Езда по обочине на МКАДе и наказание за это

Езда по обочине на МКАДе и наказание за это

Какой штраф за езду по обочине

Довольно часто автомобилистам приходится проводить большое количество времени в пробках. И если кто-то соглашается с таким положением вещей и терпеливо ждет, когда продолжится движение, то вот другие, наоборот, пытаются миновать препятствие путем проезда по обочине. Чаще всего это происходит на участках дороги, расположенных перед въездом в тот или иной город. И правы в данном случае те, кто остается на трассе. Объезд по обочине считается прямым нарушением ПДД. Штраф за езду по обочине можно получить от камеры видеофиксации или от сотрудника ГИБДД.

Езда по обочине по ПДД

Горячая линия с автоюристом.

Можно ли ездить по обочине или обгонять машины стоящие в пробке.

Проезд по обочине влечет за собой ряд проблем для участников движения. Пытаясь обогнуть пробку сбоку не по асфальтированной дороге, водитель приводит к тому что:

  • движение по обочине, не покрытой асфальтом, приводит к поднятию пыли, которая потом оседает на машинах и внутри, а также просто загрязняет окружающий воздух;
  • после проезда определенного отрезка пути по обочине, автовладельцы пытаются вновь встроиться в общую линию движения, мешая и задерживая его еще больше;
  • количество поднятой пыли существенно снижает уровень видимости вокруг;
  • при пониженной видимости можно не заметить пешеходов, следующих по обочине, и представлять для них большую опасность.

Согласно Правилам, обочина предназначена для передвижения пешеходов и велосипедистов. Использование этой стороны дороги автомобилистами является нарушением Законодательства и карается штрафом.

Какой штраф за езду по обочине

Размер штрафа за движение по обочине.

Определение обочины дается в ПДД и означает ту часть дороги, которая находится сбоку от основной трассы и обозначена специальной разметкой или имеет другое покрытие. Наказание за езду по обочине регулируется статьей 12.15 КоАП РФ, часть 1.

Штраф за движение по обочине периодически повышается, начиная с цифры в 500 рублей, затем в 1000, а позже и до полутора тысяч. На данный момент штраф за обочину составляет 1500 рублей.

Несмотря на попытки ужесточения наказания, оно до сих пор не является большой преградой для водителей, отличающихся нетерпеливостью. Поскольку величина штрафа не близка к максимальной, многие автовладельцы предпочитают проигнорировать эту досадную неизбежность или попытаться совершить обгон «на удачу», надеясь, что им не будет грозить наказание. Вследствие этого эффективность принимаемых мер остается невысокой.

В то же время, со стороны общественности идет активистская работа, с помощью которой многие пытаются добиться со стороны государства увеличения в несколько раз суммы штрафа. Таким образом хотят добиться снижения количества нарушителей, которые создают проблемные ситуации на дорогах. С другой стороны, должный эффект эти санкции возымеют лишь тогда, когда снизится процент безнаказанности для водителей, совершающих неправомерные действия. По этой причине в ГИБДД вводятся такие дополнительные меры, как обустройство центров видео- и фотофиксации, которые будут отслеживать не только превышение скорости на дорогах, но и такие действия, как движение по обочине.

Штраф за обочину на МКАДе

С апреля 2016 года на МКАДе работают около 100 камер видеофиксации, для пресечения движения и обгона по обочине и отслеживания скоростного движения. Штраф за обочину на МКАДе составляет 1500 рублей.

В среднем камеры видеофикцасии установлены каждые 2 км. Установка камер планируется на участках дорог Новой Москвы: Киевское и Калужское шоссе.

Движение по встречной обочине — обгон по обочине

Движение по встречной обочине .

Этот тип передвижения влечет за собой гораздо больший штраф за обочину, поскольку инспектор будет иметь дело сразу с несколькими правонарушениями со стороны водителя. Первое — езда по обочине, второе — движение по встречной полосе.

Последнее представляет серьезную угрозу для других участников движения. За такое действие водителю, в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП, полагается штраф суммой не менее 5000 рублей. В альтернативном случае водителю грозит лишение удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев. Это в несколько раз больше, чем за обычный выезд на обочину.

Проезд в обгон пробок до сих пор является распространенной проблемой, с которой госавтоинспекция продолжает бороться. В данном случае, соблюдение Правил при нахождении в пробке является не только правилом хорошего тона для водителя, но и его обязанностью, связанной с обеспечением безопасности при передвижении по дорогам.

Езда по обочине: какой за это штраф и почему это запрещено ПДД? Узнайте также о разрешении спорных ситуаций с ГИБДД

Пробки на дорогах – явление не редкое. Мало кто способен терпеливо выжидать пока дорога освободится на удобном для проезда расстоянии. Некоторые водители норовят объехать неподвижную колонну по обочине, чем порой еще больше осложняют движение.

В ПДД подобные маневры строго запрещены. На обочину автомобилист, соблюдающий правила движения, может въехать исключительно с целью остановки или стоянки, если не нашлось места, которое больше подходит для этого.

Какое наказание грозит за данное нарушение движения на машине?

Движение по обочине считают нарушением правил маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП такое нарушение подлежит наказанию – штраф за него составляет 1500 рублей. Большинство опытных водителей считает, что подобные нарушения излишни – чаще всего цели автомобилисту достигнуть не удается, а попасть обратно в ряд медленно движущихся машин непросто. Нарушитель не только сам усложняет себе проезд, но и тормозит весь поток транспорта.

Сумма назначенного штрафа может зависеть от того, по какой из обочин автомобилист взялся объезжать пробку. Штраф в полторы тысячи рублей обычно выписывается тем, кто движется по правой обочине. Но существуют и такие автомобилисты, которые пытаются объехать стоящую колонну машин слева, двигаясь по встречной.

Инспектор ГИБДД может зафиксировать такой выезд как попытку нарушить правила обгона и движение по встречной полосе. Наказание за пересечение сплошной линии разметки в этом случае ожидается более серьезное. Порой водителя лишают и права управления автомобилем.

Кроме штрафа, можно на полгода потерять право управлять ТС. Водительские права можно потерять и на срок до года – если водителя повторно заметят за совершением такого же нарушения.

Что будет при обгоне?

Обгон транспортных средств при совершении его по обочине может быть истолкован контролирующими лицами как нарушение правил маневрирования. Наказание за это предусмотрено ст.12.15 КоАП РФ и представляет собой штраф в 1500 рублей.

Чем чревато, если ехать при этом по встречной полосе?

К нарушениям в плане маневрирования, обгона относится и движение по встречным полосам. Сложно объяснить, на что надеются водители, допускающие движение по обочине встречного направления – наказание за это предусмотрено более строгое, чем при проезде по обочинам попутных направлений. При таком способе езды будут приведены в действие несколько запретов ПДД, которые предусмотрены для выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона.

В п.4 с.12.15 КоАП за езду по встречной обочине водитель получает наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Повторное нарушение может повлечь изъятие водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.

Терминология, согласно ПДД

Что же это такое? В ПДД четко обозначено понятие обочины. Это участок, расположенный рядом с проезжей частью дороги и отличающийся от нее типом покрытия (п.1 ПДД). Например, у асфальтовой дороги покрытие может быть грунтовым. Обочина может быть отделена от проезжей части дороги специальной разметкой – 1.2.1 или 1.2.2.

Подробнее о штрафах за нарушение разметки можно узнать тут.

Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?

В правилах дорожного движения, принятых в Российской Федерации, описаны возможные последствия проезда по обочине. Запрет на такое движение создан из-за определенных причин:

  1. Обочина не имеет асфальтового покрытия и при езде по ней колеса поднимают пыль. Из-за облака пыли проезжающим следом водителям сложно разглядеть дорогу. Пыль также проникает в салоны машин, осложняет дыхание, затрудняет водителям возможность принятия решений, что немаловажно при интенсивном движении.
  2. Поднятая нарушителем пыль может создать плотную завесу – при наличии пешеходов на обочине их сложно заметить, нередко это приводит к наезду на человека.
  3. После проезда по обочине водитель, как правило, пытается вернуться обратно в транспортный поток, что порой приводит к еще большему затору.

Смотрите видео по теме:

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.

Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:

  • Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.

Если нет велосипедной дорожки, а вся проезжая часть занята машинами, велосипедам разрешено движение по обочине. Велосипедистам младше 14 лет можно двигаться исключительно по тротуару или в пределах жилой зоны. На мопеде или скутере можно проехать по крайней правой части автомобильной дороги, а при загруженности проезжей части – и по обочине, если при этом не создается помех для пассажиров.

Для автомобилистов тоже существуют ситуации, когда им не запрещают передвигаться по обочине. Например, так может быть при масштабной аварии, когда вся дорога занята или движение перегородил пострадавший в результате аварии автомобиль. У других автомобилистов не остается возможности проехать по правилам, поэтому представители ГИБДД не обратят внимание на то, что машины объезжают место аварии по обочине.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что транспортным средствам запрещается находиться на обочине во всех случаях. В местах, где правилами не запрещается остановка или стоянка транспорта, всегда можно свернуть на данный элемент дороги и поставить машину.

По окончании остановки и стоянки вы также без проблем сможете уехать с обочины – наказуема только езда по ней. Но в некоторых местах рельеф достаточно сложен, и волей-неволей автомобилистам приходится немного проехать по обочине.

Если этот случай зафиксирован проверкой и к водителю предъявляются претензии, можно попробовать убедить инспектора, что автомобиль выезжал с обочины после окончания остановки, стоянки, а намерения проехать при этом по ней не было. Во избежание подобных неприятностей можно также, выполняя поворот на обочину, включить аварийную сигнализацию.

Но такие аргументы редко принимают во внимание – ни заторы на дороге, ни остановившиеся из-за сложной ситуации с разъездом машины, не считаются в ПДД препятствием. Только в случае масштабного ДТП такие объяснения иногда сходят с рук.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать вашу вину?

При передвижении по обочине многие нарушители стараются немедленно встроиться обратно в ряд, заметив издалека инспектора ДПС. В некоторых случаях делать это удается незаметно, но не стоит забывать, что сейчас во многих местах установлена специальная техника для наблюдения за дорогами и выявлением нарушителей.

Сколько бы водителей не относились скептически к данной технике, многие из тех, кто уже получил штраф за езду с нарушениями, стараются впредь не повторять своих ошибок. Кроме фотоматериалов и видеосъемки, при вынесении решения принимаются во внимание и показания свидетелей.

    ; ; под знак, где движение разрешено только прямо; .

Заключение

Правила на дорогах соблюдать необходимо – водители должны проявлять уважение к прочим участникам дорожного движения. Из-за одного шофера, решившего нарушить правила, может пострадать множество народу – данные статистики рисуют весьма печальную картину. Система штрафов и прочих санкций призвана улучшить положение на дорогах, хотя на практике, к сожалению, и она не всегда способна удержать автомобилистов от опрометчивых поступков.

Какое наказание ждет водителей за езду по обочине?

Обочина в большинстве случаев может быть использована для остановки или вынужденной стоянки транспортного средства, если иного подходящего места нет. Лишь в некоторых случаях по ней возможно передвижение.

  1. Что такое обочина?
  2. Рассмотрим ситуации:
  3. Штрафы за езду по обочине
  4. Кому разрешено ездить по обочине?
  5. Езда по встречной обочине

Что касается движения, то это не значит, что любой транспорт вправе использовать край дорожного полотна для полноценной езды. Особенно часто можно наблюдать, как некоторые смельчаки по нему объезжают пробки. Но следует знать, что это нарушение ПДД и наказывается в 2021 году штрафом.

Что такое обочина?

Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.

Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:

  • движения спец.техники;
  • передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
  • проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
  • остановки автотранспорта;
  • стоянки автотранспорта.

В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.

Рассмотрим ситуации:

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

Штрафы за езду по обочине

Нарушители Правил дорожного движения попадают под действие «Кодекса об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ. В частности случай с движением автотранспорта по обочине статьей 12.15 пункт 1 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1500 рублей.

  1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Строже наказание, если водитель не просто выехал за пределы проезжей части, но и попал на тротуар, пешеходную или велосипедную дорожку. Тогда размер штрафа возрастает до 2 тысяч рублей (ст. 12.15 п. 2 КоАП).

Существуют дополнительная ответственность при въезде машины на обочину:

Кому разрешено ездить по обочине?

В п. 9.9 ПДД РФ исключением является следующий вид транспорта:

  • технике дорожно-эксплуатационных служб;
  • транспорту, осуществляющему подвоз грузов к торговым и иным объектам, находящимся в непосредственной близости к обочине и не имеющих иных путей подъезда;
  • велосипедистам при отсутствии соответствующей специально выделенной полосы (п.24.2, п.24.6);
  • мопедам (п.24.7);
  • гужевым повозкам, верховым и вьючным животным (п.25.2).

Их передвижение по обочине не является нарушением.

Езда по встречной обочине

Наиболее тяжким случаем является движение автотранспорта по обочине, примыкающей к встречной полосе. Такое правонарушение является двойным и наказывается высоким штрафом или лишением водительских прав.

Совершая такой маневр, водитель:

  • покидает свою полосу движения, т.е. использует встречную, не предназначенную для него;
  • двигается по обочине, что запрещает п.11.2 ПДД РФ.

На любом типе дороги такой маневр категорически запрещен. Наказание же применяется максимальное из предусмотренных и составляет 5000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев (ст. 12.15 п. 4 КоАП), как и для всех случаев выезда на встречную полосу.

Повторное подобное нарушение в течение одного календарного года станет основой для постановления об аннулировании водительского удостоверения сроком на 1 год.

«Езжу по обочине, потому что плачу налоги». Нарушители — о своей правоте

Сильные снегопады привели не только к заторам на дорогах по всей России, но и к обострению ситуации с обочечниками. Желающих побыстрее объехать пробки и оказаться дома раньше стоящих в потоке водителей становится больше. Реагируют автомобилисты по-разному.

Самый лояльный способ отомстить нарушителям придумал недавно водитель из Сахалина: его видео с комментариями в адрес обочечников быстро стало вирусным. «Кошка рожает, «Мне просто направо», «Мне ребенка забрать из садика», «А еду за ними», «А я автобус, у меня график», «А я не хуже автобуса», «Разметки нет, правила не нарушил» — называл разные причины для такого нарушения автомобилист, который вместе со всеми терпеливо двигался в пробке.

«Многие водители считают, что пробки в 9 баллов дают им право ездить по тротуару», — подписал видеозапись автор сообщения. Комментаторы возмутились: «В конце пробки они будут лезть в правый ряд. В итоге нормальные люди стоят, а нарушители едут». Однако нашлись и те, кто встал на стороны объезжающих затор таким способом: «Сами не можете так сделать. Но надо людям, которые могут, сделать плохо».

Множеством своих примеров привели автомобилисты в сообществе «Синие ведерки»: они уверены, обочечники — одна из главных причин возникновения пробок.

Статьи 27 августа 2019 «Нам нечем дышать, изверги». Интервью с теми, кто ездит по обочине
Статьи 25 августа 2020 «У меня так не пройдешь!» Как водители не пускают обочечников

«Пятница, вечер, пробка. Трасса «Крым», старое Симферопольское шоссе в сторону области. Рядом с Москвой идет ремонт моста. Четыре ряда и пятый, обочина, сходятся в два. В итоге пробка растягивается на полчаса. Хотелось бы понять, зачем и почему вы едете по обочине? Некоторые даже уверяют, что готовы платить штрафы за это», — рассказал о типичной ситуации на трассе один из автомобилистов.

Многие недоумевают: почему дорожные камеры не полностью контролируют проблемные участки трасс?

«На Симферопольке штрафы никто не платит: там камеры стоят только возле моста, когда все уже втиснулись, — рассказал водитель Сергей Жаров. — Хорошо бы те, кто пропускает обочечников, тогда уступали свое место и ехали в конец пробки. Из-за таких добряков водители и едут по обочине, а если бы все их не пропускали, то и они бы вымерли, как класс. А если бы можно было фотографии отправлять в ГИБДД, и таких обочечников штрафовали, я бы первым подписался на такой сервис».

«Уважение к окружающим есть не у всех есть, поэтому позволяют себе ехать по обочине. На дорогах пробки, но не все до такой степени наглые», — возмутился другой пользователь.

«Минское шоссе, с утра, прут по обочине третьим потоком. И все равно на светофоре все собираются в две полосы. Тормозят поток, подрезают, лавируют непонятно как», — рассказывает один из жителей Москвы.

«Считают, что им нужно проехать быстрее, чем остальным. Пока их будут пускать в полосу — они будут лезть», — недовольна Виктория Стреженцова.

Сами обочечники себя нарушителями чаще всего не считают и приводят множество аргументов в свою защиту. В их числе невозможность быстро доехать до дачи, уставший в машине ребенок или просто срочные дела.

«Я езжу по обочинам. Потому что в год плачу много налогов. Считаю, что имею право ехать быстро и без пробок. И мне не нравится, когда меня шкурят как липку и еще заставляют в пробках стоять. Чем я хуже пассажира автомобиля с мигалкой? Обычно встраиваюсь только перед грузовиками, когда расстояние от них до впереди едущий метров 50-70. В наглую никогда не лезу», — объяснил свою позицию один членов сообщества «Синие ведерки».

«Я иногда еду по обочине. Вот Ярославка стоит в Москву мертво, а мне нужно в Ивантеевку. Ехать мне от дачи до дома 9 км. И почему я должна стоять в пробке с едущими в Москву? Меня бесит, что они через город Пушкино и Ивантеевку прутся. Думают, что так быстрее будет. И как результат, пробка в городе», — рассказала одна из автомобилисток.

Читайте также  Сбила машина на пешеходном переходе – что делать

«Я ребенка так вез перед двухчасовой пробкой на реверсивный мост. Он уже кушать хотел, расплакался, я и пошел по обочине. В основном не трогали, кроме «пельменя», который вышел и преградил путь, мол, он тоже с детьми. Здоровье моего ребенка было мне куда приоритетнее штрафа или амбиций. Ушел, а позже еще и догнал», — вспомнил свой случай на Ярославском шоссе другой водитель.

Чтобы помешать обочечникам, некоторые водители имеют привычку частично выезжать за разделительную полосу и не пропускать дополнительный ряд.

«Я всегда «держу обочину» вместе с дальнобойщиками. Рация есть, договориться всегда можно», — поделился Яков Моисеев.

«Платная Ленинградка в область, вечер пятницы, пробка перед строительством развязки с ЦКАД. Встал на обочину и держал ее. На уширениях просочилось штук пять. Через 2/3 пробки дерготня уменьшилась, и пробка поехала, а все потому что с обочиной три ряда объединялись в два и усугубляли этот затор. Я заблокировал обочину, и два ряда спокойно поехали», — поддержал такой метод Кирилл Кунаков.

«На подъезде к трассе М4 «Дон» держали таких. Один автомобиль зарывал дорогу пяти обочечникам. Там и таксисты, и обычные машины. Но тем, кому очень нужно, объезжали нас слева», — поделился Александр Петросян.

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП), куда в том числе входит и езда по обочине, стало одним из самых популярных среди автомобилистов в России в 2020 году. За 9 первых месяцев было выписано 2,2 млн постановлений.

Согласно ч.1 ст.12.15 КоАП нарушителям положен штраф в 1500 рублей, который можно оплатить со скидкой 50%. При этом в ГИБДД объясняют: если автомобилист будет блокировать проезд по обочине, но при этом пересечет для этого линию разметки, он сам будет приравниваться к таким нарушителям. Подобные методы инспекторы ГИБДД в беседе с корреспондентом Autonews.ru применять не рекомендовали.

Аварии с обочечниками часто происходят в момент, когда водители решают съехать направо со скоростных трасс. Посмотрев направо и увидев свободный ряд, автомобилисты спокойно поворачивают на прилегающие дороги, и неожиданно в них влетает спешащий по дополнительной полосе нарушитель.

При этом юристы предупреждают: устоявшейся практики даже среди самих инспекторов ГИБДД не сложилось. Некоторые составляют протоколы на обоих автомобилистов и указывают их обоюдную вину, некоторые — указывают виновниками только обочечников, а были и случаи, когда неудачно повернувших водителей называли единственными виновниками, так как они не убедились в безопасности маневра. В таком случае жертве обочечника придется потратить время на судебные тяжбы, хорошим помощником в которых могут стать записи с регистраторов и показания свидетелей.

Тем не менее по подобным делам уже накопилась судебная практика, где суды все-таки соглашаются с аргументами адвокатов и признают: на обочине водителей не должно быть по умолчанию. Соответственно, обвинять добропорядочного автомобилиста в неосмотрительности несправедливо. Поэтому, например, адвокат Александр Липатников советует предъявлять в судах уже принятые ранее решения по подобным делам.

Изменения ПДД

В 2021 году водителей начали активно наказывать за езду по обочинам.

Что такое обочина?

Согласно действующей редакции ПДД (пункт 1.2), обочиной считается элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (сплошная линия), используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД.

То есть, для того, чтобы отличить обочину от основной дороги достаточно наличия хотя бы одного из этих двух признаков:

  • отличающийся от дороги тип покрытия (гравий, грунт, щебень и т.д.);
  • отделение от дороги сплошной линией разметки (разметка 1.2 «Край проезжей части»).

Кому можно ездить по обочине?

Согласно пункту 9.9 ПДД, движение по обочинам запрещено. Однако, этим же пунктом предусмотрен ряд исключений, в которых двигаться по обочине разрешается:

  • для остановки и стоянки;
  • велосипедистам старше 14 лет, если нет возможности ехать по велосипедной, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов или по правому краю проезжей части;
  • водителям мопедов, если они не создают помех пешеходам;
  • гужевые повозкам (саням), верховым и вьючным животным, если это не создает помех пешеходам;
  • машинам дорожных и коммунальных служб;
  • машинам, подвозящим грузы на торговые и другие объекты, прилегающие к обочинам (при отсутствии других путей подъезда).

Таким образом, движение по обочинам разрешается только в перечисленных случаях. Если Вы решите объехать по обочине пробку или совершить обгон — это будет нарушением ПДД.

Какое наказание за езду по обочине в 2021 году?

Если Вы решили проехать по попутной обочине (справа), то это нарушение квалифицируется по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ — за это грозит штраф в размере 1 500 рублей.

Если же Вы решили обогнать поток по встречной обочине (слева), и пересекли для этого сплошную линию разметки (неважно, разделяет эта линия встречную полосу или встречную обочину от дороги), то наказание наступит уже по части 4 статьи 12.15: штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

В случае повторного выезда на встречную обочину, прав лишат уже на 1 год, а в случае фиксации нарушений автоматической камерой — выпишут штраф 5 000 рублей.

Штраф за езду по обочине 2021: видео

Как ГИБДД ловить «обочечников»?

Езда по обочине является грубым нарушением ПДД. Причина тому кроется в перечисленных выше исключениях — в момент, когда Вы решите прокатиться по обочине, по ней могут двигаться мопеды, гужевые повозки, велосипеды, пешеходы, коммунальная техника, а также может стоять припаркованный транспорт. Кроме того, иногда «обочечники» на большой скорости въезжают в автомобили, остановившиеся из-за неисправности, для замены колеса и т.д.

Кроме того, движение по обочине поднимает пыль, что ухудшает видимость и нарушителю, и всем остальным участникам дорожного движения.

Именно поэтому, в последнее время в ГИБДД начали уделять больше внимания таким нарушителям. Фиксируют их довольно просто — автоинспектор встаёт с обычной видеокамерой на обочине и снимает весь поток нарушителей. Даже если водитель, увидев инспектора, успеет «нырнуть» обратно на дорогу, факт нарушения уже будет зафиксирован. К примеру, на днях подобный рейд прошёл на трассе М-7 в Татарстане, в районе выезда из Набережных Челнов. Автоинспекторы ловили нарушителей, которые хотели побыстрее «проскочить» ремонтируемый участок дороги.

Помимо этого, сейчас многие стационарные камеры ГИБДД могут фиксировать движение по обочине в автоматическом режиме.

Нужно ли уступать автомобилям на обочине?

Нарушители, ехавшие по обочине, затем пытаются вклиниться обратно в поток, тем самым раздражая остальных водителей. Нередко такие ситуации заканчиваются столкновением. Примечательно, что есть позиция Верховного суда, согласно которой водитель, едущий по обочине в нарушение ПДД, теряет преимущество перед другими участниками дорожного движения. А значит, никто не обязан пропускать таких «обочечников» и уступать им дорогу. В случае ДТП виновным признают водителя, ехавшего по обочине. Один из последних случаев произошёл в Самаре, в 2019 году ( постановление Верховного Суда РФ от 19 декабря 2019 года по делу № 46-АД19-27 ).

Там водитель, выезжая с прилегающей территории на главную дорогу, не уступил дорогу «обочечнику». Автоинспекторы признали виновным водителя, выезжавшего на дорогу, но Верховный суд это решение отменил и признал виновным водителя, ехавшего по обочине.

Верховный Суд РФ подчеркнул, когда преимущественное право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения возникнуть не может. Так, водитель автомобиля, движущегося в нарушение ПДД по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector