О лице, выполняющем функции иностранного

О лице, выполняющем функции иностранного

Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента

1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, либо в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 2 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Неисполнение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо неисполнение обязанности по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, совершенное лицом, осуществляющим на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении указанными субъектами могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 330.1 Уголовного кодекса

1. Понятие российской некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, включает наличие следующих признаков: а) получение денежных средств и иного имущества от иностранных источников; б) участие в политической деятельности на территории РФ в форме организации и проведения политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

2. Статус иностранного агента предполагает особую систему контроля для данных некоммерческих организаций, в том числе создание их реестра, и заявительный порядок включения в данный реестр (ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Наступление уголовной ответственности с объективной стороны предполагает бездействие: невыполнение обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр.

Соответствующие обязанности включают подачу заявления о включении некоммерческой организации в реестр: а) по форме, утвержденной приложением к Порядку ведения реестра, утвержденному Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223; б) одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, — в орган, принимающий решение о государственной регистрации некоммерческой организации; до начала осуществления действующей некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, — в Министерство юстиции РФ; в) непосредственно в виде почтового отправления либо в форме электронных документов с использованием сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. Признак злостности уклонения устанавливается судом на основе всех обстоятельств дела с учетом порядка исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр, и наличию возможностей их исполнения. Злостность уклонения подтверждается длительностью бездействия, продолжением неисполнения обязанности после сделанного предупреждения. Отсутствие легального определения злостности может стать причиной трудностей в оценке объективной стороны рассматриваемого преступления и степени его общественной опасности.

Второй комментарий к Ст. 330.1 УК РФ

1. Некоммерческая организация — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан (лиц без гражданства) либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, должна зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

2. Ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, осуществляет Министерство юстиции РФ. Порядок ведения реестра определяется Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223. Согласно этому порядку, некоммерческая организация обязана представить в Минюст документы в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом шестым Приказа, а также заявление о включении некоммерческой организации в реестр до начала ее политической деятельности.

3. Если организация начала участвовать в политической деятельности на территории РФ с привлечением иностранных источников до получения уведомления Минюста о включении ее в реестр, деятельность такой организации приостанавливается управомоченным органом на срок не более шести месяцев со всеми, предусмотренными Федеральным законом «О некоммерческих организациях» правовыми последствиями.

4. Объективная сторона преступления включает признак злостного уклонения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, от исполнения указанной выше обязанности. Злостным является такое неисполнение обязанности зарегистрироваться в качестве иностранного агента, при котором организация продолжает участвовать в политической деятельности на территории РФ после принятия управомоченным органом решения о приостановлении ее деятельности.

5. Субъективная сторона включает прямой умысел.

6. Субъект — лицо, создавшее организацию или руководившее ее деятельностью.

Третий комментарий к статье 330.1 УК РФ

1. Объект преступления — отношения, обеспечивающие исполнение некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации. Диспозиция носит бланкетный характер. Для правильного применения статьи необходимо изучить Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012). В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Согласно п. 10 ст. 13.1 данного Закона установлена обязанность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, предоставлять документы для государственной регистрации.

Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. На основе этого Закона Министерством юстиции РФ издан Приказ от 30.11.2012 N 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2012 N 25980), которым утвержден Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, определены требования к ведению и содержанию реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Согласно п. 9 Приказа основанием для внесения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое на основании заявления о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, вносятся в виде записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Предмет преступления — документы, содержащие сведения для записи в реестре.

2. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме бездействия.
Состав по конструкции объективной стороны формальный. Преступление считается оконченным при установлении факта злостного уклонения от исполнения обязанностей. Под злостным уклонением понимается систематическое (то есть два и более раза) уклонение от исполнения обязанностей, т.е. активное, без уважительных причин бездействие лица, обязанного предоставлять необходимые документы.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправность своего бездействия и желает так поступать и дальше.

4. Субъект преступления специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, являющееся руководителем или учредителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Установлена административная ответственность за нарушение положений законодательства, регулирующих правовое положение лиц, выполняющих функции иностранного агента

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 16 февраля 2021 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение положений законодательства Российской Федерации, регулирующих правовое положение лиц, выполняющих функции иностранного агента.

В частности, статья 13.15 Кодекса дополняется частями 2 1 –2 3 , устанавливающими административную ответственность за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно­телекоммуникационных сетях информации о некоммерческих организациях, общественных объединениях, физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо производимых такими организациями, объединениями, физическими лицами материалов без указания на то, что соответствующие организация, объединение, физическое лицо являются некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, выполняющими функции иностранного агента.

Кроме того, Кодекс дополняется статьями 19.7 5–3 и 19.7 5–4 , предусматривающими административную ответственность за нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица, и за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

В частях 2 и 3 статьи 19.34 Кодекса (нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) устанавливается административная ответственность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а также учредителей, членов, участников, руководителей такой некоммерческой организации за производство материалов или их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», либо за их направление в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации.

Усиливается административная ответственность за грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента (часть 3 статьи 19.34 1 Кодекса).

Устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами, судьям, а также уточняются полномочия должностных лиц Минюста России и Роскомнадзора по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях (статья 23.1, пункты 4 и 58 части 2 статьи 28.3 Кодекса).

О лице, выполняющем функции иностранного изготовителя

В тексте Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» указывается, что заявителем при сертификации или декларировании может быть лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям (настоящего) технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям (настоящего) технического регламента Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

К сожалению, в самом регламенте больше никаких сведений об этом лице не приводится. Попробуем разобраться в этом самостоятельно.

Правительства государств – членов Евразийского экономического сообщества 25 января 2008 года приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В этом документе появилось определение уполномоченного изготовителем лица, которое вошло в Технические регламенты Таможенного Союза:

уполномоченное изготовителем лицо – юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза.

Именно этот термин и используется в ряде принятых Технических регламентов Таможенного Союза (например: в ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и др.).

Однако в Техническом регламенте ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» этого определения нет, кроме упоминания о том, что руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними. Зато употребляется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя», который применяется в соответствии с реализацией Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010.

Не дают каких-либо разъяснений и положения статьи 24 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», где есть упоминание об этом лице при декларировании продукции на соответствие требованиям национальных Технических регламентов.

Итак, в регламентах ТС не дается определение «лица, выполняющего функции иностранного изготовителя». Но анализируя вышеуказанные соглашения, скорее всего, это субъект, на которое возлагается ответственность за соответствие продукции иностранных изготовителей (изготовителя) требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, то есть,

В определении уполномоченной организации и уполномоченного предпринимателя Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 также содержится ссылка на договор, заключаемый данными лицами с изготовителем или продавцом товара, по условиям которого организация или предприниматель наделяются полномочиями на удовлетворение тех или иных требований в отношении проданных товаров. Следует заметить, что далеко не всегда указанные выше лица стремятся подтвердить наличие таких договоров, поскольку в данном случае одновременно со статусом представителя они приобретают существенные обязательства, следующие не из договора, а из закона. По этой причине многие известные иностранные производители не имеют в России уполномоченных должным образом представительств, а имеют только информационные центры.

В соответствии с положениями Технических регламентов Таможенного Союза лицо, выполняющего функции иностранного изготовителя, относится к лицам, к которым могут быть предъявлены требования в отношении качества импортных товаров. Это сделано потому, что предъявление каких-либо требований к иностранным производителям крайне сложно и требует больших затрат, чаще всего несовместимых с ценой самих требований и ценой товара.

Ввиду отсутствия другой информации и разъяснений органов государственной власти в дополнение к вышесказанному можем рекомендовать лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя, использовать и учесть при составлении договора с изготовителем права и обязанности аналогичного субъекта в Европейском Союзе − уполномоченного представителя изготовителя (Authorized Representative). В таком договоре могут быть отражены следующие моменты.

Например, как и уполномоченный представитель (Authorized Representative) на территории Европейского Союза, так и лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на территории государств-членов Таможенного союза, имеет право проводить работы, связанные с маркировкой изделий единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В обязанности лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, также могут входить работы по подтверждению соответствия под полную ответственность этого лица, включая организацию испытаний и предоставление необходимого комплекта документов.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, может быть обязанным выполнять действия, необходимые для обеспечения пользователя технической документацией, например: паспортом, руководством по эксплуатации и техническому обслуживанию, обоснованием безопасности.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, может выполнять функции в качестве контактного лица изготовителя по всем вопросам, связанным с соответствием продукции изготовителя требованиям Технических регламентов, которые распространяются на данную продукцию, в том числе при потребительских инцидентах с конечным потребителем, участвовать в потребительской экспертизе, испытаниях изделия при потребительских инцидентах. При этом лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, может быть обязанным прикладывать все возможные усилия для обеспечения максимальной защиты интересов изготовителя.

Очевидно, что лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, обязано незамедлительно информировать изготовителя о всех потребительских инцидентах и участвовать совместно с изготовителем в анализе и экспертизе данных инцидентов.

На лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, может возлагаться обязанность участвовать в процедуре отзыва изделия с рынка, если таковая ситуация произойдет при контроле надзорных органов или по решению изготовителя.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, должно информировать потенциальных потребителей изделия изготовителя по техническим и потребительским характеристикам, в том объеме, который определил изготовитель.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, должно информировать изготовителя по всем вопросам, связанным с изменением нормативных документов, связанных с продукцией изготовителя, и своевременно передавать данную информацию.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, не имеет право разглашать любую конфиденциальную информацию, относящуюся к бизнесу Изготовителя, в том числе и техническую, за исключением случаев, когда эта информация необходима для выполнения деятельности в рамках законодательства государств-членов Таможенного Союза.

Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, обязано хранить документы о соответствии (например, декларацию) и доказательственные материалы в течение десяти лет с момента окончания срока действия этих документов о соответствии, даже если прекращен срок действия контракта на представление интересов Изготовителя.

И не стоит забывать, что согласно статей 36-39 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, несет административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор функций уполномоченного иностранным изготовителем лица

В связи с образованием единого таможенного пространства – Таможенный Союз и вступлением в силу Технических Регламентов Таможенного союза на группы товаров, изменилась специфика и условия сертификации и декларирования. Одним из важнейших вопросов, вызывающим непонимание, является вопрос правильного определения Заявителя на территории Таможенного Союза в том случае если это продукция иностранного происхождения.

Данный вопрос регламентируется:

  • Соглашением о единых принципах и правилах Технического регулирования РФ, РБ и РК (страны Таможенного Союза) от 18.11.2010 года. В данном Соглашении определен круг Заявителей в соответствии с Техническими Регламентами. Решением Коллегии ЕЭК от 9.04.2013 г. № 76 «Положение о регистрации Деклараций о соответствии продукции требованиям Технических Регламентов ТС»
  • Непосредственно отдельно взятыми Техническими Регламентоми на продукцию. Для примера, в тексте Технического регламента 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» указывается, что заявителем при сертификации или декларировании может быть лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям (настоящего) технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям (настоящего) технического регламента Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Технические Регламенты – это нормативные акты, имеющие статус Закона и подлежат исполнению всеми участниками процесса сертификации продукции, а именно, Изготовителями, Заявителями (поставщиками и импортерами импортной продукции), Органами и Испытательными центрами по сертификации.

Если с изготовителями, которые производят продукцию на территории Таможенного союза ситуация понятна (они выступают заявителями в сертификатах и декларациях) то с изготовителями импортной продукции не все так просто.

В Таможенном Законодательстве четко сказано, что при ввозе и реализации импортной продукции, Заявителем на территории Таможенного Союза могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РФ, РБ и РК, т.е. в Таможенном Союзе. Никаких иных смыслов эта фраза за собой не несет. Так как иностранный изготовитель не может являться резидентом на таможенной территории, то не допускается, чтобы он выступал в качестве Заявителя при оформлении деклараций и сертификатов. Все интересы иностранного изготовителя представляет Заявитель, зарегистрированный в Таможенном Союзе, и он же несет ответственность, за качество и безопасность поставляемой продукции.

В Технических Регламентах и других документах на этот счет предусмотрено, что иностранные Изготовители и Заявители должны подписать между собой договор уполномоченного лица (на выполнение функций представителя). При оформлении разрешительных документов на серийный выпуск Орган по сертификации проверяет наличие такого договора у Заявителя. Смысл договора сводится к тому, что Заявитель несет полную ответственность за безопасность поставляемой из-за рубежа продукции.

Читайте также  Счет 23 в бухгалтерском учете: Вспомогательные

Формулируется это в договоре на выполнение функций примерно так:

«Изготовитель» поручает, а «Уполномоченное изготовителем лицо» принимает на себя обязательства от имени «Изготовителя» выполнять на территории Таможенного союза функции данного иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия, поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза».

Это значит, что уполномоченное изготовителем лицо на территории Таможенного Союза, далее ЗАЯВИТЕЛЬ, от лица изготовителя, оформляет все необходимые документы для ввоза и дальнейшей реализации продукции в Таможенном Союзе. Подписывает заявки и заявления при сертификации и декларировании продукции, акты отбора образцов и т.д. и отвечает в полном объеме за недобросовестные действия изготовителя или иные несоответствия продукции, что также, должно быть отражено в договоре на уполномоченное лицо.

Например, в обязанность Заявителя входит:

Выпускать продукцию в обращение на рынок только после оформления Декларации или Сертификата соответствия. Импорт и реализация продукции должны быть приостановлены Заявителем, если срок действия Декларации и Сертификата истек и необходимо переоформить разрешительные документы. Заявитель обязан поставить в известность Орган по сертификации, если в период действия Декларации или Сертификата изготовитель внес изменения в технологический процесс или изменил иные характеристики продукции. Это касается действующих на тот момент разрешительных документов, срок действия которых не истек. Прекратить реализацию продукции на территории Таможенного союза, если продукция не соответствует требованиям технических регламентов. Поставить в известность Изготовителя, если выявлено, что продукция, поставляемая на территорию Таможенного союза, не соответствует требования Регламентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector