Какая пенсия будет у вдовы чернобыльца ликвидатора

Какая пенсия будет у вдовы чернобыльца ликвидатора

Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?

Катастрофа, случившаяся на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, многих женщин оставила вдовами: огромные дозы облучения радиацией получили не только местные жители, но и те, кто приехал для устранения последствий аварии. Целый ряд бывших республик Советского Союза установил льготы и пенсии вдовам чернобыльцев, погибших при ликвидации последствий аварии или трудившихся в тот период в опасной зоне. В России перечень льгот перечислен в законе № 1244-I.

Вдовы чернобыльцев

Меры социальной поддержки

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:

  1. паспорт;
  2. ксерокопия сертификата, полученного мужем;
  3. копия свидетельства о смерти супруга;
  4. справка о расторжении договора с банком без расходования средств.

Пенсионные выплаты вдовам

Пенсионерка с деньгами

Женщины, мужья которых погибли из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции, могут рассчитывать сразу на несколько видов пенсионного содержания: по возрасту и по потере кормильца. Если жалованье по старости они зарабатывают сами, то выплаты по утере кормильца назначаются как компенсация за смерть мужа. Выплаты эти бывают двух видов: страховые и социальные. При возникновении права на оба вида выплат женщина может выбрать одну из них.

Если покойный супруг успел набрать необходимый стаж для назначения страховой пенсии, вдова может обратиться за страховыми выплатами, назначение которых регулируется законом № 400-ФЗ. Сумма выплат зависит от стажа супруга и набранного ИПК. При этом женщина должна доказать, что находилась у него на иждивении. Исключение составляет тот случай, когда вдова не работает и растит детей, сестер, братьев либо внуков умершего, которым еще нет 14 лет. В этом случае неважно, находилась женщина на иждивении у покойного или нет.

Социальные выплаты по утере кормильца, которые регулируются законом № 166-ФЗ, не зависят от продолжительности срока труда покойного. Величина выплат составляет 125% от установленного размера соцпенсии. Если вдова при этом проживает на Крайнем Севере либо в иной местности с тяжелыми условиями климата, выплаты увеличиваются на установленный районный коэффициент. Если же она решит переехать туда, где климат мягче, надбавка будет отменена.

Оформление пенсионных выплат

МФЦ

Для установления жалованья по потере кормильца вдове надо обратиться в МФЦ либо ПФР. Сделать это можно как лично, так и воспользовавшись услугами почтовой связи либо интернетом. Однако отправка бумаг по почте потребует их предварительного нотариального заверения.

Чтобы получать выплаты, вдове нужно подтвердить, что муж ее действительно пострадал из-за чернобыльской аварии. Соответственно, надо либо предоставить его удостоверение ликвидатора последствий взрыва на атомной электростанции и военный билет с соответствующей записью, либо найти подтверждение того, что он работал на АЭС в тот период. Также необходимы заключения медиков, подтверждающие получение покойным супругом инвалидности либо заболеваний, вызванных облучением.

При оформлении понадобятся следующие документы:

  • паспорт вдовы;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • бумаги, удостоверяющие право женщины на получение пособия (удостоверение чернобыльца покойного супруга и т. д.);
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки, подтверждающие трудовую деятельность супруга (при обращении за страховыми выплатами);
  • бумаги, подтверждающие статус иждивенца при кормильце либо факт воспитания детей, братьев, сестер либо внуков покойного, которым еще не исполнилось 14 лет (для установления страховых выплат);
  • справка о том, что умерший не получал пенсии при возникновении права на нее (при обращении за страховым пенсионным жалованьем).

Свидетельство о смерти, паспорт и деньги

Дополнительные выплаты

Вдова, потерявшая супруга, может рассчитывать на помощь государства в его захоронении. Помощь эта гарантируется законом № 8-ФЗ.

Согласно статье 8, женщина может рассчитывать на бесплатное получение следующих услуг:

  • выдачу официальных бумаг для проведения ритуала погребения (в течение суток после установления причины смерти);
  • возможность хранения тела покойного в морге до 7 дней с даты установления причины смерти (в некоторых случаях срок может быть продлен до двух недель);
  • содействие в исполнении воли умершего в вопросе захоронения его тела;
  • предоставление предметов для проведения ритуала погребения;
  • доставку тела погибшего в крематорий либо на кладбище;
  • проведение захоронения;
  • помощь в установлении памятника (если супруг был военнослужащим).

Если женщина похоронила супруга за собственные средства, она вправе обратиться за ЕДВ. В Соцзащиту в течение полугода после смерти супруга подаются документы:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о кончине мужа-чернобыльца, а также документы, подтверждающие наличие у него заболевания, полученного из-за аварии на Чернобыльской АЭС (либо группы инвалидности);
  • чеки и квитанции, подтверждающие факт оплаты похорон;
  • реквизиты банковского счета, куда поступят деньги.

Заключение

Список льгот вдовам чернобыльцев включает в себя возможность получать дополнительно пенсию по утрате кормильца в лице супруга и скидку при оплате услуг ЖКХ, устраивать детей в детские сады и школы без очереди и получать компенсацию на их питание там, а также при необходимости получить внеочередное место в доме престарелых. Если же муж оформил жилищный сертификат, после его смерти вдова имеет право, переоформив сертификат на себя либо иных членов семьи, получить от государства денежную поддержку на покупку жилья. Однако все вышеперечисленные льготы необходимо оформить, обратившись в соответствующие инстанции и доказав свои права.

Мне 64 года, я вдова ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Какие льготы помимо ЖКХ я имею? Полагается ли мне вторая пенсия?

Мне 64 года, я вдова ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Какие льготы помимо ЖКХ я имею? Полагается ли мне вторая пенсия?

Ответы на вопрос:

вы имеет право на пенсию по потере кормильца при этом неважно, сколько времени прошло с момента смерти кормильца, каков его трудовой стаж и находились ли вы на его иждивении.

ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.3 п.3 пп.5.

Льготы как вдове ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС

1.направление на санаторно-курортное лечение;

2. медицинское обслуживание и устройство в дома инвалидов, ветеранов и престарелых вне очереди;

3. возможность трудоустройства вне очереди при переселении на новое место жительства;

4. возможность устроить ребенка в детское дошкольное учреждение с компенсацией оплаты питания в определенном размере;

4.пенсии по потере кормильца и другие компенсационные выплаты.

5. предоставляется право на дополнительный отпуск в количестве 14 дней.

6. освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство, которое находится в их собственности и официально зарегистрировано.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Будучи супругой умершего ликвидатора ЧАЭС Вы имеете право на пенсию по потере кормильца независимо от получения другого вида пенсии, т.е. можете получать вторую пенсию, если муж был из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируют:

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

В 2019 году вдова чернобыльца получает ежегодные выплаты в размере 881 руб. и ежемесячное пособие в размере 921 руб. Государство также предоставляет следующие виды денежного довольствия для мужчины, которое после его смерти переходит жене: разницы между заработной платой в одной из зон Чернобыля и оплатой труда в настоящее время без учета компенсации за инвалидность; одна заработная плата – если муж временно не работал; ежемесячные денежные средства в зависимости от категории инвалидности. Для 1-й группы полагается 18425 руб., для 2-й – 9212 руб., для 3-й – 3683 руб.; пенсионное обеспечение по старости – в 2 раза больше социальной; детские деньги – 84 руб. на школьника и 433 руб. на дошкольника; ежемесячное оздоровление – 260 руб. Родственники, в том числе вдовы, получают разовую выплату за утрату кормильца 9871 руб. и похоронные – 3748 руб. При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти. Пенсионное обеспечение вдов Женщины, достигшие возраста 50 лет, могут получить пенсию по утрате кормильца. Вдовам ликвидаторов помимо «чернобыльской», положено трудовое пенсионное обеспечение. Оно назначается по достижению возраста 55 лет. Меры социальной поддержки обозначены в п. 2-3, 7-8, 12-15 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В их перечень входят: обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК; скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании; скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла; право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании; право на вступление в кооперативы; обеспечение участками для ИЖС вне очереди; право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди; обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди; право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди; компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется); доп. отпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты; компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси; налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению. Если вдова является организатором похорон чернобыльца, она получает денежную сумму в размере 2000 руб.

Как оформить: Для оформления преференций понадобится удостоверение чернобыльца, подтверждающее статус. Льгота регистрируется так: Сбор нужной документации, указанной государственными инстанциями. Написание заявление в органах соцзащиты. Получение удостоверения чернобыльца. Посещение МФЦ, Пенсионного фонда.

Добрый день Татьяна Леонидовна как вдовы участника ликвидации аварии имеете право на вторую пенсию согласно

Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Вдовы участников ликвидации аварии на ЧАЭС могут получать две пенсии: государственную пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсию по старости.

Пенсия по потере кормильца назначается женщинам в 50 лет. При этом не имеет значение ни факт нахождения на иждивении у умершего супруга, ни время, прошедшее со дня смерти, ни продолжительность стажа умершего. Размер пенсии зависит от статуса умершего ликвидатора аварии.

В случае, если смерть мужа не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, вдове умершего назначается пенсия по потере кормильца – 5 404 руб. 67 коп. Это 125% от размера социальной пенсии по старости.

Если же участник ликвидации аварии был военным, и причина его смерти связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей во время ликвидации аварии, то пенсия будет больше. Для получения пенсии в повышенном размере необходимо получить заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы. При наличии такого заключения вдове назначается пенсия по потере кормильца в размере 8 647 руб. 48 коп. Это 200% от социальной пенсии по старости.

Если вдова участника ликвидации аварии на ЧАЭС ранее не обращалась в учреждение медико-социальной экспертизы, то она может сделать это в настоящее время. После получения вышеуказанного заключения необходимо будет обратиться в территориальный орган ПФР с необходимыми документами. Важно, что пенсия будет увеличена только с момента обращения в Пенсионный фонд.

Вторая пенсия, на которую имеют право вдовы ликвидаторов аварии на ЧАЭС, — трудовая пенсия по старости. Она назначается по достижении общеустановленного возраста выхода на пенсию – в 55 лет.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

КС защитил право Чернобыльцев на две пенсии

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Фабула дела

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Логика Конституционного Суда

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Читайте также  Воровские татуировки и их значение. Татуировки воров

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Лапинский Владислав

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Не обошлось без мобилизованных лиц и при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К таким лицам относится Алексей Подвязников – инвалид II группы (бессрочно) вследствие катастрофы на ЧАЭС, интересы которого я представлял в Конституционном Суде РФ.

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

  • заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «з»);
  • заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «и»);
  • заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «к»).

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2016 г. № 31656/2016 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Моему доверителю была первоначально (почему первоначально – будет понятно далее) установлена инвалидность с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2021 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.

Это не первое решение КС по вторым пенсиям для чернобыльцев, призванных на военные сборы: в частности, в Постановлении от 7 февраля 2012 г. № 1-П Суд рассматривал аналогичные правоотношения.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.

Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

В заключение добавлю: несмотря на то что КС не принял жалобу к рассмотрению, нам удалось добиться главного – Суд в последнем разделе определения прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на получение второй пенсии (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции). Теперь и другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении КС и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии. Кроме того, ПФР и судья ВС указывали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, а КС определил, что на вторую пенсию ликвидаторы могут рассчитывать при достижении 55-летнего возраста, а это очень важно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector