Новости — Генеральная прокуратура Российской Федерации
С 1 сентября Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры приступили к согласованию планов проведения проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.
В отличие от прошлых лет данная процедура будет осуществляться двумя способами.
В текущем месяце прокурорами будет дана оценка поступившим предложениям контролеров о проведении проверок в рамках полутора десятков видов государственного контроля (надзора), осуществляемых по правилам Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Незаконные предложения прокуроры предложат исключить из проектов планов, а согласованные мероприятия по контролю будут включены Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, который подлежит размещению на официальном сайте надзорного ведомства до 31 декабря 2021 года.
Одновременно прокуроры с 1 октября 2021 года приступят к согласованию планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на будущий год тех контролирующих органов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу в июле т.г.).
Процесс исключения незаконных предложений из проектов планов будет осуществляться исключительно в «цифровом» формате с использованием ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». По его завершению контролирующие органы обязаны до 22 декабря 2021 года разместить на своих официальных интернет-ресурсах утвержденные планы.
После завершения обеих процедур все субъекты предпринимательства, а также органы контроля всех уровней смогут ознакомиться с интересующими их плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями на Едином портале прокуратуры Российской Федерации в разделе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий/Единый реестр проверок» (proverki.gov.ru).
- Вконтакте
- LiveJournal
Рубрики
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура Российской Федерации
7 сентября 2021, 09:26
Прокуроры приступили к формированию планов проверок хозяйствующих субъектов на 2022 год
С 1 сентября Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры приступили к согласованию планов проведения проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.
В отличие от прошлых лет данная процедура будет осуществляться двумя способами.
В текущем месяце прокурорами будет дана оценка поступившим предложениям контролеров о проведении проверок в рамках полутора десятков видов государственного контроля (надзора), осуществляемых по правилам Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Незаконные предложения прокуроры предложат исключить из проектов планов, а согласованные мероприятия по контролю будут включены Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, который подлежит размещению на официальном сайте надзорного ведомства до 31 декабря 2021 года.
Одновременно прокуроры с 1 октября 2021 года приступят к согласованию планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на будущий год тех контролирующих органов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу в июле т.г.).
Процесс исключения незаконных предложений из проектов планов будет осуществляться исключительно в «цифровом» формате с использованием ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». По его завершению контролирующие органы обязаны до 22 декабря 2021 года разместить на своих официальных интернет-ресурсах утвержденные планы.
Коды субъектов Российской Федерации
В списке субъекты федерации идут в том же порядке, что и в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, дополнительные. Внутри этих подразделов субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Следует отметить, что нумерация кодов субъектов федерации соответствует перечню по тексту статьи 71 Конституции РСФСР 1978 года в редакции от 10 ноября 1992 (это заметно по коду Республики Алтай, которая в 1992 году называлась «Горный Алтай» и поэтому стояла на четвертом, а не втором месте).
Наименование субъекта | Код субъекта | Код ГИБДД-ГАИ | Код по ISO 3166-2 |
---|---|---|---|
Республика Адыгея | 01 | 01 | RU-AD |
Республика Башкортостан | 02 | 02, 102 | RU-BA |
Республика Бурятия | 03 | 03 | RU-BU |
Республика Алтай | 04 | 04 | RU-AL |
Республика Дагестан | 05 | 05 | RU-DA |
Республика Ингушетия | 06 | 06 | RU-IN |
Кабардино-Балкарская республика | 07 | 07 | RU-KB |
Республика Калмыкия | 08 | 08 | RU-KL |
Карачаево-Черкесская республика | 09 | 09 | RU-KC |
Республика Карелия | 10 | 10 | RU-KR |
Республика Коми | 11 | 11 | RU-KO |
Республика Марий Эл | 12 | 12 | RU-ME |
Республика Мордовия | 13 | 13, 113 | RU-MO |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 14 | RU-SA |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 15 | RU-SE |
Республика Татарстан | 16 | 16, 116 | RU-TA |
Республика Тыва | 17 | 17 | RU-TY |
Удмуртская республика | 18 | 18 | RU-UD |
Республика Хакасия | 19 | 19 | RU-KK |
Чеченская республика | 20 | 95 | RU-CE |
Чувашская республика | 21 | 21, 121 | RU-CU |
Алтайский край | 22 | 22 | RU-ALT |
Забайкальский край | 75 | 75, 80 | RU-ZAB |
Камчатский край | 41 | 41, 82 | RU-KAM |
Краснодарский край | 23 | 23, 93, 123 | RU-KDA |
Красноярский край | 24 | 24, 124, 84, 88 | RU-KYA |
Пермский край | 59 | 59, 81, 159 | RU-PER |
Приморский край | 25 | 25, 125 | RU-PRI |
Ставропольский край | 26 | 26 | RU-STA |
Хабаровский край | 27 | 27 | RU-KHA |
Амурская область | 28 | 28 | RU-AMU |
Архангельская область | 29 | 29 | RU-ARK |
Астраханская область | 30 | 30 | RU-AST |
Белгородская область | 31 | 31 | RU-BEL |
Брянская область | 32 | 32 | RU-BRY |
Владимирская область | 33 | 33 | RU-VLA |
Волгоградская область | 34 | 34, 134 | RU-VGG |
Вологодская область | 35 | 35 | RU-VLG |
Воронежская область | 36 | 36, 136 | RU-VOR |
Ивановская область | 37 | 37 | RU-IVA |
Иркутская область | 38 | 38, 85 (бывш. [[УОБА) | RU-IRK |
Калининградская область | 39 | 39, 91 | RU-KGD |
Калужская область | 40 | 40 | RU-KLU |
Кемеровская область | 42 | 42, 142 | RU-KEM |
Кировская область | 43 | 43 | RU-KIR |
Костромская область | 44 | 44 | RU-KOS |
Курганская область | 45 | 45 | RU-KGN |
Курская область | 46 | 46 | RU-KRS |
Ленинградская область | 47 | 47 | RU-LEN |
Липецкая область | 48 | 48 | RU-LIP |
Магаданская область | 49 | 49 | RU-MAG |
Московская область | 50 | 50, 90, 150, 190 | RU-MOS |
Мурманская область | 51 | 51 | RU-MUR |
Нижегородская область | 52 | 52, 152 | RU-NIZ |
Новгородская область | 53 | 53 | RU-NGR |
Новосибирская область | 54 | 54, 154 | RU-NVS |
Омская область | 55 | 55 | RU-OMS |
Оренбургская область | 56 | 56 | RU-ORE |
Орловская область | 57 | 57 | RU-ORL |
Пензенская область | 58 | 58 | RU-PNZ |
Псковская область | 60 | 60 | RU-PSK |
Ростовская область | 61 | 61, 161 | RU-ROS |
Рязанская область | 62 | 62 | RU-RYA |
Самарская область | 63 | 63, 163 | RU-SAM |
Саратовская область | 64 | 64, 164 | RU-SAR |
Сахалинская область | 65 | 65 | RU-SAK |
Свердловская область | 66 | 66, 96 | RU-SVE |
Смоленская область | 67 | 67 | RU-SMO |
Тамбовская область | 68 | 68 | RU-TAM |
Тверская область | 69 | 69 | RU-TVE |
Томская область | 70 | 70 | RU-TOM |
Тульская область | 71 | 71 | RU-TUL |
Тюменская область | 72 | 72 | RU-TYU |
Ульяновская область | 73 | 73, 173 | RU-ULY |
Челябинская область | 74 | 74, 174 | RU-CHE |
Ярославская область | 76 | 76 | RU-YAR |
Москва | 77 | 77, 97, 99, 177, 197, 199 | RU-MOW |
Санкт-Петербург | 78 | 78, 98, 178 | RU-SPE |
Еврейская автономная область | 79 | 79 | RU-YEV |
Ненецкий автономный округ | 83 | 83 | RU-NEN |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 86, 186 | RU-KHM |
Чукотский автономный округ | 87 | 87 | RU-CHU |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 89 | RU-YAN |
Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Управлением режимных объектов МВД России, Байконур | — | 94 | — |
Объединение регионов
7 декабря 2003 проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005.
17 апреля 2005 проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007.
23 октября 2005 проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007.
16 апреля 2006 проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008.
1 марта 2008 прекратили существование Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, которые образовали единый субъект федерации — Забайкальский край.
Коды регионов на автомобильных номерах в 2022 году
В этой статье речь пойдет про государственные регистрационные знаки (автомобильные номера). Номера присваиваются автомобилю во время его регистрации в ГИБДД и остаются на своем месте до тех пор, пока один из следующих владельцев не решит их заменить, либо регистрация автомобиля не будет прекращена.
Регистрационные знаки являются уникальными, т.е. не может существовать одинаковых номеров у двух разных автомобилей одновременно. Номера всегда отличаются хотя бы на одну букву или цифру. Сегодня будут рассмотрены особенности и порядок выдачи автомобильных номеров, а также автомобильные коды регионов на номерах.
Порядок выдачи номеров в России
Рассмотрим самый распространенный вид номеров в Российской Федерации:
Именно такие номера устанавливаются на большинство автомобилей.
На первый взгляд номер состоит из случайной последовательности букв и цифр. На самом деле не все здесь так просто.
На автомобильных номерах используются все цифры от 0 до 9. Однако в отличие от цифр, не все буквы русского алфавита могут оказаться на номерах. Такая привилегия дана только тем буквам, которые имеют схожие по написанию символы в латинском алфавите. Т.е. на автономерах могут использоваться только буквы А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х.
Об этом факте Вы могли узнать и раньше, но вот следующая мысль наверняка покажется Вам интересной. Речь пойдет о том, в каком порядке выдаются номера.
Номера выдаются по порядку (кроме специальных серий). Однако порядок изменения символов в номере далек от нормального восприятия. Символы меняются не справа налево, а несколько по-другому — в достаточно запутанной последовательности.
1. Чаще всего в автомобильном номере меняется 3я цифра (на рисунке это цифра 6).
После номера Т356ОК будет выдан номер Т357ОК.
2. Второй по частоте изменения символ — 2я цифра (на рисунке 5).
После номера Т359ОК будет выдан номер Т360ОК.
3. Третий по частоте символ — 1я цифра (на рисунке 3).
После номера Т399ОК будет выдан номер Т400ОК.
С цифрами вроде бы все в порядке, но того же самого нельзя сказать о буквах.
4. Четвертый по частоте символ — 1я буква (на рисунке Т).
После номера Т999ОК будет выдан номер У001ОК.
5. Пятый по частоте символ — 3я буква (на рисунке К).
После номера Х999ОК будет выдан номер А001ОМ.
6. Шестой по частоте символ — 2я буква (на рисунке О).
После номера Х999ОХ будет выдан номер А001РА.
Порядок достаточно сложен, так что если не поняли его с первого раза, перечитайте пункты 1-6 еще раз.
Символы в левой части регистрационного знака, которые рассматривались выше, отвечают за номера автомобилей внутри конкретного региона. Кстати, любителям статистики сообщаю, что с одним кодом региона может быть выдано не более чем 1 млн 726 тыс 272 автомобильных регистрационных знаков.
После исчерпания такого лимита происходит изменение номера региона России, записанного в правой части номера. Начиная с этого момента номера начинают выдаваться заново внутри нового региона. Каждому субъекту Российской Федерации соответствует собственный код, а некоторым субъектам федерации, имеющим очень большое число автомобилей, присвоены одновременно несколько кодов региона.
Таблица автомобильных кодов регионов 2021 и 2022 года
Код | Субъект Российской Федерации |
01 | Республика Адыгея (Адыгея) |
02, 102, 702 | Республика Башкортостан |
03 | Республика Бурятия |
04 | Республика Алтай |
05 | Республика Дагестан |
06 | Республика Ингушетия |
07 | Кабардино-Балкарская Республика |
08 | Республика Калмыкия |
09 | Карачаево-Черкесская Республика |
10 | Республика Карелия |
11 | Республика Коми |
12 | Республика Марий Эл |
13, 113 | Республика Мордовия |
14 | Республика Саха (Якутия) |
15 | Республика Северная Осетия — Алания |
16, 116, 716 | Республика Татарстан (Татарстан) |
17 | Республика Тыва |
18 | Удмуртская Республика |
19 | Республика Хакасия |
21, 121 | Чувашская Республика — Чувашия |
22 | Алтайский край |
23, 93, 123, 193 | Краснодарский край |
24, 124 | Красноярский край |
25, 125 | Приморский край |
26, 126 | Ставропольский край |
27 | Хабаровский край |
28 | Амурская область |
29 | Архангельская область |
30 | Астраханская область |
31 | Белгородская область |
32 | Брянская область |
33 | Владимирская область |
34, 134 | Волгоградская область |
35 | Вологодская область |
36, 136 | Воронежская область |
37 | Ивановская область |
38, 138 | Иркутская область |
39 | Калининградская область |
40 | Калужская область |
41 | Камчатский край |
42, 142 | Кемеровская область |
43 | Кировская область |
44 | Костромская область |
45 | Курганская область |
46 | Курская область |
47, 147 | Ленинградская область |
48 | Липецкая область |
49 | Магаданская область |
50, 90, 150, 190, 750 | Московская область |
51 | Мурманская область |
52, 152 | Нижегородская область |
53 | Новгородская область |
54, 154 | Новосибирская область |
55 | Омская область |
56, 156 | Оренбургская область |
57 | Орловская область |
58 | Пензенская область |
59, 159 | Пермский край |
60 | Псковская область |
61, 161, 761 | Ростовская область |
62 | Рязанская область |
63, 163, 763 | Самарская область |
64, 164 | Саратовская область |
65 | Сахалинская область |
66, 96, 196 | Свердловская область |
67 | Смоленская область |
68 | Тамбовская область |
69 | Тверская область |
70 | Томская область |
71 | Тульская область |
72 | Тюменская область |
73, 173 | Ульяновская область |
74, 174 | Челябинская область |
75 | Забайкальский край |
76 | Ярославская область |
77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799 | г. Москва |
78, 98, 178, 198 | г. Санкт-Петербург |
79 | Еврейская автономная область |
82 | Республика Крым |
83 | Ненецкий автономный округ |
86, 186 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
87 | Чукотский автономный округ |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
92 | г. Севастополь |
95 | Чеченская республика |
Устаревшие коды регионов
Код | Субъект Российской Федерации | Примечание |
20 | Чеченская республика | до 2000 года |
80 | Забайкальский край | до 2020 года |
81 | Пермский край | до 2020 года |
84 | Красноярский край | до 2020 года |
85 | Иркутская область | до 2020 года |
88 | Красноярский край | до 2020 года |
91 | Калининградская область | |
94 | Территории, находящиеся за пределами Российской Федерации и обслуживаемые органами внутренних дел Российской Федерации | до 2020 года |
Скачать таблицу автомобильных кодов регионов России
Предлагаю Вам скачать таблицу автомобильных номеров регионов России, предназначенную для печати (нажмите на изображение для увеличения):
Также Вы можете скачать автомобильные коды регионов и в формате pdf:
Трехзначные коды регионов, начинающиеся на цифру 2
В художественных фильмах и телевизионных передачах можно увидеть трехзначные коды регионов начинающиеся на цифру 2 или 3. Например, водители часто интересуются, к какому городу относятся регионы 200, 202, 203, 211, 225, 236, 277 или 303.
До 26 марта 2020 года установка номеров с такими кодами регионов являлась незаконной.
Однако начиная с 26 марта 2020 года в качестве первого символа кода региона может использоваться абсолютно любая цифра. Этот вопрос регламентирован Приложением 1 к приказу «О государственных регистрационных знаках транспортных средств»:
Примечание. На государственных регистрационных знаках транспортных средств, отнесенных к типу 1, допускается применять в трехзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифры «1» — «9».
Таким образом, если Вы встретили автомобиль с одним из приведенных выше кодов региона, то Вы можете легко определить место прописки его владельца:
Код | Регион |
202 | Республика Башкортостан |
203 | Республика Бурятия |
211 | Республика Коми |
225 | Приморский край |
236 | Воронежская область |
265 | Сахалинская область |
277 | г. Москва |
303 | Республика Бурятия |
Примечание. В 2022 году номера, где в качестве первого символа кода региона используется цифра 2 или 3, фактически не выдаются, т.к. до указанных серий ГИБДД пока что не дошло.
Что касается номеров с кодами, заканчивающимися двумя нулями, то установка таких номеров является незаконной, т.к. региона с номером 00 не существует.
Кстати, если Вы видели автомобили с номерами регионов, которых нет в приведенной выше таблице, напишите об этом в комментариях.
Обратите внимание, что по количеству автомобильных кодов, принадлежащих тому или иному региону, можно с большой точностью оценить количество транспортных средств в нем. Так число автомобилей в г. Москва в настоящее время около 13,5 миллионов.
Примечание. С 15 октября 2013 года по 31 декабря 2019 года автовладельцы могли официально получить номера с кодом региона, который не соответствует месту их прописки. В этом промежутке было выдано большое количество номеров с «чужими» кодами регионов и такие автомобили на дорогах можно встретить довольно часто. В связи с этим код региона на номерах не всегда совпадает с действительным местом проживания автовладельца.
В 2022 году при регистрации автомобилю присваивается номер с кодом региона, соответствующим прописке автовладельца. Так что со временем на большинстве автомобилей будут установлены номера со своими регионами. И по приведенной выше таблице можно будет понять, из какого региона автовладелец.
А что Вы знаете интересного про автомобильные номера и номера регионов на них?
Организация региональной власти «по-новому»: что ждет федеративную Россию в 2022 году?
27.09.2021 проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — проект нового Закона, законопроект) внесен А.А. Клишасом и П.В. Крашенинниковым в нижнюю палату российского парламента. Он получил № 1256381-7.
Цель законопроекта — замена действующего Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее — прежний Закон), перезагрузка текущих норм об организации региональной государственной власти.
Напомним, что в силу ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъекта федерации устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Именно эти «общие принципы» и были сформулированы в прежнем Законе. Этот закон множество раз подвергался критике со стороны как экономически самостоятельных регионов, так и отечественных правоведов, поскольку он определил не просто общие принципы организации государственной власти на уровне субъекта федерации, а детально урегулировал все важные вопросы государственного управления в регионе, начиная с точного перечня полномочий законодательного и высшего исполнительного органа власти субъекта, заканчивая нормами об использовании в наименовании высшего должностного лица региона слов, которые имеются в наименовании высших федеральных органов власти.
Данный закон — основная лакмусовая бумажка российского федерализма, поскольку именно она восполняет регулятивный смысл ч. 1 ст. 77 Конституции РФ.
Возможно явилось большой ошибкой авторов Конституции РФ излагать норму ч. 1 ст. 77 в бланкетной форме — разработчики Основного закона либо не предвидели то, что федеральный центр злоупотребит своими возможностями и не даст регионам никакой политической самостоятельности, либо добросовестно надеялись на то, что федеральный центр справедливо распределит полномочия федерации и её субъектов с учетом особенностей развития молодого Российского государства, ну или команда Б.Н. Ельцина оставляла этот капкан с расчетом на то, что федерация за счет него сможет держать регионы на «коротком поводке». И в ч. 2 ст. 77 разработчики конституционного текста оговорили, что при осуществлении полномочий федерации по предметам её исключительного ведения и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и регионов органы федерации и органы субъектов федерации концептуально образуют единую систему исполнительной власти в стране.
И в итоге заложили мину.
Не суть — как вышло, так вышло, что посеяли, то и пожали.
Принятый под занавес 1999 г. прежний Закон впоследствии перекраивался 187 раз (по состоянию на 10.11.2021), не было ни одного года, чтобы данный закон не пересматривался. И только дважды закон становился предметом проверки Конституционного Суда РФ (в 2000 г. — норма об отзыве высшего должностного лица субъекта РФ, а в 2002-м — норма о неприкосновенности депутата законодательного органа субъекта РФ).
Федеральный центр, по сути, изгалялся над самостоятельностью субъекта федерации как только мог — в результате чего спустя 22 года жизни прежнего Закона государственная самостоятельность субъекта федерации превратилась в неуверенное утверждение.
Взятый В.В. Путиным в 2000 г. курс на укрепление роли федерального центра к 2021 г. привел Россию к тому, что руководители регионов перестали быть самостоятельными политическими фигурами, парламенты регионов научились принимать законы о поправках к Конституции РФ единой шеренгой за один день вместо одного года, установилась практика, по которой кандидатуры руководителей отраслевых ведомств регионов согласовываются с соответствующими федеральными министрами, даже назначение региональных омбудсменов (вовсе не политическая должность) теперь происходит с одобрения федеральных омбудсменов. Огромное Российское государство фактически превратилось в унитарию, в которой лишь некоторые незначительные вопросы доверяются самостоятельности регионов.
Вернемся к законопроекту.
27.09.2021 спикер Госдумы направил проект нового Закона на предварительное рассмотрение в профильный Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, который 28.09.2021 предложил Совету Госдумы назначить комитет ответственным комитетом по законопроекту, включить указанный законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2021 г. (ноябрь), установить срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний до 31.10.2021, установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Госдумой в первом чтении — ноябрь 2021 г., включить в проект порядка работы Госдумы на 02.11.2021 для рассмотрения в первом чтении.
01.10.2021 протокольным решением Совет Госдумы предложения Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству удовлетворил, а 13.10.2021 он назначил этот комитет ответственным комитетом по проекту нового Закона.
27.10.2021 ответственный комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении.
Как указал ответственный комитет в своем заключении, проект нового Закона «направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах РФ». Ответственный комитет согласился с идеей законопроекта о том, что высшее должностное лицо региона должно признаваться обязательным органом публичной власти и одновременно замещать государственную должность РФ и государственную должность субъекта РФ, а также поддержал идею о том, что его наименование должно содержать слово «Глава» и не должно иметь слов и словосочетаний, используемых в наименовании должности главы Российского Государства (т.е. слова «президент»). Ответственный комитет поддержал нововведение, которым дозволяется отрешать высшее должностное лицо субъекта федерации от должности Президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия Президента РФ, а также разрешается Президенту РФ применять к высшему должностному лицу региона иные меры ответственности, такие как предупреждение и выговор. Комитет поддержал положение о том, что срок полномочий высшего должностного лица региона и законодательного органа региона должен быть фиксированным — 5 лет, якобы это делается в целях «обеспечения стабильности системы публичной власти» с учетом сложившейся практики регионов. Комитет согласился с правильностью установления подробной структуры органов исполнительной власти субъекта федерации (какие в нее органы должны входить), поддержал то, что федеральные органы исполнительной власти все-таки должны участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта, которые действуют в сферах образования, здравоохранения и финансов, а также осуществляют жилищный, строительный надзор. То, что законопроект практически детально прописывает статус региональных омбудсменов, ответственный комитет также поддержал. Он также одобрил то, что проект нового Закона уточняет перечень собственных полномочий субъекта федерации.
Нормы об отзыве высшего должностного лица региона населением в законопроекте отсутствуют вовсе. Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, давая собственное заключение на проект, отметил это, но не осудил, одновременно предложил еще больше уточнить полномочия органов государственной власти субъектов федерации, указал на то, что законопроект имеет достаточное количество технико-юридических и лингвистических ошибок, но в целом поддержал концепцию проекта нового Закона.
Правовое управление Аппарата Госдумы в своем заключении не возразило на концепцию законопроекта, но предложило уточнить его переходные положения.
08.11. 2021 протокольным решением Совета Госдумы проект нового Закона вынесен на пленарное заседание Госдумы.
09.11.2021 в пленарном заседании Госдума приняла законопроект в первом чтении, установив срок представления поправок к законопроекту до 08.12.2021. Депутаты голосовали: «за» — 317 («Единая Россия» — 289, ЛДПР — 23, «Новые люди» — 5), «против» — «66» (КПРФ — 54, «Новые люди» — 5, независимые — 1), воздержались — 12 («Справедливая Россия» — 7, «Новые люди» — 5). Участия в голосовании не принимали — 55 («Единая Россия» — 31, КПРФ — 3, «Справедливая Россия» — 21). Удивительно, но по системе электронного голосования Думы общее число голосовавших против составило 66 вместо 60. Загадка.
Принятый в первом чтении проект нового Закона предусматривает такие новые принципы федерализма, как «единство системы публичной власти», «согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях» и «разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти». По сути, к уже существующей схеме российского федерализма добавились «единство системы публичной власти» и включение муниципального уровня в «согласованное функционирование и взаимодействие». Не исключено, что под таким «соусом» федеральные и региональные органы смогут фактически «заправлять» местным самоуправлением, не стесняясь этого.
Предполагается, что Госдума примет проект нового Закона во втором чтении не позднее 10.12.2021, ну а к 15.12.2021 (третье чтение) он станет федеральным законом, который Совет Федерации непременно одобрит, а Президент России подпишет к 01.01.2022.
Очевидно, что еще не ясна окончательная редакция переходных положений законопроекта, но ожидается, что Россия уже в 2022 г. начнет существовать по новой концепции «федерализма».
Одни только нормы проекта нового Закона о том, что должность высшего должностного лица региона является одновременно и федеральной государственной должностью, и региональной государственной должностью (ст. 20), а также о том, что Президент РФ прочнее закрепит за собой по отношению к высшим должностным лицам регионов дополнительные возможности воздействия — выговор, предупреждение, отрешение (ст. 29), позволяют говорить об унитаризации России.
Так, «новым» станет хорошо отработанное прежнее, укрепленное дополнительными возможностями Президента РФ и фактически полностью отныне подчиненных ему высших должностных лиц субъектов федерации.
Бесспорно, что сложившаяся к 2021 г. практика управления Российским государством показала, что федерации как таковой на территории России не существует, но это еще не позволяет федеральному центру забирать у регионов последние автономные возможности. Хотя в принципе-то федеральный центр в одном прав — регионы к 2021 г. сами изжили последнюю самостоятельность, фактически став своеобразными филиалами федеральной власти.
Примечательно, что Автономная Республика Крым (АРК) до вхождения в состав России (до 2014 г.) по Конституции Украины, Закону Украины от 17.03.1995 № 95/95-ВР и Конституции АРК, находясь в лоне унитарной Украины, имела куда большие права, чем субъект Российской Федерации теперь. В частности, ст. 137 Конституции Украины и п. 2 ч. 1 ст. 18 Конституции АРК единообразно предписывали, что нормативное регулирование и осуществление организационно-распорядительных полномочий по вопросам сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности; градостроительства и жилищного хозяйства; курортно-рекреационной сферы; туризма, гостиничного дела, ярмарок; музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; охоты, рыболовства; санитарной и лечебной служб относится к компетенции автономной республики. И никаких ориентировочных для автономии «общих принципов» по этим вопросам Украина не устанавливала, полностью доверяя их решение местной власти.
Между тем, например, вопросы сельского хозяйства и лесов в России в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении федерации и её субъектов, а это значит, что на основании ч. 2 ст. 76 федеральный центр может задать не только «общие принципы» регулирования вопросов сельского хозяйства и лесов, но и детально упорядочить эти вопросы, что по сути и сделано в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральном законе от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральном законе от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», Федеральном законе от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Федеральном законе от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию», Федеральном законе от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», Лесном кодексе РФ и Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».
Просвещенная общественность рекомендует России честно отказаться от статуса федерации и не имитировать на международной арене тенденцию современной федерализации. Россия — не Канада, не США, не Германия и не Австрия, чтобы называться федерацией.