Отмена паспорта сделки и изменения в валютном

Отмена паспорта сделки и изменения в валютном

Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году

Илья Горшков фото

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Механизм работы системы выявления сомнительных валютных операций

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Паспорт сделки

Михаил Кобрин

Внешнеэкономическая деятельность вызывает больше интереса со стороны государства, чем внутренние операции. Создан валютный контроль — за совершением операций в валюте. Еще в 2017 году основным элементом валютного контроля был паспорт валютной сделки. Паспорта сделок отменили с марта 2018 года. Что это, зачем он был нужен, и что пришло на замену паспорта, расскажем в статье.

Что такое паспорт сделки

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

До марта 2018 года паспорт оформлялся для импортных и экспортных контрактов. В него вносилась вся информация по сделке. Лицо, которое открывало паспорт сделки (ПС), представляло все документы по будущим операциям, а банк мог отказать в оформлении паспорта, если были переданы не все документы.

Паспорт считался открытым до тех пор, пока внешнеторговый контракт не был исполнен. После этого он закрывался и передавался Центробанку.
Несмотря на то, что паспорт — метод валютного контроля, оформлять его нужно было не для всех сделок. Так, для контрактов на сумму эквивалентную менее 50 000$ открывать паспорт не нужно. Конвертация валюты для расчета суммы происходила по курсу ЦБ РФ.

Какие виды паспортов бывают

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Выделяли паспорт экспортной и импортной сделки. Экспортный паспорт выдавался экспортеру и обязывал банк контролировать соблюдение условий иностранного контракта, в том числе сроки оплаты.

Импортный паспорт выдавался импортеру — тому, кто ввозит товар на территорию РФ. Такой паспорт позволял банку контролировать обоснованность денежных расчетов с иностранными поставщиками.

Какая информация вносилась в паспорт

Паспорт сделки

В паспорте содержались все сведения по предстоящим внешнеторговым операциям. Для валютного контроля в паспорте сделки фиксировались:

  • дата и номер оформления паспорта;
  • сведения об отечественном лице и его иностранном партнере;
  • дата и номер иностранного контракта;
  • сумма сделки и валюта договора;
  • дата завершения обязательств по договору;
  • сведения о банке, в котором открывается паспорт сделки;
  • информация об условиях закрытия паспорта или его переоформления.

Когда оформлялся паспорт сделки

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Паспорт сделки сопровождал экспортные и импортные контракты между резидентом и нерезидентом. ПС оформлялись не только для внешнеторговых сделок, но и для кредитных договоров. Например, при выдаче займов в рублях нерезидентам или в случае получения займа в инвалюте резидентами.

Резиденты и нерезиденты

Кто же такие резиденты? Подробно об этом сказано в пп.6 п.1 ст.1 ФЗ “О валютном регулировании” №173-ФЗ. К резидентам относятся:

  • физлица-граждане России;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ и имеющие вид на жительство;
  • отечественные ЮЛ;
  • зарубежные филиалы и представительства отечественных ЮЛ;
  • и другие, в том числе сама Российская федерация, ее субъекты, муниципалитеты, дипломатические представительства, консульские учреждения.

Список лиц, относящихся к нерезидентам, представлен в пп.7 п.1 ст.1 ФЗ “О валютном регулировании” №173-ФЗ:

  • физлица, не имеющие российского гражданства, не проживающие постоянно в России и не имеющие вида на жительство:
  • иностранные организации за пределами РФ;
  • филиалы и подразделения иностранных организаций в России;
  • аккредитованные дипломатические представительства и консульства иностранных государств;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы в России;
  • лица, не отнесенные к резидентам.

Что изменилось: регистрация внешнеэкономических контрактов

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

С 1 марта 2018 года паспорт сделки отменен, но валютный контроль остался. Теперь вместо паспорта сделки нужна регистрация внешнеэкономического контракта. Основание такого новшества — Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года №181-И.

Порядок регистрации следующий. В банк предоставляются иностранный контракт и реквизиты зарубежного партнера. Если потребуются другие документы, вам сообщат сотрудники банка, где регистрируется контракт. Далее в течение 1-го дня контракт принимают к учету.

Сумма, при которой нужно регистрировать договоры, зависит от вида сделки:

  • по экспортным операциям регистрации подлежат договора от 6 млн. рублей включительно;
  • по импортным контрактам и кредитным договорам — от 3 млн. рублей включительно;
  • контракты с меньшими суммами регистрировать не надо.

Банк имеет право запрашивать по внешнеторговым сделкам документы, даже если контракт по ним регистрировать не нужно. Только если сумма договора с зарубежным партнером меньше 200 тыс. рублей, то представлять документы не нужно.

Важно! Под валютный контроль подпадают не только сделки в инвалюте. Например, даже если вы заплатили иностранному поставщику рублями — это тоже валютная сделка. Просто в валюте Российской Федерации. Такой договор подлежит регистрации в банке, если превышает установленные лимиты.

Что ждет ИП и компании — участников ВЭД

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Валютный контроль без паспорта сделки означает, что для активных участников ВЭД снизится бюрократическая нагрузка. Регистрация контракта проще и быстрее, чем оформление паспорта сделки. Оформление паспорта — 3 дня, регистрация договора — 1 день.

Ранее, если сумма экспортного контракта была 50 000$, вы должны были оформлять экспортный паспорт и платить за это деньги. Благодаря изменениям в законе лимит по экспортным операциям подняли до 6 млн. рублей. Так у многих появился шанс сэкономить на регистрации.

С целью экономии изучите тарифы банков за валютный контроль. Не ищите самые дешевые варианты, рассмотрите дополнительные услуги, которые могут быть вам полезны. Например, чат с менеджером. В режиме онлайн вы сможете задать вопросы о необходимых документах и сбросить их сканы прямо в чате. Быстро и удобно.

Неплохо, если в банке вам выделят менеджера, который специализируется на ВЭД. Это сэкономит время и деньги на штрафах.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Отмена паспорта сделки

1 марта 2018 г. вступила в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет процедуру оформления паспортов сделок по внешнеэкономическим договорам/контрактам.

Что нового:

  1. Паспорта сделки и справки о валютных операциях отменяются, а справка о подтверждающих документах становится единой формой учета и отчетности по валютным операциям.
  2. Вводится процедура учета контрактов/снятия с учета контрактов с присвоением банком уникального номера контракту, которая заменяет существовавшую ранее процедуру открытия/закрытия паспорта сделки, и распространяется на следующие виды контрактов:
    • Договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.
    • Договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
    • Договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
    • Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга)
    • Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).
  3. Меняется пороговое значение для осуществления учета контрактов — теперь оно составит 3 миллиона рублей или эквивалент в иностранной валюте для всех видов импортных и кредитных контрактов и 6 миллионов рублей для всех видов экспортных контрактов (ранее было 50 000 долларов США или эквивалент в другой валюте).
  4. Сокращаются сроки учета контрактов — они составят 1 (один) рабочий день с даты предоставления в банк самого контракта/сведений о нем.
  5. Внесение изменений в сведения о контракте банком вносится на основании заявления лица и предоставления подтверждающих документов в течение 2-х рабочих дней с даты их представления.
  6. Перечень кодов операций немного меняется.
  7. Не надо отправлять в банк документы, связанные с проведением операций, если выполняются все следующие условия:
    • сумма обязательств по договору — не более 200 тыс. руб.;
    • по договору происходит зачисление иностранной валюты на транзитный счет резидента или списание средств с его валютного расчетного счета.

Последствия для ранее открытых паспортов сделок, которые на 1 марта 2018 г. еще не закрыты (контракты не исполнены):

  • паспорта сделок считаются закрытыми без проставления отметки об их закрытии, однако сам контракт, в отношении которого паспорт сделки был открыт, подлежит учету в соответствии с новыми требованиями;
  • номер паспорта сделки становится уникальным номером контракта и контракт подлежит учету в системе банка в соответствии с новыми требованиями.

В связи с этим, для контрактов, по которым открыты паспорта сделок, фактически ничего не меняется, необходимо просто соблюдать при его дальнейшем исполнении требования инструкции и закрывать контракты уже путем снятия с учета контракта по новым правилам.

Дополнительно в отношении требований к условиям контрактов

Следует также иметь в виду, что с 14 мая 2018 года вступят в силу поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», касающиеся внешнеэкономических контрактов. В частности, закон дополнен следующим обязательством резидента:

В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. О сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).
  2. О сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Отсутствие данных условий будет являться дополнительным основанием для отказа в постановке внешнеэкономических договоров (контрактов) на учет в банке либо для отказа в проведении валютных операций.

Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)

8.1. При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в пункт 8.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

8.2. В заявлении резидента о переоформлении ПС должны быть указаны:

сведения о резиденте — полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций, наименование юридического лица (его филиала) для некоммерческих организаций или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица — индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений;

реквизиты ПС (номер и дата ПС), раздел ПС, в который вносятся изменения, и содержание указанных изменений;

указание на документы и информацию, которые являются основанием для переоформления ПС, и их реквизиты (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, — при их наличии);

дата подписания резидентом заявления о переоформлении ПС и проставлена его подпись.

В одном заявлении о переоформлении ПС резидент может указать информацию о переоформлении нескольких ПС.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в пункт 8.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

Читайте также  Налоговая декларация 3-НДФЛ для ИП на ОСНО в 2022

8.3. Одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, — при их наличии), за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2013 г. N 3016-У в пункт 8.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

8.4. Документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных абзацем третьим настоящего пункта, пунктами 7.10 и 8.8 настоящей Инструкции.

Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

В случаях, указанных в абзаце первом пункта 7.10 настоящей Инструкции, документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции (при их наличии), представляются резидентом не позднее сроков, установленных пунктом 6.5 настоящей Инструкции.

8.5. Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о переоформлении ПС и документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, проверяет заявление о переоформлении, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС.

Заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 8.4 настоящей Инструкции, в случае если уполномоченным банком приняты представленные резидентом заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, и ПС переоформлен в срок, не превышающий в совокупности сроки, установленные настоящим пунктом и пунктом 8.4 настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 6 ноября 2014 г. N 3438-У в пункт 8.6 внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

8.6. Банк ПС отказывает резиденту в переоформлении ПС в случае непредставления резидентом документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации), несоответствия сведений и информации, которые содержатся в представленных документах и информации, заявлению о переоформлении ПС, в том числе отсутствия в них оснований для переоформления ПС.

В случае отказа в переоформлении ПС банк ПС не позднее срока, установленного абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции, возвращает резиденту заявление о переоформлении ПС, представленные документы и информацию и информирует резидента о причинах отказа в переоформлении ПС с указанием даты возврата представленных документов и информации.

Если в одном заявлении о переоформлении ПС указана информация о нескольких ПС и банк ПС принимает решение об отказе в переоформлении отдельного (отдельных) ПС, он информирует резидента о ПС, в отношении которого (которых) принято решение об отказе в переоформлении, возвращает представленные по таким ПС документы и информацию и сообщает резиденту о причинах отказа в их переоформлении. ПС, в отношении которого (которых) принято решение о переоформлении, переоформляются банком ПС в порядке, установленном пунктом 8.7 настоящей Инструкции.

В случае получения резидентом отказа банка ПС в переоформлении ПС резидент после устранения выявленных недостатков повторно представляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС и необходимые документы и информацию.

8.7. При принятии заявления о переоформлении ПС, документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк ПС в установленный абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции срок вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде, с сохранением номера ПС и всех иных реквизитов ПС в неизменном виде.

Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком ПС резиденту.

8.8. В случае если в контракте (кредитном договоре) содержатся условия о возможности его продления (пролонгации) без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления ПС в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в графе 6 раздела 3 оформленного ПС, представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС с указанием в нем новой даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

8.9. При реорганизации банка ПС в форме преобразования (изменение наименования и (или) организационно-правовой формы) переоформление ПС осуществляется банком ПС самостоятельно без представления резидентом заявления о переоформлении ПС.

В этом случае новое наименование и (или) новая организационно-правовая форма банка ПС вносятся в ПС, который ведется в электронном виде, в установленные банком ПС сроки, но не позднее 60 календарных дней после даты внесения соответствующих изменений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций или одновременно с переоформлением ПС по заявлению резидента, указанному в пункте 8.1 настоящей Инструкции, либо одновременно с закрытием ПС (без предварительного переоформления ПС), если эти события наступили раньше установленного банком ПС срока.

Внесение в ПС указанных в настоящем пункте изменений осуществляется банком ПС самостоятельно, такой ПС подписывается ответственным лицом и направляется резиденту. При отражении в ПС указанных в настоящем пункте изменений по заявлению резидента при очередном переоформлении резидентом ПС либо при закрытии ПС банк ПС направляет резиденту ПС с учетом сроков, установленных настоящей главой и главой 7 настоящей Инструкции.

Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц

Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:

Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.

Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:

Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:

Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.

Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.

В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:

Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.

Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.

Кто принимает участие в контроле операций с валютой

Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.

Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.

Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.

Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.

Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.

Права тех, кто осуществляет валютный контроль:

Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:

За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.

Суть валютного контроля

В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.

Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:

Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.

Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.

При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:

  • кредитный договор или импортный контракт — валютный контроль начинается с 3 млн руб.;
  • экспортный контракт — 6 млн руб.

В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.

Порядок документооборота при валютном контроле

Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:

  • операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
  • операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
  • операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.

ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.

Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля

Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

  • при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
  • при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.

Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:

ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.

Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.

Подведем итоги в таблице:

Итоги

При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector