Основные положения Киотской конвенции

Основные положения Киотской конвенции

Статус и структура Киотской конвенции

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. В 1999 г. В Брюсселе Всемирной таможенной организацией одобрена новая редакция Конвенции, вступившая в силу 3 февраля 2006 г., после того как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнили необходимые процедуры ратификации и присоединения. Киотская конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.

В соответствии с Конвенцией упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:

— предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных процедур и методов, их непрерывное совершенствование;

— предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенного законодательства;

— использование современных методов работы, таких как контроль, основанный на управлении рисками, и таможенный аудит;

— максимально широкое применение информационных технологий, включая электронную форму оформления, передачи, хранения и обработки данных;

— взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества;

— внедрение соответствующих международных стандартов и др.

Присоединившиеся к Конвенции страны обязаны привести в соответствие ей свое таможенное законодательство. По условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном таможенном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено Конвенцией.

Обратите внимание! Из положений гл. 10 «Обжалование по таможенным вопросам» Генерального приложения к Киотской конвенции следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим этот процесс органом. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и сразу обратиться в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

Структура Киотской конвенции следующая:

1) Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999;

2) основной текст Конвенции;

3) приложения к ней:

— Генеральное приложение (далее — ГП);

— специальные приложения (далее — СП), которые, собственно, и содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе в период осенней сессии находится законопроект «О таможенном регулировании в Российской Федерации», нацеленный на урегулирование отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Законопроект, в значительной степени соответствующий принципам Киотской конвенции, в июне 2010 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

Генеральное приложение

Генеральное приложение содержит базовые принципы и правила таможенного дела, которые применяются практически во всех направлениях таможенного регулирования (таможенное оформление, пошлины и налоги, гарантии, таможенный контроль, применение информационных технологий и др.).

ГП также содержит определения понятий, используемых в Конвенции.

Нормы ГП сформулированы в виде Стандартных правил (они должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России) и Стандартных правил с переходным сроком (не позднее чем через 60 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России). Эти правила касаются применения электронной формы декларирования и информационных технологий в таможенном деле.

Принятие Генерального приложения, так же как и собственно текста Конвенции, является обязательным для присоединения к ней.

Специальные приложения

Специальные приложения посвящены отдельным таможенным процедурам. Их нормы сформулированы в виде Стандартных правил (их применение является обязательным) и Рекомендуемых правил (по ним можно сделать оговорку и не принимать их).

И те и другие правила должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев после вступления в силу соответствующих Специальных приложений.

При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из Специальных приложений или какую-либо их главу либо вообще не принимать их.

Например, из «Большой четверки» (США, ЕС, Япония и Канада) максимальные обязательства взяли на себя США. Страны ЕС в целом присоединились только к ГП. Среди других стран, присоединившихся к СП, можно выделить Китай, Корею, Австралию и др.

Существуют также Рекомендации Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, представляющие собой пояснения о применении ее положений. Они написаны на основе обобщения международного опыта применения Конвенции. Рекомендации не являются обязательными для договаривающейся стороны.

Анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза

В связи с тем что принятие ГП является обязательным условием присоединения к Конвенции, первоочередная задача — это анализ расхождений между положениями ГП и законодательством Таможенного союза (в т.ч. его Таможенным кодексом) и приведение его в соответствие ГП.

Концептуальные различия между законодательством Таможенного союза и ГП практически отсутствуют. Те, что имеются, можно отнести к двум группам: терминологические и процедурные.

Терминологические различия заключаются в следующем. Например, ГП содержит термин «контроль на основе методов аудита», а в соответствии с понятийным аппаратом Таможенного кодекса Таможенного союза этот термин означает «таможенная проверка» и «проверка системы учета товаров и отчетности».

Процедурные различия в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством Таможенного союза и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в ГП. Так, общей концепцией правил ГП является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом — декларацией на товар либо коммерческим документом.

Стандартные правила ГП позволяют вносить изменения в поданную декларацию на товары в процессе ее проверки таможенными органами, при условии что к этому моменту осмотр товаров не начался. В таможенном законодательстве Таможенного союза столь ожидаемая подобная норма не была введена. ТК ТС предусматривает дополнительное условие: изменение декларации не должно приводить к изменению сведений относительно определения размера сумм таможенных платежей, за исключением корректировки таможенной стоимости. Таким образом, присоединение к ГП позволит решить проблему изменения сведений в декларации при пересортице, если этот факт обнаружен в процессе таможенного оформления.

Кроме того, в ГП предусмотрен принцип неприменения существенных санкций за ошибки, если последние не являются умышленными и не допущены вследствие преднамеренного введения в заблуждение или грубой небрежности.

В ГП предусмотрен более широкий и выгодный для участников внешнеэкономической деятельности перечень специальных процедур для уполномоченных лиц: использование ими данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате пошлин и налогов и в необходимых случаях — для обеспечения соблюдения других требований таможни. Данное положение может быть достаточно полезным для лиц, которые в соответствии с ТК ТС получат статус уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, стандартными правилами ГП предусмотрено: при отсрочке взимания пошлин и налогов проценты по мере возможности не взимаются. Однако исходя из норм Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин в рамках Таможенного союза устанавливается норма обязательного взимания процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей.

Одним из самых актуальных является следующее стандартное правило ГП: в случаях, когда требуется предоставление гарантий, общая сумма этих гарантий должна быть минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму, подлежащую взиманию в случае необходимости. В свою очередь, в соответствии с нормами ТК ТС, если таможенные органы не могут точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, а также стоимости товара. Подобный принцип соблюдается и при определении сумм обеспечения для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела (таможенные брокеры, перевозчики, уполномоченные экономические операторы и др.).

По инициативе Правительства РФ законопроект «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» был направлен в Государственную Думу на рассмотрение в начале августа 2010 г. Официального текста законопроекта в свободном доступе пока нет, однако известно, что речь идет о присоединении только к Генеральному приложению к Киотской конвенции.

Таким образом, возможно, процесс присоединения к Генеральному и Специальным приложениям Киотской конвенции и процесс рассмотрения законопроекта «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будут объединены, и второй законопроект будет дополнен правилами Специальных приложений Киотской конвенции в той степени, в какой это отвечает международным требованиям и интересам России.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)

  • Глава I. Определения (ст. 1)
    • Статья 1
    • Глава 1. Общие положения
    • Глава 2. Определения
    • Глава 3. Очистка и другие таможенные формальности
    • Глава 4. Пошлины и налоги
    • Глава 5. Гарантии
    • Глава 6. Таможенный контроль
    • Глава 7. Применение информационных технологий
    • Глава 8. Взаимоотношения между таможенной службой и третьими сторонами
    • Глава 9. Информация, решения и предписания таможенной службы
    • Глава 10. Жалобы по таможенным вопросам
    • Глава 1. Формальности, предшествующие подаче декларации на товары
    • Глава 2. Временное хранение товаров
    • Глава 1. Очистка для внутреннего потребления
    • Глава 2. Реимпорт в неизменном состоянии
    • Глава 3. Освобождение от импортных пошлин и налогов
    • Глава 1. Полный экспор
    • Глава 1. Таможенные склады
    • Глава 2. Свободные зоны
    • Глава 1. Таможенный транзит
      • Приложение. Минимальные требования, предъявляемые к таможенным пломбам и крепежным приспособлениям
      • Глава 1. Переработка на таможенной территории
      • Глава 2. Переработка вне таможенной территории
      • Глава 3. Возврат
      • Глава 4. Переработка товаров для внутреннего потребления
      • Глава 1. Временный допуск
      • Глава 1. Таможенные правонарушения
      • Глава 1. Пассажиры
      • Глава 2. Почтовые перевозки
      • Глава 3. Транспортные средства коммерческого пользования
      • Глава 4. Припасы
      • Глава 5. Поставки помощи
      • Глава 1. Правила происхождения
      • Глава 2. Документальное подтверждение происхождения
        • Приложение I. Сертификат о происхождении
        • Приложение II. Примечания
        • Приложение III. Правила оформления сертификата о происхождении

        Международная конвенция
        об упрощении и гармонизации Таможенных процедур
        (Киото, 18 мая 1973 г.)
        (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)

        ГАРАНТ:

        См. статус настоящей Конвенции

        Договаривающиеся Стороны настоящей Конвенции, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества,

        стремясь устранить расхождения в таможенных процедурах и практике Договаривающихся Сторон, способные затруднить осуществление международной торговли и иных видов международного обмена,

        исполненные желанием внести действенный вклад в развитие такого вида торговли и обмена путем упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, а также поощрения международного сотрудничества,

        отмечая, что значительные преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут быть достигнуты без ущерба для соответствующих стандартов таможенного контроля,

        признавая, что такие упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением, в частности, следующих принципов:

        — выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики и тем самым повышения их эффективности и действенности;

        — применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;

        — предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;

        — применение современных методов, таких, как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;

        — взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;

        — выполнение соответствующих международных стандартов;

        — предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики,

        будучи убежденными в том, что включающий в себя вышеперечисленные цели и принципы международный документ, который Договаривающиеся Стороны обязуются применять, обеспечит высокую степень упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью Совета таможенного сотрудничества, и тем самым внесет значительный вклад в облегчение международной торговли,

        договорились о нижеследующем:

        Совершено в Киото, восемнадцатого мая тысяча девятьсот семьдесят третьего года на английском и французском языках, причем оба текста имеют равную силу, в одном экземпляре, подлежащем сдаче на хранение Генеральному Секретарю Совета, который передает заверенные копии всем субъектам, указанным в пункте 1 статьи 8 настоящей Конвенции.

        Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

        Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

        Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)

        Конвенция вступила в силу 25 сентября 1974 г., с изменениями — 3 февраля 2006 г.

        Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ

        Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками Генерального приложения к Конвенции.

        Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 32 ст. 4810, в Бюллетене международных договоров, май 2012 г., N 5

        Оттавская Конвенция по противопехотным минам

        Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин (ППМ) и об их уничтожении (КЗПМ, Оттавская конвенция) подписана 3 декабря 1997 г. в Оттаве. Вступила в силу 1 марта 1999 г. Насчитывает 164 государства-участника, однако среди них нет ни одного из ведущих производителей и пользователей ППМ – Израиля, Индии, КНР, Пакистана, России, США и др.

        Работа над КЗПМ была инициирована параллельно переговорам по минам в рамках Конвенции о «негуманном» оружии (КНО), темпы и охват которых не устраивали противоминных активистов (Австрию, Канаду, Мексику, Норвегию, ЮАР, а также Международную кампанию по запрещению наземных мин (International Campaign to Ban Landmines – ICBL) и Международный Комитет Красного Креста).

        Оттавская конвенция предусматривает полный отказ от разработки, производства, применения и осуществления передач этого вида оружия (Ст. 1). Присоединившиеся государства обязуются в течение первых четырёх лет после вступления для них документа в силу уничтожить все запасы ППМ за исключением минимального количества, необходимого для разработки методов обнаружения мин, разминирования или уничтожения, а также обучения специалистов (Ст. 4), а в десятилетний срок – завершить на своей территории расчистку минных полей (Ст.5). При этом в документе не указано каких-либо порогов «минимального количества» необходимых для обучения разминированию ППМ. Государства-участники устанавливают соответствующие лимиты по своему усмотрению.

        В качестве мер транспарентности предусматривается ежегодное представление Генсекретарю ООН национальных докладов по выполнению обязательств по КЗПМ, включающих данные о запасах и расположении мин, их технических характеристиках, состоянии программ уничтожения, мерах оповещения населения о «минной опасности», а также конверсии соответствующего производства.

        Ежегодно проводятся совещания государств-участников (СГУ), каждые пять лет – обзорные конференции (ОК). Первая ОК Конвенции состоялась в 2004 г. в Найроби (Кения), вторая – в 2009 г. в Картахене (Колумбия), третья – в 2014 г. в Мапуту (Мозамбик).

        НПО активно продвигают цели Конвенции. Постоянный мониторинг соблюдения её режима осуществляет ICBL, ежегодно издающая доклад по реализации Конвенции (Landmine Monitor). В 2001 г. на базе Женевского международного центра по гуманитарному разминированию учреждена Группа имплементационной поддержки Конвенции.

        Однако, несмотря на предусмотренные КЗПМ меры сотрудничества и помощи, многие страны сталкиваются с финансовыми проблемами в выполнении своих обязательств по Конвенции. Около 30 государств не смогли в срок завершить гуманитарное разминирование. Нарушаются и сроки уничтожения складированных мин.

        Четвёртая ОК КЗПМ состоялась 25-29 ноября 2019 г. в Осло (Норвегия). Государства-участники констатировали, что Мапутский План действий (полная ликвидация всех запасов ППМ к 2025 г.) не осуществляется в полной степени. В этой связи был принят пятилетний План действий, направленный на исправление ситуации с выполнением Конвенции (включает 50 задач с конкретным механизмом реализации положений КЗПМ, а также примерами «наилучших практик»).

        Российская Федерация разделяет цели и задачи КЗПМ. В то же время присоединение к Конвенции в настоящее время не представляется целесообразным, поскольку противопехотные мины остаются эффективным и малозатратным средством обеспечения безопасности российских границ. Россия успешно реализует подходы к противодействию минной угрозе в рамках КНО и её Дополненного «минного» Протокола 2.

        На неделе с 16 ноября с.г. в Женеве запланировано 19-е Совещание государств-участников КЗПМ.

        Основные понятия

        Основные понятияЛогистика Таможенное оформление Прочее

        Что такое Киотская конвенция?

        Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотская конвенция), была заключена в Киото в 1973 г. В 1999 г. в Брюсселе ВТО была одобрена новая редакция Конвенции, которая вступила в силу 03.02.2006 г. В преамбуле к Киотской конвенции говориться, что ее цель — это нахождение баланса между интересами международной торговли и задачами национального таможенного контроля.

        Структурно Киотская Конвенция состоит из текста Конвенции, а также текста Генерального и Специальных приложений. В тексте самой Конвенции только излагаются ее цели и принципы их достижения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны. В специальных приложениях отдельно описываются этапы, а также объекты и субъекты таможенного контроля, таможенные режимы. При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. В формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений на товары. Помимо этого ВТО обобщила наиболее передовой и эффективный международный опыт таможенного администрирования и изложила его в Рекомендациях к Генеральному приложению и к Специальным приложениям, которые, впрочем, не являются обязательными для исполнения.

        Основные цели Конвенции:

        • осуществление программ, направленных на постоянное совершенствование и повышение эффективности таможенных правил и процедур;
        • предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных правил и процедур;
        • предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, относительно законов, нормативных правовых и административных актов по таможенному делу, таможенных правил и процедур;
        • применение современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;
        • сотрудничество с другими национальными органами власти, таможенными службами других государств и торговыми сообществами, во всех случаях, где это необходимо;
        • внедрение соответствующих международных стандартов;
        • обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованных сторон к процедурам рассмотрения в административном и судебном порядке.

        Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых национальное законодательство должно вырабатывать конкретные правила регулирования тех или иных процедур.

        Достижение поставленных целей авторы Конвенции видят в упрощении таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. Причем вся эта работа должна производиться в рамках постоянного, открытого и эффективного взаимодействия государства и бизнеса.

        В соответствии с философией Конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий и соблюдения интересов международной торговли.

        В связи с объективной ограниченностью ресурсов таможенной службы таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Таким образом, таможенные органы смогут использовать имеющиеся ресурсы с наибольшей эффективностью и смогут сосредоточить свои усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках. Использование в этих целях систем анализа и управления рисками позволит таможенным органам, сосредоточить внимание на областях повышенного риска, повысить возможности выявления таможенных правонарушений, и в противовес этому позволит предоставить законопослушным участникам внешней торговли более благоприятные и щадящие условия.

        Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п. Применение информационных технологий должно быть эффективно и экономически выгодно.

        Необходимо отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции.

        Анализ Киотской Конвенции приводит к парадоксальным выводам. С одной стороны в российском законодательстве нашли свое отражение большинство норм и принципов заложенных в Конвенции. С другой стороны, российская практика таможенного администрирования еще бесконечно далека от духа партнерства во взаимоотношениях между таможенными органами и бизнесом. Сегодня эти взаимоотношения пока больше напоминают противостояние, а главной проигравшей стороной этих противостояний становятся российская экономика и российское общество.

        Читайте также  Новая форма справки 2-НДФЛ за 2022 год (скачать)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector