Накладная CMR: бланк и образец заполнения

Накладная CMR: бланк и образец заполнения

Для чего необходима международная товарно-транспортная накладная CMR и как ее оформлять

Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (КДПГ). Документ ратифицировало большинство европейских и азиатских стран, в том числе и Россия. КДПГ предусматривает, что при перевозке товаров по автодорогам оформляется международная товарно-транспортная накладная CMR.

Международные перевозки

Зачем нужна

Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной CMR Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной CMR

Этот документ выполняет несколько функций:

  • Унификация. В каждой стране есть собственные формы товаросопроводительных документов. CMR является универсальным документом, который понятен работникам в сфере международной торговли, живущим в разных странах;
  • В накладной проставляется отметка о передаче груза экспедитору и о принятии его получателем, когда груз доставлен. Следовательно, можно установить, кто и в какой момент времени несёт ответственность за сохранность груза;
  • Информация в CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Если полицейский остановит автомобиль, то водитель предъявит ему соответствующий документ. Отсутствие CMR приведёт к аресту груза и транспортного средства;
  • Такая накладная используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге, при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
  • Оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции КДПГ. Они накладывают на участников этого процесса определённые обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.

Например, конвенция даёт право собственнику груза на минимальную страховую выплату в случае, если груз будет повреждён, уничтожен или украден в ходе транспортировки. Ответственность перевозчика установлена в размере 8,33 расчётных единицы на 1 кг массы брутто. Курс одной единицы сегодня достигает 81 рубль.

Кто заполняет

Оформлением накладной должен заниматься отправитель товара. Он печатает накладную и вписывает всю необходимую информацию о поставщике, перевозчике, конечном получателе товара, характеристиках перевозимого груза.

Чаще всего сведения в графы вносит транспортная компания, которой принадлежит грузовой автомобиль. Так происходит из-за того, что менеджеры организаций не всегда чётко знают о правилах оформления этого документа.

Водитель, который предоставляет машину под загрузку, уже имеет практически заполненный бланк. В него остаётся только поставить печать отправителя груза и подпись должностного лица.

На каком языке заполняется

Грузоперевозки по всему миру

В КДПГ нет чёткого требования по языку, на котором заполняется документ. Нередко отправители используют государственный язык страны, в которой они зарегистрированы.

Если груз направляется в европейские или азиатские страны, то лучше всего использовать английский язык. Это позволит избежать проблем при транзите и таможенном оформлении. В случае, когда товар следует в страну-член ЕАЭС, тогда можно оформить накладную на русском языке.

Правила заполнения и образец CMR

Накладная представляет собой лист формата А4, на который нанесена печатная форма. Каждая графа подписывается на двух языках: немецком и том, который используется для внесения необходимых сведений.

Часто применяются специальные бланки, сделанные на самокопирующейся бумаге. Тогда внесение информации в графы первого листа автоматически означает заполнение последующих листов.

Заполняется CMR следующим образом:

  • В графу 1 вносится информация об отправителе – наименование, юридический адрес (с указанием страны), почтовый индекс, телефон для контакта. В графу 2 вносится такая же информация о получателе;
  • В графе 3 указывается пункт назначения перевозки (страна и город);
  • В графе 4 должны быть сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство. Обычно указывается только город и страна. Адреса могут отличаться от тех, которые указаны в графах 1 и 2 в качестве юридических адресов поставщика и покупателя;
  • В 5-й графе указываются реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
  • В столбец 6 следует внести сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если груз не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
  • В столбцах 7 и 8 содержится информация о количестве и виде грузовых мест;
  • В столбец 9 следует вписать наименование груза. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары;
  • В столбец 10 вписывают номенклатурный код, который присвоен грузу. Данные сведения вносить необязательно;
  • Столбец 11 содержит сведения о полном весе брутто (со всей упаковкой). Груз желательно взвешивать перед отправкой, чтобы информация соответствовала действительности;
  • В столбец 12 вписывается количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
  • Графа 13 предназначена для информации о цене перевозимого груза, данных о лицензии и других сведений;
  • Графа 14 заполняется, если груз перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
  • В графе 15 содержаться сведения об условиях поставки в соответствии с Инкотермс;
  • В графу 16 вносится информация о перевозчике (наименование, юридический адрес и другие). Если транспортировка осуществляется несколькими организациями, то данные о следующем перевозчике вносятся в графу 17;
  • Графа 18 предназначена для отметок перевозчика о принятом грузе. Например, если товар имеет повреждённую упаковку, то такая информация пишется сюда;
  • Таблица в графе 19 предназначена для расчётов после завершения перевозки. Сегодня практически всегда применяется договорная цена, и заполнении данной графы нет необходимости;
  • Графа 20 содержит особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности груза. Например, температура в рефрижераторе, если перевозится скоропортящийся продукт;
  • В графе 21 пишется дата составления документа;
  • В графе 22 указывается время прибытия под погрузку и время убытия транспорта. Сведения вписываются отправителем груза. В графе ставится также подпись ответственного лица и штамп организации;
  • В графе 23 содержатся сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
  • В графе 24 ставит отметку о принятии груза получатель. Обязательно следует написать дату, подпись, фамилию и инициалы ответственного лица. Также желательно поставить оттиск печати организации, если она есть;
  • В графе 25 и 26 вписывается информация о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
  • Графы 27-29 предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.

Нужна ли транспортная накладная, если есть CMR

Наименование данного документа расшифровывается как «международная товарно-транспортная накладная». Исходя из этого, выписка иных накладных (ТН или ТТН) не требуется.

CMR — международная товарно-транспортная накладная где взять образец заполнения

Транспортировка грузов любого типа сопровождается оформлением ряда документов. Документация важна для поездок внутреннего и межгосударственного значения. Пакет официальных бумаг примерно одинаковый, однако перевозки за границу все же тщательнее контролируются. Для транзита грузов через государственную границу потребуется международная товарно-транспортная накладная CMR — один из важнейших документов межнациональных поездок.

Международная товарно-транспортная накладная CMR

Что за документ

Прежде, чем начать рассмотрение интересующего документа, стоит узнать определение. CMR — товарно — транспортная накладная мирового образца для перевозки грузов через границу.

Convention Merchandies Routiers — Конвенция о дорожных перевозках грузов автотранспортом. Составлен и подписан документ был странами-участниками Евросоюза, а влияние в каждой стране намного сильнее внутрисубъектных нормативных актов. Также CMR (ЦМР на русском) действует во многих других странах, помимо ЕЭС.

Когда составляется

ТТН ЦМР составляется, когда хотя бы одна сторона-участник договора перевозки ратифицировала и подписала соглашение о международных транспортировках.

Когда составляется

Если на протяжении всего рейса автопоезду предстоит пересечь границы нескольких государств, то составление CMR также неизбежно. В противном случае при отсутствии данного документа, транспорт и груз могут быть задержаны и оштрафованы по законам страны, где обнаружено нарушение.

Несмотря на обязательность заполнения накладной во всех транспортировках (даже государственных) с пересечением границы, существует три ситуации, когда CMR не составляется:

  1. Перевоз вещей, предметов быта и интерьера, мебели при переезде с одного места жительства на другое.
  2. При отправке грузов почтой, потому что они регулируются КДПГ.
  3. Когда выполняется межгосударственная транспортировка мертвых людей.

Другими словами, ЦМР — главная официальная сопроводительная бумага для автоперевозок между государствами.

Как оформлять

Как оформлять

CMR обычно бывает объемом не более 10 страниц, стандартное количество составляемых экземпляров — 4:

  • для оплаты услуг перевозки;
  • компании-перевозчику;
  • грузоотправителю;
  • принимающей стороне.

Число оформляемых экземпляров увеличивается в случае, когда предстоит перевозить один заказ несколькими автомобилями, либо мелкими объемами в несколько поездок. Также оправдано изменение числа сопровождающих накладных при доставке грузов не одной, а нескольким разным организациям — ЦМР оформляется для каждого автомобиля.

Все оформляемые CMR оригиналы (не копии) подписывают вручную конимент и представитель транспортной организации, при необходимости заверяют печатями. Часто крупные компании используют факсимиле, однако в международной накладной такой способ не всегда допускается. Применение факсимиле возможно по разрешению законодательства взаимодействующих стран.

Форму международной накладной нельзя подписывать гелевой ручкой. Также допускается внесение сведений в электронном виде, после чего бланк можно скачать и распечатать для подписи.

Шаблон ЦМР является унифицированной формой для стран, подписавших соглашение о Конвенции. В России регламент заполнения CMR — накладной отражен в письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Где взять форму CMR для заполнения? Пустой шаблон доступен в сети интернет для скачивания в форматах Word и Excel.

Обязательные сведения для внесения

Независимо от типа груза, в обязательном порядке сопроводительная накладная должна отражать следующие сведения:

  • Дата и место заполнения ТТН.
  • Данные места погрузки.
  • Утвержденные сроки поставки.
  • Информация о грузоотправителе — полное юридическое наименование организации, реквизиты, место расположения главного офиса.
  • Аналогичные сведения о принимающей стороне.
  • При сотрудничестве с посредником — инфо о посреднике.
  • Общепринятые характеристики груза, данные о габаритах и количестве грузовых мест.
  • Дополнительные расходы (пошлины, взнос за пересечение платной дороги и пр.).
  • Отметка о том, что перевозка осуществляется в рамках подписанной международной Конвенции.

При наличии каких-либо дополнительных сведений, они также должны быть отражены в сопроводительной документации. Такая информация заполняется по взаимному согласию участников договора перевозки.

Образец заполнения

Порядок заполнения и какие сведения необходимо внести в бланк указаны в вышеозначенном письме ФТС РФ. Для каждой стороны договора предназначены к заполнению определенные пункты:

  • Отправитель заполняет 1-15 и 21-22;
  • Перевозчик вносит сведения в 16-19, 23 и 25-29;
  • Получатель ставит отметку в 24 пункте.

Какие именно данные должны быть указаны в каждой графе, отражает таблица:

п/пУказываемые сведения
11Полные юридические сведения об отправителе, без сокращений.
2Аналогичная информация о принимающей стороне.
3Точный адрес пункта доставки.
4Верный адрес места погрузки, время и дата.
5Акт погрузки, сертификаты качества, счет-фактура, сертификаты происхождения груза и т.д.
6-12Наименование, масса, габариты груза. Коды ТН ВЭД. При транспортировке опасных грузов обязательно указывать класс опасности.
13Данные для таможни. Прописывается общая объявленная стоимость партии.
14Информация о транспортной таре и особенностях ее возврата.
15Код Инкотермс, требования к процессу расчетов.
16Реквизиты транспортной организации, заверенные печатью.
17Заполняется при смене перевозчиков.
18Отметки перевозчиком об особенных требованиях к перевозке.
19Вносится отделом расчетов после доставки груза.
20Доп. Условия для рейса (стоимость, страхование и т. п.).
21Сведения о месте, времени и дате оформления документа.
22Конкретное время и дата подачи ТС на погрузку, время выбытия с территории отгрузки. Заверяется отправителем.
23ФИО водителя ТС, данные маршрутного листа, подпись адресанта.
24Время приезда на место сдачи груза, время и дату выбытия, печать и подпись адресата или его доверенного лица.
25-26Сведение о ТС и технике, выполнившей загрузку товара.
27-29Заполняет представитель отдела расчетов, при сдаче ТТН после рейса.

Графа № 18 требует пристального внимания при заполнении CMR. В случае отсутствия пометок и оговорок подразумевается поставка без отклонений. Впоследствии доказать какие-либо не стыковки станет невозможно.

Отдельные моменты

При оформлении сопроводительной документации практически всегда требуется номер, который у ТТН ЦМР не всегда удается найти. Причиной этому может стать отсутствие порядкового номера, что весьма распространено для данного типа бумаг. Если же номер имеется, он указывается в верхнем правом углу накладной.

Если номер есть, он обязан быть идентичен с цифровыми значениями на всех экземплярах CMR.

Согласно пункту 2 статьи 7 Конвенции, допустимо внесение изменений перевозчиком в международную накладную. Коррективы вносят только по просьбе отправителя, подтвержденной в письменном виде.

При первичном заполнении CMR — накладной могут возникнуть трудности. Компании, осуществляющие перевозочную деятельность предоставляют за отдельную плату услугу заполнения ТТН. По сравнению со стоимостью всей транспортировки, цена довольно низкая.

Некорректное заполнение CMR грозит комитенту внушительными денежными санкциями, а также возмещением ущерба (неустойки). Причина — именно отправитель ответственный за большую часть вносимых сведений.

Заключение

ТТН международного назначения является практически самым главным документом для перевозки грузов между государствами. Правильно заполненный документ обеспечит беспрепятственное преодоление пограничных пунктов. Информация в CMR — накладной должна быть достоверной, ее можно изменить только по настоятельной просьбе комитента. Внесение ложных сведений, а также неправильное заполнение сопроводительного документа может привести к большим денежным штрафам и задержанию ТС с перевозимым грузом. Избежать неприятных ситуаций поможет заполнение бланка по примеру доверенным лицом грузоотправителя или наемным сотрудником транспортной компании. Правильное оформление гарантирует отсутствие непредвиденных трат.

CMR-Международная Транспортная Накладная: что это такое и как правильно оформить

Правильное заполнение Международной Транспортной Hакладной CMR,консультации

Для перевозки грузов на автомобиле нужна подготовка транспортной документации: в этой статье речь пойдет о сопроводительной накладной CMR.

По-сути указанное свидетельство является доказательством того, что на перевоз груза за пределы страны был заключен соответствующий акт (договор). Если проще, то это соглашение, составленное из разных документов.

Разделы статьи:

Что это такое и как дословно звучит расшифровка CMR?

Бланк CMR картинка

Что это такое и как дословно звучит расшифровка CMR? Обозначение документа складывается из сокращения, которое обозначает Женевскую конвенцию от 1956 года. Эта конвенция установила международный регламент дорожного перемещения товаров на авто: в России встречается сокращение со смежным обозначением накладной КДПГ. Международная накладная КДПГ (CMR) это соглашение о договоре транспортной перевозки грузов с использованием автомобиля на экспорт и импорт.

Кому нужна CMR

Документооборот автомобильных контейнерных перевозок

CMR-накладную обязательно потребуют в процессе прохождения таможни, без этого документа груз не сможет покинуть пределы государственных территорий Российской Федерации.

Это обязательно? Да, Международная Транспортная Накладная CMR контролирует права сторон сделки; Определяет маршрут транспортировки; Содержит информацию о ценах, страховании, условиях реализации таможенных процессов; Фиксирует сведения о багаже и его характеристиках; Фиксирует данные об участниках; Фиксирует адреса и время (погрузки, отгрузки, отбытия и др.); Для импорта и экспорта применяется одинаковый бланк CMR, также при экспорте предъявляется русскоязычный документ и в данном случае перевод с иностранного языка является необходимостью.

CMR нужна ли и когда? Важность документа обусловлена требованиями Женевской Конвенции: норматив указывает на то, что соглашение оформляется при соблюдении нескольких условий: Перевозка на авто проводится платно; Одна из сторон находится в стране, юридически утвердившей действующую Конвенцию; Места отбытия и прибытия находятся в разных странах;

Когда не применяется конвенция CMR? Накладная не требуется для перевозки внутрироссийских грузов. В этом случае транспортировка осуществляется на базе обычной ТТН.

Нужна ли накладная CMR для перемещения порожней тары? Пустой контейнер сам по себе является перевозимым грузом или товаром. Следовательно, при международной перевозке накладная обязательно потребуется.

Правила оформления CMR

Как правильно заполнить CMR

  • No1-15 для грузоотправителя;
  • No21-22 для грузоотправителя;
  • No16-19 для перевозчика;
  • No21 для перевозчика;
  • No21 для перевозчика;
  • No25-29 для перевозчика;
  • No24 для грузополучателя;

Чья обязанность заполнять CMR? Следует помнить, что основную часть документа заполняет отправитель это тот, кто будет отвечать за несоответствие данных и любых неточностей в накладной.

На каком языке заполняется накладная CMR? Накладную на экспорт можно заполнить на одном из европейских языков (английский, немецкий и др.). Тем не менее следует помнить, что для российской таможни нужно обязательно подготовить документ, переведенный на русский язык.

Можно ли заполнить CMR от физического лица? Да, заполнять экземпляры сопроводительной транспортной накладной CMR могут продавец, покупатель, транспортная компания, реже водитель и экспедитор.

Сколько бланков СMR требуется для осуществления международной перевозки? Документ заполняется в 4-7 образцах и включает 10 бланков-самокопирок. 1-4 нужны для участников перевозки (1 отправителю, 2 грузополучателю, 3 экспедитору, 4 отделу расчетов перевозчика); 3-4 страницы содержат подписи и штампы покупателя и далее предоставляются экспедитору; Другие страницы потребуются для отметок пограничным таможенным органам, их необходимость регламентирована наличием особенностей перевозки;

Сколько CMR должно быть у водителя? Количество экземпляров должно быть достаточным для осуществления перевозки: одна страница остается у отправителя, остальные сопровождают груз до места прибытия.

Инструкция по заполнению CMR

Правила заполнения CMR на импорт и экспорт предусматривают заполнение договора в соответствии с требованиями международной Конвенции. Это залог того, что груз без задержек и рисков своевременно достигнет пункта назначения.

Обязательные данные CMR (без них договор будет признан недействительным): Дата и место заполнения; Реквизиты продавца и получателя; Груз (характеристики); Данные об упаковке; Расходы на перевозку; Точный адрес прибытия; Инструкция по прохождению таможни;

Образец заполненной CMR

Пункт 1. Данные об отправителе, с обязательной пометкой в том случае, если в сделке участвует поручитель.

Пункт 2. Данные о получателе, с обязательной пометкой в том случае, если товар был передан уполномоченному представителю. Эти сведения могут потребоваться для урегулирования таможенных и судебных вопросов.

Пункт 3. Указывает на место разгрузки. Здесь нужно указать точку локацию, куда груз попадает после таможенных очисток (страна, название склада и др.).

Пункт 4. Время и дата погрузки. Детально и разборчиво указывается точное место: страна, адрес и др.

Пункт 5. Достоверный и полный перечень сопутствующих транспортных, финансовых и других документов. Весь пакет должен быть заранее вручен перевозчику.

Пункт 6. Данные о знаках и номерах перевозимого груза. Это особенно касается опасных грузов, которые требуют осторожного обращения.

Пункт 7. Место, которое занимает груз в одном автомобиле. Эти сведения обязательно контролирует перевозчик.

Пункт 8. Внешний вид и состав упаковки груза. Следует указать, из чего она выполнена (коробка из картона, мешок, бочка и др.). Без данной пометки, при наличии повреждений, экспедитор не может в дальнейшем ссылаться на ошибки со стороны отправителя.

Пункт 9. Названия перевозимого багажа (на основании сопроводительной документации). В случае, если имеется большое перечисление позиций, можно ссылаться на упаковочные листы и внести общее название.

Пункт 10. Отметка с указанием кодов ТН ВЭД для всех групп товаров.

Пункт 11. Вес брутто (в кг.) для каждой единицы отдельно. Сведения должны совпадать с инвойсом.

Пункт 12. Заполняется не всегда и чаще касается сборных товаров, куда размещаются данные об объеме груза в кубометрах.

Пункт 13. Содержит указания отправителя на момент реализации таможенной очистки. В графе указаны адрес таможни, данные о стоимости в валюте, которая написана в инвойсе.

Пункт 14. Графа «Возврат» заполняется при перевозках в порожней таре. Пункт содержит регистрационный номер полуприцепа, в ряде случаев идентификаторы, если тара возвращается уже после завершения транспортировки.

Пункт 15. Точные условия оплаты по данным Инкотермс.

Пункт 16. Данные о компании-экспедиторе, точное наименование, регистрация, штампы с реквизитами.

Пункт 17. Аналогичные данные (для пункта 16), но для другого перевозчика, если в процессе участвует не одна транспортная компания. В этом случае ответственность разделяется на всех участников сделки.

Пункт 18. В этот пункт любая из сторон может вносить пометки об состоянии авто и груза.

Пункт 19. Действующий тариф на перевозку (после реализации перевозки).

Пункт 20. Грузоотправитель оставляет замечания перевозчику, что включает требование о страховании, качество тары или правила разгрузки.

Пункт 21-22. Отправитель указывает дату и адрес заполнения документа, проставляет штамп компании.

Пункт 23. Графа для штампа перевозчика (аналогично с пунктом 16).

Пункт 24. Получатель проставляет штамп, заверяет документ подписью и отмечает время получения товара, сюда же вносятся данные о времени отбытия авто после завершения разгрузки. Данные фиксируется в 3 и 4 образце накладной.

Пункт 25-26. Экспедитор вносит регистрационные данные о прицепе и полуприцепе.

Пункт 27-28. Экспедиторский отдел расчетов оформляет указанную графу

Бланк CMR и образец заполнения

Отметки

Что делать грузополучателю, если товар был доставлен на склад с повреждениями? Нужно ли делать отметки о повреждении груза в CMR? Вне зависимости от перевозки, груз необходимо проверить сразу и в присутствии представителя перевозчика. Следует установить и задокументировать факт повреждения или его отсутствия, при видимой порче и других несоответствиях грузополучатель в обязательном порядке отмечает это в CMR. Запись закрепляется подписью, ставится печать, также подпись экспедитора.

Какие отметки таможни делает таможенник в CMR-накладной? Сотрудник Таможни проштамповывает и заверяет документ надписью: «Товар вывезен». Также в CMR содержится дата перевозки и личная номерная печать работника таможенного органа.

Читайте также  Расходы на электроэнергию отнесены на основное

Ошибки в CMR

Чем чреваты ошибки в CMR? Выше упоминалось, что самая главная часть документа заполняется отправителем: от качества внесенных данных зависит весь процесс перевозки. Также статья 7 Женевской Конвенции указывает на то, что некорректное заполнение и оформление CMR грозит убытками, которые в дальнейшем оплачивает отправитель

Гражданская ответственность перевозчика: Экспедитор CMR может застраховать свою ответственность, что в целом:

  • Снижает риски, связанные с повреждением перевозимого груза;
  • Повышает уровень доверия перевозчика в глазах клиента;
  • Обязательно для транспортировки опасных грузов;

Из отрицательных моментов можно выделить:

  • Дополнительное время и расходы на подготовку страхового полиса;
  • Третье лицо (в случае порчи) не подлежит компенсации;

Чтобы исключить ошибки и непредвиденные потери, а также подробнее узнать о правилах оформления CMR, рекомендуем обратиться в проверенную компанию, которая оказывает полный комплекс ВЭД-услуг.

Остались вопросы? Мы вам перезвоним

Еще в Статьи

sankcionnye

Санкционные продукты, запрещённые к ввозу в Россию

Санкционные продукты, запрещённые к ввозу в Россию В связи с политико-экономическими реалиями в августе 2015 года был введен в действие законопроект, запрещающий ввоз в государство…Читать далее →

chastej

Ввоз запасных частей в составе оборудования

Особенности таможенного оформления при ввозе запасных частей в составе оборудования Импорт зарубежного оборудования, запчастей актуален для предприятий, физических и юридических лиц. Как и любой груз,…Читать далее →

отметка о фактическом вывозе товара

Отметка о фактическом вывозе товара

Кем ставится и зачем нужна отметка о фактическом вывозе товара? У организаций, занятых во внешнеэкономической деятельности, часто возникает вопрос о том, какой комплект документов нужно…Читать далее →

Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?

Любая международная перевозка груза на автомобиле не обходится без этапа подготовки сопроводительной документации. Ведущее место среди пакета документов занимает транспортная накладная CMR.

Наименование накладной складывается из аббревиатуры на французском языке, используемой при обозначении Женевской конвенции 1956 года (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), которая установила правила трансграничного перемещения грузов на автомобилях. В российском варианте ее еще называют накладной КДПГ — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

CMR на английском

Содержание статьи:

Что такое накладная CMR?

CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.

Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.

Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.

CMR на русском

В каких случаях CMR обязательна, а в каких нет?

Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:

  1. Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
  2. Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.

Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.

Кто должен заполнять CMR?

В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:

  • № 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
  • № 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
  • № 24 для грузополучателя.

Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.

Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.

Человек заполняет CMR

Порядок заполнения транспортной накладной

Правильное заполнение бланка каждым из участников процесса перевозки — залог успешной транспортировки груза до его получателя.

П. 1 отражает реквизиты отправителя груза (его название и юридический адрес с указанием страны, телефоны для связи и сведения об ответственном лице). Если в сделке участвует поручитель, то необходимо также указать его данные и сделать пометку об отправлении груза «по поручению».

П. 2 содержит сведения о получателе груза, аналогично первой графе. Если груз будет передан таможенному брокеру, об этом делается соответствующее примечание.

П. 3 определяет место разгрузки. Необходимо обязательно указать страну и точное место выгрузки вплоть до наименования филиала, магазина или склада. Это то место, куда поступит груз после полной очистки на таможне.

П. 4 фиксирует место и дату погрузки. При заполнении необходимо детально прописать адрес с обязательным указанием страны.

В п. 5 указывается полный перечень прилагаемых к ЦМР транспортных, финансовых и разрешительных документов.

П. 6 заполняется сведениями о знаках и номерах, которые определяют вид перемещаемого груза. Особо тщательно к внесению сведений в данный пункт необходимо отнестись отправителям опасных грузов. Включение информации об опасности груза убережет перевозчика от неправильного с ним обращения.

В п. 7 вносится количество мест, занимаемых грузом в одном транспортном средстве. Данные сведения в последующем обязан проконтролировать перевозчик.

П. 8 касается упаковки груза. Указывается ее внешний вид и материал, из которого она выполнена (картонная коробка, мешок холщовый или из полиэтилена, бочка металлическая и т.п.).

В п. 9 вписываются наименования перевозимых товарных единиц в полном соответствии с сопроводительными документами. Когда позиций много, можно сделать отсылку к инвойсу и упаковочным листам, указав общее наименование.

П. 10 содержит указание на статистические коды ТН ВЭД для каждой группы товаров.

В п. 11 отражается вес груза брутто, то есть с упаковкой, в килограммах. Сведения вносятся по каждому товару отдельно. Показатели должны быть аналогичны указанным в инвойсе или в морском коносаменте.

П. 12 заполняется при необходимости (в основном касается сборных грузов). В него вписываются объемные показатели груза в кубических метрах.

П. 13 определяет указания отправителя в отношении прохождения таможенной обработки. Из него перевозчик должен узнать, где находится таможня, которая будет проводить проверку груза. Кроме того, в нижней части графы можно зафиксировать данные об объявленной стоимости товара в той же валюте, которая используется в инвойсе.

П. 14 называется «Возврат» и обязателен к заполнению при перевозках в контейнерах. В графу вписывается регистрационный знак полуприцепа или идентифицирующие контейнер знаки, если они возвращаются из-за границы спустя некоторое время после завершения перевозки (например, в случае ремонта).

В п. 15 детально описываются условия оплаты с применением терминологии, используемой в Инкотермс.

П. 16 содержит сведения о транспортной компании, перевозящей груз (ее наименование, место регистрации с указанием страны). При заполнении пункта можно воспользоваться штампом с реквизитами организации.

В п. 17 указываются сведения, аналогичные содержащимся в п.16, только в отношении последующего перевозчика, когда груз перемещается несколькими транспортными компаниями. Все транспортировщики несут солидарную ответственность за перевозимый товар.

П. 18. Каждый последующий перевозчик вправе делать оговорки и замечания в отношении состояния автомобиля и перевозимого в нем груза. Для данных пометок предусмотрен п. 18 накладной.

П. 19 отражает применяемый тариф на перевозку. Он заполняется только после завершения транспортировки.

В п. 20 CMR грузоотправитель вносит все необходимые с его точки зрения оговорки и замечания для перевозчика. Это могут быть правила разгрузки, требование о страховании груза, внешнем виде тары и пр.

Пункты 21-22 заполняются отправителем. В них указывается место и дата составления документа, а затем проставляется штамп организации.

В п. 23 имеется место для штампа перевозчика, который ранее проставляется в п. 16.

П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.

Пункты 25 и 26 заполняются экспедитором и содержат данные о прицепе или полуприцепе, перевозившем груз (его регистрационные данные и марку).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector