Настоящая статья поднимает проблемы валютного

Настоящая статья поднимает проблемы валютного

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из важных элементов денежно-кредитной политики страны выступает валютная политика. Она играет значительную роль в развитии экономики России, как на внутреннем валютном рынке, так и на международной арене. В связи с этим выявление основных проблем функционирования валютного рынка и разработка мер по их устранению является одной из приоритетных задач Центрального банка Российской Федерации.

В то же время в России уделяется недостаточно внимания данному сегменту экономики со стороны регулирующего органа. В реальности валютная политика занимает незначительное место в денежно-кредитной политики и ограничивается проблемами курсовой стоимости рубля, которая бесспорно играет важную роль в развитии и функционировании валютного рынка, но не представляет собой единственную проблему, заслуживающую внимания. В связи с этим выявление проблем валютного рынка РФ, помимо курсовой стоимости рубля, является важной темой на сегодняшний день, так как данные проблемы в той или иной степени влияют на экономику страны и ее внешнеэкономическую деятельность.

Валютный рынок выступает одним из элементов финансового рынка, который связан с другими сферами мировой экономики и реагирует на изменения, происходящие в экономической и политической сферах, оказывая на них обратное влияние.

Постоянные преобразования на валютном рынке России требуют не только их осмысления и оценки, но так же использования методов и инструмента мирового валютного рынка.

Российский валютный рынок на сегодняшний день нельзя назвать стабильным, поскольку он сталкивается со многими проблемами, на него оказывают влияние многие факторы.

Рассмотрим события, происходившие на валютном рынке РФ в 2019 году и являющиеся, по нашему мнению, ключевыми. С начала 2019 года российская валюта показала укрепление по отношению к доллару на 10,7%, а по отношению к евро – на 12,5%. Такое укрепление позволила рублю в 2019 году занять второе место среди 36 основных мировых валют по изменению их курса к доллару США. [1]

С февраля 2019 года Банк России увеличил объем ежедневных операций на 2,8 млрд. рублей, покупая при этом валюту, которую не смог приобрести в 2018 году из-за приостановки операций, возникшей в условиях рыночной нестабильности. Если подобная ситуация не повторится, то Центральный Банк РФ планирует осуществить отложенные покупки валюты до февраля 2022 года. На рисунке 1 показан объем покупки валюты для Минфина за период с ноября 2017 по декабрь 2019г.

Рисунок 1 – Объем покупки валюты для Минфина за период с ноября 2017 по декабрь 2019г. [1]

Рассмотрим далее проблемы функционирования валютного рынка РФ, которые являются актуальными и важными на протяжении длительного времени.

Долгое время в России была лишь внутренняя конвертируемость рубля. С 2004 года рубль является свободно конвертируемой валютой. Несмотря на это, в момент данного объявления в России еще не была сформирована требуемая экономическая основа в лице рыночной экономики, конкурентоспособных товаров, низкого уровня инфляции, стабильности банковского сектора и других факторов. [3] Все это способствовало тому, что рубль значительно стал уступать доллару и евро на валютном рынке.

На сегодняшний день в России осуществляется процесс перехода на рыночную экономику. В связи с этим иностранная валюта функционирует внутри страны. Данная ситуация не наблюдается больше ни в одном развитом государстве мира. Рубль на территории своей страны периодически вступает в конкуренцию с более сильными и ликвидными валютами, которыми являются доллар США и евро.

Такое положение рубля, являющегося национальной валютой нашей страны, вызывает недоверие со стороны населения и зарубежных инвесторов. Для удержания позиции и выполнения функции денег со стороны национальной валюты требуется стабильность и предсказуемость национального валютного рынка, что в России на сегодняшний день не обеспечено. Восстановление позиций российского рубля требует реализации мероприятий по его укреплению и постепенному ограничению свободы обращения иностранных валют внутри страны. Минфин РФ и Правительство РФ в своих законах и приказах стараются ограничить оборот иностранной валюты в России, разрешая проведение лишь ряда операций с иностранной валютой.

Как мы сказали, у населения и инвесторов складывается недоверие к рублю в качестве национальной валюты. Последствием этого является отток капитала из России, отрицательно воздействующий на платежный баланс страны и величину золотовалютных резервов, которая выступает одним из важнейших источников обеспечения финансовой безопасности страны в кризисные периоды.

В то же время прослеживается слабость рубля, а именно его слабое товарное наполнение. Для России складывается неблагоприятная картина, поскольку за последние 5 лет паритет покупательной способности рубля по отношению к доллару США снизился более чем в 2 раза. [2]

Журнал Economist опубликовал индекс бигмака, на основании которого делается вывод о паритете покупательной способности рубля по отношению к доллару США. Согласно данному индексу российский рубль в 2019 году снова признан самой недооцененной валютой в мире. Валютный курс российской национальной валюты на 64,5% выше реального ее значения.

Эксперты говорят о том, что в США стоимость бигмака составляет 5,74 доллара, а в России чуть больше 130 рублей. Если перевести стоимость бигмака в доллары, то выйдет около 2-х долларов США. Справедливый курс российской валюты к доллару на основании данного индекса должен составлять около 23 рублей за доллар США.

Многие эксперты говорят о том, что данный индекс является хорошим показателем, но на его основе делать выводы о недооцененности валюты нельзя, поскольку себестоимость продукта складывается из различных факторов. Сюда относится и стоимость ингредиентов, и заработная плата работника, и стоимость аренды, и налоги с продажи данного продукта. В разных странах данные параметры значительно отличаются по своей величине. [4] В то же время цена не всегда является себестоимостью, сюда так же можно отнести и готовность платить за определенный продукт. Можно сказать, что стоимость продукта является скорее показателем покупательской способности, уровня жизни людей, а курс валюты все же является политическим и макроэкономическим показателем.

Данная проблема возникла так же из-за перехода России к рыночной экономике, а также формирования валютного рынка в условиях неприспособленности структуры производства и отсутствии средств для проведения реформ. Реформы России приводят к моральному и физическому износу основных производственных фондов, происходящего параллельно с недостаточной величиной малых предприятий, поскольку их развитие в России отодвинуто на второй план. Данные факторы негативно влияют на паритет покупательной способности национальной валюты. Решить данную проблему возможно, если развивать технологический профиль внешней торговли, вкладывать получаемые от энергетической отрасли средства в реальную экономику, повышая конкурентоспособность предприятий России на мировом рынке.

Еще одной значимой проблемой валютного рынка России является неблагоприятная ситуация, которая была вызвана кризисом Европы и падением котировок на нефть ниже 100 долларов за баррель. Цены на нефть стали падать после снижения прогноза по мировому уровню потребления нефти со стороны Международного энергетического агентства в сентябре 2014 года. Реакцией на это заявление было падение цен на нефть ниже 100 долларов за баррель. [5] Россия является страной с сырьевой направленностью экономики, которая зависит от мировых цен на нефть. Стабильность рубля приходится поддерживать валютными интервенциями Центрального Банка РФ при изменениях в ценах на нефть. На сегодняшний день ситуация на нефтяном рынке так же является нестабильной, несмотря на то, что цены на нефть с момента их обвала в 2014 году увеличились.

Нельзя не сказать об одной из главных проблем нашей страны, которой является проблема внешнего долга России. В таблице 1 представлен размер и структура внешнего долга РФ на 1 декабря 2019 года по данным Минфина РФ.

Таблица 1 – Структура внешнего долга Российской Федерации на 01.12.2019 г.[1]

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Обычные граждане, предприниматели и юридические лица, которые совершают валютные операции, обязаны выполнять нормы закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 (в дейст. ред. от 02.07.2021). При их несоблюдении нарушители в зависимости от тяжести проступка рискуют попасть под санкции КоАП и УК РФ. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Кроме того, к валютным нарушениям относятся:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы с 2021 года

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за непредставление информации, документов (либо представление ложных сведений) оговорено также в ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размеры штрафов зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка. Удержания производятся от незачисленной суммы за каждый день просрочки.

Между тем в 2021 году действуют постепенно вводимые послабления в части валютного контроля. К примеру, резиденты могут уже не возвращать часть валютной выручки (порядка 30%) на рублевые счета по сырьевым контрактам.

При нарушении зачислений выручки по рублевым договорам налагается штраф в размере 3–5%, а по инвалютным — от 5 до 30%. Санкции применяются по окончании 45 дней после дня наступления обязательств по зачислению средств — это дата, прописанная в договоре (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ). Ответственность по внешторговым договорам (контрактам), заключенным резидентом и нерезидентом на малые суммы (до 200 тыс. руб), не предусмотрена (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

Как оформить валютный платеж и какие документы представить в банк, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Какие документы представляют для валютного контроля и в чем другие его особенности, читайте здесь.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Санкции, применяемые по ст. 193.1, относятся к суммам (по однократным, неоднократным операциям на протяжении года), достигшим крупного размера, больше 9 млн руб., либо особо крупного — более 45 млн руб.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Настоящая статья поднимает проблемы валютного

Чтобы защититься от валютных рисков, бизнес может зафиксировать для себя курс. Это позволяют сделать производные финансовые инструменты на бирже или в банке. Подбор и использование этих инструментов называют хеджированием валютных рисков.

Вот краткая инструкция, которая поможет сделать первые шаги в хеджировании:

Данный материал является коммерческой коммуникацией, сделанной в информационных целях, не является и не должен рассматриваться как реклама, рекомендация или оферта совершить какую-либо сделку или инвестицию. Сбербанк не действует в качестве инвестиционного советника и предоставление информации посредством данного материала не должно рассматриваться как инвестиционное консультирование или гарантия того, что озвученные и описанные в нем сделка, продукт, финансовый инструмент или услуга соответствуют Вашему инвестиционному профилю и отвечают Вашим потребностям и целям (ожиданиям). Результаты инвестирования в прошлом не гарантируют доходов в будущем.

Сбербанк не несет ответственности за финансовые или иные последствия, которые могут возникнуть в результате произведенных Вами инвестиций, включая инвестиции в финансовые инструменты, продукты или услуги, информация о которых содержится в данном материале. Вы должны сделать свою собственную оценку рисков, не полагаясь исключительно на информацию, с которой Вы были ознакомлены в рамках настоящего материала. Сбербанк настоятельно рекомендует Вам до совершения какой-либо инвестиции или сделки, в том числе со Сбербанком или его аффилированным лицом, получить Ваши собственные инвестиционные, правовые, налоговые, финансовые, бухгалтерские и другие необходимые профессиональные консультации в целях обеспечения того, что упомянутые в данном материале сделка, продукт, финансовый инструмент или услуга подходят для Вашей ситуации и отвечают Вашим целям.

Финансовые инструменты и инвестиционная деятельность связаны с высокими рисками. Стоимость финансового инструмента может меняться (уменьшаться или увеличиваться) в зависимости от множества факторов, включая цены, значения или уровни одного или нескольких базовых активов, а результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Внебиржевые производные финансовые инструменты (ПФИ), упомянутые в данном материале, подобно другим финансовым инструментам, не только могут предоставлять определенные выгоды, но и влекут за собой существенные риски. Риски, которым Вы подвергаетесь в связи с конкретной сделкой, зависят от условий такой сделки и особенностей Вашей ситуации, однако общими для внебиржевых ПФИ являются, в частности, риск неблагоприятного или неожиданного изменения размера платежей в связи с изменением стоимости/значения базового актива, финансовых или политических изменений, риск дефолта контрагента по договору или эмитента (владельца) базового актива, риски изменения правового регулирования или правоприменительной практики, риск отсутствия ликвидности и другие связанные кредитные, рыночные и иные риски. С основными рисками, связанными с заключением внебиржевой срочной сделки, вы можете ознакомиться на сайте Сбербанка по адресу: http://www.sberbank.ru/ru/legal/investments/globalmarkets/riski

Сбербанк и государство не гарантируют доходность инвестиций, инвестиционной деятельности или финансовых инструментов. Прежде чем заключать какую-либо сделку Вам необходимо тщательно проанализировать и убедиться, что Вы полностью понимаете, как условия конкретного финансового инструмента, так и связанные с этим юридические, налоговые, финансовые и другие риски (описания которых не содержится в настоящем материале), в том числе осознаете Вашу готовность понести убытки.

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг Банка России: на осуществление брокерской деятельности № 077-02894-100000 от 27.11.2000; на осуществление дилерской деятельности № 077-03004-010000 от 27.11.2000; на осуществление депозитарной деятельности № 077-02768-000100 от 08.11.2000.

1) 117997, Россия, Москва, ул. Вавилова, д. 19, тел.: +7 495 500-55-50, 8 800 555-55-50.

Валютные волны: почему отмена плавающего курса рубля не поможет экономике

Профильные комитеты Госдумы подготовили заключения на представленные ЦБ «Основные направления денежно-кредитной политики» на 2020–2022 годы. 20 ноября Эльвира Набиуллина должна выступить в Думе с презентацией документа и ответить на вопросы парламентариев. Во многом это формальная процедура — основные направления в конце октября уже были утверждены советом директоров Банка России. Рассмотрение в Думе и заключения профильных комитетов являются только рекомендациями денежным властям, не обязательными для исполнения.

Тем не менее заключение одного из комитетов, а именно комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, наделало немало шума. Оно содержит рекомендации, которые противоречат «Основным направлениям» и принципам проводимой денежно-кредитной политики как минимум последних пяти лет. В частности, рекомендуется переход к режиму «мягко регулируемого валютного курса рубля». Предполагается, что «гибко регулируемый и прогнозируемый на перспективу диапазон валютного курса российской валюты … позволит оживить инвестиционный и потребительский спрос» и поможет решить поставленную в «майском указе» 2018 года задачу ускорения экономического роста до темпов выше среднемировых. Заодно предлагается понизить степень уязвимости российской экономики за счет «введения валютных ограничений на отток/приток спекулятивного капитала».

Подняли якорь

С конца 2014 года ЦБ проводит политику свободного плавания рубля. Курс формируется на основе текущего баланса спроса и предложения на валютном рынке. При этом экономическая политика продолжает влиять на курс — к примеру, в рамках реализации бюджетного правила Банк России ежедневно осуществляет покупки валюты. Сохраняется и возможность проведения валютных интервенций в экстренных ситуациях. Однако денежные власти не устанавливают никаких ориентиров для валютного курса, в частности, в отличие от Минэкономразвития, макроэкономические прогнозы ЦБ не содержат никаких оценок валютного курса. Даже в публичных выступлениях его руководители не комментируют текущие или «обоснованные» значения курса рубля, хотя подобные расчеты, очевидно, осуществляются. Основная причина — нежелание влиять своими прогнозами на рыночные ожидания.

Читайте также  Статья 33 УК РФ — пособничество, предусматривающая

Считается, что плавающий курс обеспечивает «автоматическую» подстройку экономики под изменение внешних условий. К примеру, при падении цен на нефть рубль дешевеет, что приводит к удорожанию импортных товаров, а значит, сокращению спроса на импорт. С другой стороны, это же снижение курса уменьшает издержки экспортеров в иностранной валюте, а значит, повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Наоборот, при росте нефтяных цен укрепление рубля снижает «перегрев» экономики по тем же каналам.

Другим преимуществом плавающего валютного режима является возможность проведения независимой денежно-кредитной политики, то есть регулятор может устанавливать рублевую процентную ставку относительно независимо от глобальных ставок. Если страна придерживается фиксированного валютного курса, то она автоматически вынуждена импортировать и денежно-кредитную политику валютных зон, к которым привязан валютный курс. Если курс привязан к доллару США, то автоматически импортируется денежная политика ФРС. Если в таких условиях попытаться установить процентные ставки независимо от валюты привязки, то возникнут арбитражные возможности для спекулятивного капитала. В итоге все закончится либо выравниванием процентных ставок, либо отказом от фиксированного режима, либо установлением ограничений на операции с иностранной валютой.

Подобные рассуждения лежат в основе концепции «невозможной троицы», согласно которой невозможно одновременное существование трех режимов — фиксированного валютного курса, свободного движения капитала и независимой денежно-кредитной политики. Можно выбрать только два из трех. Текущая политика ЦБ основывается на выборе независимости процентной политики и отсутствия ограничения на потоки капитала, жертвуя воздействием на валютный курс. Основным недостатком плавающего режима является дополнительная неопределенность в экономике. Установившийся рыночной курс может не соответствовать оптимальным с точки зрения властей значениям.

Игра с ожиданиями

Думский комитет, по сути, призывает отказаться от действующего плавающего режима в пользу некоторого «управляемого плавания» за счет ввода дополнительных ограничений на операции с валютой. Подобные предложения имеют своих сторонников среди российских политиков и экономистов (можно вспомнить, например, экс-советника президента Сергея Глазьева).

Но стоит задуматься о последствиях реализации подобных идей. Во-первых, даже серьезная подготовка к смене проводимой политики приведет к немедленной девальвации. Владельцы рублей и рублевых активов, которые сегодня исходят из того, что могут свободно купить валюту, поймут, что завтра им грозят ограничения. И поэтому будут рационально действовать «на опережение» и продавать рубли уже сейчас. Само по себе сильное снижение курса рубля раскрутит девальвационные ожидания, и ЦБ придется вернуться к практике валютных интервенций.

Во-вторых, как показывает исторический опыт, в том числе российский, ограничения на потоки капитала создают почву для злоупотреблений, так как появляются ведомство и конкретные должностные лица, которые определяют, какие операции разрешены, а какие нет.

В-третьих, сам режим управляемого плавания подразумевает, что денежные власти могут точно определить значение «фундаментально обоснованного» курса рубля и пересчитывать его при любом изменении внешних условий. К примеру, при снижении цен на нефть ЦБ должен понять, носит ли текущее снижение краткосрочный или долгосрочный характер и как долго оно продлится. Если снижение нефтяных цен краткосрочное, то фундаментальный курс рубля не меняется и необходимо его защищать с помощью интервенций и ограничений. Длительное снижение нефтяных цен означает и необходимость корректировки значения «фундаментально обоснованного» курса.

В 2014 году, по сути, и действовало то самое «мягкое регулирование», когда Центробанк проводил валютные интервенции на границах «операционного коридора» для сглаживания колебаний. Осенью 2014 года ЦБ не менял этот валютный режим, так как предполагал, что начавшееся снижение нефтяных цен носит краткосрочный характер, и тратил резервы на поддержание валютного курса. Переход к плавающему режиму с 10 ноября 2014 года был связан, в том числе, и с тем, что ЦБ понял свою неспособность оценивать нефтяные шоки. Плавающий же режим снимает эту ответственность с денежных властей, давая возможность сосредоточиться на процентной политике.

Не очень понятно, почему в этот раз результат от введения валютных ограничений может быть иным. Другое дело, что нулевая реакция валютного курса на предложения депутатов показывает, что финансовые рынки не верят в изменение политики ЦБ. Об этом говорят и комментарии главы комитета Думы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, фактически дезавуировавшего инициативу коллег.

Одним из принципов современной денежно-кредитной политики являются информационная открытость и прозрачность. Это означает, что денежные власти для достижения своих целей должны максимально понятно и доступно объяснять свои решения и их аргументацию. Чем больше людей понимает политику Центрального банка и то, на каких принципах она основывается, тем лучше для него самого. Однако по крайней мере часть депутатов Госдумы все еще остается вне зоны охвата информационной и образовательной политики Банка России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector