конвенционные (договорные) – пошлины

конвенционные (договорные) – пошлины

19.4.8. ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются:

По способу взимания:

• адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, $10 за 1т);

комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более $10 за 11т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

По объекту обложения:

• импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

• транзитные – пошлины которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

• антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национальных производств таких товаров;

• компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

По происхождению:

• автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

• конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);

• преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

• постоянные – не изменяются в зависимости от обстоятельств;

• переменные – могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

• номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

• эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Конвенционные (договорные) – пошлины

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
• эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

Конспект лекций по курсу «Государственные и муниципальные финансы».

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможенные пошлины и сборы. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют несколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины – взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин составляет около 25 %.

Вывозные (экспортные) пошлины – взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75 % всей суммы таможенных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через границу. Они достаточно широко используются многими странами в фискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т. п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопотоков через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т. п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах.

По характеру происхождения пошлины бывают:

автономные – это пошлины, которые устанавливаются отдельными странами в одностороннем порядке, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами;

конвенционные (договорные) – это пошлины, которые устанавливаются на основе соглашения между странами. Они не могут быть изменены странами в одностороннем порядке. Существует также целый ряд специальных пошлин. К их числу относят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обычных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируются условия для демпинга, т. е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) – это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискриминационные пошлины, которые вводятся для ограничения ввоза отдельных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины, которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют значительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы следует:

1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;

2) максимально укрупнить товарные группы;

3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);

4) ликвидировать все существующие льготы;

5) исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);

6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара.

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Лохманова, Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е. А. Лохманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29408/ (дата обращения: 13.12.2021).

Таможенные пошлины, в настоящее время занимают ведущее место в регулировании импорта и экспорта товаров, путем балансирования потоков иностранной продукции на отечественные рынки.

Таможенные пошлины, наряду с таможенными сборами, НДС и акцизом относятся к таможенным платежам и подразделяются на ввозную таможенную пошлину и вывозную таможенную пошлину. Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Вывозная таможенная пошлина взимается при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, при этом ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [4, с. 121].

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), так как реализуют его главные цели.

Таможенные пошлины выполняют защитную, фискальную и регулирующую функции:

 защитная функция предполагает защиту отечественных производителей, и внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

 фискальная функция реализуется с целью пополнения доходной части бюджета, путем взимания таможенных платежей;

 регулирующая функция предполагает поддержание соответствующего соотношения уровня цен на импортную и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны импортера [5, с. 3].

При этом фискальная и регулирующая функция таможенных пошлин относится как к ввозной, так и к вывозной таможенной пошлине, а защитная функция применяется только в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Таможенные пошлины классифицируются по многим признакам: по целям взимания; по объектам обложения; в зависимости от способа исчисления; по характеру происхождения; по стране происхождения; особые таможенные пошлины.

В зависимости от целей взимания выделяют: фискальные (применяется для пополнения бюджета страны) и протекционистские пошлины (защита отечественного производителя и внутреннего рынка страны).

По объектам обложения выделяют импортную (в фискальных целях или в целях стимулирования экспорта; целесообразно устанавливать высокие пошлины на ввозимые в страну предметы роскоши, на готовую продукцию, которая не влияет на развитие отечественного производства, а также на акцизные товары), экспортную (применяется для выравнивания низкой внутренней цены относительно цены на внешнем рынке; в России данная мера применяется в основном к сырьевым товарам (нефть). Применять экспортные пошлины необходимо, если отечественный товар пользуется высоким спросом на импортных рынках, а также, если расширение экспорта нецелесообразно, вследствие падения мировых цен, вызванным избыточным предложением товаров на рынке [6, с.126]) и транзитную таможенную пошлину (применяется в редких случаях, взимается за провоз иностранных товаров по территории страны; в мировой практике применяются таможенные сборы за таможенное сопровождение).

В зависимости от способа исчисления выделяют следующие ставки таможенных пошлин:

 адвалорные — пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие [3, с. 60];

 специфические — это обязательный платеж, который начисляется в установленной форме за единицу облагаемого товара. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары;

 комбинированные — особая форма взимания пошлины, которая сочетает адвалорный и специфический вид обложения. При этом таможенная пошлина взимается по той ставке, величина которой оказывается больше. Данный вид ставок является наиболее гибким, так как учитывает и стоимость товара, и его физические характеристики.

По характеру происхождения выделяют автономные пошлины и конвенционные (договорные) пошлины.

Автономные пошлины устанавливаются страной без применения двухсторонних или многосторонних договоров. Исходя из этого, их размеры зачастую бывают очень высокими и подлежат обсуждению между странами-партнерами, таким образом, образуются конвенционные пошлины. Они являются более выгодными для контрагентов, так как их величина не может изменяться в одностороннем порядке.

Размер таможенной пошлины зависит от страны происхождения товаров. В зависимости от данного критерия выделяют:

 базовые — таможенные пошлины содержатся в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и являются общими для применения;

 преференциальные, предоставляемые отдельным странам или группам стран. Они могут быть снижены на 100 % — в отношении наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, или на 25 % — в отношении развивающихся стран.

Также выделяют третью группу стран, в отношении которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров.

Тарифные преференции устанавливаются в отношении конкретных товаров. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки (сырье и полуфабрикаты). Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов, овощей и корнеплодов, фруктов и орехов. Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки, рыба и морепродукты, табак [2, с. 6]. А вот импорт мяса и мясных продуктов с точки зрения защиты потребителя от ввоза низкокачественных товаров не достаточно полно урегулирован действующим комплексом таможенных мер. Это обусловлено тем, что ставки ввозных таможенных пошлин слабо дифференцированы с учетом качества мясных товаров [1].

Читайте также  Срок действия материнского капитала и особенности

Элементом таможенно-тарифного регулирования являются особые пошлины: специальные защитные; антидемпинговые; компенсационные. Данные меры применяются к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и стран — участниц ЕАЭС. Они носят временный характер, так как используются как ответная мера в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнеров.

Таким образом, таможенная пошлина является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования. В зависимости от классификации таможенных пошлин повышаются или снижаются их значения, что непосредственно отражается на регулировании ВЭД. Именно поэтому, для защиты отечественного рынка, для выполнения фискальной и других функций важно правильное выделение вида таможенной пошлины в каждом конкретном случае ее применения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector