ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Учётная политика организации (ПБУ 1/2008): формирование, раскрытие и порядок изменения.

Учётная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учёта, т.е. первичного наблюдения, стоймостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Объекты основных средств: порядок переоценки и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учёта.

Коммерческой организации разрешено не чаще одногораза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации одновременно следующими двумя записями

Д 01 ≪Основные средства≫ —К83 ≪Добавочный капитал≫,

Д 83 ≪Добавочный капитал≫ —К 02 ≪Амортизация основных средств≫.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов одновременно следующими двумя записями

Д 84 ≪Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)≫ —К 01 ≪Основные средства≫

Д 02 ≪Амортизация основных средств≫К 84 ≪Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)≫

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации

Д 83 ≪Добавочный капитал≫ — Д 84 ≪Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)≫__

Учет финансовых результатов и использования прибыли в торговых организациях.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРЕБОВАНИЯ, СОСТАВ, АДРЕСА И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.

Требования к информации, формируемой в бух. отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Требования:

1. Достоверность и полнота. Бух. отчетность должна давать достоверное и полное представление о фин. положении организации, фин. результатах ее деятельности и изменениях в ее фин. положении. Достоверной и полной считается бух. отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бух. учету.

2. Нейтральность. При формировании бух. отчетности организацией должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бух. отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

3. Целостность. Бух. отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

4. Последовательность. Организация должна при составлении бух. баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

5. Сопоставимость. По каждому числовому показателю бух. отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

6. Соблюдение отчетного периода. Для составления бух. отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бух. отчетности отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их гос. регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

7. Правильность оформления.

– каждая составляющая часть бух. отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бух. отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бух. отчетности;

– бух. отчетность должна быть составлена на русском языке;

– бух. отчетность должна быть составлена в валюте РФ.

– бух. отчетность подписывается руководителем и главным бух. (бухгалтером) организации.

Состав:

Годовая бух. отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Приложения:

– отчет об изменениях капитала;

– отчет о движении денежных средств;

– приложение к бухгалтерскому балансу;

– отчет о целевом использовании полученных средств;

– итоговая часть аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бух. отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Порядок представления:

В соответствии с ФЗ о бух. учете все организации, за исключением бюджетных, представляют бух. отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Организации обязаны представить квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года.

Представляемая годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

Датой представления бух. отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации.

Годовая отчетность является открытой для пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бух. отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.

Сводная годовая бух. отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством РФ.

Учётная политика организации (ПБУ 1/2008): формирование, раскрытие и порядок изменения.

Учётная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учёта, т.е. первичного наблюдения, стоймостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Каждой организации необходимо в скором времени скорректировать свою учетную политику. Изменения 2017 года в ПБУ 1/2008 обязывают это сделать на 2018 год. Подробно анализируем, поменялось и как адаптировать свою учётную политику под новые требования указанных ПБУ.

Новая редакция

Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н утвержден один из основополагающих бухгалтерских нормативных документов – ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». На 2017 год предприятия формировали свою политику для целей бухучёта с учётом этого документа.

28 апреля 2017 года был Минфином был принят приказ № 69н. Это последняя редакция ПБУ 1/2008, которая действует с 06 августа 2017 года. В своём сообщении от 02.08.2017 № ИС-учет-9 Министерство подробно изложило все нововведения. Однако мы рассмотрим их далее максимально понятным языком.

Когда выбор ведения бухучета ограничен

Согласно новому пункту 5.1 ПБУ 1/2008 редакции 2017 года, у каждой компании есть право подобрать подходящий ей вариант ведения бухучета. По общему правилу реализация данного права не зависит от выбора, который делают остальные организации.

Но есть исключение. Это когда:

  1. Материнская организация принимает свои стандарты бухучета.
  2. Прописано, что дочерняя компания обязана применять их.

Таким образом, «дочка» в выборе ограничена: ей подходят только те способы ведения бухучета, которые отражены в стандартах материнской компании.

Расширен критерий рациональности

На основании п. 6 правил, учетная политика должна быть рациональной. То есть при ведении учета необходимо брать во внимание:

  • особенности ведения хозяйственной деятельности;
  • размер предприятия.

В силу последней редакции ПБУ 1/2008 от 2017 года необходимо также учитывать соотношение затрат на сбор сведений о конкретном объекте учета и ценность такой информации.

Чем руководствоваться

Рассматриваемые изменения в ПБУ 1/2008 гласят, что учёт конкретного объекта ведут так, как это определено российским стандартом бухучета (далее также – ФСБУ). И когда он предусматривает несколько вариантов, фирма может выбирать один из них с учётом общих требований – п. п. 5, 5.1 и 6 данного ПБУ.

В свою очередь, некоторые компании могут при формировании учетной политики руководствоваться российскими стандартами бухучета с учетом требований МСФО. Это фирмы, которые раскрывают составленную по правилам МСФО:

  • консолидированную финансовую отчетность;
  • неконсолидированную финансовую отчетность (когда нет группы).

То есть можно не следовать отечественному способу ведения бухучета из федерального стандарта, если это влечёт несоответствие учетной политики требованиям МСФО. Однако в этом случае необходимо по каждому проигнорированному отечественному способу бухучета (новый п. 20.1):

  1. Описать его.
  2. Раскрыть соответствующее требование МСФО.
  3. Пояснить, как это требование будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (ФСБУ).

Как разрабатывать свой способ учёта

Новая редакция ПБУ 1/2008 с изменениями 2017 года поясняет, как компания сама разрабатывает порядок ведения учёта по конкретной ситуации (новый п. 7.1). Это делают, когда российские стандарты учёта не содержат конкретного способа.

При этом нужно учитывать требования:

  • законодательства РФ о бухучете;
  • общероссийских и/или отраслевых стандартов.

Механизм таков. На основе допущений и требований пунктов 5 и 6 нового ПБУ 1/2008, надо обязательно последовательно (!) использовать следующие источники:

  1. МСФО.
  2. Правила общероссийских и/или отраслевых стандартов бухучета по схожим вопросам.
  3. Рекомендации по бухгалтерскому учету.

Когда можно отойти от правил

Последние изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» допускают, что в исключительных случаях организация вправе не соблюдать положения п. 7 и 7.1 данного ПБУ. Речь идёт о ситуации, когда формирование учетной политики, согласно им, влечёт искаженное отражение в отчётности:

  • экономического положения компании;
  • финансовых итогов ее деятельности;
  • движения ее денег.

Чтобы отойти от этих правил, должен быть налицо ряд признаков:

  1. Установлены причины, которые мешают отражению в учёте и отчётности объективной информации.
  2. Есть другой вариант ведения учета, который снимет проблему.
  3. Такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчётности.
  4. Компания надлежащим образом раскрыла информацию о том, что отступила от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Последний признак подразумевает раскрытие (новый п. 20.2 ПБУ 1/2008):

  • названия ФСБУ, который определяет отторгнутый компаний способ ведения учета (его краткая характеристика);
  • почему применение пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 влечёт искажение отчетности (назвать причины);
  • сути другого способа ведения учета, который применен, и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления об экономическом положении компании, ее финансовых успехах и движении денег;
  • значения всех показателей отчетности, которые были изменены по причине отступления от пунктов 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, как если бы этого не было, и размер корректировки каждого показателя.

Понятие «несущественная информация»

Важно, что последней редакции ПБУ 1/2008 появилось понятие несущественной информации: от наличия, отсутствия или варианта отражения её в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей такой отчетности. Конечно, понятие это не абсолютное, а относительное.

На основе этого определения фирма может выбирать способ ведения учета, следуя только правилу рациональности. То есть без учёта пунктов 7 и 7.1 ПБУ.

Учетную политику можно закрепить стандартами

На основании п. 8 ПБУ 1/2008 разработанную на предприятии учётную политику следует закрепить соответствующим документом:

  • приказами;
  • распоряжениями;
  • иными документами.

С 06.08.2017 это могут быть и внутренние стандарты.

Что раскрывать сказано не в ПБУ, а в ФСБУ

Уточнён п. 18 ПБУ 1/2008. Теперь, согласно ему, что и каком объеме нужно обязательно раскрыть в бухгалтерской отчетности относительно учетной политики по конкретным вопросам регламентируют соответствующие не ПБУ, а федеральные стандарты бухучета.

Применение новых правил учета

Когда нормативный документ по бухучету допускает своё досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности. Так звучит новая редакция п. 23 рассматриваемого ПБУ.

Ранее необходимо было раскрыть его неприменение (когда не вступил в силу) и как его действие может сказаться на отчётности.

Пояснительная записка не нужна

Согласно новой редакции пунктов 24 и 25 ПБУ 1/2008 в пояснительной записке больше не нужно указывать:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» пересмотрено

Начнем с того, теперь ПБУ надлежит считать федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ). Основание – часть 1.1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон). Подробности – в предыдущей статье «ПБУ обрели статус федеральных стандартов».

А изменения в ПБУ 1/2008 внесены приказом Минфина России от 28.04. 2017 г. № 69н. При этом сроки введения поправок не оговорены. Поэтому они вступили в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного приказа, а именно – 6 августа 2017 года. В целом нововведения открывают путь масштабному внедрению МСФО в учетную практику. Правда, для ведения учета в компаниях, применяющих упрощенные способы учета, необходимости обращения к международным стандартам не возникает.

Финансовую отчетность приравняли к бухгалтерской

На первый взгляд кажется, что новая редакция пункта 7 ПБУ 1/2008 облегчит работу бухгалтерам компаний, составляющих отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности». Теперь этим экономическим субъектам разрешено не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ПБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Иными словами, соответствующие компании получили право формировать «бухгалтерскую» учетную политику непосредственно «под МСФО». В результате финансовая отчетность отдельно взятой компании, не создающей группу (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»), одновременно может считаться бухгалтерской — отвечающей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом отступления от ПБУ (а правильнее сказать — от ФСБУ) необходимо раскрыть (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Отметим, что в Законе неизменно фигурирует составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетность». А вот теперь созданы условия для формирования единой – «бухгалтерско-финансовой» — отчетности. Тем самым необходимость в трансформации «российской» бухгалтерской отчетности отпадет. Казалось бы, налицо «плюс». Но стоить лишь задуматься, как обнаруживается существенный «минус» такого подхода.

Проблема в том, что российская система налогообложения ориентирована на применение ПБУ, традиционно опирающихся на оценки фактов по исторической стоимости. На основании пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Аналогичным образом действуют налоговые агенты и плательщики страховых взносов (п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 421 НК РФ). Очевидно, что в результате перехода на МСФО плательщикам налога на прибыль придется вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ). А налоговые инспекторы столкнутся с несоответствием показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций – например, в отношении размера доходов.

Финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью (п. 7 МСФО (IAS) 27).

Вообще говоря, ведение бухгалтерского учета по МСФО противоречит действующему налоговому законодательству. Оно изначально ориентировано на соответствие ПБУ, причем сближение бухгалтерского и налогового учета провозглашалось «дорожной картой» налоговой политики (п. 7 Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах»). По мнению автора, проблема заслуживает как публичного обсуждения, так и официальных разъяснений. До конца года в ней необходимо разобраться.

Как разработать новый способ учета

Правила ведения учета и составления отчетности устанавливают не только ФСБУ, но и иные приказы Минфина России, зарегистрированные в Минюсте России (п. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона). Однако никакие правила не могут охватывать всего многообразия хозяйственных ситуаций. Поэтому компании нередко оказываются перед необходимостью разрабатывать новые способы учета самостоятельно. Как действовать в подобных случаях – в прежней редакции ПБУ 1/2008 разъяснял пункт 7. Теперь же следует руководствоваться новыми пунктами ПБУ 1/2008 – 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4.

Из пункта 7.1 ПБУ 1/2008 формально следует, что официальным источником способов учета являются лишь федеральные стандарты. Тем не менее, источники правил (способов учета), указанные в части 1 статьи 30 Закона, сохраняют прежнее значение. В частности, продолжают применяться методические рекомендации Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов или основных средств.

Если же вы полагаете, что «минфиновские» источники вашу хозяйственную ситуацию не предусматривают, то в поисках способа учета надлежит последовательно использовать следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Как видно, обращение к МСФО является приоритетным. Ранее такой оговорки не имелось. А теперь вести учет по аналогии вы вправе лишь в том случае, когда учетного решения на основе МСФО не имеется. Но чтобы выполнить это предписание, международными стандартами необходимо достаточно свободно владеть. Ничего неожиданного в этом нет. На необходимость знаний МСФО для главного бухгалтера указал профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). Таким образом, на вопрос: «Стоит ли изучать МСФО?» — нужно ответить положительно.

Напомним, что рекомендации в области бухучета уполномочены разрабатывать лишь некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 24 Закона). К их числу относятся Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР). Рекомендации признаются документами в области регулирования бухгалтерского учета (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона). А мнения специалистов по учету, опубликованные в профессиональных изданиях, регулирующего значения не имеют.

Рекомендации могут приниматься в отношении порядка применения федеральных стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения учета, организации бухгалтерских служб, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля (ч. 9 ст. 21 Закона).

Читайте также  Счет 46 в бухгалтерском учете в 2022 году. Особенности

Оценка по исторической стоимости подразумевает, что: активы отражаются в сумме уплаченных денежных средств или их эквивалентов либо по справедливой стоимости вознаграждения, переданного за их приобретение; обязательства отражаются в сумме поступлений, полученных в обмен на обязательство или в сумме денежных средств или их эквивалентов, которые, как ожидается, будут выплачены для погашения обязательства при обычном ходе деятельности (п. 4.55«а» Концептуальных основ финансовой отчетности).

Отступать от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, допустимо лишь в исключительных случаях — когда следование этим правилам приводит к недостоверному представлению финансового положения компании, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств. Условия, при которых это возможно, устанавливает пункт 7.3 ПБУ 1/2008. Причем случаи отступлений подлежат раскрытию в соответствии с требованиями пункта 20.2 ПБУ 1/2008. Отметим, что сходные предписания содержит и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (абз. 3 п. 6, п. 37). Но теперь они применению не подлежат. Приоритет при разрешении соответствующих ситуаций будет иметь ПБУ 1/2008 – как документ того же иерархического уровня, что и ПБУ 4/99, но «переутвержденный» (пересмотренный) позднее, а кроме того, специально посвященный вопросам формирования учетной политики.

Пределы «рационализаторству»

В новой редакции ПБУ 1/2008 уточнено определение требования рациональности учетной политики. А именно: рациональное ведение бухгалтерского учета подразумевает выбор способов учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

По части полезности информации и затрат на ее формирование Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) разъясняет:

«Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации» (п. 6.1);

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации» (п. 6.5.2).

А чтобы быть полезной, информация должна быть как уместной, так и правдиво представленной. Проиллюстрируем эти тезисы таблицей..

Учетная политика предприятия. Стандарт ПБУ 1/98

Положение по ведению бух. учета и бухгалтерской отчетности разработано на основании ФЗ «О бухгалтерском учете».

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность по месту их регистрации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Учетная политика предприятия. Стандарт ПБУ 1/98.

Согласно утвержденному приказом Минфина РФ N60н от 09.12.98. положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

1 рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2 организация бухгалтерского учета (четыре варианта: бухгалтерская служба, главный бухгалтер, руководитель, профессиональная аудиторская фирма или специалист);

3 формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4 порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

5 методы оценки активов и обязательств;

6 правила документооборота и технология обработки учетной информации;

7 порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации, подлежит обязательному раскрытию в пояснении к годовому отчету, представляемому в налоговые органы, и применяется последовательно в течение ряда лет.

Изменение учетной политики организации может быть только в специально оговоренных случаях, к которым относятся: изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработка организацией новых способов бухгалтерского учета; существенное изменение условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.);

Организациям запрещено изменять учетную политику в течение отчетного года, изменение учетной политики должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Кроме того, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector