиновной стороне.

К 2017 году ответственность за нарушение ПДД стала строже, а наказания существенно ужесточились. Это означает в том числе и увеличение размера штрафов. Когда правила нарушены и это зафиксировано инспектором ГИБДД или видеокамерами, водитель обязан уплатить штраф в установленные законом сроки. Деньги перечисляются на основании полученного уведомления.

Уведомление должно приходить водителю заказным письмом на домашний адрес. Однако оно может идти довольно долго или вовсе затеряться на почте, поэтому время от времени полезно проверять наличие/отсутствие штрафов на официальном сайте ГИБДД или на портале Госуслуги. Если вы зарегистрированы на портале Госуслуги, то всё предельно просто: уведомления могут быть присланы сообщением на электронную почту или на телефон.

В зависимости от тяжести нарушения водитель может получить различные виды наказаний:

  • предупреждение,
  • лишение прав,
  • штраф,
  • арест на 15 суток,
  • конфискация предмета нарушения.

Размеры штрафов сегодня могут колебаться от 500 до 500 000 рублей. Верхняя планка обычно касается юридических лиц, для простых людей штраф редко достигает даже 30 000.

Важно: наказания (в том числе и лишение прав) применяются сейчас после соответствующего судебного решения, а не на месте происшествия.

Наш обзор поможет вам не растеряться в экстренной ситуации и действовать в согласии с законом. Такие знания полезны и тогда, когда, например, ваш оппонент по ДТП неправильно понимает терминологию (аспекты закона).

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (495) 980-97-90 доб. 885

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 449-45-96 доб. 184

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 700-99-56 доб. 257

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.

Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.

Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации.

Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура

Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

  • виновник;
  • пострадавший.

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Причины ДТП

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

потеря управления в результате усталости, сонливости

открытые люки колодцев

отказ тормозной системы

возгорание автомобиля на ходу

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Виды ДТП

Можно условно выделить несколько классификаций дорожно-транспортных происшествий. Все разделения не прописаны в нормах права, определены по смысловому принципу, имеют своей целью определение групп событий, регулируемых определенным специфическим образом.

По степени причиненного вреда:

  • незначительные;
  • крупные.

Обозначенная классификация очень обобщенная. С точки зрения размера убытков, крупность может быть разная, в зависимости от достатка пострадавшего. Кому-то 10000 руб. покажется крупной суммой, а иным и 100 тысяч «не деньги». По этой причине под «крупностью» подразумевается именно масштабы ДТП, степень ее последствий.

По количеству участников:

  • один участник (столкновение с препятствием – столб, дорожное ограждение, здание);
  • два участника (стандартное и самое распространенное ДТП);
  • три и более участников (множественность).

Данная классификация немного пересекается с предыдущей. Ее суть также может характеризовать масштабы происшествия, исходя из количества вовлеченных лиц и машин.

По характеру причиненного вреда:

  • с причинением повреждений ТС;
  • с повреждением иного имущества;
  • с причинением вреда здоровью;
  • со смертельным исходом.

Как правило, обозначенные классификации имеют перекрестное применение. Правовые последствия аварии зависят от сочетания тех или иных видов.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Заключение – коротко о главном

На первый взгляд, важность определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» не так велика.

Однако четкое представление относимости того или иного события к ДТП позволит его участнику существенно сэкономить время и обратиться в нужные органы.

Так, если произошло дорожно-транспортное происшествия, то обращаться стоит в ГИБДД. Если же повреждения ТС причинены без наличия признаков ДТП, вызов Госавтоинспекции будет бессмысленным.

В такой ситуации необходимо либо решать вопрос с другим участником события в мирном или гражданско-правовом порядке. Если же причинитель вреда скрылся, то нужно обратиться с заявлением в полицию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector