Критерии налогового риска. Как предупредить выездную

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную

Налоговые риски и их оценка

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Как компании снизить налоговые риски

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Материал по теме Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Критерии налоговых рисков — когда ФНС может прийти с проверкой

Визит ФНС с внеплановой выездной налоговой проверкой — практически всегда неожиданность для предпринимателя. Внезапная налоговая проверка опасна не только тем, что она затрудняет работу фирмы — существует большой риск, что по ее итогам налоговики найдут не одно нарушение, привлекут виновных лиц к ответственности и заставят компанию сделать доначисление налогов. Можно ли спрогнозировать визит налоговых инспекторов заранее?

С Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной еще 30.05.2007 года, это сделать под силу каждому предпринимателю.

В Концепции приведены критерии самостоятельной оценки рисков — 12 положений. Перечислим их:

  1. Фирма платит меньше налогов, чем другие юрлица по данному региону, занимающиеся аналогичным видом деятельности.
  2. В бухгалтерских и налоговых документах отражены убытки за последние несколько периодов.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов.
  4. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов от продажи товаров или оказания услуг.
  5. Уровень зарплат в данной фирме ниже, чем средний уровень зарплат в данном регионе в том же экономическом сегменте.
  6. ИП отражает сумму затрат, идентичную его сумме доходов.
  7. Многократное приближение к критериям, позволяющим применять особые налоговые режимы.
  8. Построение всей деятельности компании на сотрудничестве с фирмами-перекупщиками или посредниками.
  9. Отказ от дачи пояснений ФНС относительно выявленного несоответствия показателей деятельности.
  10. Многократное снятие налогоплательщика с налогового учета в одной ИФНС и постановка в другой ИФНС.
  11. Существенное несоответствие уровня рентабельности данной фирмы по сравнению с другими фирмами того же региона и того же экономического сектора.
  12. Функционирование юрлица с высоким уровнем налогового риска.

В Приложении № 2 к Критериям содержатся пояснения относительно каждого из 12 критериев налоговых рисков. На последнем пункте следует остановиться подробнее.

Деятельность с высоким уровнем налогового риска означает, что с большой долей вероятности данная фирма реализует «серые» схемы уклонения от налогов и получения необоснованной выгоды. Например, на это могут указывать «проблемные» контрагенты — без регистрации в ЕГРЮЛ, с отсутствием данных по директору или другому лицу, подписавшему договор, и т.д.

Каков риск налоговой проверки вашей фирмы?

Конечно, ни на одном сайте невозможно посмотреть списки фирм, деятельность которых сотрудники ФНС будут проверять в ходе выездного инспектирования. На официальном сайте Генпрокуратуры РФ можно найти планы всех других проверок, кроме налоговых.

Однако предпринимателям стоит иметь в виду — чем больше критериев исполняется, тем выше риск налоговой проверки. Кроме того, на решение налоговиков посетить именно вашу организацию могут повлиять также обращения граждан, например, о том, что работодатель выплачивает зарплату «в конверте» или иным образом нарушает действующее законодательство.

Поэтому если вы изучили критерии самостоятельной оценки налоговых рисков и понимаете, что визит ФНС не за горами, вам следует немедленно:

  1. Привести в соответствие действующему законодательству все бухгалтерские документы и отчетность. Если это необходимо, нужно провести аудит документации.
  2. Издать локальный акт, регулирующий функционирование компании на время инспектирования. В этом акте, например, нужно прописать, кто будет взаимодействовать с сотрудниками ФНС, готовить документы для Инспекции, где будут размещаться проверяющие и т.д.
  3. Сделать копии важных документов, в том числе скопировать информацию, содержащуюся на жестких дисках компьютеров.
  4. Если каких-то бумаг не хватает — запросить их копии, например, у контрагентов.
  5. Озаботиться подготовкой помещения, где будут размещаться проверяющие. , который проконтролирует работу ФНС и не допустит нарушений прав компании.

Указанные выше действия, во-первых, снизят риск возникновения налоговых споров, во-вторых, ускорят проверку деятельности организации, в—третьих, предотвратят хаос и неразбериху среди сотрудников. Поэтому изучайте критерии налоговых рисков и готовьтесь к возможным ревизиям заранее.

Как оценить риск выездной проверки?

В последнее время планирование выездных налоговых проверок строится не на тотальном контроле, а на риск-ориентированном подходе. Этот принцип заложен в Концепции планирования, которая утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Для проведения выездного контроля отбираются налогоплательщики по общедоступным критериям риска. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Критерии приведены в п. 4 Концепции, среди них следующие:

1. налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду деятельности). Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 3 к Приказу ММ-3-06/333@:

  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2006-2016

2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг;

5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду деятельности в субъекте РФ;

6. неоднократное приближение к предельному значению показателей, дающих право на специальные налоговые режимы;

7. отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, пояснений, а также наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;

10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);

11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 4 к Приказу ММ-3-06/333@:

  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2019 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2018 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2017 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2006-2016 годах

12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Регулярно проверяя свою финансово-хозяйственную деятельности по этим критериям, налогоплательщик может своевременно оценить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. Для этого служит пояснительная записка к уточненной налоговой декларации, которая приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Для самостоятельной проверки в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрен отчет «Оценка риска налоговой проверки». Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год. О том, как провести проверку, см. подробнее.

Читайте также  Бланк обращения в рса по кбм образец заполнения
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector