Годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020

Годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020

Бухгалтерская отчетность за 2020 год

Бухгалтерский баланс — первый и основной финансовый документ из комплекта годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год. По нему можно судить о финансовом положении компании, увидеть, какими активами обладает фирма, каковы ее капитал и обязательства. Это форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. С 01.06.2019 года действует новая редакция бланков бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина от 19.04.2019 №61н. В обновленном формуляре бухгалтерского баланса необходимо указывать:

  1. подлежит ли фирма аудиту;
  2. наименование аудиторской фирмы или ИП, а также ИНН и ОГРН (ОГРНИП);
  3. показатели в тысячах рублей, т.к. единица измерения «млн.руб.» исключена;
  4. ОКВЭД 2 вместо ранее действовавшего ОКВЭД.

ВАЖНО! С 2020 года изменен порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Подробнее читайте здесь.

Каким может быть бухгалтерский баланс, см. здесь.

Пример составления бухгалтерского баланса смотрите в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно:

По сути, баланс — это таблица, состоящая из граф и строк, разделами которой являются актив (сведения об имуществе) и пассив (сведения об источниках приобретения имущества).

В активе имущество представляется в разрезе внеоборотных и оборотных активов. В пассиве источники классифицируются на капитал и резервы (это собственные средства предприятия), долгосрочные и краткосрочные обязательства (это привлеченные средства). Все показатели в балансе представлены на три отчетные даты: 31 декабря (или другую отчетную дату) отчетного года и двух предыдущих лет.

Подробнее о структуре баланса и составе его статей читайте в этом материале.

Каждой статье баланса — как в активе, так и в пассиве — соответствует своя строка с особым кодом. Например, строка 1220 актива — это входной НДС, а строка 1520 пассива — краткосрочная кредиторка.

Расшифровку строк баланса, а также то, откуда берутся данные для их заполнения, вы можете увидеть в этой статье.

Больше об особенностях отражения информации по строкам баланса узнайте здесь.

Итоги по активу и по пассиву баланса (еще их называют валютой баланса) должны быть равны. Это значит, баланс сошелся.

Поскольку баланс бухгалтерский, составляют его по данным бухучета, к которым закон предъявляет определенные требования. Так, они должны быть полны и достоверны, подтверждены годовой инвентаризацией и т. п.

Больше об этих требованиях см. здесь.

Если в общем виде представить схему движения бухгалтерской информации, то первым звеном будет первичный документ, информация из которого сначала попадает в аналитические, а затем в синтетические бухрегистры. И уже из последних данные идут в баланс.

Подробнее узнать, как это происходит, а также увидеть пример заполнения баланса по полной и по упрощенной форме вы можете в этой статье.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в 2021 году см. здесь.

Детальную инструкцию по составлению баланса и остальных форм бухотчетности за 2020 год вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе К+ можно получить бесплатно.

Кстати, составить баланс — задача бухгалтера. А вот пользователь информации должен уметь его читать. Как это делать, мы рассказали в этой статье.

А вы знаете, как отражается выручка в бухгалтерском балансе? Нет? Тогда смотрите эту статью. В ней мы рассказываем, из каких разделов баланса можно сделать выводы по выручке компании за отчетный год.

Но на самом деле, чтобы прямо увидеть сумму выручки, лучше обратиться ко второй форме бухотчетности. О ней и расскажем далее.

Отчет о финансовых результатах за 2020 год

Вторая форма бухгалтерской отчетности предприятий за 2020 год сейчас именуется отчетом о финансовых результатах (ОФР). Утверждена она тем же приказом Минфина, что и баланс, то есть приказом № 66н, и имеет код по ОКУД 0710002. Данный формуляр подвергся более глобальным изменениям: здесь изменились наименования некоторых строк, а часть строк была и вовсе исключена. Однако эти поправки станут обязательными только с отчетности за 2020 год. Сейчас нужно учесть только часть изменений, в частности, норму о внесении показателей в тысячах рублей.

Данный отчет содержит информацию:

  • о выручке;
  • себестоимости и расходах;
  • финрезультате, то есть прибыли (валовой, от продаж, до и после налогообложения) или убытке;
  • и некоторые другие показатели.

Увидеть и скачать бланк вы можете в этой статье.

А в КонсультантПлюс можно скачать образец заполнения отчета о финансовых результатах, получив бесплатный демо-доступ к системе К+ (по ссылке ниже):

Показатели приводятся за отчетный и прошлый годы. Это нужно для сопоставления данных и анализа.

Форма 2 также может быть полной и упрощенной.

Узнать больше о структуре отчета и порядке его заполнения вы можете в статье «Отчет о прибыли и убытках — форма № 2 (бланк и образец)».

А расшифровка строк отчета подробно представлена здесь.

Далее посмотрим, какие еще формы могут входить в годовой отчетный пакет.

Приложения к балансу

Помимо форм 1 и 2 в состав бухгалтерской отчетности за 2020 год входят:

  • отчет об изменениях капитала (форма 3, по ОКУД 0710003);
  • отчет о движении денежных средств (форма 4, по ОКУД 071004);
  • отчет о целевом использовании средств (форма 6, по ОКУД 071006).

В вышепоименованные бланки тоже были внесены изменения. Во всех формулярах информация указывается в тысячах рублей. В некоторых — изменеы коды ОКУД.

В отличие от форм 1 и 2 эти формы составляют не все и не всегда.

А о том, как заполнять отчет о целевом использовании средств, мы рассказали здесь.

Еще одним приложением к отчетности является расшифровка строк баланса. Ее по привычке могут называть формой 5. Но сейчас она официально именуется пояснениями к бухбалансу и ОФР. В этом отчете приводится детализация показателей этих двух форм. Он призван дать пользователям более расширенную информацию о финансовом состоянии, чем обобщенная отчетность.

Какие строки расшифровываются в пояснениях, а какие нет, см. в этой статье. В ней же вы увидите взаимоувязку строк баланса и строк пояснений.

А как составить такую важную расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, читайте здесь.

Данные пояснения являются регламентированным отчетом (их пример представлен в приказе Минфина № 66н). Но помимо них может также составляться пояснительная записка в свободной форме. Для чего она нужна, как выглядит, обязательна она или составляется по желанию предприятия — об этом вы узнаете из этой статьи. И конечно же, там вы найдете готовый образец такой записки.

Аудиторское заключение

Аудит — это процедура, призванная подтвердить или опровергнуть достоверность составленной отчетности. Цели у аудита могут быть разными.

Но в данном контексте аудиторское заключение нас интересует как одно из приложений к балансу, обязательное к сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год в госорганы. Требуется оно не от всех, а только от фирм, для которых проведение аудита обязательно.

Вдаваться в процедуру аудита годовой отчетности здесь мы не будем — о ней вы можете почитать, например, здесь. Просто отметим, что аудиторское заключение теперь в обязательном порядке сдается в налоговую, а не в статистику.

Раньше сдавать заключение аудиторов налоговикам не требовалось.

Годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество — субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) — 400 миллионов рублей;
— сумма активов бухгалтерского баланса — 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО — субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность за 2020 год

Любая компания отражает свою деятельность в бухучете. Годовая бухгалтерская отчетность — это основной источник информации как для внутренних пользователей (учредители, руководители), так и для внешних пользователей (кредиторы, инвесторы, госорганы).

Что входит в годовую бухгалтерскую отчетность?

Состав бухотчетности установлен ст. 14 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В нее входят — баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В качестве приложений регламентированы согласно п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 г. № 66н такие отчеты:

  • об изменениях капитала;
  • о движении денежных средств;
  • о целевом использовании средств (для НКО);
  • иные приложения (пояснения).

В этом же приказе Минфина закреплены формы бухотчетности — как для обычных организаций, так и для тех, которые используют упрощенные способы ведения бухучета и формирования упрощенной бухотчетности.

Упрощенный бухучет и отчетность утверждены Законом № 402-ФЗ. В п. 4 ст. 6 этого закона указаны, субъекты, которые вправе вести упрощенный учет и формировать упрощенную бухотчетность:

  • субъекты МСП;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Субъектами МСП считаются компании, имеющие среднесписочную численность сотрудников до 100 чел. и доход до 800 млн. руб. Кроме того, условием ограничения является доля участия в уставном капитале этих субъектов.

Для субъектов МСП есть некоторое снижение требований — в формах отчетность разрешено указывать показатели укрупненно, объединяя их в группы. Это можно делать при заполнении бухбаланса, а также отчетов о финансовых результатах и о целевом использовании средств.

Субъекты МСП имеют право самостоятельно выбирать — заполнять отчеты упрощенно или в обычном виде.

Проверка базы 1С на ошибки. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Изменения в 2021 году при формировании годовой бухгалтерской отчетности

С 2020 г. действует Закон от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, согласно которому отменили обязанность направлять отчетность в статорганы.

С 2021 г. все хозяйствующие субъекты должны направлять отчетность за 2020 г. только электронно по ТКС через оператора ЭДО. Годовая отчетность размещается на сайте ФСН и находится в общем бесплатном доступе.

Бухотчетность должна обладать одной из главных характеристик — достоверность сведений. При некоторых обстоятельствах для такой отчетности нее предполагается проведение обязательного аудита.

С 2021 г. скорректирован п. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ. В нем указаны ситуации, при которых субъекты обязаны осуществлять аудит бухотчетности.

Читайте также  Кбк 18210102030011000110 какой налог 2022

Согласно принятым корректировкам обязательный аудит бухотчетности проводится, если исполняется хотя бы одно из условий:

  • выручка от предпринимательства за год до отчетного — больше 800 млн. руб.;
  • размер активов баланса на конец года до отчетного — больше 400 млн. руб.

До внесения изменений эти показатели были 400 млн. руб. по выручке и 60 млн. руб. по активам.

В какие сроки направлять бухотчетность за 2020 год

Сроки подачи годовой отчетности соблюдаются всеми хозяйствующими субъектами, ведущими бухучет (ч. 1 ст. 6 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). При этом не учитывается ни правовая форма хозяйствования субъекта, ни применяемый режим налогообложения.

Некоторые ИП и отделения иностранных компаний не обязаны осуществлять бухучет. И, соответственно, они не должны подавать бухотчетность.

Годовая отчетность представляется в ИФНС по месту нахождения компании. На основании представленных сведений ФНС формирует государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности — ГИР БО.

Внимание! Отчетность некоторых субъектов не включается в ГИР БО, а потому они по-прежнему должны отчитываться в органы статистики.

Бухотчетность нужно подавать в ИФНС не позже 3-х месяцев по окончании отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Соответственно, за 2020 г. ее нужно направить не позже 31 марта 2021 г. Поскольку день не выпадает на выходной, переноса срока сдачи бухотчетности в 2021 г. не будет.

В законодательстве не установлены сроки сдачи промежуточной бухотчетности. Ее не требуется подавать в ИФНС.

Если компания исправляла ошибки в бухотчетности, то ее нужно подать в ИФНС при условии, если она включается в ГИР БО. Срок отправки скорректированной отчетности — не позже 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днем внесения изменений.

Вносить изменения в уже утвержденную бухотчетность нельзя.

Отдельные сроки сдачи бухотчетности за 2020 год

Компаниям нужно учитывать особые сроки сдачи бухотчетности за 2020 г. в некоторых ситуациях:

  • если компания создана в 2020 г., она должна сдать годовой отчет. Срок может быть как общий для всех, так и перенесенный на 2022 г.

Если компания зарегистрирована после 30 сентября 2020 г., то первый отчетный год для нее — с даты регистрации по 31 декабря 2021 г. И тогда она должна в первый раз сдать годовую отчетность не позже 31 марта 2022 г. Но она вправе также сдать отчет за период с даты регистрации до 31 декабря 2021 г., и тогда для нее сроки отправки документов обычные — не позже 31 марта 2021 г.

Если компания зарегистрирована до 30 сентября 2020 г., то для нее сроки сдачи годовой отчетности обычные — до 31 марта 2021 г.;

  • если компания ликвидирована, то отчетность формируется за период с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ информации о ликвидации. Эта отчетность не включается в систему ГИР БО. Законодательством не установлен срок сдачи бухотчетности ликвидированной компании, а потому ее подают вместе с документацией на ликвидацию компании;
  • если компания реорганизована, то для нее последний отчетный период — с 1 января по дату реорганизации, т.е. дату регистрации последнего из возникших юрлиц. При этом исключением является ситуация по реорганизации в форме присоединения — отчетным периодом является срок с 1 января по дату внесения информации в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной компании. Эта отчетность не включается в систему ГИР БО.

Компания, которая образовалась по итогам реорганизации, всегда сдает бухотчетность в установленные сроки — до 31 марта года, следующего за отчетным. И при этом отчетным периодом является срок от даты регистрации образованной в результате реорганизации компании до 31 декабря отчетного года.

Ответственность за нарушения сроков сдачи годовой отчетности

За нарушение сроков сдачи годовой отчетности предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ налоговики вправе привлечь должностных лиц налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение требований к бухучету, в т.ч. и к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. При повторном нарушении ответственность ужесточается, и штраф составляет 10 000 — 20 000 руб., а также может быть дисквалификация на срок 1-2 года.

Грубое нарушение требований к бухучету и бухотчетности предполагают:

  • занижение размера налогов и сборов не меньше чем на 10% из-за искажения информации;
  • искажение любого показателя бухотчетности не менее чем на 10%;
  • регистрация в бухучете факта хозяйственной деятельности, которого не было, а также мнимого или притворного объекта бухучета;
  • формирование отчетности не на основе информации из регистров бухучета;
  • отсутствие первичных учетных документов или регистров бухучета;
  • отсутствие аудиторского заключения (если оно обязательно для компании) в течение регламентированных сроков его хранения.

Кроме того, предусмотрена ответственность за несдачу в зависимости от того, включается ли бухотчетность в ГИР БО или нет.

Если бухотчетность не входит в ГИР БО, то ответственность применяется на основании ст. 126 НК РФ. Штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При определении размера штрафа налоговики руководствуются перечнем отчетов, которые должна сдать компания. Если она обязана представить баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала, о движении денежных средств и пояснения, то штраф за 5 документов составит 1 000 руб.

Если бухотчетность входит в ГИР БО, то ответственность на основании ст. 126 НК РФ налоговики применить не вправе. Этот момент основан на том, что по указанной статье применяется ответственность за несдачу отчетности, установленной Налоговым кодексом. А обязанность сдавать бухотчетность в ГИР БО устанавливается на основании Закона № 402-ФЗ.

В данный момент в Кодексе об административных правонарушениях нет конкретной статьи, по которой устанавливается ответственность за несдачу отчетов в ГИР БО. Есть такая статья в новой редакции кодекса, но она еще не принята.

В такой ситуации налоговики выписывают штраф на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Его размер составляет 3 000 — 5 000 руб.

Что изменится в бухотчетности в 2020 году

Иллюстрация: Никита Коночкин/Клерк

Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.

Новые формы отчетности

Поправки связаны с внесением изменений в:

    ;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).

Изменения, общие для всех форм

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Изменения в отчете о финрезультатах

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».
  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 <Об изменениях приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н>).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.

Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.

Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах

Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.

  • форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.

Новая строка для аудита

Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Отмена отчётности в Росстат

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чья отчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Новые требования к виду отчетности

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору — на бумаге или через Интернет. Однако за 2020 год и малые предприятия обязали отчитываться исключительно через Интернет.

Отметим, что ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания бухотчетности составленной

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Уточнения относительно составления бухотчетности

  1. на бумажном носителе;
  2. в виде электронного документа;
  3. на бумажном носителе и в виде электронного документа.

Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Установлена плата за бухотчетность контрагентов

То есть, электронную базу со сданной бухотчетностью за 2019 год и последующие периоды вести Налоговая служба, а не Росстат.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Новый порядок расчета и отражения показателей в отчете о финрезультатах

  • временные разницы;
  • постоянные разницы;
  • чистую прибыль.

Соответствующие изменения в ПБУ 18/02 внёс приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, а в формы отчетности — приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

В частности, уточнено понятие временных разниц. Под ними теперь понимают не только доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу в разных отчетных периодах, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.

С 2020 года организации определяют временную разницу (ВР) на отчетную дату по следующей формуле:

  • оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов;
  • формирования себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
  • формирования доходов и расходов, связанных с продажей ОС;
  • создания резервов по сомнительным долгам и иных резервов;
  • отражения процентов к уплате по кредитам и займам.
  • при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признании в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также запасов и других активов;
  • признании в бухучете оценочных обязательств;
  • наличии убытка, перенесенного на будущее, который не уменьшил налог на прибыль в отчетном периоде, но будет принят в последующих отчетных периодах;
  • прочих аналогичных ситуациях.

Новые обязательные сведения в бухотчетности

В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:

  • ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
  • материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.

Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.

С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
  • прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Новый порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности

И пока идут расчеты по прекращаемой деятельности, информацию о ней нужно показывать в бухгалтерской отчетности.

Отметим, что ранее такую информацию раскрывали в отчетности до отчетного периода включительно, в котором завершена программа по прекращению деятельности. Хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены.

Новые стандарты для госсектора

Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector