Какие льготы по налогу на прибыль организаций

Какие льготы по налогу на прибыль организаций

Какие льготы по налогу на прибыль организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. N 03-03-07/65327 О налоговых льготах по налогу на прибыль и НДС для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о налоговых льготах по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), которыми устанавливается, в частности, возможность для организаций учитывать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих мер государственной поддержки, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также религиозным организациям (подпункт 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Учитывая, что в силу норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются, в том числе и организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели, положения подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ распространяются и на случаи осуществления юридическими лицами благотворительной деятельности, при соблюдении условий, определенных указанной нормы НК РФ.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 286.1 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ.

При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

В части налога на добавленную стоимость.

Согласно абзацу первому подпункта 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, передача в благотворительных целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Одновременно отмечаем, что в случае, если получателем товаров (работ, услуг), указанных в абзаце первом подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, является организация, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, являются:

договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг);

акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Заместитель директора ДепартаментаА.А. Смирнов

Обзор документа

Организации вправе учитывать при налогообложении прибыли расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного:

— СОНКО — получателям мер господдержки;

— НКО, в наибольшей степени пострадавшим от коронавируса;

СОНКО признаются в том числе организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели. Соответственно, возможность учета этих расходов распространяется на случаи осуществления юрлицами благотворительной деятельности.

В состав инвестиционного налогового вычета включаются пожертвования учреждениям культуры, а также фондам на формирование целевого капитала.

Передача в благотворительных целях товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не облагается НДС.

Какие льготы по налогу на прибыль организаций

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внес изменения в гл. 25 НК РФ. Некоторые из них распространяют действие на прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

Расширен перечень необлагаемых доходов

Плательщики налога на прибыль организаций больше не обязаны учитывать в составе доходов стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые:

  • получены безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления);
  • получены безвозмездно от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ, законодательства субъектов РФ, актов органов местного самоуправления);
  • получены от физических или юридических лиц, если оплата стоимости этих работ (услуг, имущественных прав) осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими указанных полномочий по поддержке субъектов МСП и поддержке экспорта.

Это правило закреплено в новом пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ (вступил в силу 02.07.2021) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. (пп. «в» п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики, имевшие указанные доходы в 2019 и 2020 гг. и заплатившие с них налог, вправе либо подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за эти периоды, либо уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов (отразив их по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетные или налоговый периоды 2021 г.). Это следует из п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ.

Пониженные региональные налоговые ставки с прибыли от интеллектуальной собственности

Субъектам РФ предоставили право устанавливать пониженные ставки для налогоплательщиков, которые предоставляют права пользования результатом интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. При этом исключительные права на интеллектуальную собственность должны принадлежать самому налогоплательщику и быть зарегистрированы в Роспатенте.

Налогоплательщику придется вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от продажи лицензий и доходов (расходов) в связи с иной деятельностью. В противном случае применить пониженную налоговую ставку от «лицензионной» деятельности не получится.

При этом региональным законом должны быть определены:

  • виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке;
  • размер этой налоговой ставки;
  • дополнительные условия ее применения.

Это следует из п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ, который вступает в силу 02.08.2021 (п. 41 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Временные льготы для организаций культуры и искусства
  • освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 гг.;
  • уплачивают налог на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. не позднее 28 марта 2022 года.

Это распространяется на организации, осуществляющие:

  • творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90);
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (код ОКВЭД 91).

Осуществляемая организацией деятельность определяется по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 г.

Соответствующие изменения внесены в статьи 286, 287, 289 НК РФ, которые вступают в силу 02.08.2021 (п. 44, пп. «б» п. 46, п. 47 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Отметим, что сумма налога за 2020 г. и авансовые платежи за первый квартал и полугодие 2021 г. могут быть уже уплачены налогоплательщиком. Полагаем, в этом случае он вправе вернуть эти суммы из бюджета или зачесть их в счет предстоящих иных платежей в бюджет (например, по другим налогам) по правилам ст. 78 НК РФ.

Уточнили порядок начисления амортизации основных средств

Полагаем, уточнения связаны, прежде всего, со случаями амортизации стоимости модернизации (реконструкции и пр.) полностью самортизированных ОС. Поскольку остаточная стоимость таких ОС равна нулю, возникают следующие вопросы:

  • нужно ли сумму модернизации прибавлять к первоначальной стоимости такого ОС либо нужно амортизировать только сумму модернизации?
  • необходимо ли в этом случае увеличивать срок полезного использования и уменьшать норму амортизации?

С 01.01.2022 из п. 2 ст. 257 НК РФ будет следовать, что первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов независимо от размера остаточной стоимости основных средств. При этом если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта срок его полезного использования не увеличился, применяется первоначально установленная норма амортизации (раньше предписывалось учитывать оставшийся срок полезного использования) (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ). Кроме того, в п. 5 ст. 259.1 НК РФ теперь напрямую указано, что окончание срока полезного использования не является основанием для прекращения начисления амортизации. Как и прежде, такими основаниями являются только полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо его выбытие из состава такого имущества по любым основаниям.

Таким образом, исходя из комментируемых изменений, стоимость реконструкции (модернизации и пр.) полностью самортизированного ОС нужно будет списывать через амортизацию либо по норме, которая была определена при введении этого ОС в эксплуатацию, либо по новой (меньшей) норме, рассчитанной исходя из увеличенного срока полезного использования. При этом сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется путем умножения нормы амортизации на первоначальную стоимость, увеличенную на сумму модернизации.

Новые полномочия субъектов РФ в отношении инвестиционного налогового вычета

Со 02.08.2021 регионы получат право устанавливать в своих законах:

  • объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой – десятой амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на инвестиционный налоговый вычет. Сегодня к таким объектам указанный вычет не применяется;
  • минимальные сроки фактического использования объектов ОС (в отношении которых применялся инвествычет), до истечения которых их реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) влечет согласно п. 12 ст. 386.1 НК РФ восстановление и уплату в бюджет (с начислением пени) суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.

См. пп. «б» — «г» п. 45 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ.

Станет проще подтвердить выплаты постоянному представительству иностранной организации

Как известно, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации не возникает, если этот доход относится к ее постоянному представительству. Чтобы это подтвердить, у источника дохода должна быть копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет в РФ, заверенная нотариально не ранее чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

Со 02.08.2021 налоговому агенту достаточно иметь копию вышеуказанного документа. Заверять ее нотариально не нужно (п. 49 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Полагаем, теперь заверить ее должен получатель дохода (иностранная организация в лице ее постоянного представительства).

Новая статья расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

С 01.01.2022 в расходы на НИОКР можно будет включить затраты на приобретение:

  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав. Это означает, что расходы на перечисленные НМА организация вправе учесть единовременно (не прибегая к амортизации);
  • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Дополнили перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы

Напомним, пени, штрафы (например, за административные правонарушения), иные санкции, перечисляемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ). С 01.01.2022 к ним добавятся платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба (п. 39 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили ограничение на перенос убытка

По действующим правилам налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2021 гг. можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 процентов (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это невыгодное для налогоплательщиков ограничение продлили на три года. Прибыль, полученную в 2022-2024 гг., также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 процентов (п. 40 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили порядок учета в расходах процентов по кредитам на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса

Напомним, проценты по таким кредитам в 2020-2021 гг. учитываются в расходах по мере оплаты (подробнее см. здесь).

Такой порядок будет действовать и в 2022 г. (ст. 6 Закона № 305-ФЗ).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Льготные ставки по налогу на прибыль с 2020 года

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.

Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.

В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.

Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.

В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Опубликованы рекомендации для жертвователей, претендующих на льготу по налогу на прибыль при перечислении пожертвований или их передаче в натуральной форме в адрес СО НКО

В этом материале мы постарались ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие при получении льготы по налогу на прибыль, введённой Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Какие организации могут воспользоваться льготой?

Льготой по налогу на прибыль могут воспользоваться любые организации, если часть полученной прибыли они перечислили в качестве пожертвования в адрес социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), включённых в реестры Минэкономразвития России, либо передали этим СО НКО имущество в этом качестве в натуральной форме.

Для использования льготы организация-жертвователь должна являться плательщиком налога на прибыль. Организации, применяющие иные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), претендовать на льготу не могут.

Размер компании-жертвователя (большая, средняя, маленькая компания, микропредприятие) на наличие льготы не влияют.

Кому можно жертвовать, если плательщик претендует на льготу по налогу на прибыль?

Если жертвователь претендует на льготу по налогу на прибыль, то он может сделать пожертвование в адрес СО НКО из следующего перечня:

В реестр включены СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являлись:

  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • получателями грантов Президента Российской Федерации;
  • поставщиками социальных услуг;
  • исполнителями общественно полезных услуг.
  • частные образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность;
  • некоммерческие организации, являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017–2018 годы;
  • НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и не подлежат налогообложению (информация получена из постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 602).
Читайте также  Таблица соответствия кодов ОКАТО и ОКТМО по

Кроме того, для целей предоставления льготы пожертвования могут быть сделаны централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;

Как воспользоваться льготой?

Льгота состоит в том, что сумма прибыли в целях налогообложения (для расчёта налога на прибыль) уменьшается на размер пожертвования (в денежной и натуральной формах), сделанного в адрес СО НКО, включённых в реестры Минэкономразвития России, но не более 1 процента от выручки от реализации.

Рассмотрим механизм использования льготы на условных примерах.

Для исключения повторов для удобства будем использовать термин «перечисление пожертвование», под которым в этом материале понимается и передача пожертвования в натуральной форме.

Предположим, коммерческая организация, применяющая общий режим налогообложения, получила за отчётный период выручку в размере 1 млн. 200 тыс. руб. (в том числе НДС 20% в размере 200 тыс. руб.). Базой для расчёта льготы будет величина выручки без НДС, т.е. 1 млн. руб.

Эта организация перечислила пожертвование в адрес НКО, входящей в реестры.

Деловые затраты этой организации составили 700 тыс. руб., т.е. прибыль равна 1 млн. руб. минус 700 тыс. руб. равно 300 тыс. руб.

Ставка налога на прибыль составляет для подавляющего большинства организаций 20 процентов.

Если данная организация вообще не будет перечислять пожертвование в адрес СО НКО из реестра, либо сделает пожертвование в НКО, но получатель не входит в реестры Минэкономразвития России, то сумма налога на прибыль составит:

300 тыс. руб. * 20% = 60 тыс. руб.

Если пожертвование сделано в адрес СО НКО из реестра, а его размер составил 10 тыс. руб. (ровно 1% от выручки), то сумма налога составит:

(300 тыс. руб. минус 10 тыс. руб.) * 20% = 58 тыс. руб.

При размере пожертвования менее 1% от выручки, например, 5 тыс. руб., сумма налога составит:

(300 тыс. руб. минус 5 тыс. руб.) * 20% = 295 тыс. руб.* 20% = 59 тыс. руб.

При размере пожертвования более 1% от выручки максимальный размер льготы ограничен этим одним процентом.

Например, если размер пожертвования составил 30 тыс. руб., то сумма налога на прибыль всё равно составит 58 тыс. руб., как в примере выше.

Пожалуйста, обратите внимание, что широко распространённое заблуждение о том, что жертвовать выгодно – глубоко ошибочно.

В примере, где организация тратит на пожертвование ровно один процент от выручки, совокупные затраты жертвователя на пожертвование и налог на прибыль составят:

10 тыс. руб. + 58 тыс. руб. = 68 тыс. руб.

А если бы этот жертвователь вообще не тратил деньги в качестве пожертвования, то его потери составили бы лишь 60 тыс. руб.

Соответственно, в примере, где организация перечисляет пожертвование в размере 5 тыс. руб., её совокупные затраты составят 5 тыс. руб. + 59 тыс. руб. = 64 тыс. руб., а там где перечисляемое пожертвование равно 30 тыс. руб., совокупные затраты составят 30 тыс. руб. + 58 тыс. руб. = 88 тыс. руб.

То есть утверждение о том, что жертвовать выгодно – ложно!

Из каждого рубля, пожертвованного в адрес СО НКО, 20 копеек “дарит” государство (в пределах лимита 1%), а остальную сумму жертвователь тратит из собственных средств, которые он мог бы потратить на дивиденды акционерам, расширение производства, премии работникам и т.д.

Выводы: пожертвование – добрая воля владельцев коммерческой организации, а государство лишь частично поддерживает эту деятельность. Пожертвование перечисляется не вместо, а фактически дополнительно к уплачиваемому налогу, размер которого чуть-чуть сокращается.

Рекомендации подготовлены специалистами Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» (КБА НКО) в рамках проекта «Тематический ресурсный центр для НКО: налогообложение и бухгалтерский учёт» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пониженная ставка налога на прибыль – несвоевременная подача документов

Статьей 284 НК РФ предусмотрено, что на основании законов субъектов РФ отдельные категории налогоплательщиков могут иметь право на применение пониженной ставки на налогу на прибыль (в части налога, зачисляемого в областной бюджет). Для того чтобы иметь возможность применять пониженную ставку налога, налогоплательщик должен не только соответствовать критериям, установленным соответствующим законом, но и подтвердить свое право.

По общему правилу, о реализации своего права налогоплательщик должен заявить в налоговой декларации и приложить соответствующие документы о своей деятельности. Если такие документы (сведения) не будут представлены, то организация утратит право на применение пониженной ставки. Однако, если такие сведения не были своевременно представлены, то налогоплательщик имеет шанс отстоять свое право на ее применение.

Фабула дела:

Организация соответствовала требованиям, предусмотренным областным законом для применения пониженной ставки по налогу на прибыль. При этом подтверждающие документы были предоставлены одновременно с уточненной налоговой деклараций, т.е. позже установленного срока. Налоговым органом было отказано в применении налоговой льготы, вместо этого налогоплательщик был привлечен к ответственности, начислены пени.

По мнению налогоплательщика, подача уточненной налоговой декларации с пропуском срока на предоставление сведений, подтверждающих право на льготу, не может являться основанием для неприменения льготы.

Инспекция не оспаривала право налогоплательщика на применение льготы, налогоплательщик утратил право на применение налоговой льготы, поскольку не исполнил необходимые условия для ее применения. При этом инспекция истребовала у организации ряд подтверждающих документов, но не дала им оценку.

Судебные инстанции признали такой подход неправомерным.

Судебный акт: Постановление АС Уральского округа от 24.04.2019 по Делу № А 34-8389/2018.

Выводы судов:

1. Возможность исчислить налог на прибыль по пониженной ставке, исходя из смысла п.1 ст. 56 НК РФ, является для налогоплательщиков налоговой льготой.

2. Налогоплательщику, претендующему на получение налоговой льготы, позволено реализовать такое право путем подачи уточненной налоговой декларации.

3. Не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на применение льготы по налогу факт заявления им льготы с уточненной налоговой декларацией, т.е. с пропуском срока для предоставления сведений. В противном случае исчисление налога по общеустановленной налоговой ставке будет являться мерой ответственности для налогоплательщика, подтвердившего своё право на применение льготы, но сделавшего это несвоевременно.

4. Налоговый орган, не придав правового значения истребованным документам, при этом не предъявив претензий к составу и содержанию предоставленных обществом сведений, действовал непоследовательно.

Комментарии:

1) Позиция судов в рассматриваемом деле соответствует позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении 18.09.2018 № 304-КГ18-5513 в отношении медицинских организаций, которая не была учтена налоговым органом.

2) Право на применение налоговой льготы имеет только налогоплательщик, имеющий основания для ее получения, и соответствующие документы, которые он обязан представить в налоговый орган как доказательства обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на налоговые льготы.

3) Подача подтверждающих документов с уточненной декларацией признается подачей с нарушением установленного срока. Однако, сам по себе пропуск срока, предусмотренного для представления первичной декларации, а также документов, подтверждающих наличие условий для применения пониженной налоговой ставки, не может являться снованием для лишения налоговой льготы.

4) Несмотря на наличие положительной судебной практики, в целях сведения к минимуму возможности наступления негативных последствий, следует контролировать не только соответствие условиям, установленным законодательством, но и соблюдение порядка и срока представления подтверждающих сведений. В противном случае придется доказывать свое право в суде.

5) Следует отдельно отметить, что с 2019 года субъекты могут принимать решения о предоставлении льгот в отношении налога на прибыль только в отношении налогоплательщиков и видов их деятельности, перечень которых предусмотрен НК РФ.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector