Обзор методических рекомендаций по применению

Обзор методических рекомендаций по применению

Минздрав обновил рекомендации по лечению COVID-19: что изменилось

На этой неделе Минздрав России выпустил обновленную, 11-ю версию Временных методических рекомендаций (ВМР) «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

— Из рекомендаций окончательно исчезли противомалярийные препараты, что является безусловным плюсом, — отмечает врач, фармаколог, эксперт по безопасности пациентов и персонализированной медицине, кандидат медицинских наук, доцент норвежского университета OsloMet (Столичный университет Осло, Oslo Metropolitan University) Юрий Киселев.

Напомним, вплоть до 10-й версии методички в ней сохранялся пункт о том, что для лечения ковида может назначаться лекарство из этой группы — гидроксихлорохин. В Москве, например, пациентам с диагнозом COVID-19 его приносили бесплатно участковые терапевты. Однако эксперты уже давно обращали внимание, что убедительные доказательства пользы противомалярийных препаратов для профилактики или лечения коронавирусной инфекции отсутствуют. Более того, гидроксихлорохин может давать весьма опасные побочные эффекты.

ЧЕМ БОРОТЬСЯ С ВИРУСОМ

В обновленном варианте ВМР перечисляются такие лекарства для этиотропного применения, то есть направленные непосредственно против вируса SARS-CoV-2: фавипиравир, ремдесивир, умифеновир и интерферон-альфа.

— Мне сложно оценить эффективность препаратов, перечисленных в разряде противовирусной терапии, — комментирует фармаколог Юрий Киселев. — Опубликованные исследования (проверка эффективности этих лекарств при ковиде. — Ред.) включают лишь небольшое число пациентов и имеют некоторые недостатки дизайна, что затрудняет интерпретацию их результатов.

Более выигрышно в смысле качества клинических испытаний из перечисленных препаратов выглядит ремдесивир, но, увы, его эффективность сравнительно невелика, отмечает эксперт. «Отсутствие радикально эффективных средств, действующих собственно против коронавируса — общемировая, а не только российская проблема», — поясняет врач.

Эксперты напоминают, что фавипиравир не разрешен для рутинного применения (то есть в повседневной клинической практике) против коронавируса даже в стране его разработки – Японии. Клинические исследования эффективности и безопасности этого лекарства специалисты критикуют за методологические недостатки, не позволяющие сделать обоснованных выводов. Такую же претензию многие высказывают и к исследованиям умифеновира при ковиде.

ИНГАЛЯЦИИ ПРОТИВ ВОСПАЛЕНИЯ

В целом, по данным Всемирной организации здравоохранения до сих пор так и не появилось антиковидного противовирусного лекарства с доказанной высокой эффективностью. В то же время, к счастью, уже есть работоспособные вакцины. А при оказании медпомощи заболевшим авторитетные врачи рекомендуют сосредоточиться не на противовирусных, а на препаратах для патогенетического лечения. То есть таких, которые воздействуют не на самого возбудителя болезни, а на вызванные заболеванием опасные процессы в организме. В числе лекарств, эффективность которых при ковиде уже подтверждена, в частности, гормональные противовоспалительные препараты (кортикостероиды) и антикоагулянты, препятствующие образованию тромбов.

— В обновленной версии методических рекомендаций появилось упоминание о возможности применения ингаляционных стероидов, что отражает последние научные данные, — говорит Юрий Киселев. — Большой раздел посвящен использованию препаратов на основе антител, человеческого иммуноглобулина и сыворотки переболевших. Но исследования не позволяют сказать что-то определенное об их эффективности.

Напомним, в начале апреля было объявлено о создании в России первого в мире лекарства, «приготовленного» из человеческих антител к коронавирусу. На производство препарата под названием «КОВИД-глобулин» пошло 2,5 тонны плазмы доноров, переболевших ковидом. Результатов клинических исследований с данными об эффективности этого препарата пока не опубликовано.

— Зарубежные антительные препараты прошли ряд клинических испытаний, но не без проблем — например, новые варианты вируса могут быть к ним устойчивы, — поясняет Юрий Киселев. — FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США. — Ред.) отозвало разрешение на применение первого из таких лекарств, бамланивимаба. Теперь он разрешен к использованию только в комбинации с другими средствами из этой группы. А средства эти весьма дороги, что ограничивает их широкое применение.

АНТИКОАГУЛЯНТЫ — С БОЛЬШОЙ ОСТОРОЖНОСТЬЮ

— Отдельного внимания заслуживает то, что в рекомендациях подробно освещены вопросы безопасности пациентов: четко ограничены показания к амбулаторному применению антикоагулянтов и стероидов, а также обозначены риски антицитокиновых средств, — говорит эксперт.

В частности, при лечении ковида дома, в амбулаторных условиях, врачам рекомендуется назначать антикоагулянты при среднетяжелой форме болезни, если у пациента есть высокий риск венозных тромбоэмболических осложнений, при этом низкий риск кровотечений (это опасная побочка антикоагулянтов), и человек не получает антикоагулянтного лечения по другим показаниям (например, для лечения хронических сердечно-сосудистых заболеваний).

«При амбулаторном назначении антикоагулянтов следует уделять особое внимание наличию противопоказаний (прежде всего – выраженной почечной недостаточности), во время их использования необходимо повторно оценивать риск и активно искать признаки кровотечений», — подчеркивается в документе.

Длительность применения антикоагулянтов при амбулаторном лечении COVID-19 «не ясна, и, по-видимому, может продолжаться вплоть до 30 суток в зависимости от динамики клинического состояния пациента и сроков восстановления двигательной активности», говорится в Рекомендациях.

ДОБАВЛЕНЫ НОВЫЕ ВАКЦИНЫ

В раздел о профилактике ковида добавлены две новые вакцины, прошедшие регистрацию в 2021 году. Это:

— инактивированная цельновирионная вакцина «КовиВак», разработанная Центром им. Чумакова () — зарегистрирована 19.02.2021 г.;

— вакцина «Спутник Лайт», выпущенная Научным исследовательским центром им. Гамалеи — зарегистрирована 06.05.2021 г.

Как показывает практика, обновленные рекомендации могут начать работать не сразу. Не факт, что врачи районных поликлиник моментально «перейдут на новые рельсы». Поэтому пациентам тоже нужно проявлять внимательность, советуют специалисты. В частности, если после постановки диагноза COVID-19 вам по старинке выписывают противомалярийный препарат (гидроксихлорохин, торговое название «Плаквенил»), то применять его не следует. А при назначении антикоагулянтов и гормональных противовоспалительных лекарств нужно попросить доктора оценить возможные противопоказания и необходимость применения этих препаратов в случае конкретного пациента, исходя из новой, 11-й версии Методических рекомендаций Минздрава.

Обзор методических рекомендаций по применению

Методические рекомендации разъясняют положения стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016, содержат методику их практического использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями при реализации процессов документационного обеспечения управления, в том числе в работе по созданию электронных документов, а также при разработке и внедрении систем электронного документооборота.

Методические рекомендации предназначены для применения органами государственной власти и государственными организациями, а также организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. Методические рекомендации могут использоваться также в процессе обучения студентов по соответствующим дисциплинам.

1. Общие положения

— порядка применения положений ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — Стандарт);

— последовательности действий по организации его применения.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере информации и делопроизводства.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2015 N 27, ст.3953; 2016, N 15, ст.2066; N 27, ст.4229).

1.3. Методические рекомендации будут способствовать применению положений Стандарта в организациях различных организационно-правовых форм.

1.4. Положения Методических рекомендаций распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

— приведение локальных нормативных актов организации, устанавливающих правила оформления документов, в соответствие со Стандартом (инструкция по делопроизводству, стандарт организации, правила работы с документами в СЭД);

— разработку бланков и электронных шаблонов документов в соответствии с положениями Стандарта.

1.6. В соответствии со структурой Стандарта, а также в связи с необходимостью определения порядка его применения, Методические рекомендации имеют следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Термины и определения;

3. Общие требования к созданию документов;

4. Оформление реквизитов документов;

5. Подготовка текстов документов;

6. Бланки документов;

7. Особенности подготовки электронных документов.

2. Термины и определения

Бланк документа — лист бумаги или электронный шаблон с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа;

Документ — официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти;

Документирование — фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке;

Копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;

Оформление документа — проставление на документе необходимых реквизитов;

Подписание (документа) — выражение ответственности за содержание документа посредством заверения его собственноручной подписью должностного или физического лица;

Подпись — реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица;

Регистрационный номер документа (регистрационный индекс документа) — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации;

Реквизит документа — элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним;

Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2011, N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, NN 14, ст.1668, N 27, ст.3463, N 27, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098, N 26 (ч.I), ст.3390; 2016, N 1 (ч.I), ст.65, N 26 (ч.I), ст.3889).

Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Подпункт 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3448; 2010, N 31, ст.4196; 2011, N 15, ст.2038, N 30, ст.4600; 2012, N 31, ст.4328; 2013, N 14, ст.1658, N 23, ст.2870, N 27, ст.3479, N 52, ст.6961, 6963; 2014, N 19, ст.2302, N 30, ст.4223, N 30, ст.4243, N 48, ст.6645; 2015, N 1, ст.84, N 27, ст.3979, N 29, ст.4389, N 29, ст.4390; 2016, N 26, ст.3877, N 28, ст.4558, N 52, ст.7491, N 52, ст.7491; 2017, N 18, ст.2664, N 24, ст.3478, N 25, ст.3596, N 27, ст.3953, N 31, ст.4825, 4827, N 48, ст.7051; 2018, N 1, ст.66; N 18, ст.2572; N 27, ст.3956; N 30, ст.4546).

3. Общие требования к созданию документов

3.1. Документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

3.2. Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем печатании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.

При оформлении документа, занимающего несколько листов, на бланке оформляется только первый лист.

3.3. Для изготовления документов используются свободно распространяемые шрифты по выбору организации, входящие в стандартный пакет офисного программного обеспечения.

Размер шрифта — N 12-14.

При составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших размеров (до N 10, 11).

В Инструкции по делопроизводству рекомендуется установить единую гарнитуру шрифта для всех организационно-распорядительных документов.

3.4 Таблицы и графики могут располагаться на листе бумаги с использованием альбомной ориентации страницы.

О применении нормативных и методических документов

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» внесены изменения в ряд основных понятий и процедур, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), в том числе внесено понятие актуализация области аккредитации – изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы) (пункт 9.1 статьи 4).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.

Приказом Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 утверждены методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с Методическими рекомендациями документы, не содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений либо отбора проб не могут быть включены в область аккредитации испытательной лаборатории (центра) (далее – лаборатория).

Приказом Росаккредитации от 21 марта 2019 г. № 50 внесены изменения в приказ Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)» (далее – приказ от 25 января 2019 г. № 11). Пунктом 2 приказа от 25 января 2019 г. № 11 установлено, что методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) применяются участниками национальной системы аккредитации при предоставлении Росаккредитацией государственных услуг со дня опубликования указанных методических рекомендаций на официальном сайте Росаккредитации.

Таким образом, указанные методические рекомендации применяются при предоставлении государственных услуг, зарегистрированных с 31 января 2019 г. – даты опубликования методических рекомендаций.

С целью приведения в соответствие областей аккредитации испытательных лабораторий (центров) c требованиями приказа от 25 января 2019 г. № 11 в разделе Документы опубликованы разъяснения о применении нормативных и методических документов организациями, проводящими специальную оценку условий труда (далее – Разъяснения, письмо Росаккредитации от 26 апреля 2019 г. № 10094/05-СМ), в том числе о применении приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» в части эквивалентности последнего документам МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 (ФР.1.28.2019.33230) «Методика измерений показателей тяжести трудового процесса для целей специальной оценки условий труда» и МИ ТТП.ИНТ-17.01-2018 (ФР.1.28.2019.33231) «Методика измерений показателей напряженности трудового процесса для целей специальной оценки условий труда».

Таким образом, к аккредитованным лицам, проходившим процедуру подтверждения компетентности до публикации Разъяснений, экспертными группами были применены требования приказа от 25 января 2019 г. № 11 в части исключения документов, не содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, без учета Разъяснений об эквивалентности.

С учетом изложенного в целях обеспечения единства правил аккредитации аккредитованные лица, проходившие процедуру подтверждения компетентности в период после опубликования приказа от 25 января 2019 г. № 11 и до размещения Разъяснения, имевшие до актуализации области аккредитации в рамках подтверждения компетентности в утвержденной области аккредитации приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н в части показателей тяжести и напряженности трудового процесса вправе применять методики МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 и МИ НТП.ИНТ-17.01-2018 без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации.

С перечнем аккредитованных лиц, в отношении которых применяется настоящее разъяснение, с указанием уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (номера аттестата аккредитации) можно ознакомиться по ссылке.

Внедрение в практику работы данных документов, включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытания) и измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»[1].

Соответствие порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям методик МИ ТТП.ИНТ-16.01-2018 и МИ НТП.ИНТ-17.01-2018 будет оценено при очередной процедуре подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по результатам которой сведения об эквивалентных методиках могут быть включены в область аккредитации лаборатории.

[1] В соответствии с изменениями в приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» в перечне документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, стандарт ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» заменяется на стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в начальной школе
статья по теме

В данной статье разработаны рекомендации к использованию наглядных средств на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_po_primeneniyu_naglyadnosti_mahova_t.v.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению наглядности

На сегодняшний день в обучении детей младших классов, в силу ряда особенностей их восприятия окружающей действительности, все более усиленное внимание уделяется такому принципу обучения как наглядность. Методы применения наглядных средств дарят уникальную возможность демонстрировать учебный материал в интересной, увлекательной форме, позволяя педагогу контролировать процессы получения и закрепления знаний учеников. Значительную часть представлений об окружающем мире человек получает через слух. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учеников, способствуют крепкому закреплению получаемых знаний, облегчают получение опыта переноса предоставляемой информации на повседневную жизнь.

Для эффективного применения наглядных средств требуется соблюдать ряд правил и методических рекомендаций. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Основывайтесь на том, что легкому, эффективному запоминанию какого-либо предмета более способствуют наглядные средства, чем словесная, устная или письменная формы запоминания.

2. Важное правило педагога: представлять восприятию школьников всё, что поддается этому, то есть, все видимое представляем восприятию зрения, все слышимое — слуху, пахнущее – обонянию, обладающее вкусовыми характеристиками — вкусу, а все, что можно потрогать — осязанию.

3. Не забывайте, что дети, возраст которых соответствует младшему школьному возрасту, размышляют формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Следовательно, наглядное обучение должно строиться на конкретных образах, которые они непосредственно воспринимают. Использование отвлеченных понятий и слов недопустимо в целях лучшего запоминания изучаемого материала учениками.

4. При обучении и воспитании, помните, что понятия и абстрактные положения осознаются детьми легче в том случае, если они имеют объяснение через факты, примеры, конкретные образы. Это подразумевает использование различных видов наглядности.

5. Применяйте наглядные средства как связующие звенья быта, жизненной практики.

6. При обучении и воспитании не забывайте: наглядные пособия – это средства, в результате использования которых у учеников формируется отчетливое и верное представление о предметах и явлениях обсуждения или изучения.

7. При подготовке детей к восприятию наглядности, нужно применять четкие объяснения и установки, которые необходимо составить учителю заранее.

8. При организации наблюдения необходимо выполнить важное условие: демонстрируемое наглядное средство должно быть видно каждому ученику.

9. Применяя разные виды наглядности, нельзя использовать чрезмерное количество наглядных пособий, так как это влечет за собой отвлечение учеников, потерю их внимания, а также снижение вероятности восприятия главного.

10. Старайтесь изготовлять наглядные пособия сами или совместно с учениками. Эффективная наглядность та, в изготовлении которой дети сами принимают активное участие.

11. Наглядность необходимо применять не только для иллюстрирования, но и в роли самостоятельного средства получения знаний. В наше время наглядные средства дают возможность создавать обучающимся условия для плодотворной и продуктивной работы поискового и исследовательского характера.

12. Целесообразно используйте современные средства наглядности. Совершенствуйтесь в овладении технических средств обучения и методикой их применения.

13. Применяя в своей работе наглядные средства, воспитывайте у учеников внимательность, сосредоточенность, заинтересованность к учебной деятельности и изучению учебного материала.

14. Не стоит ограничиваться наглядностью, ведь наглядность является не целью, а средством обучения, развития мышления и речи обучающихся.

15. По мере взросления детей наглядность должна обретать более символический характер; в это время педагогу необходимо адекватно понимать и оценивать суть явления и актуальность его наглядного подкрепления.

16. Помните, что неграмотное применение наглядности может заменить цель красочным средством, стать причиной отклонения обучающихся от поставленной перед ними задачи.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета “Запасы”: обзор методических рекомендаций по применению

Федеральный стандарт бухгалтерского учета “Запасы”: обзор методических рекомендаций по применению

Бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений давно привыкли к тому, что с наступлением нового года вступает в силу очередной (или очередные!) Федеральный стандарт. А примерно за полгода до этого «события» специалисты финансового ведомства выпускают Методические рекомендации по его применению. 2019 год не стал исключением. В связи с тем, что с 2020 года вступает в силу Федеральный стандарт «Запасы», сейчас самое время рассмотреть Методические рекомендации по его применению. Именно это мы и сделаем в очередной статье.

Стандарт «Запасы» и Методические рекомендации

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» утвержден Приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее — Стандарт «Запасы»). Стандарт «Запасы» применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, а также при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетности 2020 года. Обязанности по методологическому сопровождению применения Стандарта «Запасы» возложены на Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романова С.В.).

Методические рекомендации по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» доведены Письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее — Методические рекомендации). Это документ, разъясняющий и иллюстрирующий на конкретных примерах положения Стандарта «Запасы». В частности, Методические рекомендации рассматривают вопросы:

  • выбора единицы бухгалтерского учета материальных запасов;
  • группировки материальных запасов;
  • порядка определения первоначальной стоимости материальных запасов в зависимости от типа операции, в соответствии с которой они приобретаются (создаются), а также от группы материальных запасов;
  • последующей оценки материальных запасов (переоценки);
  • реклассификации материальных запасов;
  • прекращения признания материальных запасов;
  • раскрытия информации о запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В статье мы остановимся на общих положениях, рассмотрим переходные положения Стандарта «Запасы» при его первом применении. А также обратим внимание на выбор счетов учета материальных запасов в соответствии с подстатьями КОСГУ. Потому что тема применения подстатей КОСГУ в части приобретения материальных запасов в настоящее время актуальна и вызывает немало вопросов. Так вот, Методические рекомендации к Стандарту «Запасы», пусть и применяемому только с 2020 года, уже сейчас могут дать ответы на волнующие вопросы.

Обзор общих и переходных положений

Положения Стандарта «Запасы» обязательны к применению казенными, бюджетными и автономными учреждениями, государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений.

Стандарт «Запасы» применяется, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности*(1), а также другими, применяемыми с 2018 года Федеральными стандартами. Кроме того, как и в отношении иных действующих Федеральных стандартов (например, Стандартов «Аренда» или «Основные средства»*(2)) Стандарт «Запасы» применяется одновременно с применением положений Стандарта «Концептуальные основы. «*(3).

Стандарт «Запасы» не применяется для целей бухгалтерского учета:

  • библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
  • живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);
  • незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика по договорам строительного подряда;
  • объектов, относящихся к активам культурного наследия;
  • финансовых инструментов.

Дело в том, что для учета названных объектов применяются соответствующие федеральные стандарты, к примеру, учет библиотечных фондов и объектов, относящихся к активам культурного наследия, осуществляется согласно положениям Стандарта «Основные средства».

Переходные положения по Стандарту «Запасы» в целом напоминают переходные положения по Стандартам «Аренда» и «Основные средства». Коротко их можно охарактеризовать следующим:

  • объекты, которые не признавались в составе материальных запасов и (или) отражались в забалансовом учете до первого применения Стандарта «Запасы», а в соответствии с его положениями должны отражаться на соответствующих балансовых счетах, признаются в составе запасов по их первоначальной стоимости, с условием, что они соответствуют понятию актива*(4);
  • информация по материальным запасам, сложившаяся до первого применения Стандарта «Запасы», не пересчитывается.

Корректировка входящих остатков осуществляется в межотчетный период с применением счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Результат оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). А информация об изменениях отражается в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Счет учета материальных запасов и код КОСГУ

Выбор счета учета для поступивших в учреждение материальных запасов выбирается следующим образом:

  1. Необходимо проанализировать перечень имущества, относимого к тому или иному счету аналитического учета счета 105 00 «Материальные запасы» согласно п. 118 Инструкции № 157н.
  2. Если однозначно выбрать аналитический счет учета материальных запасов согласно п. 118 Инструкции № 157н не получается, необходимо воспользоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора*(5).
    Например, учреждение приобретает шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору шторы для интерьеров имеют код 13.92.15.120 «Шторы для интерьеров», который входит в группу 13.92 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)». То есть шторы являются мягким инвентарем и учитываются на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
  3. Если описанными выше способами не удалось определить счет учета для конкретного материального запаса, то целесообразно его учесть на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Однако кроме выбора счета учета для поступившего в учреждение материального запаса бухгалтерам необходимо также определить соответствующую подстатью статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отражающуюся в 24-26 разрядах номера счета. Коды КОСГУ определяются согласно положениям Порядка, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. При этом, как показывают разъяснения Минфина России, а также прямое указание Методических рекомендаций — отнесение расходов по приобретению материальных запасов на подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

Методические рекомендации (а именно, раздел 2) приводят примеры выбора конкретных счетов с указанием кода КОСГУ в 24-26 разрядах номера счета для различных ситуаций. Рассмотрим их.

1. Приобретение материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»: счет учета 0 105 01 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств». Это, в частности, медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюль для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемые в медицинских целях. Напомним, что в скором времени с учетом внесения изменений в Инструкцию № 157н, счет 105 01 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Об этом мы рассказывали в наших предыдущих статьях.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, отражаются на счете 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

2. Приобретение бутилированной воды:

  • предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку: счет учета 0 105 02 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
  • в связи с отсутствием у организации системы централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды, не соответствующей санитарным нормам: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»;
  • для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

3. Приобретение твердого топлива (угля) для печного отопления отражается по счету учета 0 105 03 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов». При этом стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода — дебет счета 0 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги».

4. Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда: счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

5. Приобретение материальных ценностей, предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров и бланков строгой отчетности: счет учета 0 105 06 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

6. Приобретение строительных материалов:

  • в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания) счет учета: 0 105 04 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;для ремонта движимого имущества — объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели): счет учета 0 105 06 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 04 347 «Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения».

Итак, мы рассмотрели общие положения Стандарта «Запасы», его переходные положения, а также вопрос выбора счета аналитического учета материальных запасов, с учетом кода КОСГУ, указываемого в 24-26 разрядах номера счета. Как видим, подготовка к применению Стандарта «Запасы» в целом похожа на переход на Стандарты «Основные средства» или «Аренда». А выбор счетов учета и кодов КОСГУ осуществляется, исходя из предназначения конкретного имущества, относимого к материальным запасам.

____________________
*(1) Имеются в виду Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157, Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
*(4) Понятие актива дано в п. 36 Стандарта «Концептуальные основы…».
*(5) Имеется в виду Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).

Читайте также  Выдача трудовой книжки при увольнении по ТК РФ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector