П 1 ст 264 НК РФ: 264 статья налогового кодекса

П 1 ст 264 НК РФ: 264 статья налогового кодекса

Изменения в НК РФ: компаниям предоставлено право рассчитывать авансовые платежи исходя из фактической прибыли. Скорректированы положения о доходах и расходах в связи с распространением COVID-19.

17 апреля 2020 г. Госдума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон). Положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Согласно принятому Закону:

  • при определении базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитываются субсидии, полученные из бюджета РФ в связи с распространением COVID-19. Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий;
  • разрешено относить на расходы затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной защиты, понесенные в связи с распространением COVID-19 (в т.ч. для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕСХН). Такие расходы, как и расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на приобретение указанных медицинских изделий, относящихся к амортизируемому имуществу, подлежат единовременному учету;
  • изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. В течение 2020 года налогоплательщики вправе уплачивать их, исходя из фактической прибыли. Увеличен до 25 млн. рублей порог доходов, при котором налогоплательщики могут уплачивать авансовые платежи поквартально.

Подробный анализ новых нормативных положений приведен ниже.

1. Субсидии субъектам МСП не учитываются при определении налоговой базы

Согласно Закону доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.), ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ)

Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий, а также отменена обязанность восстанавливать соответствующие суммы вычетов, которые предусмотрены положениями пункта 2.1. и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: в отношении указанных субсидий эти положения не применяются.

2. Возможность учёта расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики COVID-19, приборов и лабораторного оборудования, спецодежды и средств защиты, на дезинфекцию помещений

Законом дополнен список прочих расходов.

Так, состав прочих расходов дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), включая расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19 подлежат единовременному учету, а не списываются путем амортизации (подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы на обеспечение нормальных условий труда, перечисленные в подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, дополнены расходами на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санэпидтребований в связи с распространением COVID-19. Теперь расходы на спецодежду и средства защиты могут уменьшать налогооблагаемую базу безотносительно к перечню, предусмотренному подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, отсылающему к регулированию вредных и опасных условий труда. Аналогичные нормы введены для лиц, применяющих ЕСХН (подп. 46 п. 2 ст. 346.5) и УСН (подп. 39) п.1 ст. 346.16 НК РФ).

3. Переход на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактических показателей

Для оплаты ежемесячных авансовых платежей в течение 2020 г. налогоплательщик теперь вправе использовать показатели фактической прибыли. Такое право возникает начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Авансовые платежи, уплаченные в прежнем порядке за первые три месяца 2020 г., возврату не подлежат, однако сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм.

Для применения нового порядка Законом установлена следующая процедура и сроки:

  1. Изменение порядка исчисления авансовых платежей нужно отразить в учетной политике организации.
  2. Об изменении порядка исчисления авансовых платежей необходимо уведомить налоговый орган по месту нахождения организации (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Если переход осуществляется, начиная с отчетного периода четыре месяца, уведомление должно быть подано в налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года

Отметим, что с 15 млн. до 25 млн. рублей увеличена предельная величина доходов от реализации, при которой налогоплательщики в течение 2020 г. могут уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально.

4. Освобождение от НДФЛ

К доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ, отнесены доходы:

  • в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, произведенные за счет бюджетных ассигнований (п. 81) ст. 217 НК РФ);
  • доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.) и ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ (п. 82) ст. 217 НК РФ).

Вступление в силу

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. Это означает, что расходы, понесенные налогоплательщиками для защиты от COVID-19 до даты принятия Закона, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы. Субсидии, полученные компаниями-субъектами МСП в связи с COVID-19 до вступления в силу закона, также не будут учитываться в доходах налогоплательщиков.

Прочие расходы (ст. 264 НК РФ)

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

— суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды;

— взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя;

— расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессио­нальных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми усло­виями труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К нормальным условиям труда, в частности, относятся (ст. 163 ТК РФ):

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, не­обходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности про­изводства.

— расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако в том случае, если организация фактически не произвела их набор, в том числе в ре­зультате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компания­ми по подбору персонала, не могут рассматриваться как экономически оправданные расходы и учитываться для целей налогообложения;

— платежи за арендуемое имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяют­ся договором, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательст­вом. При этом указанные платежи включаются в состав расходов независимо от госу­дарственной регистрации договора аренды. В случае если договором аренды обязанности по ремонту возложены на арендато­ра, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств включаются арендато­ром в состав прочих расходов в порядке, установленном статьей 260 НК РФ;

— суммы расходов на командировки;

— расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных правительством РФ;

— расходы на юридические и информационные услуги;

— расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

— плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление;

— расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

— расходы на аудиторские услуги;

— расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

— расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения;

— расходы на канцелярские товары, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

— расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

— расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

— потери от брака;

— расходы по договорам граждан­ско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальны­ми предпринимателями, не состоящими в штате организации (пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ);

— рекламные расходы. Для целей налогообложения учи­тываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых то­варов (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслу­живания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли рекламными считаются расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):

на рекламные мероприятия, которые проводятся через средства массовой ин­формации и телекоммуникационные сети;

на наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов);

на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-
продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказывае­мых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, которые потеряли
свои первоначальные качества при экспонировании.

Эти расходы для целей налогообложения могут учитываться без ограничений (при наличии подтверждающих документов).

Расходы на приобретение призов, кото­рые вручаются победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на прочие виды рекламы (не указанные выше) можно учесть при налогообложении в размере, не превышающем 1 % выруч­ки от реализации;

— представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период;

— расходы на подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы могут учитываться при налогообложении в полном объеме, но для этого долж­ны быть выполнены определенные условия:

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет;

— затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (включая отчисления в соответствующий резерв) (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой резерв вправе создавать органи­зации, которые реализуют товары или работы (ст. 267 НК РФ) в тех случаях, ког­да договоры с покупателями предусматривают обслуживание и ремонт в течение гаран­тийного срока. Резерв по гарантийному ремонту формируется не единовременно в начале квартала (года), а постепенно — по мере реа­лизации товаров (работ). НК РФ нормирует размер резерва по гарантийному ремонту и гаран­тийному обслуживанию. Он не должен быть больше стоимости товаров, проданных с усло­вием предоставления гарантии, умноженной на долю фактических расходов на гарантий­ный ремонт в выручке организации от реализации таких товаров за три предыдущих год.

Внереализационные расходы — это все экономически обоснованные затраты ор­ганизации, которые непосредственно не связаны с производством или реализацией (ст.265 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы, перечень которых приведен в ст. 270 НК РФ, он не является закрытым. Поэтому, если расходы не будут подтверждены документально, не будут экономически обоснованы или связаны с деятельностью, по которой не получены доходы, такие расходы не будут уменьшать налогооблагаемую базу.

10. РАСХОДЫ НА КОМАНДИРОВКИ (ПП. 12 П. 1 СТ. 264 НК РФ)

на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 утвержден Перечень аэронавигационных сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Услуги VIP-залов в данном документе не поименованы.

Таким образом, пользование услугами VIP-зала не удовлетворяет критериям признания расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли, так как не входит в состав аэродромных сборов и не носит обязательного характера.

Направление работников в служебные командировки регулируется Трудовым кодексом РФ и Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

Нормы суточных для целей налогообложения прибыли утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 в следующих размерах:

за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации — суточные в размере 100 руб.;

за каждый день нахождения в заграничной командировке — суточные в размере согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 N 93;

ежедневное полевое довольствие, выплачиваемое работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических организаций, выполняющим геолого-разведочные и топографо-геодезические работы на территории Российской Федерации, работникам лесоустроительных организаций, а также работникам старательских артелей и других коммерческих организаций, занятым на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до 7 лет, эксплуатируемых в полевых условиях:

за работу на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — в размере 200 руб.;

за работу на объектах полевых работ, расположенных в других районах, — в размере 150 руб.;

за работу на базах геолого-разведочных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — в размере 75 руб.;

за работу на базах геолого-разведочных организаций, расположенных в других районах, — в размере 50 руб.

нормы суточных при загранкомандировках приведены в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 N 93.

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Представляется, что можно учесть в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ. Но необходимо документальное подтверждение такого рода расходов и их документальная обоснованность. Для обоснованности такого рода затрат целесообразно, например, получить от работника письменное объяснение о причинах использования камеры хранения, завизировав его у руководителя предприятия.

В соответствии с п. 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются.

Организации часто командируют своих сотрудников за рубеж. В этом случае необходимо обратить внимание, что при возвращении из командировки сотрудник наряду с авансовым отчетом представляет первичные оправдательные документы, которые, как правило, составляются на языке страны, в которую командирован сотрудник, либо на английском языке. При этом в России делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке. Таким образом, для отражения таких первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь построчный перевод (на отдельном листе) на русский язык первичных документов, составленных на иностранном языке. Такое требование содержится в п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Только в этом случае можно принять эти расходы для целей налогообложения прибыли.

Налогоплательщиков, направляющих своих сотрудников в командировки, заинтересуют выводы, сделанные в Письме Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138.

В указанном Письме Минфин рассмотрел два вида расходов, возникающих у командируемых сотрудников, которые не подлежат включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Так, не подлежат, по мнению Минфина России, включению в состав расходов затраты на добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев, оформленное отдельным страховым полисом, являющимся приложением к билету.

Позиция Минфина России основана на следующем.

В соответствии с п. 2 Инструкции Минфина СССР от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) командированному работнику оплачиваются расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, которые возмещаются командированному работнику в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.07.1992 N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета) является обязательным на территории Российской Федерации.

При этом сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Читайте также  «Социально-бытовая адаптация, как основное»

Следовательно, сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и учитывается в составе расходов на командировку работника.

Таким образом, расходы по обязательному страхованию жизни сотрудников, направляемых в командировку по территории Российской Федерации и за границу, учитываются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы.

Что касается добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев, оформленного отдельным страховым полисом, являющимся приложением к билету, то эти расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку ст. 263 НК РФ не содержит такого вида страхования.

Кроме этого, в Письме Минфина России от 10.05.2006 N 03-03-04/2/138 указано, что затраты по найму такси для проезда командированного сотрудника до аэропорта, а также из аэропорта до гостиницы в месте назначения как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, то данный вид расходов не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Иногда организации, направляющие сотрудников в служебные командировки, бронируют проездные документы на них.

Представляется, что затраты налогоплательщика на бронирование проездных документов работникам, направляемым в служебные командировки, являясь по своей природе сервисным сбором, могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, так как бронирование проездных документов необходимо для рациональной организации производственного процесса налогоплательщика (например, для планирования взаимоотношений с контрагентами налогоплательщика).

ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 в Постановлении N А28-10790/2005- 233/15 пришел к выводу, что командировочные расходы не приняты налоговым органом для целей налогообложения, поскольку не включены в перечень таких расходов в пп.

Кроме того, суды не считают перечень расходов, приведенный в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, закрытым. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.05.2006 N Ф09- 3490/06-С7 указано: «. суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, сделал вывод, что перечень расходов на командировки, установленный пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым.

Конструкция пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, предусматривающего включение в прочие расходы, связанные с реализацией, расходов на командировки, не позволяет согласиться с налоговым органом, что данный перечень является закрытым. «

П 1 ст 264 НК РФ: 264 статья налогового кодекса

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 апреля 2009 года N ШС-22-3/256

О применении подп.29 п.1 ст.264 НК РФ в связи с отменой системы лицензирования и введением саморегулирования

Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов в отношении введения системы саморегулирования в отдельных сферах деятельности по согласованию с Минфином России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 N 03-03-05/56) сообщает следующее.

1. Принятые поправки отменяют систему лицензирования в строительной деятельности, заменяя ее саморегулированием.

При этом Законом N 148-ФЗ предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.

До 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:

— свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации — организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Таким образом, саморегулируемой организацией признается основанная на членстве некоммерческая организация.

С 2010 года работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, будут осуществляться исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации (пункт 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса).

Согласно статье 55.10 Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации устанавливает размеры и порядок уплаты вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд.

Таким образом, согласно Градостроительному кодексу, к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

В соответствии с пунктом 40 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 , пункта 1 статьи 264 НК РФ.

На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов в саморегулируемую организацию является условием для получения организацией допуска к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, считаем, что указанные, платежи в целях налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве прочих расходов по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

2. В отношении аккумулирования саморегулируемыми организациями вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных и членских взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Взносы в компенсационный фонд в указанном перечне не поименованы.

Вместе с тем в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса одним из требований к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации, является наличие компенсационного фонда.

При этом освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, не допускается (статья 55.16).

Учитывая, что гражданское законодательство не содержит определения понятия «вступительный взнос в саморегулируемую организацию», взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Градостроительным кодексом, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-03-05/69.

Учитывая изложенное, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2-го класса
С.Шульгин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Экономика и жизнь. Приложение-вкладыш
«Бухгалтерское приложение»,
N 24, июнь, 2009 год

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector