Экологический сбор и норматив утилизации в 2022

Экологический сбор и норматив утилизации в 2022

Норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году

Ставка экосбора на 2021 год — от 2378 до 33 476 рублей за одну тонну товара. Показатель зависит от группы изделий.

Кто платит экологический сбор в 2021 году

Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.

  • производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
  • объединения, союзы таких производителей и импортеров;
  • компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.

Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).

По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:

  • если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
  • если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
  • если компания выполняет установленный норматив утилизации.

Ставки и утилизационные нормативы в 2021 году

Экосбор не относится к налоговым платежам или взносам (письмо Минфина № 03-02-07/1/20823 от 13.04.2015). Но для его расчета тоже установлены определенные ставки и нормативы.

Актуальные ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД представлены в ПП РФ № 284 от 09.04.2016. Всего в перечне 54 группы, а ставки варьируются от 2378 рублей (бумага и картон, картонная тара) до 33 476 рублей (аккумуляторные батареи) за одну тонну.

В РП РФ № 3722-р установлен норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году — в процентах для каждой группы продукции. Процентное отношение применяется к общему объему производства или импорта.

Нормативы — стр.1

Как рассчитать экосбор

Порядок расчета экологического сбора в 2021 году утвержден приказом Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016. Для исчисления экосбора потребуются значения:

  • ставка экосбора из ПП РФ № 284. Зависит от группы товара, его опасности для окружающей среды и сложности утилизации;
  • масса (объем) изготовленных, импортированных товаров и упаковки. Вес определяется в тоннах. Чем выше объемы производства и поставок, тем больше сбор в бюджет;
  • норматив утилизации из РП РФ № 3722-р. Норма берется в относительных единицах.

Формула расчета экологического сбора такая:

Как и когда сдать отчет об уплате сбора или выполнении нормативов

Компании обязаны отчитываться не только об объемах производства, но и о начислениях экологического сбора. Вот какие отчеты отправляют производители и импортеры:

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки за 2021 год из перечня РП № 3721-р (ПП РФ № 1417 от 24.12.2015);
  • отчет о выполнении утилизационных нормативов (ПП РФ № 2010 от 03.12.2020);
  • расчет экосбора (приказ Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016).

отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год

Предельный срок сдачи декларации и отчета в Росприроднадзор — 1 апреля года, который следует за отчетным. Расчет и оплату экологического сбора производят позднее, до 15 апреля. Если у компании есть собственные объекты утилизации и места для сбора отходов, она подает дополнительный отчет о таких объектах (ПП РФ № 1520 от 30.12.2015). Сдать его следует до 1 апреля года, следующего за отчетным.

В приказе № 488 и ПП РФ № 2010 разъясняется, как подготовить отчет и рассчитать сумму экологического сбора за 2021 год: использовать для исчисления экосбора показатели года, предшествующего отчетному, и включить сумму взноса в специальную расчетную форму. Производители и импортеры рассчитываются по каждой группе товаров, для которых установлен отдельный утилизационный норматив.

Отчитывайтесь и платите взносы в территориальное управление Росприроднадзора. Но если компания одновременно производит и импортирует продукцию, подлежащую утилизации после просрочки, подавайте сведения в центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Все импортеры подают расчеты в центральный аппарат.

Плательщикам экосбора доступны две формы сдачи отчетов — бумажная и электронная. Бумажную отчетность предоставляют лично, при посещении управления, или по почте, ценным заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Для электронной отчетности воспользуйтесь специализированной программой и передайте расчеты по ТКС или отправьте сведения через личный кабинет природопользователя.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Ответственность за утилизацию упаковки будет возложена на производителей товаров

К такому выводу пришли участники рабочей группы под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко в ходе обсуждения инициативы по разработке новой Концепции расширенной ответственности производителя по утилизации отходов в России, следует из сообщения 1 на правительственном сайте. Речь идет об отмене нормативов утилизации упаковки в связи с неэффективностью данной меры.

Как сообщила Виктория Абрамченко, в течение четырех лет действующей расширенной ответственности производителя в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, а предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. «Поэтому государством определяются новые правила, которые будут стимулировать утилизацию отходов в соответствии с национальными целями развития, установленными главой государства», – заявила вице-премьер.

Напомним, с 1 января 2015 года в России действует институт расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, который предполагает обязанность обеспечивать выполнение определенных нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства (ст. 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Теперь в планах Правительства РФ с 2022 года установить баланс между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Суть Концепции состоит в том, чтобы предприниматели самостоятельно заключали договоры с предприятиями, осуществляющими утилизацию, либо утилизировали упаковку за счет своих мощностей. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор. Предполагается, что это будет стимулировать производителей на утилизацию образуемых отходов и позволит снизить финансовую нагрузку на граждан.

Отмечено, что указанный механизм не приведет к удорожанию потребительских товаров и не создаст административных барьеров для бизнеса. Так, Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов подчеркнул, что в разработанной Концепции, проект которой направлен в Правительство РФ, прописано, что за упаковку должны платить производители товара, при этом важно, чтобы плата за утилизацию упаковки не входила в тариф для населения, и цена товара не выросла. «Платить за утилизацию упаковки должен бизнес. Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легкоперерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов», – добавил министр.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Инициатива нашла поддержку у представителей Российского союза промышленников и предпринимателй, Российского экологического общества и других общественных организаций. В ходе заседания сформулированы задачи по созданию нового нормативно-правового регулирования, которое не допустит ухода производителей от ответственности за утилизацию производимого мусора, и, напротив, позволит сформулировать меры по вовлечению вторсырья в оборот. Также обращено внимание на усиление контроля за утилизацией, который будет реализован через государственную информационную систему. Помимо этого, будут разработаны меры господдержки для отраслей, которые реализуют фактическую утилизацию и стимулируют использование вторсырья. Ответственным ведомствам поручено проработать включение обязательного процента вторсырья в требования к упаковочным изделиям.

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Ставка экосбора — от 2000 до 26 000 рублей за тонну. Она зависит от группы товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Сбор и утилизационные нормативы: общие понятия

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020 ), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка и утилизационные нормативы 2021 года

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.

Экологический сбор и норматив утилизации в 2022

Производителей хотят обязать с 2022 года перерабатывать 100% упаковки при действующем сейчас нормативе в среднем 30%. Такой законопроект подготовило Минприроды.

При этом ведомство предлагает взимать с изготовителей двойной экосбор, если они не достигнут нормативов по переработке. Бизнес опасается, что это коснется и упаковки — в некоторых компаниях уже допустили рост себестоимости продукции. При этом, например, в ЕС таких жестких правил нет: по данным Российского экологического оператора, только к 2030 году норматив по переработке упаковки составит в среднем 70%. В Минприроды отметили, что платить двойной экосбор за непереработанную упаковку производителям не придется — законопроект ждет корректировка. Конкретно эта норма, сообщили в министерстве, коснется лишь товаров — например, шин.

С 2022 года производители товаров должны будут полностью перерабатывать упаковку. Норматив утилизации подскочит в среднем с 30% (в зависимости от отрасли показатель колеблется) до 100%. Такие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» подготовило Минприроды. «Известия» ознакомились с документом. Те компании, которые не выполнят норму полностью, уплатят экосбор, причем в двойном размере, предусмотрено в законопроекте. Например, если предприятие переработало половину упаковки от норматива, за оставшуюся часть придется перечислять в казну по двойному экотарифу.

Пока формулировки законопроекта позволяют трактовать его именно так, подтвердила «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» Любовь Меланевская. Минприроды считает, что экосбор в двойном объеме должны уплачивать производители товара, которые не выполнили норматив полностью, указала она. Причем под изготовителем ведомство понимает юридическое лицо, которое изготавливает продукцию и товары в упаковке, отметила эксперт. Получается, что бизнес должен будет платить экосбор по двойному тарифу и за неисполнение норматива по упаковке, заключила Любовь Меланевская. Эксперт сказала, что в отрасли ждут уточнений от министерства насчет текста документа.

Производители должны отвечать за 100% упаковки, выпущенной в оборот, заявили «Известиям» в пресс-службе Минприроды.

— Задачи собирать с производителей большую сумму, в двойном размере — нет. Норматив будет увеличиваться вдвое для отдельных групп товаров (например, шин) и только для тех компаний, которые не участвуют в самостоятельной утилизации отходов, — сказали в министерстве.

Формулировки законопроекта, который сейчас находится в обсуждении, будут доработаны, добавили там. В ведомстве подчеркнули, что высокая стоимость утилизации — это миф, поэтому цена товаров вырастет максимум на 1,5%.

Сейчас производители тоже отчисляют в казну экологический сбор, если не утилизируют упаковку по нормативу, но без повышающего двойного коэффициента. Цель правительства — к 2030 году вдвое сократить объем мусора, который вывозят на полигоны, за счет вторичного использования части материалов, например упаковки.

По данным Российского экологического оператора, в ЕС к 2030 году норматив по переработке упаковки составит в среднем 70%, по пластику — 55%, по стеклу — 75%, по бумаге — 85%.

Законопроект Минприроды создает дополнительные риски для добросовестных производителей, которые уже занимаются или планируют заняться переработкой, сказал «Известиям» представитель ассоциации «СКО Электроника — утилизация» Антон Гуськов.

— Уплата экосбора в двойном размере оттолкнет компании от самостоятельной утилизации, бизнесу будет выгоднее сразу уплатить налог (в случае если он выбрал утилизацию и не смог достичь норматива), — сказал он. — Получается, что предложенный подход не будет способствовать достижению главной цели: снизить захоронение мусора на полигонах за счет переработки части отходов.

Плюс к этому компании уверены: этот подход будет способствовать росту себестоимости продукции. Но в любом случае бизнесу придется частично компенсировать резко возросшую финансовую нагрузку, добавил эксперт.

Эту позицию поддержали и представители других отраслей. Как писали «Известия», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в начале февраля в письме к главе правительства Михаилу Мишустину указал, что такие жесткие подходы в мире не практикуют. Тогда норматив для упаковки в 100% и двойной экосбор фигурировали лишь в правительственной Концепции по развитию расширенной ответственности производителей (РОП). Она стала основой для законопроекта. Компании подчеркивали: собрать и переработать всю упаковку на практике пока невозможно — в РФ не развита инфраструктура по раздельному сбору мусора. Плюс к этому тара естественным образом выбывает из жизненного цикла продукции. Например, бумага размокает и не подлежит переработке.

Компании подсчитали свои потери. Например, экологический сбор по действующей ставке составляет около 1,4% от себестоимости 1 л молока и 3,5% — при повышенной с 2022 года, указано в письме. Поэтому РСПП предложил правительству снизить норму по переработке упаковки до 35% в 2020 году и постепенно ее повышать.

В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко «Известиям» сказали, что концепция РОП направлена на снижение образования отходов, их переработку и реализацию справедливого принципа — 100-процентную утилизацию поступившей в оборот упаковки. Эту ответственность нельзя перекладывать на потребителя, уверены в правительстве.

Более половины отходов, размещенных в мусорных баках, — это упаковка, и с каждым годом ее становится всё больше, сказала «Известиям» эксперт направления «Пространственное развитие» ЦСР Мария Комкова. Производители делают всё более яркую и объемную тару, не заботясь о том вреде, который она приносит окружающей среде, сказала эксперт. Она уверена, что норма утилизации в 100% может каким-то образом отразиться на конечной стоимости продукции только в том случае, если упаковка стоит больше, чем продукция в ней.

Новые подходы к регулированию расширенной ответственности производителей в России

В конце 2020 года заместителем председателя Правительства Российской Федерации Викторией Абрамченко была утверждена Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей (далее – «Концепция»).

После разработки необходимой законодательной базы, предусмотренной Концепцией, она может оказать существенное влияние на производителей и импортеров товаров и упаковки (далее – «Производители»), осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.

История вопроса

Напомним, что под расширенной ответственностью Производителей (далее – «РОП») понимается механизм регулирования обращения с отходами, предусматривающий обязанность Производителей обеспечить их последующую утилизацию согласно утвержденным нормативам.

В России механизм РОП был введен в 2015 году. Предусматривалось, что Производители либо организуют собственные объекты утилизации отходов от использования товаров и упаковки, либо (напрямую или с привлечением созданных ими ассоциаций) заключат соответствующие договоры со специализированными компаниями-утилизаторами. Исполнение обязанностей Производителей должно подтверждаться ежегодной отчетностью о выполнении нормативов утилизации. В случае же невыполнения требований утилизации Производители должны уплачивать в бюджет специальный платеж (экологический сбор) по утвержденным ставкам.

Однако на практике введенный в России механизм РОП так и не заработал в том виде, в каком он планировался. За все пять лет его действия не произошло существенного роста числа объектов утилизации отходов и увеличения мощностей утилизации, а заявляемые в отчетности объемы зачастую не соответствовали реальным. Вкупе с отсутствием надлежащего администрирования и контроля (что прямо признается в Концепции) и низкой собираемостью экологического сбора это подтолкнуло Правительство к пересмотру существующих подходов к регулированию РОП.

Основные положения Концепции

Утвержденная Концепция призвана решить вышеуказанные проблемы.

В частности, Концепцией предлагаются следующие основные меры по совершенствованию механизма РОП:

  • создание специальной информационной системы и реестров для осуществления мониторинга и контроля деятельности по обеспечению утилизации отходов;
  • исключение такого способа исполнения Производителями обязанности по утилизации отходов, как привлечение для этого ассоциаций, не имеющих объектов утилизации;
  • постепенное (не менее чем на 10 % в год) увеличение норматива утилизации для всех видов товаров, за исключением упаковки, в отношении которой предлагается установить требование о ее полной утилизации уже с 1 января 2022 года;
  • пересмотр с 1 января 2022 года ставок экологического сбора с учетом специфики утилизации отходов;
  • расчет экологического сбора исходя из двойного норматива утилизации в целях стимулирования самостоятельного выполнения нормативов утилизации;
  • разнообразные меры по стимулированию утилизации отходов от использования товаров и упаковки (меры государственной поддержки, преференции при государственных закупках, отмена НДФЛ при реализации отходов и др.).

Первым этапом реализации Концепции планируется разработка соответствующей нормативной правовой базы. Так, в январе 2021 года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, направленный на установление обязанности для Производителей по утилизации 100 % отходов упаковки. В ближайшее время можно ожидать внесение и рассмотрение иных законопроектов для целей реализации положений Концепции.

Комментарии

Заложенные в основу Концепции новые подходы к регулированию РОП, безусловно, окажут существенное влияние на всех Производителей, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.

Например, заявленный уже с 1 января 2022 года переход к полной утилизации отходов упаковки, если он не будет пересмотрен в течение года, с большой долей вероятности приведет к увеличению платежей по экологическому сбору, поскольку в текущей ситуации соблюдение данного требования по утилизации представляется труднодостижимым.

Уже сейчас перед Производителями стоит задача по оценке и выбору наиболее предпочтительного для них способа утилизации отходов от использования товаров и упаковки:

  • создание собственных мощностей;
  • заключение договора с утилизатором; или
  • уплата экологического сбора.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Д-ром Томасом Хайдеманном, Дмитрием Богдановым, Офелией Амировой или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Читайте также  Как происходит экспортный контроль товаров
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector