Корректировка расчетов с учредителем на сч. 210.06

Корректировка расчетов с учредителем на сч. 210.06

Корректировка расчетов с учредителем на сч. 210.06

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения учредителем операций по предоставлению бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий текущего характера.

Предоставление субсидии

В соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии и принятия бюджетных обязательств служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Расходы бюджетов на предоставление целевых субсидий текущего характера относятся на элемент вида расходов 612 или 622 в зависимости от типа учреждения в увязке с подстатьей 241 КОСГУ (пп. 48.6.1.2, 48.6.2.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.4.1 Порядка № 209н).

Порядок учета расчетов учредителя с бюджетными или автономными учреждениями по предоставленным субсидиям определен инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

При формировании разрядов 1 – 17 номера счета казенные учреждения указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением к Инструкции № 162н.

Перечисление целевой субсидии текущего характера отражается с применением счета 206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям» (п. 204 Инструкции № 157н). Учредитель принимает денежные обязательства на основании графика перечисления субсидии на сумму аванса.

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Это означает, что сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки документов, представленных на возмещение расходов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не требуется. Оснований для применения счета 206 41 при перечислении таких средств нет.

Признание расходов текущего года, корректировка показателей

Расходы по целевой субсидии текущего характера начисляются на дату представления подведомственным учреждением отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов). Одновременно отражается зачет выданного ранее аванса (п. 102 инструкции № 162н).

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения контрагентом условий договора. Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь. Таким образом, на основании отчета о достижении целевых показателей денежное обязательство принимается в полном объеме. Одновременно сторнируется сумма денежного обязательства, принятого на аванс.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н денежные обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в учетной политике. При этом необходимо принимать во внимание требования по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. Поэтому порядок учета денежных обязательств по предоставлению субсидии следует закрепить в учетной политике.

Пока учреждение не представит отчет, у учредителя перечисленная субсидия будет учитываться на счете 206 41. Если подведомственное учреждение не достигло целевых показателей в полном объеме, сумма перечисленной субсидии будет учитываться у учредителя на счете 206 41 в объеме средств, подлежащих возврату.

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подраздел «Методический кабинет».

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут быть скорректированы. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению извещения (ф. 0504805), содержащего корректирующие бухгалтерские записи. Такие записи не являются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке.

Возврат субсидии

Остатки целевых субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.03.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако учреждения могут использовать этот остаток в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели на основании решения учредителя.

После представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности учредитель может предъявить требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). В этом случае ранее представленная бюджетная отчетность учредителя, не содержащая расчетов по указанным требованиям, не корректируется. Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Учредитель отражает возврат бюджетными (автономными) учреждениями остатков целевых субсидий прошлых лет текущего характера по подстатье 153 КОСГУ (п. 9.5.3 Порядка № 209н). Для учета задолженности подведомственных бюджетных и автономных учреждений по возврату таких средств применяется счет 205 53.

Неиспользованные целевые субсидии прошлых лет зачисляются в доход бюджета на КБК:

  • 2 18 0Х010 ХХ 0000 150 – при возврате от бюджетных учреждений (в части федерального бюджета 2 18 01010 01 0000 150)
  • 2 18 0Х020 ХХ 0000 150 – при возврате от автономных учреждений (в части федерального бюджета 2 18 01020 01 0000 150)
Типовые корреспонденции по предоставлению целевых субсидий текущего характера
  • на текущий год
  • на очередные годы
  • на текущий год
  • на очередные годы

* Бухгалтерскую запись следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Отражение в сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 0 304 06 000

Отражение в сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 0 304 06 000

Обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения по состоянию на отчетную дату отражаются в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (далее – сведения (ф. 0503769)). Периодичность представления данных сведений – по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным (п. 69 Инструкции № 33н ). В то же время по распоряжению органа исполнительной власти, обладающего полномочия учредителя (далее – учредитель), эта форма составляется учреждениями и по итогам I квартала. Рассмотрим отдельные моменты заполнения сведений по счету 0 304 06 000.

В сведениях (форма 0503769) указываются суммы задолженности, сформированные у учреждения на отчетную дату по следующим номерам счетов:
– 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000 (дебиторская задолженность);
– 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 401 40 000, 0 401 60 000 (кредиторская задолженность).

Порядок заполнения этой отчетной формы утвержден п. 69 Инструкции № 33н. Чаще всего учреждения применяют счет 0 304 06 000 при отражении операций по заимствованию средств между кодами вида финансового обеспечения (КВФО) и при переводе капитальных вложений, произведенных за счет сумм целевых субсидий (КВФО 5) при формировании объекта учета по КВФО 4.

Операции по заимствованию средств.

Пунктами 146, 147 Инструкции № 174н , 174, 175 Инструкции № 183н установлено, что операции по заимствованию между КВФО отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Уменьшена задолженность в сумме восстановленного иного источника финансового обеспечения, привлеченного для исполнения обязательства, за счет поступлений средств текущего финансового года

Принята к учету дебиторская задолженность по восстановлению иного источника финансового обеспечения, привлеченного для исполнения обязательства

Исполнены (уменьшены) обязательства по восстановлению иного источника финансового обеспечения, привлеченного для исполнения обязательства, за счет поступлений средств текущего финансового года

Исполнена дебиторская задолженность по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний)

При составлении сведений (форма 0503769) по счету 0 304 06 000 нужно помнить о некоторых особенностях оформления граф.

Номер графы

Особенности заполнения графы

1 – 5, 7, 9 – 11, 12

  1. По кредиторской задолженности показатели по итогам финансового года указываются после проведенных заключительных оборотов по счету 0 304 06 000 (на сумму незавершенных расчетов, отраженных в балансе по форме 0503730).
  2. Дебетовые остатки по счету 0 304 06 000 отражаются в графах 2, 9, 12 со знаком «минус».
  3. Показатель по графам 5 и 7 определяется как разность граф 9 и 2. Положительный результат приводится в графе 5, отрицательный – в графе 7 (в положительном значении). Если показатели граф 9 и 2 равны, в графе 7 ставится ноль

2 – 4, 9 – 11, 12 – 14

Допустимо наличие дебетового остатка по счету 0 304 06 000

Для наглядности отражения показателей по счету 0 304 06 000 при совершении операций по заимствованию между КВФО приведем пример и на его основании заполним (ф. 0503769) сведения.

Бюджетное учреждение здравоохранения в марте 2019 года в связи с недостаточностью средств по КВФО 4 для выплаты заработной платы сотрудникам осуществило заимствование в сумме 560 000 руб. с КВФО 2. В апреле 2019 года при поступлении финансирования денежные средства были возвращены.
На счетах бухгалтерского учета операции по заимствованию будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Привлечены средства для выплаты заработной платы с КВФО 2 на КВФО 4

* Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), предусмотрена детализация статей 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» и 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ.

Считаем, что для рассматриваемой ситуации надо применять подстатьи 732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» и 832 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» КОСГУ, поскольку при заимствовании средств с одного КВФО на другой совершается операция по осуществлению расчетов с государственным (муниципальным) бюджетными и автономными учреждением (то есть с самим собой) (п. 15.3.2 и 16.3.2 Порядка № 209н).

Сведения (ф. 0503769) по требованию учредителя составляются ежеквартально. Исходя из условий вопроса, по состоянию на 1 апреля 2019 года у учреждения имеется:
– дебетовый остаток по счету 2 304 06 000 на сумму 560 000 руб.;
– кредитовый остаток по счету 4 304 06 000 на суму 560 000 руб.
Данные показатели в сведениях (ф. 0503769) будут отражены следующим образом.

Номер счета (графа 1)

Сумма задолженности на конец отчетного периода, руб. (графа 9)

По КВФО 2 (дебиторская задолженность)

По КВФО 4 (кредиторская задолженность)

На сайте Федерального казначейства 04.04.2019 были размещены контрольные соотношения форм бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. Согласно информации, размещенной на сайте, при заполнении 0503769 сведений по счету 0 304 06 000 должны соблюдаться следующие контрольные соотношения:

Графа формы

Соотношение

Строка формы

Графа формы

Пояснение

Все, кроме граф 12 – 14 (разд. 1)

Итого по коду счета 304 00 соответственно

Все, кроме граф 12 – 14 (разд. 1)

Итоговое значение по коду счету должно соответствовать сумме аналитических счетов

При заполнении (ф. 0503769) сведений для счета 0 304 06 000 в 1 – 17-м разрядах допустимо указание «00000000000000000» (см. контрольные соотношения на сайте Федерального казначейства).

Перевод капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4.

Учреждения здравоохранения приобретают объекты основных средств дороже 100 000 руб. за счет средств целевых субсидий. По общеустановленному правилу такие объекты не могу учитываться по КВФО 5. Произведенные за счет средств целевых субсидий капитальные вложения на приобретение объектов основных средств переводятся на КВФО 4. Схема корреспонденции счетов при их приобретении по КВФО 5 следующая:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Произведены капитальные вложения для приобретения объектов основных средств

Отражен перевод капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4

Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств), сформированных на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 156 Инструкции № 174н, п. 184 Инструкции № 183н). Поэтому в случае составления сведений (ф. 0503769) по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября у учреждения на отчетную дату будет иметься:

– дебетовый остаток по счету 5 304 06 000;
– кредитовый остаток по счету 4 304 06 000.

Положения п. 69 Инструкции № 33н не устанавливают особых требований к отражению в сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 0 304 06 000, применяемому при оформлении операции по переводу капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4. Таким образом, сформированные на отчетную дату показатели по этим счетам указываются в сведениях в общем порядке.

Учет на счете 2 210 06 «Расчеты с учредителем»

Согласно пункту 238 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 21006 «Расчеты с учредителем»: «. предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения».

Согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ:

«2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

В соответствии с этим формируются расчеты с учредителем на счете 210 06.

Методическими рекомендациями, доведенными письмами Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546 (последний абзац пункта 4.1) и от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 (см. корреспонденцию 19.1 Свода бухгалтерских записей операций по изменению типа Учреждений — получателей бюджетных средств в течение финансового года (часть VIII письма Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236)), предусмотрено формирование расчетов с учредителем (входящих остатков по счету 2 210 06) в части недвижимого и особо ценного имущества, приобретенного за счет средств приносящей доход деятельности (КФО 2) до изменения типа учреждения и закрепленного за ним.

Согласно пункту 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в новой редакции (проект размещен на официальном сайте Минфина России — см. http:// www.minfin.ru) операции по формированию расчетов с учредителем должны оформляться следующими бухгалтерскими записями:

«Отражение расчетов бюджетного учреждения с учредителем в объеме прав по распоряжению недвижимым, особо ценным движимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, производится в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ, при составлении годовой бухгалтерской отчетности последними операциями текущего финансового года по дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (2 401 10 172 «Доходы от операций с активами») и кредиту счета:

4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» в сумме балансовой стоимости ОЦИ, поступившего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 100 00 000 «Нефинансовые активы» (4 101 10 000, 4 101 20 000, 4 102 20 000, 4 105 20 000);

4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» — методом «Красное сторно» в сумме балансовой стоимости ОЦИ, выбывшего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 4 100 00 000 «Нефинансовые активы» (4 101 10 000, 4 101 20 000, 4 102 20 000, 4 105 20 000);

2 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества, поступившего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 101 10 000 «Основные средства» (2 101 11 000- 2 101 13 000, 2 101 15 000, 2 101 18 000);

2 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» — методом «Красное сторно» в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества, выбывшего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 101 10 000 «Основные средства» (2 101 11 000-2 101 13 000, 2 101 15 000, 2 101 18 000), а также выбывшего особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения до изменения его типа, закрепленного за бюджетным учреждением при изменении типа, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 100 00 000 «Нефинансовые активы» (2 101 20 000, 2 102 20 000, 2 105 20 000).».

Аналогичные положения содержатся в новой редакции Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению». Таким образом, стоимость имущества, приобретенного за счет средств приносящей доход деятельности, средств обязательного медицинского страхования после изменения типа учреждения на «бюджетное» или «автономное», не следует отражать на счете 210 06 «Расчеты с учредителем».

Расчеты с учредителем. Отражаем операции по счету 0 210 06 000

Отражение операций по счету 0 210 06 000 с момента принятия новых Инструкций по бухгалтерскому учету вызывало немало вопросов у бухгалтеров. Минфин, понимая, что при написании Инструкций N N 174н <1> и 33н <2> не учел ряд существенных моментов (в том числе придуманная корреспонденция счетов, отражающая операции по расчетам с учредителями, не отвечает своей сути), вносит в них изменения. О новом порядке отражения операций по этому счету в бухгалтерском учете и Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)) пойдет речь в этой статье.

Читайте также  Действует ли студенческий на экспресс электрички

<1> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
<2> Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Бухгалтерский учет

В п. 116 Инструкции N 174н приведены бухгалтерские записи по отражению операций по формированию расчетов с учредителем. При получении объектов основных средств, нематериальных активов и при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) расчеты с учредителем отражаются следующим образом:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 101 00 000 «Основные средства» (4 101 11 310 — 4 101 13 310, 4 101 15 310, 4 101 18 310, 4 101 21 310 — 4 101 28 310), 4 102 20 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

Такая корреспонденция счетов делается в сумме балансовой стоимости активов.

Одновременно в случае, если передается имущество, ранее находившееся в эксплуатации, по счету 0 210 06 000 отражается сумма начисленной на объект амортизации:

Дебет счета 4 210 06 560 «Увеличение расчетов с учредителем»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 11 410 — 0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 21 410 — 0 104 29 410).

Расчеты с учредителем при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)), отражаются так:

Дебет счета 4 210 06 560 «Увеличение расчетов с учредителем»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 101 00 000 «Основные средства» (4 101 11 410 — 4 101 13 410, 4 101 15 410, 4 101 18 410, 4 101 21 410 — 4 101 28 410), 4 102 20 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения» на сумму балансовой стоимости активов;

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 11 410 — 0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 21 410 — 0 104 29 410)

Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» на сумму начисленной амортизации.

Таким образом, из положений п. 116 Инструкции N 174н следует, что по счету 210 06 000 отражаются стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, закрепленных за бюджетным учреждением на праве оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений), учитываемых по коду вида деятельности 4, и суммы начисленной на них амортизации. При этом, если имущество выбывает из учреждения раньше, чем размер начисленной на него амортизации составит 100%, возникает остаток по счету 4 210 06 000, который не закрывается.

Пример 1. Учреждение получило от учредителя имущество — автомобиль, ранее находившийся в эксплуатации. Согласно акту балансовая стоимость автомобиля составляет 600 000 руб. Сумма начисленной на него амортизации — 120 000 руб. Автомобиль эксплуатировался учреждением 2 г., а затем был передан другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на автомобиль амортизации за время эксплуатации учреждением составила 240 000 руб. В примере цифры приведены условные.

В бухгалтерском учете операции по получению имущества, эксплуатации и выбытию будут отражены следующим образом:

Таким образом, у учреждения получается незакрываемый остаток по счету 4 210 06 000 в размере 240 000 руб., который нужно отражать в балансе, хотя фактически имущество в учреждении отсутствует.

Вопросы в Минфин относительно того, что делать с остатком по счету 0 210 06 000, поступали регулярно. Понимая, что данный вопрос — недоработка Инструкции N 174н, финансовое ведомство выпустило Письмо от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 (далее — Письмо N 02-06-07/3798), в котором привело корреспонденцию по отражению операций по счету 0 210 06 000. Позже Минфин подготовил проект «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н» (далее — Проект), в котором в новой редакции изложил п. 116. Информация в вышеупомянутом Письме и Проекте идентична.

В новой редакции п. 116 Инструкции N 174н будет звучать так. Операции по формированию расчетов с учредителем оформляются следующими бухгалтерскими записями: отражение расчетов бюджетного учреждения с учредителем в объеме прав по распоряжению недвижимым, особо ценным движимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения (далее — ОЦИ), производится в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ, при составлении годовой бухгалтерской отчетности последними операциями текущего финансового года:

Дебет счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (2 401 10 172 «Доходы от операций с активами»)

Кредит счета 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» в сумме балансовой стоимости ОЦИ, поступившего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета:

  • 4 100 00 000 «Нефинансовые активы» (4 101 10 000, 4 101 20 000, 4 102 20 000, 4 105 20 000);
  • 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» — методом «красное сторно» в сумме балансовой стоимости ОЦИ, выбывшего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 4 100 00 000 «Нефинансовые активы» (4 101 10 000, 4 101 20 000, 4 102 20 000, 4 105 20 000);
  • 2 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» — в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества, поступившего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 101 10 000 «Основные средства» (2 101 11 000 — 2 101 13 000, 2 101 15 000, 2 101 18 000);
  • 2 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» — методом «красное сторно» в сумме балансовой стоимости недвижимого имущества, выбывшего за отчетный период, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 101 10 000 «Основные средства» (2 101 11 1 000 — 2 101 13 000, 2 101 15 000, 2 101 18 000), а также выбывшего особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения до изменения его типа, закрепленного за бюджетным учреждением при изменении типа, отраженного на соответствующих счетах аналитического учета счета 2 100 00 000 «Нефинансовые активы» (2 101 20 000, 2 102 20 000, 2 105 20 000).

Рассмотрим на примере изменения, вносимые в бухгалтерские записи по счету 0 210 06 000.

Пример 2. Предлагаем рассмотреть операции по счету 0 210 06 000, используя условия примера 1, с учетом подготовленных Проектом изменений.

Бухгалтерские записи будут следующими:

Отражение в Балансе (ф. 0503730) показателей, сформированных по счету 0 210 06 000

В Письме N 02-06-07/3798 приведены разъяснения об отражении в бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом. Корректируя форму Баланса (ф. 0503730) и Порядок его составления, Минфин в Приказе N 139н <3> уделил немало внимания этому виду имущества. Изменение формы баланса и Порядка его заполнения в отношении этого счета заключается в следующем.

<3> Приказ Минфина России от 26.10.2012 N 139н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н». Документ находится на регистрации в Минюсте.

Строки 336 — 338 в новой редакции Инструкции N 33н будут выглядеть следующим образом:

Обратите внимание! Строки 336 — 338 в графах 3, 5, 7, 9 не заполняются. При этом показатель, отраженный по строке 337 «Показатель уменьшения балансовой стоимости ОЦИ», в валюту баланса не включается. Таким образом, валюта баланса на сумму начисленной амортизации по ОЦИ и недвижимому имуществу не уменьшается.

Также в форму баланса добавлена новая строка 623.1 «Финансовый результат по начисленной амортизации ОЦИ». В ней отражается начисление амортизации по особо ценному движимому, недвижимому имуществу учреждения, равной размеру амортизационных отчислений особо ценного движимого, недвижимого имущества учреждения на начало отчетного периода (графа 4) и конец отчетного периода (графа 8). То есть показатели строк 337 и 623.1 должны быть равны. Показатель по строке 623.1 отражается со знаком плюс.

С учетом произошедших изменений в новой редакции разд. IV «Финансовый результат» Баланса (ф. 0503730) будет выглядеть следующим образом.

Приведем пример заполнения строк 336 — 338, но перед этим предлагаем вспомнить, какие рекомендации дает Минфин России в Письме N 02-06-07/3798 по заполнению формы баланса по счету 0 210 06 000. По мнению финансового органа, в целях составления учреждениями бухгалтерской отчетности за 2012 г. в случае отражения показателей по состоянию на 01.01.2012 по счетам 4 210 06 000, 2 210 06 000 в размере стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества с учетом начисленной амортизации учреждениям необходимо осуществить в межотчетный период корректировку входящих остатков 2012 г. по указанным счетам путем формирования следующей бухгалтерской записи (на сумму амортизационных отчислений по указанному имуществу, отраженных по состоянию на 01.01.2012):

Дебет счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»;

Дебет счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»

Кредит счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Скорректировав расчеты с учредителем, учреждение формирует на сумму корректировочных записей Извещение (ф. 0504805) и направляет его учредителю.

Пример 3. В декабре 2012 г. учреждение получило от учредителя имущество — автомобиль, ранее находившийся в эксплуатации. Согласно акту балансовая стоимость автомобиля составляет 600 000 руб. Сумма начисленной на него амортизации — 120 000 руб. Сумма начисленной на автомобиль за декабрь 2011 г. амортизации составила 10 000 руб., а за период январь — декабрь 2012 г. — 120 000 руб. В примере цифры приведены условные. Учреждение стало получать субсидию от учредителя с 1 декабря 2012 г.

В бухгалтерском учете учреждения поступление имущества было отражено следующим образом:

Принимая во внимание разъяснения, данные Минфином в Письме N 02-06-07/3798, учреждение произвело исправительную операцию, отразив ее в учете следующим образом:

С учетом приведенного нами примера строки 336 — 338 на начало отчетного периода будут выглядеть следующим образом:

По результатам проведенной корректировки входящих остатков 2012 г. учреждение в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г. должно сформировать Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773), указав в графе 5 «Причина расхождения» разд. 2 «Причины изменений»: уточнение размера вложений учредителя в недвижимое и особо ценное движимое имущество учреждения (Письмо N 02-06-07/3798).

Изменение показателей, отраженных на счетах 4 210 06 000, 2 210 06 000, осуществляется учреждением при составлении годовой бухгалтерской отчетности либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской отчетности в корреспонденции со счетом 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (со счетом 2 401 10 172):

  • по счету 4 210 06 000 в сумме балансовой стоимости выбывшего особо ценного имущества (методом «красное сторно»);
  • по счету 2 210 06 000 в сумме балансовой стоимости выбывшего особо ценного имущества (методом «красное сторно»);
  • по счету 2 210 06 000 в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества бюджетного учреждения.

При поступлении (выбытии) недвижимого или особо ценного движимого имущества показатель счета 0 210 06 000 подлежит корректировке в корреспонденции со счетом 401 10 172.

Учет расчетов с учредителями

Для любого вида расчетов с учредителем в соответствии с инструкцией 94н используется счет 75 «Расчеты с учредителями».

Аналитический учет по счету 75 должен быть организован по каждому учредителю. Исключение составляют расчеты с акционерами — собственниками акций на предъявителя в АО.

В соответствии с инструкцией 94н, к счету 75 открываются субсчета:

  • 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
  • 75-2 «Расчеты по выплате доходов (дивидендов)».

Учет расчетов с учредителями (проводки)

Вклады в уставный капитал деньгами: до регистрации юрлица, т. е. до внесения записи в ЕГРЮЛ, проводки делать не надо. После регистрации открываются счета 75 и 80 «Уставный капитал» для каждого учредителя и делаются проводки:

  • Дт 75-1 Кт 80 — отражен долг участника по вкладу в УК в сумме, согласно Уставу;
  • Дт 51, 50 Кт 75-1 — отражено поступление денег от участников в оплату УК.

В целях налога на прибыль полученные деньги не включаются в доход, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ на общей системе и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 для УСНО. НДС с поступлений в УК также не начисляется.

УК может быть внесен в иностранной валюте, в связи с чем возникает курсовая разница, которая подлежит учету в составе добавочного капитала на сч. 83 следующими проводками: Дт 75-1 Кт 83 — отражена положительная курсовая разница.

Внесение вклада в УК имуществом осуществляется по ОС-1 для основных средств, актов М-15 или иных для МПЗ. Если участником является организация, в акте должна быть следующая информация:

  • стоимость имущества по данным налогового учета. Для ОС это остаточная стоимость, для иного имущества — затраты на его приобретение. Для самортизированных ОС и МПЗ, ранее списанных в расходы, стоимость указывается нулевая;
  • НДС, восстановленный по имуществу;
  • срок эксплуатации имущества участником для ОС.

Если участник физлицо, возможно указать в акте его затраты на приобретение имущества и приложить подтверждающие документы (Письмо Минфина от 02.11.2016 № 03-04-05/64313).

  • Дт 75-1 Кт 80 — отражен долг участника по вкладу в УК;
  • Дт 08, 10, 43 Кт 75-1 — отражено получение имущества в оплату УК по стоимости, указанной в решении участников;
  • Дт 19 Кт 83 — учтен НДС, восстановленный вкладчиком;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.

Для налога на прибыль доходов не возникнет. Имущество учитывается по стоимости из акта, если вкладчиком была организация. Если имущество внесло физлицо, необходима его оценка независимым оценщиком (Письмо от 02.11.2016 № 03-04-05/64313). В целях налогового учета стоимость такого имущества принимается как меньшая величина из затрат на приобретение из акта учредителя-физлица или рыночная стоимость из отчета оценщика. Полученные МПЗ учитываются в расходах в общем порядке, амортизация по ОС начисляется, исходя из оставшегося срока использования у прежнего собственника. Срок полезного использования по ОС, полученным от физлица, не уменьшается.

Увеличение УК отражается проводками:

  • Дт 75-1 Кт 80 — на сумму допвклада;
  • Дт 84 Кт 80 — УК увеличен за счет нераспределенной прибыли.

Начисление и выплата дивидендов

Основанием для отражения начисленных дивидендов в бухучете является решение общего собрания участников или единственного участника о распределении прибыли и выплате дивидендов.

На дату решения отражается:

  • Дт 84 Кт 75-2 — начисление дивидендов участнику.

На дату выплаты:

  • Дт 75-2 Кт 51, 50 — выплачены участнику дивиденды;
  • Дт 75-2 Кт 68 — удержан налог на прибыль (НДФЛ) с дивидендов;
  • Дт 68 Кт 51 — налог на прибыль или НДФЛ перечислены в бюджет.

Расчеты с учредителями в балансе

В бухгалтерском балансе расчеты с учредителями могут отражаться в составе дебиторской или кредиторской задолженности, так как счет 75 является активно-пассивным. Поэтому задолженность учредителя по взносу в УК будет формировать дебиторскую задолженность, а долг по выплате дивидендов — кредиторскую.

Также следует учитывать при формировании баланса, что при принятии решении о начислении дивидендов показатель «Нераспределенная прибыль» следует отражать за вычетом начисленных, но еще не выплаченных дивидендов за год. Если же было принято решение о выплате промежуточных дивидендов, они отражаются в балансе в разд. III обособленно (в круглых скобках) (Письмо от 19.12.2006 № 07-05-06/302).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector