Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обоб­щения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Цель бухгалтерского учета:

· обеспечивать определение состава имущества и задолженности;

· контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности при­рост продукции за счет повышения производительности труда;

· отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции;

· своевременно предупреждать негативные явления;

· контролировать соблюдение законов и нормативов;

· обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации.

Основные задачи бухгалтерского учета:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руко­водителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтер­ской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движени­ем имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Виды учетных измерителей, их характеристика.

Хозяйственный учет включает три отдельных вида учета:

1. · Оперативный (сотовый)

2. · Статистический (общество)

3. · Бухгалтерский (деньги, финансы)

Согласно этим видам учета стало возможным использование одних и тех же измерителей:

1) Натуральных (литры, тонны)

2) Трудовых (человек/час)

3) Денежных (рубль)

Натуральные измерители раскрывают количественную характеристику однородного объекта учета, представляемого в учете, и служат для получения информации в указанных единицах в зависимости от его особенности. Натуральным измерителям присущ количественный учет товароматериальных ценностей. Учет в натуральных измерителях определяет содержание количественного учета.

Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицей их измерения служат минуты, часы, дни и т. д. С их помощью контролируются нормы выработки, производительность труда, начисление заработной платы.

Обобщающим показателем, позволяющим объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерении, служит денежный (стоимостной) измеритель. Денежная единица позволяет исчислять индивидуальные издержки предприятия на изготовление конкретных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов.

Виды хозяйственного учета, их характеристика, взаимосвязь.

Оперативный учет представляет собой систему текущего на­блюдения и контроля за отдельными фактами, хозяйственными опе­рациями и процессами с целью управления ими при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения и исполь­зования данных для управления. В системе оперативного учета формируются в основном показа­тели технологического процесса, используемые для текущего конт­роля на отдельных его стадиях.

Статистический учет (статистика) представляет собой си­стему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными метода­ми и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели эко­номических процессов в единстве с их качественным содержани­ем. Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, определенные специальными, присущими только ему приемами и способами

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обеспечено идентификационное отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характеристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяйствен­ной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые исполь­зуются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений.

Формирование полной и объективной информации обеспечива­ется благодаря функционированию трех видов хозяйственного уче­та. Каждому из них отведена определенная роль в этом процессе и выполнить ее они могут только во взаимодействии друг с другом, так как показатели одного вида учета отражают лишь его отдель­ные стороны и могут быть использованы другими и наоборот. Такое взаимодействие обусловливает единство системы хозяйствен­ного учета.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

1. ФЗ «О бухучете».

2. Положение по осуществлению бухучета.

3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.

4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

· Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.

· Основание адекватных стандартов.

· Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.

· Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).

· Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».

2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету.

3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.

4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.

Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Трибушняя, О. Н. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации / О. Н. Трибушняя. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12979/ (дата обращения: 13.12.2021).

В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <1>(далее — Федеральный закон № 402-ФЗ),

Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

Совокупность нормативно-правовых актов образует 4-х уровневую систему (таблица 1).

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень регулирования

Область регулирования

— определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; допустимые способы их денежного измерения;

— требования к учетной политике;

— план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

— состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете»

устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности

обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам

Рекомендации в области бухгалтерского учета

принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

применяются на добровольной основе и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

Стандарты экономического субъекта

предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами), имеющими разный статус.

В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». По мнению К. А. Конева «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности»<2>.

Таким образом, К. А. Конев сводит в иерархическую структуру нормативно- правовые акты, так как нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является его составной частью.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета для наглядности представлена в таблице 2.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета

Уровень иерархии

Нормативный правовой акт

Статус нормативных правовых актов

Первый уровень. Основной Закон РФ

Конституция РФ п. «р» ст.71; ст. 7, 34, 37, 39, 57, 75

Второй уровень. Международные договоры

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию; Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» и др.

Не являются внутренним законом РФ, однако применяются на ее территории, имеют приоритет над внутренним законодательством

Третий уровень. Федеральные конституционные законы

«О правительстве Российской федерации; «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Четвертый уровень. Федеральные законы

Федеральный закон № 402-ФЗ, ГК РФ (части первая-четвертая); ТК РФ; НК РФ; КоАП РФ; УК РФ и др.

Пятый уровень. Указы и распоряжения Президента РФ

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» и др.

Подзаконные нормативные правовые акты

Шестой уровень. Постановления и распоряжения Правительства РФ

«О Министерстве финансов Российской Федерации»; «Об особенностях порядка исчисления» средней заработной платы» и др.

Седьмой уровень. Приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Банка России

Нормативные правовые акты Минфина России и Банка России.

Нормативные документы, устанавливающие правила, нормы, нормативы, вводятся в действие нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России

Восьмой уровень. Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов

Законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX «Региональные налоги и сборы» НК РФ)

Нормативные правовые акты субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов

Девятый уровень. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. Х «Местные налоги» НК РФ)

Десятый уровень. Нормативные правовые акты организаций

Стандарты экономического субъекта; учетная политика организации и др.

Подзаконные нормативные правовые акты

Изложенная К. А. Коневым система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону № 402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

Первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 402-ФЗ, другие федеральные законы.

Второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Банка России; нормативными правовыми актами организаций.

Третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

К четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ.

Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь.

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

Читайте также  Тема: Оплата выезда из командировки в выходной день
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector