Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный)

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный)

Единый социальный налог (ЕСН) в 2021 году

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Единый социальный налог (ЕСН) в 2021 году» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

ЕСН и причины его отмены

Единый социальный налог был отменен в 2010 году – всего он работал в течение 9 лет. Суть его сводилась к тому, что он полностью заменил страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. Причинами отмены ЕСН послужило следующее:

  • значительно возросла нагрузка на налоговые органы;
  • не сработали ожидания по росту заработных плат – работники не стали получать больше выплат, средства оставались в организации;
  • взносы потеряли сущность страховых выплат;
  • внебюджетные фонды потеряли контроль над поступлением средств и влиянием на процесс.

Общий размер ставки ЕСН

Рядовые налогоплательщики ориентируются на общий размер ставки ЕСН. Выплаты в фонды осуществляются работодателями за трудоустроенных в организацию сотрудников:

  • в ПФР происходят регулярные отчисления в размере 22% заработка каждого сотрудника;
  • в ФСС отчисляются 2,9% от заработка, призванные покрыть расходы на обеспечение временной нетрудоспособности, а также 5,1% от заработка идут на ОМС.

Общий объем обязательного социального сбора составляет 30% от заработка каждого сотрудника организации. Если деятельность организации связана с риском нанесения ущерба здоровью работников, дополнительно в ФСС перечисляется сбор на травматизм.

Общие ставки

Существует общий размер отчислений, который действует для большей части налогоплательщиков. В качестве налогоплательщиков выступают работодатели, которые переводят средства за своих подчиненных. Единый социальный налог в 2019 году, ставка:

  • пенсионное страхование – 22% от заработной платы физического лица;
  • взносы на покрытие пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий по уходу за ребенком – 2,9%;
  • взносы на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Размер ЕСН в 2019 году не изменился по сравнению с предыдущим годом. Общий объем налога составляет 30%. Также важно учитывать страховой сбор на травматизм. Он перечисляется не в федеральную налоговую службу, а в ФСС. Размер перевода зависит от категории деятельности предприятия.

Понятие ЕСН

С этим налогом знакомо всё работающее население страны, коммерческие и бюджетные организации. Установив такой взнос, государство реализовывало право трудящегося население страны на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях, обеспечивало работающему населению пенсию и предоставляет социальные льготы. Выплаты по данному налогу составляли 26–30 процентов от заработной платы. Но Правительство России в 2010 году отменило данный налог.

Вместо него стали действовать три разных страховых налога – Пенсионный, мед. страх и соц. страх.

Правительство планирует вернуть единый социальный налог. Если данный взнос будет возвращен, это позволит упростить правила его уплаты. Также это позволит снизить количество проверок. Власти надеются с помощью введённого налога увеличить поступления в казну от тех граждан страны, которые так или иначе пытались уклониться от уплаты налогов.

ЕСН отменен – что вместо него?

Вводимые Законом о страховых взносах платежи, подлежащие зачислению в отдельные внебюждетные фонды, должны стать источником финансирования социального обеспечения в РФ сноска 1 вместо существующего сейчас единого социального налога (ЕСН).

При этом сохранится система обязательного пенсионного страхования с соответствующими коррективами, вносимыми в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании).

Поэтому при анализе законодательных изменений в области финансирования социального обеспечения необходимо проводить сравнения как с ЕСН, так и с порядком исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Такой анализ имеет смысл проводить с учетом особенностей разрешения тех или иных вопросов на практике.

Общие вопросы применения Закона о страховых взносах

Прежде чем перейти к характеристике отдельных элементов страховых взносов, которые в целом повторяют элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ), необходимо обратить внимание на то, что законодатель отказался от общего определения понятия «страховые взносы», рассредоточив соответствующие определения в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом не везде указан критерий индивидуальной возмездности, что порождает вопросы о правовой природе страховых взносов.

Поскольку новые страховые взносы не регулируются нормами законодательства о налогах и сборах, законодателю пришлось включить в Закон о страховых взносах значительное число общих норм, по сути, дублирующих нормы НК РФ. Так, например, статья 4 Закона о страховых взносах посвящена порядку исчисления сроков и почти дословно воспроизводит статью 6.1 НК РФ.

При таком «переносе» невозможно избежать потерь отдельных норм, что и произошло. «Потерялись» нормы, определяющие действие законодательства РФ о страховых взносах сноска 2 во времени. Для законодателя здесь открываются широкие возможности по внесению изменений в законодательство о страховых взносах без учета каких-либо ограничений на момент вступления их в силу. Такой подход следует признать существенным «шагом назад», создающим предпосылки для отказа от принципа доверия к закону и действиям государства.

Еще одним «сложным» вопросом применения Закона о страховых взносах станет вопрос о даче разъяснений. Согласно нормам НК РФ в настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы дают разъяснения о порядке заполнения налоговых деклараций и, в свою очередь, обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. При этом следование письменным разъяснениям уполномоченного органа освобождает налогоплательщиков от начисления пеней и от привлечения к ответственности.

Со страховыми взносами все гораздо сложнее. Органы контроля за уплатой страховых взносов – ПФ России и ФСС России – обязаны давать плательщику страховых взносов разъяснения о принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля, а также предоставлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным взносам и разъяснять порядок их заполнения. Помимо этого плательщик вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Минздравсоцразвития России) письменные ответы на вопросы по применению законодательства РФ о страховых взносах. При этом непонятно, освобождает ли следование этим ответам от пеней и штрафов (по Закону о страховых взносах от пеней и штрафов освобождает только следование письменным разъяснениям) и обязаны ли органы контроля за уплатой страховых взносов следовать этим ответам? Окончательно запутывает ситуацию формулировка пункта 5 статьи 1 Закона о страховых взносах, согласно которой в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России. Соответственно, возникает вопрос, в чем же суть отличий этих разъяснений от письменных ответов того же самого ведомства.

Плательщики страховых взносов

Закон о страховых взносах определяет плательщиков аналогично определению плательщиков ЕСН в главе 24 НК РФ. Но при этом оговорено, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться и иные категории страхователей (плательщиков страховых взносов)сноска 3.

Статья 6 Закона о страховых взносах предусматривает, что в целях контроля за уплатой страховых взносов органы контроля осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. На основании Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ в России действует принцип «одного окна», который распространяется на государственную регистрацию юридических лиц, их постановку на налоговый учет и регистрацию в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах. Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется без непосредственного обращения страхователей в фонды. Поэтому будем надеяться, что вступление в силу Закона о страховых взносах не повлечет за собой необходимости массовой регистрации организаций-работодателей в качестве плательщиков «новых» взносов, хотя не исключено и введение особенностей постановки на учет для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (могут устанавливаться Правительством РФ).

Объект обложения страховыми взносами

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением отдельных выплат самозанятым лицам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства.

Как видим, нет существенных расхождений с определением объекта обложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). Принципиальным отличием объекта обложения страховыми взносами является то, что новый Закон не делает никаких различий между выплатами, учтенными организациями при исчислении налога на прибыль, и выплатами, не отнесенными к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты и вознаграждения, отвечающие определению объекта обложения страховыми взносами, будут в любом случае облагаться страховыми взносами, и работодатель, который не учел те или иные выплаты в пользу своих работников при исчислении налога на прибыль, уже не сможет «сэкономить» на обязательных социальных отчислениях.

Хорошей иллюстрацией проблем, возникающих в связи с таким решением законодателя, является порядок обложения с 1 января 2010 г. вознаграждений членам советов директоров хозяйственных обществ, выплачиваемых по решению общего собрания участников. Действительно, в соответствии с пунктом 48.8 статьи 270 НК РФ с 1 января 2009 г. вознаграждения и иные выплаты, осуществляемые членам совета директоров, не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. С другой стороны, в свое время Президиум ВАС РФ отметил сноска 4, что выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, поэтому подпадает под объект обложения ЕСН. Соответственно, такая выплата будет подпадать и под объект обложения страховыми взносами.

База для исчисления страховых взносов

В статье 8 Закона о страховых взносах определена база для начисления страховых взносов как сумма выплат и иных вознаграждений, составляющих объект обложения таких взносов, начисленных за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением необлагаемых выплат, указанных в статье 9 Закона. В этой статье в основном перечислены выплаты, которые в настоящее время не облагаются ЕСН на основании статьи 238 НК РФ.

По сравнению с действующим законодательством в целях регулирования базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2010 г. вводится ряд новаций.

Когда отменили ЕСН (заменен на страховые взносы)?

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Содержание

Законные основания ↑

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

ЕСН был отменен, согласно Закону от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах». Этот закон заменил ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды РФ.

С наступлением 2010 года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов.

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на: ↑

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

ЕСН для ИП Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН читайте здесь.

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2020 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

В 2020 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2020 годах – 2,4%.

С 2020 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2020 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2020 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены ↑

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2020 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2020 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Ставки ЕСН Какой размер ЕСН в 2020 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения можно здесь.

Как рассчитать налог на имущество смотрите здесь.

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2020 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте также  Межрайонная ИФНС россии № 6 по пермскому

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей. А после передачи страхвзносов под контроль ФНС, эти правила регламентиует Налоговый кодекс РФ:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным.
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ. Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в 2016 году активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. С 2017 года вступил в действие закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополнил часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавлил страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, с 2017 года контролирует взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы переданы под контроль налоговых органов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector