Льготы по налогам для физических лиц в 2020 году

Льготы по налогам для физических лиц в 2020 году

Льготы по налогу на имущество физических лиц в 2021 году

Физические лица за все свои недвижимые владения, будь то квартира, гараж, дом, земельный участок обязаны платить налоги в казну государства. Хорошо, что налога на воздух пока не придумали, хотя говорят, законопроект уже в стадии подготовки.

2020 год выдался непростым для большинства россиян. Льготы по уплате налога на имущество – хоть какое-то облегчение в это сложное время. Какие именно льготы существуют и как повлиял коронавирус на льготы по налогу на имущество в 2021 году?

Льготы по налогу на имущество 2021 – что говорит закон

Имущественный налог рассчитывается по установленным законом правилам, с учетом налоговых ставок и льгот (Подробности в статье: «Расчет и определение налога по кадастровой стоимости в 2021 году»).

Льготы по налогу на имущество 2021 года определяются Налоговым кодексом и местными законами.

Администрации на местах НЕ вправе отменить льготы или уменьшить налоговые вычеты, если они установлены на федеральном уровне.

Льготами в быту принято считать все освобождения от уплаты налога, а также снижение налоговых выплат.

Наряду с понятием льгота по предоставлению налога на имущество в законодательстве существует понятие налоговый вычет, то есть снижение налоговой базы.

Налоговые вычеты – это своего рода «скидки» на уплату налога. К примеру, физлица попросту не платят налог за 50 кв. метров своего дома ли за 20 кв. метров квартиры (подробности читайте здесь).

Коронавирус и льготы по налогу на имущество физических лиц 2021 года

В 2021 году, до 1 декабря собственникам-физическим лицам надо будет заплатить налог на имущество, которым они владели в предыдущем году. При этом, в связи с распространением коронавирусной инфекции, никакие дополнительные льготы по налогу на имущество 2021 или отсрочки государством не предоставляются.

Возможно, после завершения карантина и ослабления пандемии, коронавирус внесет свои коррективы и число льготников добавится при расчете налога за 2021 год. Но пока что, никаких изменений, касающихся уплаты налога на имущество физических лиц не принято.

Налоговая льгота по налогу на имущество – кому полагается?

Статья 407 Налогового кодекса содержит конкретный перечень видов недвижимости (дом, квартира и т.п), на который предоставляются льготы по уплате налога на имущество, а также четко указывает какие налогоплательщики имеют право на налоговую льготу (пенсионеры, инвалиды и др.).

Льготы по налогу на имущество физических лиц положены лишь определенным категориям граждан:

  • Героям, участникам войны, военнослужащим и членам их семей;
  • Инвалидам;
  • Лицам, подвергшимся воздействию радиации;
  • Пенсионерам;
  • Физлицам, которые используют имущество в качестве творческих мастерских, музеев, библиотек и т.п.
  • Всем владельцам хозпостроек, площадью до 50 кв.м

Для исчисления льгот по налогу на имущество закон делит это имущество на 5 видов:

  1. квартира, ее часть или комната
  2. дом жилой (его часть)
  3. обособленное помещение под творческую деятельность, библиотеку и т.п.
  4. хозпостройка до 50 кв.м.
  5. гараж, машиноместо

При этом, льгота полагается лишь на один из видов имущества. Так, если у льготника в собственности два дома, гараж и машиноместо, от налога будет освобожден лишь один дом и либо гараж, либо машиноместо (в зависимости от того, на какой объект начислен больший налог).

Также, налоговый кодекс (ст. 391), содержит перечень лиц, которые могут не платить за 6 соток земельного участка. Это те же пенсионеры, инвалиды, участники ВОВ, к ним еще добавляются многодетные. Это освобождение — налоговый вычет.

Как заполнить заявление на льготу по налогу на имущество?

А как заявить о себе, что вы льготник? Для этого надо по форме заполнить заявление на льготу по налогу на имущество.

Заявление на льготу по налогу для физических лиц заполняется через МФЦ или госуслуги в электронной форме и рассматривается налоговыми органами 30 дней. После чего дается мотивированный ответ, возможно, налоговые органы запросят какие-либо подтверждающие документы.

Инвалиды, пенсионеры и владельцы хозпостроек до 50 кв. метров, данное заявление заполнять не должны, потому что в налоговых органах итак имеются сведения об их статусе и льгота вычисляется автоматически, а вот некоторые категории граждан (например члены семей военнослужащих) должны сами позаботиться об оформлении заявления на льготу по налогу на имущество, иначе придется платить налог.

Налоговые льготы на имущество, налоговые вычеты и прочие освобождения от уплаты налога – это общедоступная информация. Местные власти могут выделить отдельные категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке и установить дополнительные вычеты и льготы. Чтобы быть в курсе, обращайтесь в территориальный налоговый орган за дополнительными разъяснениями.

С 1 января 2020 года налог на имущество будут платить все

На данный момент пользователи спецрежимов (УСН, ЕНВД, патент, ЕСХН) налог на имущество юридических лиц не платят. В общем случае.

Однако есть целый ряд объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. На такие объекты льгота по налогу на имуществу не распространяется.

Процедура отнесения конкретной недвижимости налогоплательщика к подобным объектам достаточно трудоемкая:

  • Должна быть проведена кадастровая оценка объекта.
  • Недвижимость должна соответствовать определенному типу объекта, указанному в НК РФ (торговые центры, офисы и т. д.).
  • Данный тип объекта должен быть подтвержден региональным законом как объект налогообложения.
  • Регион должен составить перечень конкретных объектов, которые будут облагаться налоговом исходя из кадастровой стоимости. В перечне указываются точные адреса /кадастровые номера объектов недвижимости.

Несмотря на то, что большинство субъектов РФ подготовили достаточно обширные перечни, подавляющая часть недвижимости в них все же не попала. Т. е. подлежала обложению налогом на имущество исходя из остаточной, а не кадастровой стоимости, и не подлежала налогообложению вовсе в случае с пользователями спецрежимов.

С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который фактически упраздняет данную льготу для пользователей спецрежимов и меняет порядок расчета налога на имущество для всех остальных.

Налог на имущество по кадастровой стоимости нужно будет начислять по всей недвижимости, если у нее определена такая стоимость. Не будет иметь значения, упомянута ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

Произойдет это из-за изменения пп. 4 п.1 ст. 378.2. На данный момент в этом пункте в качестве объектов налогообложения указаны жилые дома/помещения, которые не являются основными средствами в целях бухгалтерского учета, то есть, например, купленные/построенные для перепродажи.

После изменения формулировка будет следующая:

«4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.».

Обратите особое внимание на то, что глава 32 — это глава про налог на имущество физических лиц, а не юридических. Там объект налогообложения определен иначе (ст. 401 НК РФ).

Объектом налогообложения признается следующее имущество:

1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Список фактически открытый!

Более того, для имущества, указанного в пп.4 п.1 ст. 378.2 НК РФ, не требуется его включение в перечень с указанием конкретных адресов. Перечень необходим только для имущества из пп.1 и 2 п.1 ст. 378.2, т. е. для торговых центров и офисов (пп.1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Для имущества, указанного в пп. 4 п.1 ст. 378.2 НК РФ, достаточно только того, чтобы такой тип имущества был подтвержден региональным законом как объект налогообложения.

Подобная формулировка уже создает определенные коллизии.

Так, например, не ясно, нужно ли будет облагать налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости торговый центр, не включенный в региональный перечень. Ведь он одновременно будет подпадать не только под пп.1 п.1 ст. 378.2 НК РФ как торговый центр, но и под пп.4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ как «иное здание, строение, сооружение», а для последнего типа не требуется включения в региональный перечень.

До конца года всем заинтересованным лицам нужно внимательно следить за своим региональным законодательством. Судя по прошлому опыту, большая часть регионов не успеет отреагировать на подобное изменение и добавить/поменять тип объекта налогообложения в своем региональном законе о налоге на имущество организаций и в 2020 году все останется без изменений. Однако будут и те, кто успеет это сделать.

Следить за изменениями в законодательстве удобнее с системой Главбух.

Например, вместе с изменениями по налогу на имущество, в Налоговый Кодекс были внесены десятки других чуть менее важных изменений. Более подробно с ними можно ознакомиться в Системе Главбух.

Льготы по налогам для физических лиц в 2020 году

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

О снижении имущественных налогов для арендодателей в обмен на поблажки для арендаторов

ФНС России даны рекомендации по снижению имущественных налогов для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса.

Статья 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусматривает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в отношении договоров аренды, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; а также право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 рекомендовано предоставить юрлицам и ИП — собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка.

В этой связи обращено внимание, в частности на следующее:

  • для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;
  • при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 апреля 2020 г. N БС-4-21/5994@

О РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.04.2020 N 439 МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ,

КАСАЮЩИХСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В АРЕНДЕ

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Направляем рекомендации по вопросам реализации мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога (в части установления налоговых льгот) по объектам недвижимости, находящимся в аренде.

Оперативно доведите рекомендации до налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения имущества, а также до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.

к письму ФНС России

от «__» _________ 2020 г. N _______

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ, КАСАЮЩИХСЯ УПЛАТЫ

НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ) ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩИМСЯ

В АРЕНДЕ <1>

Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» <2> установлено следующее:

<1> Настоящие рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от примененном в рекомендациях.

  • в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации <3>, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации;

<3> Далее — решение о введении режима повышенной готовности.

  • арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации рекомендовало снизить имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса, в т.ч. в отношении объектов недвижимости в частной собственности <4>.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества» рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением <5>, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

<5> Далее — Требования.

Согласно пункту 1 Требований, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции <6>.

<6> Далее соответственно — договор аренды, наиболее пострадавшие отрасли экономики.

В случае, если меры поддержки связаны со снижением налогов — установлением налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, являющихся предметом договора аренды, рекомендуется учитывать следующее.

1. Для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, предлагается:

  • использовать (ссылаться на) перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434;
  • предусмотреть, что осуществление арендатором по договору аренды (организацией и индивидуальным предпринимателем) деятельности в соответствующей сфере деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. (взяв за основу абзац первый пункта 1 и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»).

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации <7> при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

<7> Далее — Кодекс.

Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно пункту 2 статьи 399 Кодекса, при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Таким образом, установление налоговых льгот возможно посредством принятия вышеуказанных законов субъектов Российской Федерации или муниципальных нормативных правовых актов.

3. Исходя из направленности рассматриваемых мер поддержки, их срочного характера, ограниченности по категориям налогоплательщиков и видам объектов налогообложения при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия:

Установление налоговой льготы в отношении объекта налогообложения, одновременно являющегося предметом договора аренды, отвечающего следующим условиям:

  • собственник объекта аренды — арендодатель (организация или индивидуальный предприниматель) предоставил в соответствии с Требованиями на период применения налоговой льготы отсрочку уплаты арендной платы по договору аренды и снизил размер арендной платы по этому договору за период применения налоговой льготы;
  • договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до отмены этого решения;
  • договор аренды заключен с арендатором, являющимся организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики;
  • объектом аренды не является жилое помещение (учитывая пункт 2 Требований);

б) период действия налоговой льготы

Установление налоговой льготы в отношении налогового периода 2020 года:

  • с 1-ого числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором действие указанного решения отменено;
  • при условии, что в вышеуказанном периоде действует отсрочка уплаты арендной платы по договору аренды в соответствии с Требованиями, а также снижение размера арендной платы по этому договору;

в) размер налоговой льготы

Установление налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога в период действия налоговой льготы.

В случае, если при применении налоговой льготы сумма налога принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога за период применения налоговой льготы его сумма принимается равной нулю;

г) основания применения налоговой льготы

При установлении налоговой льготы целесообразно определить, что основанием ее применения являются:

  • по налогу на имущество организаций — документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган вместе с налоговой декларацией за налоговый период 2020 года: договор аренды; дополнительное(ые) соглашение(я) к договору аренды, предусматривающее(ие) отсрочку уплаты арендной платы и снижение размера арендной платы за период применения налоговой льготы; документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения налоговой льготы; иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия;
  • по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу — заявление о предоставлении налоговой льготы, представленное в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. На основании законов субъектов Российской Федерации или нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований об установлении налоговых льгот налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 10-ти рабочих дней с момента получения информации, предусмотренной пунктом 2 приложения N 3 к приказу ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@, обеспечивает:

  • доопределение нормативно-справочной информации в АИС «Налог-3» (в т.ч. установление категорий налогоплательщиков, пользующихся налоговыми льготами по соответствующим налогам);
  • актуализацию информационного ресурса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.

По вопросам методологического сопровождения реализации в АИС «Налог-3» соответствующих настроек справочников необходимо обращаться в Управление налогообложения имущества ФНС России (по телефону IP: 8(99) 14-15).

Читайте также  Ответственность главного бухгалтера в 2022 году
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector