Основные типы железнодорожных грузовых вагонов

Основные типы железнодорожных грузовых вагонов

Классификация грузовых железнодорожных вагонов

Классификация грузовых железнодорожных вагонов

Грузовые ж/д вагоны – единицы подвижного состава, предназначенные для железнодорожных грузоперевозок. Они отличаются по числу осей, материалу корпуса, грузоподъемности, сфере применения.

Рассмотрим подробнее классификацию и особенности грузовых вагонов.

Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам

Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:

Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.

В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.

Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.

Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.

По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.

Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.

Подвиды вагонов по специализации

Все грузовые вагоны можно разделить на 7 основных подгрупп:

Крытые. Имеют дополнительную классификацию. Нужны для перевозки груза, которому требуется защита от осадков.

Цистерны – модели для перевозки жидких продуктов.

Полувагоны – открытые конфигурации для навалочных или насыпных продуктов.

Транспортеры – платформы для очень больших или тяжелых предметов.

Думпкары подходят только для сыпучих грузов, которым не нужна защита от осадков.

Хопперы – вагоны с системой быстрой выгрузки за счет конструктивных особенностей.

Автомобилевозы – специальные составы для перевозки авто, микроавтобусов и двухколесной техники.

Рассмотрим характеристики каждого варианта подробнее.

Крытые

Закрытые конструкции защищают груз от атмосферных осадков, ветра и даже хищения. Подходят для перевозки штучного груза в упаковке и без нее. В таких вагонах часто транспортируют пищевые продукты, различное оборудование, станки, сыпучие упакованные товары.

Закрытые вагоны имеют внутреннюю классификацию:

Универсальные модели для товарно-штучных, упаковочных или сыпучих грузов.

Специальные – нужны для перевозки сельскохозяйственных животных, птиц, легковых авто, рулонной стали или металла в пачках, а также бумаги и других видов продукции.

По грузоподъемности конструкции могут перевозить от 66 до 68 тонн с вместительностью от 81 до 138 м³. Специальные модели для перевозки автомобилей транспортируют 42 тонны с объемом до 265 м³.

Отдельно в подклассе крытых грузовых вагонов выделяют варианты для транспортировки скоропортящихся продуктов:

Рефрижераторы. За счет специального оборудования поддерживают заданную температуру внутри.

Термосы – для перевозки термически подготовленных продуктов. Они имеют утепленную конструкцию с большим слоем теплоизоляции, чтобы поддерживать заданную температуру без специального оборудования.

Ледники – специальные тары для перевозки грузов с применением сменного хладагента.

Все варианты грузовых вагонов широко применяются для перевозки товарно-материальных ценностей на дальние расстояния. Загрузка чаще всего боковая через откатные ворота.

Полувагоны

Применяются для перевозки навалочных грузов, контейнеров, автомобильного транспорта и длинномеров (лесозаготовок, труб и металла). Полувагоны оборудованы открытым кузовом, позволяющим быстро загружать и выгружать продукции. В полу часто обустроены люки для разгрузки (саморазгружающиеся модели).

Полувагоны бывают универсальными с выгрузными люками снизу, открывающимися внутрь дверьми или специальными, без люка и дверей только для верхней загрузки насыпных товаров.

Грузоподъемность полувагонов от 62 до 125 тонн. Объем – от 64 до 137,5 м³. При необходимости навалочный груз закрывается сверху брезентом, чтобы не было больших товарных потерь из-за воздействия ветра.

kl7.png

Транспортеры

Модели для сверхгабаритного груза. Данные грузовые вагоны состоят из несущей балки, в нижней части которой находится погрузочная площадка. Грузоподъемность платформы до 220 тонн. По конструкции бывают 4-, 8- или 16-осными.

Отдельно выделяют транспортеры, разделенные на секции и соединенные автосцепками. Их грузоподъемность до 480 тонн. Также есть варианты сочлененные, где груз находится между секциями на консолях, балках, скрепленных пружинами. Предельная нагрузка на такую платформу – до 500 т.

Цистерны

Специальная железнодорожная тара для перевозки жидкостей. В конструкции предусмотрены 4 или 8 осей. Грузоподъемность – до 125 тонн. Выполнены цистерны чаще всего из стали с дополнительными добавками, покрытием и оборудованием в зависимости от типа перевозимой продукции.

Думпкар

Специальный вариант для грузоперевозки сыпучих товаров. Его кузов при разгрузке способен наклоняться и опрокидывать товар на обочину. По типу выгрузки думпкары бывают с пневматической или гидравлической разгрузкой.

Хопперы

Удобные современные вагоны для перевозки насыпных, навалочных грузов с системой саморазгрузки под воздействием силы тяжести. Они выполнены в форме трапеции, где стены наклонены к разгрузочным люкам. Могут быть открытыми и закрытыми, с выгрузкой на междупутье или в бок от рельсовых путей.

kl8.png

Автомобилевозы

Крытые или открытые вагоны для перевозки легкового транспорта, микроавтобусов, прицепов и мототехники. Отличаются способом загрузки и крепления товара внутри вагона.

Каждый вид грузовых железнодорожных вагонов отличается удобством, вместительностью и грузоподъемностью. Ж/д перевозка грузов идеальна для больших поставок на дальние расстояния.

Вагонник

Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов.

Вагонный парк характеризуется сложностью и многообразием типов и конструкций. Это вызвано необходимостью удовлетворения различных требований при перевозках: защиты ряда грузов от атмосферных воздействий, сохранения качества скоропортящихся грузов, обеспечения комфорта пассажирам и др.

Вагоны классифицируются по четырем основным признакам: назначению, месту эксплуатации, осности и ширине колеи.

  • несамоходные вагоны, перемещаемые локомотивами,
  • и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети.
  • Вагоны дальнего следования — это некупейные и купейные вагоны со спальными жесткими местами, а также купейные с мягкими спальными местами.
  • Вагоны межобластного сообщения используют для перевозки пассажиров на расстояние до 700 км. Эти вагоны строятся открытого типа или купейными и оборудуются мягкими креслами для сидения.
  • В вагонах пригородного сообщения перевозят пассажиров на расстояние до 150 км. Пригородные поезда локомотивной тяги формируются из вагонов с креслами или жесткими местами для сидения.
  • Вагоны-рестораны предназначены для организации питания пассажиров в пути следования, почтовые — для перевозки почтовых грузов, багажные — для багажа. От вагонов для перевозки пассажиров они отличаются планировкой и внутренним оборудованием.
  • К специальным пассажирским вагонам относятся: служебные и санитарные вагоны, вагоны-клубы, вагоны-электростанции и др.
  • крытые — для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений;
  • полувагоны — для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • платформы — для длинномерных, штабельных, громоздких, сыпучих и колесно-гусеничных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий;
  • цистерны — для жидких, газообразных и пылевидных грузов;
  • изотермические — для скоропортящихся грузов;
  • хопперы — для массовых сыпучих грузов;
  • транспортеры — для крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые по своим размерам или массе не могут быть перевезены в других вагонах;
  • думпкары (вагоны-самосвалы) — для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород.

Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов, специальные — для отдельных видов или групп сходных по свойствам грузов. К универсальным вагонам относятся крытые вагоны с дверями в боковых стенах, полувагоны с люками в полу, платформы с откидными бортами и рефрижераторные изотермические вагоны. Специальные вагоны — это цистерны, хопперы (крытые и открытые), транспортеры, думпкары, а также крытые вагоны для перевозки скота, стали и бумаги в рулонах, полувагоны; глухим кузовом, платформы и крытые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для крупнотоннажных контейнеров и лесоматериалов, изотермические вагоны для перевозки молока, живой рыбы, вина и др.
Обратите внимание: Большинство указанных типов вагонов подразделяются на универсальные и специальные. Цистерны, хопперы, транспортеры и думпкары относятся к специальным.
Соотношение универсальных и специальных вагонов в общем грузовом парке определяется технико-экономическими расчетами, так как каждой из этих групп свойственны свои достоинства и недостатки. Универсальные вагоны имеют меньший порожний пробег, но они хуже приспособлены для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ и у них в ряде случаев недостаточно полно используются грузоподъемность и вместимость кузова. Специальные вагоны таких недостатков не имеют, но для них характерен большой порожний пробег, что требует наличия большего количества таких вагонов. Увеличение числа вагонов на вы­полнение заданного объема перевозок приводит к росту капитальных вложений в вагонный парк и усложняет регулировочную работу на железных дорогах.

По месту эксплуатации различают вагоны магистральные (общесетевые), промышленного и городского транспорта.

  • Магистральные вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог России и стран СНГ. Вагоны промышленного транспорта предназначены для эксплуатации на подъездных путях промышленных предприятий. Однако те из них, которые отвечают требованиям норм расчета и проектирования вагонов магистральных железных дорог и Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути МПС.
  • К вагонам промышленного транспорта относятся думпкары, используемые на горнорудных и угольных предприятиях, а также все специальные грузовые вагоны, эксплуатируемые на промышленных предприятиях.
  • Вагоны городского транспорта обеспечивают перевозку пассажиров по городским и, в ряде случаев, пригородным железнодорожным путям — наземным и подземным. К вагонам городского транспорта относят: трамвайные вагоны — для перевозки населения по рельсовым путям, оборудованным контактной подвеской; вагоны метрополитена — для массовой перевозки пассажиров на линиях метрополитена, оборудованных третьим токоведущим рельсом.

По осности (числу колесных пар) вагоны подразделяются на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Большинство вагонного парка составляют четырехосные вагоны.

По ширине колеи различают вагоны широкой (более 1435 мм), нормальной (1435 мм) и узкой (менее 1435 мм) колеи. Вагоны России, стран СНГ, Финляндии и Китая строятся для колеи 1520 мм, США, Канады и большинства стран Европы — для колеи 1435 мм.

Типы, виды и размеры грузовых ЖД вагонов

В зависимости от конструкции и особенностей грузовые вагоны разделяются по типу на:

  • крытые вагоны;
  • платформы
  • полувагоны
  • цистерны
  • изотермические вагоны;
  • вагоны специального назначения.

Такое разнообразие позволяет добиться оптимальных условий перевозки, погрузки и выгрузки любого рода груза, максимально упростив процесс доставки железнодорожным транспортом.

Основные типы вагонов

Крытые вагоны

Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые нуждаются в защите от контакта с окружающей средой, а также тарно-упаковочных грузов, грузов с высокой стоимостью.

В зависимости от материала изготовления, кузов таких вагонов может быть деревянный или цельнометаллический. В настоящее время при постройке новых вагонов, кузов изготавливают из металла. По количеству дверей, крытые вагоны могут быть однодверными или двухдверными (с уширенными дверными проемами). Для грузов, перевозка которых требует вентиляции, в большинстве моделей крытых вагонов предусмотрены специальные люки. Кроме того, некоторые модели специализированных крытых вагонов с увеличенным объемом кузова оснащены торцевыми дверями с обеих сторон вагона. Данные двери используются при погрузке грузов, которые из-за своих габаритов не могут быть погружены через боковые двери (автобусы, автомобили).

При установке дополнительного оборудования, крытый вагон может использоваться для перевозки людей или скота.

Объем кузова крытого вагона варьируется от 120 до 158 м3 для универсального крытого вагона и до 250 м3 – для специализированного крытого вагона (ЦМГВ).

Характеристики крытых вагонов

Тип вагонаГрузо-
подъемность,
тонн
Объем
внутренний,
м 3
Внутренние размеры
(длина х ширина
х высота),
мм
Вагон 11-0666686,413800х2760х2790
Вагон 11-2176810413840х2760х2740
Вагон 11-2606813816800х2770х3050
Вагон 11-264688113080х2760х2790
Вагон 11-2706810413840х2760х2790
Вагон 11-2806813815720х2770х2800
Вагон 11-2866813815720х2770х2800
Вагон11-К0016813813840х2790х2800
Вагон для перевозки
автомобилей 11-К651
4226523300х3100х3670

Вагоны платформы

Специализированные платформы используются для перевозки леса, контейнеров, рулонной стали, проката металлов, автомобилей. Также, довольно частым решением при перевозке негабаритных грузов и техники является перевозка на сцепе из двух и более платформ.

Характеристики вагонов платформ

Длина,
мм
Ширина,
мм
Высота,
мм
Вес,
т
Загрузка,
т
13300277040023,571

Полувагоны

Полувагон — это еще один тип универсального подвижного состава. Этот тип вагона используется для перевозки массовых навалочных сыпучих грузов, не требующих защиты от воздействия окружающей среды, продукции горнодобывающей промышленности: угля, руды, кокса, щебня, известняка и т.д.

Самыми распространенными являются 4-осные полувагоны.

Погрузка в полувагоны осуществляется навалом через открытый верх кузова вагона. В редких случаях, при погрузке открывают торцевые двери. Однако, в некоторых моделях полувагонов, торцевых дверей может и не быть.

Кроме того, полувагоны подразделяются на люковые и безлюковые (глуходонные).

Выгрузка сыпучих грузов из первых происходит при помощи открытия люков, через которые груз высыпается под действием силы тяжести.

Выгрузка сыпучих грузов из глуходонных полувагонов осуществляется при помощи вагоноопрокидывателей, которые переворачивают вагон над выгрузочным бункером.

Грузоподъемность 4-осных вагонов, изготавливаемых до 2000-х годов находилась в диапазоне 68-70 т. В настоящее время, вагоностроительные заводы изготавливают универсальные инновационные 4-осные полувагоны с грузоподъемностью до 75,5 т.

Характеристики полувагонов

Тип вагонаГрузо-
подъемность,
тонн
Объем
внутренний,
м 3
Внутренние размеры
(длина х ширина
х высота),
мм
Полувагон 12-1000697312120х2880х2730
Полувагон 12-1277013812700х2880х2000
Полувагон 12-1505697612700х2870х2000
Полувагон 12-508125137,518760х2790х2450
Полувагон 12-П1529410614580х2900х2360
Полувагон 12-П153636412000х2850х1880
Полувагон 12-726627312100х2880х2730
Полувагон 12-753697312330х2880х2730
Полувагон 13-Н001 для
3т и 5т контейнеров
697312330х2880х2730

Вагоны цистерны

Для транспортировки жидких и газообразных грузов по железной дороге используются вагоны цистерны.

  • цистерны для нефтепродуктов
  • цистерны кислотные
  • цистерны пищевые
  • цистерны-ЦМВ;
  • цистерны газовые;
  • цистерны битумные;
  • цистерны прочие;

Характеристики вагонов цистерн

Вес,
т
Загрузка,
т
Объем,
м 3
276783

Изотермические вагоны

Для перевозки грузов, требующих соблюдения температурного режима, а также поддержания необходимого значения влажности используются изотермические вагоны.

Оборудование, расположенное в этих вагонах позволяет доставлять скоропортящиеся грузы на большие расстояния без потери их качества.

На железной дороге изотермические вагоны принято разделять на:

  • АРВ (автономный рефрижераторный вагон);
  • вагон-термос;
  • ИВ-Термос;
  • Ледник;
  • Рефрижератор;
  • СТВ РЕ.

Современные рефрижераторные секции состоят из 5 или 10 вагонов. В одном из них находится помещение для обслуживающей бригады и центральная холодильная установка, которая обеспечивает поддержание температуры в остальных вагонах секции, в которых располагается груз.

Другой вариант – холодильное оборудование расположено в каждом вагоне (АРВ).

Вагоны специального назначения

Грузы, требующие особых условий перевозки, транспортируются в вагонах специального назначения.

На железнодорожном транспорте эти типы грузовых вагонов классифицируются следующим образом:

  • Автомобилевозы двухъярусные;
  • Автомобилевозы;
  • Думпкары;
  • Минераловозы;
  • Окатышевозы;
  • Хоппер-дозатор;
  • Хоппер-цементовоз;
  • Транспортер;
  • Остальные;
  • Неопределенные.

К вагонам специального назначения также относят вагоны пожарных и восстановительных поездов и вагоны-мастерские.

Технические показатели вагонов

Основными техническими характеристиками, которые имеют важное значение для оценки качества эффективности работы вагона, являются:

ЖД вагоны грузовые

Грузовой вагон — железнодорожный вагон, который используется для перевозки каких либо грузов, товаров. Другое устоявшееся название — товарный вагон.

Вагоном принято называть несамоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги локомотивом. Современный парк вагонов состоит из многообразных типов и конструкций, что обусловлено необходимостью удовлетворять основные требования при перевозке: комфорт для пассажиров, сохранность грузов, защиту некоторых из них от атмосферных осадков, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, движение с высокими скоростями, а также обеспечивать минимальные затраты на постройку, эксплуатацию и ремонт.

По назначению вагоны разделяются на две основные группы — пассажирские и грузовые. К первой относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения (вагоны-электростанции, вагоны тех. служб, вагоны-клубы и др.).

Парк грузовых вагонов состоит из полувагонов, платформ, цистерн, крытых, изотермических (ледников и рефрижераторных) вагонов и вагонов специального назначения. Полувагоны — наиболее массовый тип вагонов грузового парка. Они предназначены для перевозки всех сыпучих и навалочных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, а также длинномерных грузов, машин, контейнеров, строительных конструкций и др. В крытых вагонах перевозят грузы, требующие защиты от атмосферных осадков, преимущественно зерно, тарно-упаковочные и высокоценные. Платформы используют для перевозки длинных и громоздких грузов различных машин, в том числе на колесном и гусеничном ходу, и контейнеров; цистерны — для жидких и газообразных, изотермические вагоны — для скоропортящихся грузов. Вагоны специального назначения предназначены для перевозки только одного или нескольких родственных грузов, к которым предъявляются одинаковые требования и которые не требуют специальной очистки грузового помещения: цементовозы, окатышевозы, для перевозки минеральных удобрений, агломерата, сажи, муки, хопперы-дозаторы и др.

  • по количеству осей:
    • двухосные;
    • четырехосные;
    • шестиосные;
    • восьми и многоосные;
    • ширококолейные;
    • узкоколейные;
    • цельнометаллические;
    • клепаные;
    • сварные;
    • деревянные и др.;
    • общесетевые;
    • промышленного транспорта.

    Несмотря на разнообразие типов и конструкций, каждый вагон состоит из кузова, рамы, ходовых частей, автосцепных устройств и тормозов. Кузов предназначен для размещения пассажиров или грузов. Он состоит из боковых и торцовых стен, пола и крыши (у закрытых кузовов). Устройство кузова зависит от типа вагона. Рама воспринимает усилия, действующие на вагон. Она состоит из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой, и является основанием кузова, а во многих современных конструкциях вместе с кузовом представляет единую несущую конструкцию. На раме размещены автосцепные устройства, тормозное оборудование и узлы соединения кузова с кодовыми частями.

    Ходовые части служат для плавного движения вагона по рельсовому пути с расчетной скоростью и минимальным сопротивлением. К ним относятся колесные пары, буксы и рессорное подвешивание. Если у вагонов четыре и более колесных пар, ходовые части объединяются в самостоятельные узлы — тележки.

    Автосцепное устройство предназначено для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, а также для передачи и смягчения действия продольных усилий от локомотива к вагону и от одного вагона к другому. Современное автосцепное устройство состоит из автосцепки и поглощающего аппарата. Установлены они с каждой торцовой стороны вагона. Тормоз служит для замедления движения или полной остановки вагона и удержания его на месте. Он состоит из тормозного воздухораспределителя, системы труб, резервуара для сжатого воздуха и рычажной передачи. Все вагоны дорог СНГ оборудованы автоматическими тормозами, а часть дополнительно и ручными тормозами; некоторые пассажирские вагоны — электропневматическими тормозами. Все вновь строящиеся вагоны на подшипниках качения оборудуют стояночным тормозом.

    Для грузовых вагонов приняты следующие основные технико-экономические показатели:

    • Грузоподъемность вагона — измеряется наибольшей массой груза, допускаемой к перевозке;
    • Тара — собственная масса порожнего вагона; определяется взвешиванием его на специальных весах при постройке (после ремонта);
    • Масса брутто вагона — грузоподъемность + тара вагона;
    • Статическая нагрузка от оси на рельсы — давление от колесной пары на рельс;
    • Длина вагона — определяется расстоянием между осями сцепления автосцепок данного вагона;
    • База вагона — расстояние между центрами пятников тележечного вагона;
    • Длина, ширина и высота кузова — обусловливаются заданной вместимостью и габаритами подвижного состава;

    Тип грузового вагона и его устройство определяются назначением и конструкцией кузова. По способу восприятия нагрузок кузова вагонов могут быть разделены на четыре основных типа:

    • Цельнонесущие кузова — воспринимают все виды нагрузок всеми элементами: полом, крышей, боковыми и торцевыми стенами (рама составляет с кузовом единое целое). Это цельнометаллические и изотермические вагоны.
    • Кузова с несущими боковыми стенами и рамой — воспринимают вместе с ней значительную часть вертикальной, а в некоторых случаях и продольной нагрузки (боковые стены жестко соединены с рамой). Такую конструкцию имеют все типы крытых и открытых вагонов грузового парка.
    • Кузова с несущей рамой — кузов не является несущим, рама самостоятельно независимо воспринимает все основные нагрузки. Это платформы и транспортеры.
    • Котлы цистерн (вагонов-цистерн) — независимо от рамы воспринимают вертикальные и боковые нагрузки и передают их на раму. В безрамных цистернах котел является цельнонесущим.

    По конструкции различают следующие типы грузовых вагонов:

    • крытые вагоны;
    • полувагоны;
    • платформы;
    • цистерны;
    • вагоны бункерного типа;
    • вагоны-самосвалы.

    Все эксплуатируемые на территории страны вагоны имеют определенную государственную регистрацию, номер, знаки и надписи строгого регламента. Нумерация грузовых вагонов выстроена по определенному образцу из семи цифр, где первая цифр означает вид вагона:

    • 2 – крытый;
    • 4 – платформа;
    • 6 – полувагон;
    • 7 – цистерна;
    • 8 – изотермический;
    • 9 – прочий.

    Второй цифрой обозначается количество осей у вагона:

    • 0 или 1 – две оси; 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – четыре оси;
    • 8 – шесть осей;
    • 9 – восемь и более осей.

    Третья цифра обозначает определенные технические особенности вагона: тип кузова полувагона, длину рамы, специализацию цистерн, наличие разгрузочных люков, систему охлаждения изотермического вагона и т. д. Все остальные цифры вместе с тремя первыми образуют номер грузового вагона. При этом седьмая цифра обозначает наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза. Любой вагон, будь то пассажирский или грузовой имеет технический паспорт, на весь срок эксплуатации. В этом паспорте прописывают все технические характеристики вагона, сроки и даты выполнения плановых ремонтов, реконструкции, модернизации и описывают состояние самого вагона и его оборудования.

    Вагоны проектируют с учетом соотношения вместимости кузова и грузоподъемности. Вместимость крытого вагона зависит от удельного объема кузова или отношения объема кузова вагона к его грузоподъемности. Вместимость платформы зависит от удельной площади пола или отношением площади пола к грузоподъемности.

    Современное строение вагонов позволяет некоторым вагонам за счет уникальной конструкции тележек ходовой части развивать максимальные скорости до 140 км/ч.

    Тип и устройство грузового вагона определяются его назначением и конструкцией кузова. Кузовом называется часть вагона, предназначенная для размещения в нем грузов. В эксплуатации находится большое разнообразие кузовов грузовых вагонов, поэтому они классифицируются в зависимости от:

    Какие типы грузовых вагонов бывают?

    Типы грузовых вагонов

    По железным дорогам передвигаются составы, перевозящие различные грузы. Они могут иметь различные свойства: жидкие, сыпучие… видов довольно много. А это значит, что для их транспортировки нужны и различные грузовые вагоны.

    Крытый вагон

    В таком вагоне можно перевозить грузы, которые не должны попадать под воздействие влаги. Это и сахар, и зерно, и ткани. Возят в таких вагонах предметы, изготавливаемые легкой и пищевой промышленностями.

    Вагон имеет сплошные высокие стены. Крыша его надежно защищает перевозимый груз от дождя и снега. Для обеспечения погрузки-разгрузки имеются две большие раздвижные двери. Они находятся на противоположных сторонах вагона. Это дает возможность останавливать вагон любой стороной к платформе.

    Вагон-платформа

    В такой вагон грузят каменный уголь, руду, лес, строительные материалы, машины, трубы, а также ряд других грузов, которым не страшны ни снег, ни дождь.

    Платформы представляют собой прочные площадки с невысокими откидными бортами. Они имеют специальные устройства, позволяющие закреплять груз.

    Вагон-полуплатформа

    Такие вагоны похожи на крытые. Но они не имеют крыши, а стены их ниже. Двери размещаются не по бокам, а в торцах. Вагоны приспособлены для перевозки сыпучих грузов. При этом, за счет высоких, по сравнению с платформами, стен, в вагоне размещается больше груза. Отсутствие крыши обеспечивает удобства при осуществлении погрузки и разгрузки.

    Для облегчения разгрузки сыпучих грузов полы полувагонов имеют люки. При их открытии груз просто высыпается. Однако случается, что лики закрываются не плотно. Из-за этого в образовавшиеся щели груз в пути просыпается. В результате часть груза теряется, а к тому же происходит загрязнение балластного слоя дороги.

    Восьмиосный полувагон

    Еще один вариант полувагонов не имеет в днище люков. Оно сплошное. Выгрузка осуществляется за счет опрокидывания днища, что обеспечивается специальными машинами вагоно-опрокидывателями. Правда и в таких вагонах при движении часть груза теряется. По подсчетам встречным ветром из вагонов каждый год выдувается около десяти миллионов тонн угля. Предотвратить это помогает специальная жидкость. Ею обливается груз. Жидкость быстро высыхает, образуя корку, предотвращающую выдувание.

    Вагоны со сплошным днищем могут перевозить больший вес. Это достигается за счет того, что они имеют не четыре оси, а восемь. За счет этого снижается нагрузка на рельсы.

    Полувагоны, платформы и крытые вагоны считаются универсальными. В них можно загружать самые различные грузы. При этом наибольшая степень универсальности у полувагона. Основная часть перевозок осуществляется с их использованием.

    Цистерна

    Для перевозки жидких грузов предназначены вагоны-цистерны. Они представляют собой емкости, имеющие форму цилиндра, установленные на раму вагона в горизонтальном положении. Загрузка и выгрузка жидкости осуществляется через специальные отверстия, имеющие запорные устройства.

    Вагоны-рефрижираторы

    Ряд продуктов нельзя хранить при обычной температуре, так как они относятся к скоропортящимся. Для их транспортировки по железной дороге предназначены вагоны-рефрижераторы. Из таких вагонов формируются целые составы. В составе 23 вагона, при этом груз везут 20 вагонов, а один является электростанцией, еще один представляет собой машинное отделение и третий является служебным. В секции могут находиться не только 20 вагонов, но и 5, и 12. Существуют и вагоны, имеющие отдельную холодильную установку. Они предназначены для перевозки небольших партий скоропортящихся грузов.

    Изотермическая секция

    Молоко по железной дороге возят в специальных цистернах. Эти емкости имеют двойные стенки. Пустота между ними заполнена материалом, обеспечивающим теплоизоляцию. В результате летом молоко не нагревается, зимой не замерзает.

    Вагоны для перевозки легковых автомобилей

    Такие вагоны имеют оригинальную конструкцию. Она позволяет в одном вагоне перевозить сразу до 17 легковых автомобилей. Если везти их на простой железнодорожной платформе, то более 3 машин загрузить нельзя.

    Другие специальные вагоны

    Кроме описанных существуют вагоны, которыми можно перевозить особые грузы. Так, внутри некоторых имеются емкости, представляющие собой настоящие большие аквариумы. В них на дальние расстояния перевозят морскую и пресноводную рыбу. Доставляются по железной дороге и большие конструкции, имеющие вес, измеряемый сотнями тонн. В таких случаях используются специальные вагоны.

    Существуют специализированные вагоны, которыми можно перевозить только определенные грузы: зерно, мука, минеральные удобрения, кокс, жидкий металл, битум, агломерат. Существуют вагоны, приспособленные для перевозки скота.

    Основные параметры грузовых вагонов

    Параметры грузовых вагонов позволяют определить, для чего и как можно их использовать. Так, грузоподъемность характеризует массу груза, которую можно разместить в вагоне. Существующие в настоящее время товарные вагоны, имеющие четыре оси, могут выдерживать нагрузку в 68 – 71 тонну. Имеющие восемь осей выдерживают 120 – 132 тонны. Специализированные вагоны имеют другие характеристики. Так, перевозящий легковые автомобили, везет только 20 тонн, а сочлененный 320-ух осных транспортер – до 500 тонн.

    Важны характеристики, дающие информацию о размерах. Всегда имеется информация о длине вагона, его ширине, высоте, размерах базы. При этом длину измеряют в условных единицах. Такое является традицией, пришедшей из девятнадцатого века. Тогда, в 1869 году, между всеми российскими дорогами (государственными и частными) ввели сообщение, обеспечивающее движение без перегрузки. Разные вагоны не позволяли это делать. Поэтому были приняты меры по унификации всех узлов составов. Министерством путей сообщения издало распоряжение о строительстве однотипных вагонов. Эталоном стал двухосный вагон, построенный Ковровскими мастерскими в 1872 году.

    Конструкция оказалась настолько удачной, что такой тип вагонов эксплуатировался почти 100 лет. Изменилась лишь грузоподъемность. Вначале она составляла 10 тонн, затем 12,5, позже ее довели до 16, а потом и до 18 тонн. Этот вагон стал базой для полувагонов, цистерн, платформ.

    Все характеристики вагонов должны соответствовать принятым нормам. Это позволяет осуществлять безопасное движение составов, как с загруженными вагонами, так и с порожними.

    Читайте также  Командировка в 1С 8.3 Бухгалтерия – оформление
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector