Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как

Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как

Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как

КоАП РФ Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.5. КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Какой штраф заплатят ООО и ИП за отсутствие онлайн-кассы

Штраф за неиспользование онлайн кассы — это минимум 10 000 для ИП и 30 000 — для организаций. За нарушение законодательства о ККТ привлекут к административной ответственности.

Что нового в онлайн-кассах

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют расчеты наличными деньгами и в безналичной форме, обязаны применять контрольно-кассовую технику (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 54-ФЗ от 22.05.2003). Для нарушителей предусмотрены штрафы за неприменение онлайн касс: тех, кто рассчитывается без ККТ и не выдает чеки, привлекут к ответственности.

До 31.12.2020 действовал мораторий на проверки по закону о применении ККТ (п. 2 ПП РФ № 438 от 03.04.2020, п. 5 приказа ФНС № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020). С 01.01.2021 проверки возобновились: контролирующие органы проверяют бизнес и выписывают штраф за неприменение ККТ в 2021 году по КоАП РФ. Срок давности за правонарушения по онлайн-кассам составляет 1 год: если предприниматель или организация нарушили закон в прошлом году, проверяющий это выявит и оштрафует нарушителя (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, с 01.02.2021 для ИП на специальных налоговых режимах действуют новые правила. Они обязаны детализировать чеки — указывать в них наименование, количество и цену по реализованным товарам, работам и услугам.

А с 01.07.2021 появился новый повод выписать штраф за отсутствие онлайн кассы для ИП: закончилась отсрочка по переходу на ККТ для предпринимателей без сотрудников (ч. 1 ст. 2 129-ФЗ от 06.06.2019). Теперь даже ИП, которые реализуют товары и услуги собственного производства и не нанимают работников, обязаны приобретать контрольно-кассовую технику и заключать соглашение с оператором фискальных данных.

Кто освобожден от использования

С 01.07.2021 приобрести онлайн-кассу обязаны и предприниматели без работников. Но есть представители бизнеса, которых не касается ответственность за онлайн кассы, — им разрешено не использовать кассовые аппараты (п. 2 ст. 2 54-ФЗ):

  • реализаторы ценных бумаг;
  • ИП, продающие театральные билеты с лотка;
  • торговцы мороженым в киосках, в розлив безалкогольными напитками, молоком, питьевой водой;
  • образовательные, спортивно-культурные организации, получающие безналичную оплату за услуги (но не банковской картой);
  • продавцы бахил в розницу и другие.

Предприниматели на ПСН, работающие в определенных направлениях, тоже вправе не приобретать ККТ. Это касается ИП, которые занимаются видами деятельности, установленными в пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29-31,34-36,39, 41-44,49-52, 54, 55, 57-62, 64, 66-80 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Не выпишут штраф за торговлю без кассы в отдаленных и труднодоступных местностях.

Штраф за невыдачу кассового чека в общественном транспорте

Нормами Федерального закона № 171-ФЗ от 03.07.2019 с 01.10.2020 установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники при продаже билетов в общественном транспорте и при расчетах за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выписывать штраф за онлайн-кассы для ООО и ИП за эти нарушения будут по статье 14.5 КоАП РФ, оштрафуют кассиров, водителей и кондукторов. Они понесут ответственность как должностные лица.

Размер штрафа зависит от квалификации совершенного правонарушения:

  • за неприменение ККТ или применение кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям, — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • за повторное неприменение кассовой техники — дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • за невыдачу чека клиенту или отказ в направлении его электронной версии на почту или телефон — предупреждение или штраф в размере 2000 рублей.

Штрафа можно избежать!

Типичные нарушения

По правилам, штраф за онлайн-кассы для ИП и ООО назначат, если:

  • онлайн-касса отсутствует либо она есть, но ее не применяют;
  • ККМ не зарегистрирована в ФНС;
  • кассовое устройство отсутствует в перечне Госреестра;
  • организация или предприниматель используют кассовый аппарат, в котором не установлен фискальный накопитель либо он работает в нефискальном режиме или вышел из строя;
  • продавец не выдал чек покупателю;
  • указанные в чеке суммы ниже фактической стоимости проданного товара;
  • налогоплательщик не предоставил или подал с опозданием подтверждающие документы по требованию налоговых органов.

Кроме того, распространены следующие нарушения чекового документооборота:

  • ошибка в данных чека: неверный номер фискального накопителя, регистрационный номер ККМ, номер, дата и время проведения чека, место, где чек выдан, и т. д. (эту ошибку исправляют сопроводительным чеком);
  • электронная копия чека не направлена по требованию клиента;
  • чек не передается в ОФД (из-за ошибок ПО онлайн-кассы).

Штрафы для организаций

Для юридических лиц размер штрафа за отсутствие кассового аппарата или торговые операции в обход онлайн-кассы — 75-100% утаенных средств, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении — приостановка деятельности на срок от года до двух лет (статья 14.5 КоАП РФ).

За несоответствие кассы установленному законом образцу придется заплатить от 5000 до 10 000 рублей. А за нарушение чекового обмена — 10 000 рублей (при первом нарушении денежную сумму иногда заменяют предупреждением).

Штрафы для ИП

В случае нарушения индивидуальным предпринимателем закона о ККТ штраф ИП за кассовый аппарат составит 25-50% утаенных средств, но не менее 10 000 рублей. Будьте внимательны: при повторном нарушении санкции другие — приостановка деятельности на 90 дней.

За несоответствие кассы установленному законом образцу с вас потребуют от 1500 до 3000 рублей. За нарушение чекового обмена — 2000 рублей (возможно предупреждение).

Можно ли избежать наказания

Как говорили древние, dura lex (закон суров), но важно знать, что пока еще есть возможность избежать сурового наказания, если пробить чек коррекции (с датой и описанием ошибки), добровольно в письменной форме заявить в налоговую инспекцию о совершенных правонарушениях и тут же исправиться.

Очень советуем не экономить на качестве ККТ, старайтесь пользоваться современной техникой, тем самым вы снизите риск выхода оборудования из строя и программных сбоев.

Чтобы не навлечь на себя проверку ФНС, если вдруг ваша основная ККМ временно выйдет из строя и вы какое-то время не сможете подавать фискальные отчеты, обзаведитесь запасным устройством.

Как налоговая узнает о торговле без онлайн-кассы

Торговля без онлайн-кассы

С 1 января 2021 года проходят проверки ФНС, которые направлены на обнаружение нарушений в использовании ККТ. До этого срока из-за сложной эпидемиологической обстановки на них было наложено действие моратория (См. подробнее: “Будут ли проверить онлайн-кассу“). При этом налоговые органы вовремя информировали о том, что данные о нарушениях, которые были получены в момент временного ослабления наблюдения за следованием «кассовому» законодательству, также будут рассматриваться и проверяться.

В марте появилась информация, что Минфин и ФНС разрабатывают нововведения с целью укрепить контроль за продавцами на розничных рынках, таким образом пресекая отказ от использования кассовых аппаратов. Какие риски существуют для предпринимателей, осуществляющих торговлю без кассы, и возможно ли избежать наказания за отказ от применения ККТ?

Покупатели работают вместе с налоговой

В Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ указывается его конкретное назначение — защита гражданских интересов и предприятий, а также потребительских прав. Клиенты имеют доступ к бесплатному приложению для защиты собственных прав «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android. Используя его, клиент может проверить чек, прошёл ли он процесс отправки в ФНС, и оповестить государственные органы о нарушении.

Произвести проверку чека можно несколькими методами:

  • В ручном режиме заполнить дату и время покупки, вид операции, номер и сумму чека, номер ФН и фискальный признак документа;
  • Отсканировать QR-код на чеке, тогда проверка будет осуществлена без вмешательства пользователя.

Эксперты Контур.ОФД гарантируют, что долю проверок налоговая осуществляет после заявлений покупателей. Число проверок налоговой по соответствию 54-ФЗ значительно увеличилось. Особенно часто поступают заявления определённых видов: по причине осуществления контроля и надзора после сигнала о неточности информации чека, который был получен с помощью мобильного приложения ФНС, камеральной проверки деклараций или контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика, административного расследования. Отсюда следует, что покупатели готовы защищать свои интересы, и что контроль со стороны граждан очень действенный.

ФНС в поисках нарушителей

Кроме гражданского контроля существуют и прочие методы для наблюдения за соответствием 54-ФЗ:

  • Мониторинг и анализ расчётов и полноты учтённой выручки;
  • Наблюдение за применением ККТ, также дистанционно;
  • Контрольные закупки;
  • Наблюдение за корректностью учтённых денежных средств при расчётах с применением ККТ.

На собственном сайте ФНС оглашает итоги таких проверок. К примеру, 7 из 10 кафе и ресторанов в Рязани выдавали покупателям не кассовые, а пречеки. На них указывалась сумма заказа, а сами чеки печатались чековым принтером, а не онлайн-кассой, поэтому налоговый орган, не получив корректные данные о расчётах, имеет право назначить наказание.

Также ФНС отметила, что огромная доля нарушений была замечена с помощью обращений покупателей, проявивших сознательную гражданскую позицию и заявивших о нарушителях в налоговую.

Какие наказания назначаются за отсутствие кассы и чека

За отсутствие кассового аппарата назначается штраф, наименьший объём которого для ИП составляет 10 тыс. руб., для юридического лица — 30 тыс. руб. Объём штрафа определяется в зависимости от денежного объёма, полученного нарушителем от клиентов без использования кассового аппарата. ИП обязуется заплатить четвёртую часть от этой суммы, а юридическое лицо — три четвёртых частей. Если нарушение повторится, торговля может быть приостановлена в срок до 90 суток.

А отсутствие кассового чека повлечёт за собой предупреждение от налогового органа и штраф: для ИП в объёме 2 тыс. руб., а для юридического лица — 10 тыс. руб.

В общем итоге в указанной статье административного кодекса представлены санкции за 15 видов нарушений.

Как избежать штрафа за отсутствие ККТ

При самостоятельном сообщении в ФНС об отсутствии кассы можно избежать наказания, однако, решение остаётся за налоговым органом. Необходимо выполнение нескольких условий для того, чтобы избежать наказания:

  1. Устранение нарушения до того, как оно будет выявлено налоговой;
  2. Отношение ситуации к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
  • пункт 2 – об отсутствии ККТ;
  • пункт 4 – о несоответствиях в момент применения или регистрации кассы;
  • пункт 6 – о невыдаче клиенту кассового чека или бланка строгой отчётности.
  1. Нарушение не было многочисленным;
  2. Предоставленных в налоговую данных хватает для фиксирования факта нарушения.

Для устранения нарушений необходимо купить и подключить кассовый аппарат. После этого необходимо сформировать на ней чек коррекции, где отражаются ранее осуществлённые расчёты в отсутствие кассы. Далее необходимо информировать налоговую о создании такого чека.

Если работа в отсутствие кассового аппарата будет продолжена, тогда узнать о нарушении ФНС сможет самостоятельно или от заявления покупателей. При этом чем дольше срок такой неправомерной работы, тем более высоким будет объём вероятного штрафа, который высчитывается согласно неучтённой выручке.

Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как защитить свои права и избежать штрафа?

В июле 2018 года Президент РФ подписал закон № 192ФЗ, который внес существенные изменения в Закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Был урегулирован вопрос о необходимости использовать кассу, если деньги от покупателя (физического лица) поступают на банковский счет продавца; появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. Значительная часть предпринимателей на патентной системе получили полное освобождение от ККТ, некоторым была предоставлена отсрочка.

ККТ: нормативная база и ответственность

Читайте также  Справка о нелишении водительских прав

Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены. Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ применима максимум до 7 (семи) лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию.

На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ предприниматель должен быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.

Фабула дела

Индивидуальный предприниматель владеет пилорамой в Омской области, отпускает пиломатериал за наличный расчет и по банковским картам. Онлайн — кассу должен был установить с 1 июля 2018 года, но своевременно этого не сделал.

Через год, 2 июля 2019 года, на пилораму приехал налоговый инспектор, составил административный протокол, а начальник ФНС утвердил постановление, в котором назначил штраф за год работы индивидуального предпринимателя в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ (ст.14.5 КоАП РФ).

Факт продажи товара за наличный расчет предприниматель не отрицал. Отсутствие ККТ объяснил незнанием законодательства. Цифра штрафа составила несколько сотен тысяч рублей. Проблема состояла в том, что оспорить постановление ФНС возможно обжаловать только в суде при наличии веских оснований, так как ККТ фактически отсутствовала. Предприниматель не согласился с наказанием и попросил меня понизить штраф до разумной цифры в суде

Обжалование постановления ФНС в суде

Как избежать штрафа? Конечно, лучше не нарушать закон. Но в ситуации, когда протокол составлен, найти решение тоже возможно. Я изучил документы, законодательство, судебную практику, переговорил с налоговым инспектором.

Решение было следующим: обжаловать постановление путем подачи иска в суд, но к судебному заседанию ККТ в виде онлайн — кассы уже должна быть установлена в административном помещении на пилораме, зарегистрирована в ФНС, а чеки отправлены клиентам на мобильный телефон. Рассуждал так: установка и регистрация онлайн — кассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде. Мы согласовали позицию, и я обжаловал постановление ФНС путем подачи иска в суд.

На первом судебном заседании сторона истца ходатайствовала о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Свои требования истец аргументировал тем, что: ИП относится к субъектам малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, вред здоровью и жизни людей, окружающей среде не причинен, материальный ущерб отсутствует, онлайн — касса зарегистрирована в ФНС, персонал обучен, работает, чеки направлены покупателям, что подтвердил документами и свидетельскими показаниями.

Ответчик просил в иске отказать в полном объеме. Суд выслушал стороны, установил, что пилорама занимается распилом и перемещением древесины и относится к субъектам малого бизнеса. ИП законодательство о ККТ ранее не нарушал, вся сумма дохода за отчетный год оприходована и отражена в отчетности, онлайн — касса на дату судебного заседания зарегистрирована и чеки направлены покупателям по абонентским номерам или посредством электронной почты.

Решение суда

В итоге суд признал истца виновным в совершении административного правонарушения, но заменил административный штраф предупреждением, руководствуясь ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Налоговый орган судебное решение в апелляционном порядке не обжаловал. Таким образом, удалось добиться наказания в виде предупреждения вместо штрафа в несколько сотен тысяч рублей.

Пример из практики показывает, что возможны два варианта обжалования постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в случае неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ). Это снижение штрафа или признание незаконным привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

В каких случаях возможно ли снизить сумму штрафа?

Если налоговый инспектор выявил нарушение, штрафа не избежать. Выявив факт нарушения законодательства о применении ККТ, контролеры составят протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). Назначение административного наказания оформляют вынесением постановления. Протокол об административном правонарушении направляется в налоговый орган. Срок рассмотрения дела ― 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ).

Однако можно попытаться снизить размер штрафа без обращения в суд и без составления административного протокола. Уменьшить до одной трети возможно даже сумму минимального штрафа. Законные способы снижения суммы штрафа указаны в ч. 3.4 статьи 4.1; ч. 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2, 4, 6 ст.14.5 настоящего Кодекса (ч. 3,4 ст.4.1 КоАП РФ).

Таким образом, возможность снизить штраф имеется в следующих случаях:

  1. наказание назначено за одно из трех нарушений:

― неприменение ККТ (кроме повторного неиспользования контрольно-кассовой машины (ККМ), если сумма расчетов (непробитых чеков), осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млнрублей и более (ч.3 ст. 14.5 КоАП);

― применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением законодательства РФ о применении ККТ (ч.4 ст. 14.5 КоАП);

― не направление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (ч.6 ст.14.5 КоАП);

2) указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления ФНС по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса (ч.4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Порядок обжалования протокола налогового инспектора начальнику ФНС

Для понижения административного наказания в виде одной трети минимального размера административного штрафа в соответствии с ч. 3,4 ст.4.1, ч.4 ст.28.6 КоАП РФ нужно в течение 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ) обратиться к руководителю налогового органа с мотивированным заявлением об уменьшении размера административного штрафа , ссылаясь на п. 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ, в соответствии с которой «судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. А также, сослаться на п.3.4. ст.4.1. КоАП РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных ч.4 статьи 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Признание незаконным привлечение к административной ответственности в суде

Решение ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ может быть признано неправомерным в судебном порядке в следующих случаях.

  1. Проведение налоговым органом контрольной закупки.

В соответствии со ст. 13 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.

  1. Недоказанность ФНС по поводу факта продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В том случае, если административным органом не представлены сведения о проданной продукции и оказанных услугах, их стоимости, датах продажи (оказания) с применением ККТ, не зарегистрированной в ФНС, а также в отсутствия данных о денежных расчетах за проданный товар или оказанную услугу.

  1. Истечение сроков давности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).

  1. Если штраф наложен за те нарушения в работе с наличными, которые не перечисленые в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

На практике налоговые инспекторы расширяют свои компетенции и штрафуют предпринимателя, например за то, что он выдал деньги под отчет работнику, который не отчитался по ранее полученному авансу. В этом случае имеется факт нарушения порядка выдачи наличных денежных средств под отчет, а не порядка ведения кассовых операций. А за нарушения, допущенные при выдаче денег под отчет, административный штраф не предусмотрен. Можно привести другой пример: не своевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

  1. По причине приостановления санкции за неприменение ККТ в ряде случаев

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ» внесены изменения в статью 14.5 КоАП РФ. Согласно которых приостановлены до 1 июля 2020 года действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Вывод

Нарушение налоговым органом процедуры оформления указанных документов, ошибки, а также нарушение сроков рассмотрения протокола является основанием для признания неправомерным постановления ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ.

Проверки ККТ налоговые органы будут проводить по-новому

В силу Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ внесены изменения в федеральные законы, согласно которым осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля. Указанные федеральные законы приводятся в соответствие Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2021.

Одним из таких законов стал Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Исходя из п. 4 ст. 138 Федерального закона № 170-ФЗ изменения, внесенные в Федеральный закон № 54-ФЗ, будут применяться с 01.03.2022.

До этой даты организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом № 54-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами (п. 7 ст. 138 Федерального закона № 170-ФЗ).

Проверки ККТ теперь перестанут быть отдельной сферой контроля деятельности субъектов предпринимательства, будут отнесены к подотрасли федерального государственного контроля (надзора), порядок проведения которого регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и начнут проводиться сообразно правилам, установленным данным законом.

Этот факт будет отражен в новой редакции абз. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ. Кроме того, будет установлено, что организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ.

К тому же будет указано, что предметом контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ являются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Правительству РФ поручено разработать Положение о контроле и надзоре за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ.

Теперь будет установлено, что при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Отсюда в соответствии с п. 1 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ можно сделать вывод, что в целях названного контроля и надзора будут проводиться внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по следующим основаниям (п. 1, 3 – 5 ч. 1 ст. 57 данного закона):

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 248-ФЗ.

При проведении таких мероприятий должны соблюдаться правила, содержащиеся в ст. 66 названного закона.

Согласно новому п. 2.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ контролируемое лицо не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки.

В пункте 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в настоящее время указано, что в ходе обозначенного контроля и надзора налоговые органы проводят проверки применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки).

Здесь и вообще во всем п. 2 ст. 7 слово «проверки» заменяется словосочетанием «контрольные (надзорные) мероприятия», которое и будет фигурировать в этом законе в дальнейшем. Однако конкретизировано, что данные мероприятия могут проводиться в том числе по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в частности в жилых помещениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector