О ветеране педагогического труда статья (8 класс) по

О ветеране педагогического труда статья (8 класс) по

Ветераны педагогического труда гимназии

Монин, Ф. К. Ветераны педагогического труда гимназии / Ф. К. Монин, Т. А. Почукалина, М. О. Мачехин, Т. В. Михеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/747/ (дата обращения: 14.12.2021).

В сентябре 2017 года нашей школе (с момента основания школе № 9, а последние 26 лет — гимназии № 1 города Кирово-Чепецка) будет 50 лет. За это время здесь работало немало учителей, благодаря которым она стала одной из лучших не только в городе, но и в стране. У истоков ее стояли те, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе, это ветераны педагогического труда.

В коридоре второго этажа нашей школы висит стенд «Ветераны гимназии». Чаще всего к нему подходят выпускники школы, т. к. им знакомы эти учителя, а вот нам, новому поколению гимназистов, эти лица почти ни о чем не говорят.

Нам стало интересно узнать, что это были за люди. Вместе с нашим учителем немецкого языка Михеевой Татьяной Васильевной мы решили лично познакомиться с ветеранами, взять у них интервью и узнать, как они работали в нашей школе.

Проблемный вопрос: Что мы знаем о ветеранах педагогического труда родной школы? Есть ли связь между поколениями?

Гипотеза:Если в ходе исследования мы соберем информацию о ветеранах педагогического труда нашей школы, представим ее на классных часах, то гимназисты будут знать, кто работал в родной школе, какой была школьная жизнь раньше.

Объект исследования: ветераны педагогического труда.

Предмет исследования: Жизненный путь, педагогический опыт и вклад ветеранов труда в становлении и развитии нашей гимназии.

То есть, целью нашего проекта было узнать жизненный путь, педагогический опыт и вклад ветеранов труда в становлении и развитии нашей гимназии и поместить полученную информацию в электронную «Книгу педагогической славы» школы.

Мы поставили перед собой следующие задачи: изучить школьный архив, встретиться с ветеранами педагогического труда гимназии, взять у них интервью, при личном согласии — записать встречу на видео, оформить полученную информацию для электронной «Книги педагогической славы» школы, а для ветеранов сделать на память буклеты.

Из «Энциклопедии» [2], выпущенной к 20-летнему юбилею в 2010 году, мы узнали историю становления, развития и расцвета гимназии, о достижениях учеников и учителей.

Мы спланировали работу над проектом, определили сроки, распределили обязанности. Был составлен список ветеранов педагогического труда гимназии, на сегодняшний день их 23 человека. Далее по телефону были определены сроки встреч с ветеранами для беседы и видеозаписи (с их согласия).

Чтобы выяснить, что думают гимназисты о профессии учителя, мы составили анкету и опросили 85 учащихся с 6 по 9 класс. Результаты показали следующее:

36 % учащихся находят эту профессию трудной, 18 %-ответственной и 18 % — хорошей, у 21 % опрошенных в гимназии учились родители, у 16 %- родные и двоюродные братья и сёстры.

Мы выяснили также, что почти над всеми ветеранами педагогического труда в нашей школе шефствуют определённые классы. Одни навещают своих подшефных 1–2 раза в месяц, другие — не чаще двух раз в год, как правило, на день учителя и женский день. Было отрадно узнать, что ветераны приглашаются в школу не только на день пожилых людей, день учителя и 8 Марта, но и на концерты, посвященные другим праздничным датам и событиям школьной жизни. Для них организуется чайный столик, возможность встречи с педагогическим коллективом.

На вопрос, хотели ли бы гимназисты познакомиться поближе с жизнью и педагогическим опытом ветеранов труда, 63 % опрошенных это было бы интересно.

Данный факт говорит о том, что многие гимназисты не равнодушны к истории нашей школы и судьбам тех, кто внёс определенный вклад в становление и развитие нашего образовательного учреждения.

Следующим шагом мы составили вопросы для интервью ветеранов:

  1. Где Вы родились и выросли?
  2. Кто были Ваши родители?
  3. Что помните из раннего детства?
  4. В каком году пошли в школу?
  5. В какой школе учились?
  6. Помните ли свою первую учительницу? Как ее звали?
  7. Как Вы учились?
  8. Были ли у Вас любимые предметы, учителя?
  9. Когда Вы закончили школу?
  10. Почему решили стать учителем?
  11. В каком учебном заведении Вы получили профессию учителя?
  12. Какой факультет закончили?
  13. В какой школе начали работать?
  14. Помните ли свой первый урок?
  15. Приходилось ли вести другие предметы?
  16. Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы профессию учителя на другую профессию? Почему?
  17. Чем Вам запомнилась работа в школе?
  18. С чем бы Вы могли сравнить Вашу педагогическую деятельность? Например, с каким-либо растением, предметом, животным?
  19. Кто из Ваших учеников Вам запомнился? Почему?
  20. Поддерживаете ли отношения с кем-нибудь из Ваших бывших учеников? Следите ли за их судьбами?
  21. Отличаются ли современные гимназисты от Ваших первых учеников?
  22. Что значит для Вас Ваша профессия?
  23. Что Вам в ней нравится? Что не нравится?
  24. Как Ваша семья относилась к Вашей педагогической деятельности?
  25. Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  26. Навещают ли Вас кто-либо из Ваших бывших учеников или коллег?
  27. Чем Вы увлекаетесь, чем любите заниматься?
  28. Какие ассоциации вызывает у Вас посещение школы, где Вы проработали так много лет?
  29. Что бы Вы пожелали гимназистам 2016 года?

На сегодняшний день нам удалось встретиться и побеседовать пока с пятнадцатью ветеранами педагогического труда. В данной статье мы кратко расскажем лишь об одной из этих встреч, а именно с Сорокиной Марией Фёдоровной, которая работала в нашей школе учителем физики и математики.

Мы заранее созвонились и на осенних каникулах навестили Марию Федоровну у нее дома. Хозяйка приняла нас очень радушно, рассказала о своей жизни, работе, увлечениях, напоила чаем.

Мария Федоровна была девятым ребенком в семье, у нее было 8 старших братьев. Мария Федоровна закончила после школы сначала педучилище, а затем пединститут. Везде училась очень хорошо, была активной и спортивной.

С 1960 года работала в школе № 4, а в 1976 году перешла в нашу школу учителем физики и заместителем директора. Мария Федоровна была строгим, но справедливым учителем, очень любила детей.

За многолетний и добросовестный труд Мария Федоровна награждена знаком «Отличник народного образования», «Ветеран труда», «Ударник десятой пятилетки». Избиралась депутатом городского совета [3].

С 1994 года Мария Федоровна на заслуженном отдыхе, но она не сидит, сложа руки: много читает, занимается рукоделием: вышивает картины и по-прежнему, несмотря на возраст, решает ЕГЭ по физике. Как она сама признается, чтобы не забыть свой любимый предмет.

Работая над проектом, мы познакомились с замечательными людьми — ветеранами, узнали много нового из истории своей школы, о ее выпускниках, о жизни ученического и учительского коллективов. Мы сделали буклеты об учителях — ветеранах и подарили им на память, записали интервью с некоторыми из них на видео. Кроме того, мы выступили на конференции шестиклассников, перед одноклассниками на классном часе и на родительском собрании со своим проектом, передали его материалы в фонд исследовательских работ музейно-архивного центра города Кирово-Чепецка. Во время выступлений для «…визуализации графической и текстовой информации…» [1, с. 32] мы использовали средства интерактивной доски.

Став участниками проекта, мы получили первые навыки исследования, попробовали себя в социальной роли журналистов, получили опыт общения с людьми старшего поколения, повысили уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Подводя итоги нашей работы над проектом, мы пришли к выводу, что мы на верном пути: нельзя забывать людей, которые всю свою жизнь посвятили школе и детям. Их объединяет то, что они работали в одном дружном коллективе единомышленников, а результат их совместной деятельности — достижения выпускников. Не должна теряться связь между поколениями. Надо чаще навещать ветеранов, беседовать с ними, поддерживать их, прислушиваться к их мудрым советам, рассказывать им о наших успехах и достижениях.

«Учитель-ветеран» — рассказ о Татьяне Сергеевне Аржановой

За вековую историю нашей школы в её стенах преподавали и преподают учителя, которыми по праву можно гордиться. Это мастера своего дела, умные и талантливые люди, грамотные педагоги, опытные и мудрые наставники. И наша школа гордится своими ветеранами педагогического труда. Сегодня мы расскажем об одном из них.
52 года. Много это или мало? Применительно к вечности – капля, к человеческой жизни – много. Именно столько лет живёт в нашем селе Татьяна Сергеевна Аржанова, в недавнем прошлом – учитель истории, бабушка шести внуков. Теперь она и прабабушка, у неё пять правнуков.

А что же было до этого? Родилась в селе Кирза Ордынского района Новосибирской области. Вместе с двумя братьями росла в семье лесничего.

Великая Отечественная война оставила в памяти маленькой девочки неизгладимый след. Когда началась война, семья жила в Бердске. В 1942 году отца призвали на фронт. Старшие братья учились в ремесленном училище. Мать была тяжело больна. Таня помогала маме, чем могла: собирала корм для коровы, стояла в длинных очередях за хлебом, ухаживала за мамой. Однажды потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали эти карточки? Они давали право на получение продуктов и в случае утери не восстанавливались. Таня это прекрасно понимала. До сих пор вспоминает этот случай со слезами на глазах. Вспоминается страх перед необходимостью сообщить больной маме об этом. Какое же облегчение испытала девочка, когда мама не стала наказывать, а успокоила свою маленькую дочурку.

В 1944 году в дом пришла страшная весть: под Сталинградом погиб отец. Вскоре умерла мама. Пристанищем для девочки стал детский дом в Ордынском районе. Воспоминания о нём самые тёплые. В её памяти он остался красивым и уютным уголком детства.

Таня принимала активное участие в жизни детского дома: спортивные соревнования, художественная самодеятельность, пионерские сборы, костры… Нравилось ей и играть с малышами, забавлять их. Воспитатели заметили эту особенность и часто поручали Тане присматривать за малышами. Как-то раз она не справилась с поручением. Воспитатель в сердцах произнесла фразу: «Не выйдет из тебя педагога!». С этого времени Таня для себя решила твёрдо: «Учителем я буду!»

В школе училась прилежно. За хорошую учёбу несколько раз была премирована экскурсией в город Новосибирск. После семи классов отправили Татьяну в Бердское педагогическое училище. В этом городе у неё был родительский дом, в нём и жила. Детский дом помогал кое-какими продуктами и одеждой. Получала небольшую стипендию.

По окончании училища не сразу нашла себя. Работала учительницей в маленьком казахском ауле, пробовала свои силы в роли воспитателя в детдоме, контролёра на заводе. Однажды на завод приехали дети из Коченёвского района с концертом, сопровождала которых её бывшая сокурсница. Лидия Ивановна Галактионова, увидев здесь Таню, удивилась: «Что ты здесь делаешь? Твоё место в школе!». Новый учебный год Татьяна начинала в Прокудской школе старшей пионервожатой. Много увлекательных дел организовала и провела девушка: торжественные сборы, походы, костры. Работала в пионерском лагере. Но её не покидала мысль: хочу учить детей! Молодому специалисту предложили место учителя начальных классов в Вахрушевской школе. Это село и стало её постоянным местом жительства. Татьяна Сергеевна до сих пор с гордостью вспоминает о том, как одна из первых получила собственное жильё. Приворожили люди, их доброта и отзывчивость. Здесь и нашла свою судьбу, став женой Владимира Аржанова. Вместе воспитали сыновей – Сергея и Андрея.

Школьная жизнь навсегда слилась с её жизнью. Работая учителем начальных классов, заочно окончила исторический факультет педагогического института. Учила детей истории, воспитывала на традициях старших поколений. Татьяна Сергеевна Аржанова кропотливо, тщательно готовилась к каждому уроку. Используя современные методы обучения, она учила детей самостоятельно анализировать исторические явления, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Прививала учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, с историческими документами. Всё это помогало школьникам глубже усваивать изучаемый материал. Огромное внимание Татьяна Сергеевна уделяла организации работы с юными краеведами школы. Под её руководством собран и оформлен уникальный материал: «Сибирь в древности», «Сибирь в 17 веке», «Сибирь до и после революции», «История села Вахрушево» и т.д. Невозможно забыть её уроки, наполненные не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, ощущением причастности к судьбе своей страны. Сколько душевных сил и энергии отдала эта мудрая женщина своим ученикам, научив правильно, просто выражать свои мысли, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота, в чём смысл жизни, что значит любить свою Родину? Бывшие её выпускники говорят о том, что после её уроков не нужно было читать параграф – всё запоминалось из рассказа учителя.

Около 30 лет занималась воспитанием детей Аржанова Татьяна Сергеевна. Ни одно поколение выпускников помнит этого замечательного педагога. Многим привила она бескорыстную любовь к родной земле, родному краю. Интересно проходили в школе вечера встреч, походы по родному краю. Она и сейчас удивляет нас своим оптимизмом и мудростью, является примером доброты и жизнелюбия. А самое главное – Татьяна Сергеевна стала на селе своим человеком. Её ученики помнят свою учительницу, не забывают, напоминают о себе делами добрыми и знаками признательности. Это потому, что с каждым человеком обязательно через всю жизнь проходит образ любимого учителя, если в сердце его тепло, любовь, благородство.

До сих пор Татьяна Сергеевна, встречаясь с воспитательницей детского дома Рогачёвой Анной Сергеевной, говорит ей искренние слова благодарности за то, что своими резкими словами она помогла ей стать настоящим педагогом.

Татьяна Сергеевна поддерживает отношения со своими бывшими сотрудниками. Её коллеги, живущие теперь за пределами нашей области, Карманова Мария Евгеньевна, Баранова Тамара Александровна, часто навещают свою подругу.

Жизнь этой учительницы занимает значительную страницу в истории школы и истории села. Это ли не подвиг – посвятить всю себя детям?!

Всё прошлое уходит в глубину,
Оставив нам простую истину:
Не забывайте, люди, человека,
На чьих корнях стоит фундамент века.

Как учителю получить звание ветерана труда

Педагоги играют огромную роль в развитии общества и государства. Поэтому для учителей и других педработников предусматривается множество льгот. И за добросовестный труд в нелегком деле обучения детей педработникам предусмотрено присвоение звания ветеран труда, которое наделяет своего обладателя рядом социальных льгот.

  1. Общие положения
  2. Награды для учителей
  3. Что дает ветеранский статус учителю
  4. Когда начинают действовать льготы ветерана труда

Общие положения

Каких-либо особенных привилегий у педагогов в получении почетного статуса нет. Звание «Ветеран труда» учителям и другим педработникам присваивается в соответствии с положениями ст. 7 ФЗ «О ветеранах». В актуальной на 2019 год редакции требования довольно просты и понятны:

  • наличие государственных и (или) министерских наград;
  • продолжительность учительского или иного педагогического стажа не менее 15 лет;
  • общий трудовой (страховой) стаж – 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам.

Но далеко не всем понятно, какие именно награждения учитываются, а какие – нет.

Награды для учителей

В течение всей педагогической деятельности учителя и другие работники образовательной сферы удостаиваются всевозможных поощрений. Это и благодарственные письма, и почетные грамоты, и разного рода ордена и медали. Но не все они подходят для присвоения ветеранского статуса.

Для отбора соответствующих награждений можно воспользоваться простой шпаргалкой:

  • награждение должно выдаваться Министерством образования – уровень региональных департаментов и министерств не подходит;
  • награждение связано с педагогической деятельностью.

Для тех граждан, которые получают свои первые награды после 2016 года, распространяется Приказ Минобрнауки РФ №1223 от 26.09.2016 года в актуальной редакции. В нем перечислены все ведомственные награды, за которые присваивается звание «Ветеран труда». Учитель должен быть удостоен какой-либо из следующих наград:

  • Знак отличия Минобрнауки РФ;
  • Медаль К.Д. Ушинского или Л.С. Выготского;
  • Звание «Почетный работник сферы образования»;
  • Звание «Почетный работник науки и техники;
  • Звание «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи»;
  • Знак «За милосердие и благотворительность»;
  • Почетная грамота Минобрнауки.

Но вместе с тем, данный приказ никак не отменяет награды, полученные до выхода приказа и, тем более, полученные в Советском Союзе.

Жительница Москвы Нина Ш. обратилась к юристу за содействием в присвоении ветеранского статуса. Соцзащита отказала женщине в присвоении звания, поскольку в качестве награды женщина предоставила почетную грамоту Минпросвещения СССР. Адвокат обратил внимание, что это ведомственное награждение министерского уровня, поэтому дает право на присвоение звания ветерана труда, что и было доказано в досудебном порядке.

Что дает ветеранский статус учителю

Наделение статусом ветерана труда подразумевает предоставление различных льгот. Педагоги ветераны труда могут рассчитывать на весь объем социальной помощи, предусмотренный региональным законодательством. Чаще всего преференции распространяются на:

  • ежемесячные доплаты к пенсии – неработающим ветеранам труда предоставляется определенная сумма из регионального бюджета;
  • субсидии на оплату ЖКХ – речь идет о скидке в 50% на оплату коммунальных платежей для ветерана;
  • компенсацию проезда в транспорте – ветеран труда получает возможность бесплатно ездить в городе на общественном транспорте (или получить определенную сумму на проезд);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов – оплачивается гражданином только установка, а также некоторые материалы;
  • льготные путевки на санаторно-курортное лечение – ветерану-педагогу предоставляется бесплатная путевка при наличии медпоказаний, а также оплачивается проезд до санатория и обратно.

Конкретный список льгот и виды социальной помощи зависят от региона. Например, та же сумма доплаты за ветерана варьируется в огромных пределах. В Москве пенсионер учитель, ветеран педагогического труда, отошедший от дел, получает дополнительно 1 000 руб. к пенсии. А вот в Вологодской области сумма может достичь 1 500 руб. В то же время в Воронеже педагоги ветераны труда получают всего 383 руб.

Однако учителям, получившим за свой труд почетный статус ветерана труда, стоит иметь ввиду, что льготы могут быть предоставлены не сразу

Когда начинают действовать льготы ветерана труда

Учителя и другие педагогические работники имеют право выйти на пенсию досрочно. Даже с учетом повышения пенсионного возраста и введенной отсрочки, учитель может отойти от дел на 5-10 лет раньше. Достаточно всего 25 лет стажа в отрасли, чтобы начать получать страховую пенсию.

Вот только льготы до наступления общеустановленного пенсионного возраста никто не предоставит. Большинство регионов установило, что льготы предоставляются только по достижении возраста, по которому назначают страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ-400. С учетом переходных положений, возраст выхода на пенсию с 2019 года плавно повышается на 5 лет:

  • 2019 год выхода на пенсию + 1 год – 2020 год;
  • 2020 год выхода на пенсию + 2 года – 2022 год;
  • 2021 год выхода на пенсию + 3 года – 2024 год;
  • 2022 год выхода на пенсию + 4 года – 2026 год;
  • 2023 год выхода на пенсию +5 лет – 2028 год.

Например, учитель физкультуры одной из московских школ получит право выйти на пенсию в 2021 году (по старому законодательству). К этому моменту ему исполнится 54 года. Но с учетом переходных положений воспользоваться своим правом он сможет только в 2024, когда ему исполнится 57 лет. При этом ветеранские льготы ему будут предоставлены только по достижении 65 лет, то есть в тот момент, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Ветеранам педагогического труда посвящается.

У каждого из нас в жизни есть свой Воспитатель с большой буквы – тот, кто мудростью, душевной щедростью, глубокими знаниями помог познать свой внутренний мир, сделал его богаче, научил строить будущее. Именно от воспитателя, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба детей, завтрашний день страны.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка дает нам такое определение слову «ветеран»: старый опытный воин. И действительно, жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души и вечная борьба с невежеством. Нелегок хлеб, добываемый на педагогической ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу.

Ах, сколько грусти

Но сколько здесь

Ведь лишь трудом

почет людской был дан,

В детсаде лучшие

Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Читайте также  Виды губернаторских выплат пенсионерам ХМАО в 2022

Педагог не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.

И сейчас мы говорим о людях, достойных звания «лучших педагогов». Много лет своей жизни они посвятили воспитанию детей. Педагогический стаж у большинства из них составляет более 20 лет. Многие имеют награды и звания.

Один из самых интересных, замечательных и особо важных периодов в развитии ребенка — это дошкольное детство, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Сухомлинский писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Детям нежность дарили

От беды заслоняли,

всем сердцем любя,

О победе добра вы читали

Чтобы жить им с надеждой

Дети где-то теряли носки

Мы сердились на вас

от таких мелочей,

Но и с нами вы были

спокойны и кротки,

Пролетит еще год,

за работаю скроясь,

Разлетится из групп

детвора по домам.

мы поклонимся в пояс,

И медсестрам, и нянечкам,

Не грустите, родные,

Ведь вами гордится

не только детсад!

Огромное наше спасибо

За то, что любили

вы ребячьи сердечки,

За детское счастье хвала

Работа у вас, как притоки

ЧТО ВЫ БЫЛИ И ЕСТЬ!

· Макарова Валентина Васильевна, заведующий детским садом;

· Никитина Валентина Ивановна, методист;

· Белушкова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель;

· Пьянкова Валентина Павловна, воспитатель дошкольного образования;

· Кобелькова Валентина Павлиновна, воспитатель дошкольного образования;

· Глазунова Татьяна Геннадьевна, воспитатель дошкольного образования;

· Осеннева Энна Алексеевна, воспитатель дошкольного образования;

· Баландина Антонина Петровна, воспитатель дошкольного образования;

· Зайцева Татьяна Константиновна, воспитатель дошкольного образования;

· Горохова Антонина Семеновна, воспитатель дошкольного образования;

· Ижова Надежда Николаевна, воспитатель дошкольного образования;

· Котикова Татьяна Николаевна, старшая медицинская сестра;

· Ждамирова Лидия Ивановна, старшая медицинская сестра;

· Тискова Нина Семеновна, заведующий хозяйством детского сада;

· Савина Елена Евгеньевна, технический работник;

· Тилипина Наталья Павловна, технический работник.

Наши искренние слова благодарности адресованы ветеранам педагогического труда, воспитавшим не одно поколение юных пучежан, в самые нелегкие годы сохранившим верность своей профессии.

Вы – наша гордость. Вы – те люди, которые создавали традиции образования детского сада №6 «Колокольчик». Мы сохраняем ваш труд, все то, что вы вкладывали в развитие нашей системы образования.

Высочайший профессионализм, эрудиция, чувство юмора, научная и житейская мудрость, блестящие ораторские способности всегда служили украшением Вашего общения с детьми, родителями и коллегами по работе.

Уважаемые педагоги! Все, кто в строю или уже на заслуженном отдыхе! Мы гордимся Вами, говорим Вам БОЛЬШОЕ СПАСИБО .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector