Пенсия Выехавших Добровольно Из Зоны Проживания

Пенсия Выехавших Добровольно Из Зоны Проживания

Пенсия Выехавших Добровольно Из Зоны Проживания

Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) установлено право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) участники ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 гг.:

граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

граждане, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

5) эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

граждане, эвакуированные, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (в том числе родившиеся в данных зонах после 30 июня 1986 года) и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (этим гражданам меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы);

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе родившимся в данных зонах после 1 января 1994 года), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.

6) граждане из подразделений особого риска:

непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета реализуется гражданами вышеназванных категорий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710 (далее – ведомственная целевая программа), путем выдачи им из средств федерального бюджета государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС).

Правила выпуска и реализации ГЖС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

Согласно пункту 7 Правил из числа граждан — участников ведомственной целевой программы, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Основанием для участия гражданина, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в ведомственной целевой программе является соответствие его двум обязательным условиям:

— признание гражданина органом местного самоуправления по месту жительства нуждающимся в жилом помещении;

— наличие удостоверения установленного образца.

Признание граждан, проживающих на территории Челябинской области нуждающимися в жилых помещениях, в том числе в целях участия в ведомственной целевой программе, и ведение их учета осуществляется органами местного самоуправления в едином порядке, установленном Законом Челябинской области от 16.06.2005 г. № 389-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма».

Процедура признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, участниками ведомственной целевой программы носит заявительный характер.

Следовательно, для признания в качестве нуждающихся в жилом помещении гражданам следует обращаться с официальным заявлением с приложением необходимых документов непосредственно в орган местного самоуправления по месту жительства (постоянной регистрации).

Для признания участником ведомственной целевой программы граждане, вышеуказанных категорий, представляют в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении: заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1, а также другие документы установленные пунктом 19 Правил.

«Забытые» законом…

Коновалов Андрей

26 апреля 1986 г. произошла крупнейшая и экстраординарная по последствиям за всю историю атомной энергетики авария – разрушение реактора четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной недалеко от украинского г. Припять на границе с Беларусью. О причинах и виновниках катастрофы до сих пор ведутся споры.

В результате аварии из сельхозоборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг ЧАЭС создана зона отчуждения в 30 км, уничтожены и захоронены (закопаны тяжелой техникой) сотни мелких населенных пунктов, а также подвергшийся загрязнению личный авто- и мототранспорт эвакуированных жителей. Многие населенные пункты оказались подвержены воздействию радиации.

Впоследствии с целью защиты прав и интересов оказавшихся в зоне действия неблагоприятных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо принимавших участие в ликвидации ее последствий граждан РФ, а также для определения государственной политики в области социальной поддержки указанных категорий лиц был принят Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Закон № 1244-1), гарантировавший указанным лицам возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, в том числе за риск, обусловленный проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, а также регламентирующий иные значимые вопросы (ст. 1, 3).

Статьей 7 Закона № 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, – в зависимости от уровня загрязнения и иных факторов – были разделены на четыре зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы зон и перечень входящих в них населенных пунктов подлежали установлению в зависимости от радиационной обстановки и с учетом иных критериев, а также пересмотру правительством не реже чем раз в 5 лет.

Лицам, находившимся в границах этих зон, а также эвакуированным, в том числе выехавшим добровольно, были предоставлены меры господдержки, дифференцированные в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу, а также с учетом степени риска, обусловленного воздействием радиации. К таким гарантиям помимо прочих относилось однократное обеспечение жилплощадью лиц, выехавших из ряда зараженных территорий (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), в размерах и порядке, установленных правительством.

Однако при детальном анализе норм, регулирующих предоставление соцподдержки, был выявлен как минимум один, но весьма существенный и до сих пор не устраненный законодателем недостаток.

Согласно п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1 право на однократное обеспечение жилплощадью имеют эвакуированные из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые) из зоны отселения граждане, в том числе выехавшие добровольно, в 1986 г. и последующие годы, включая детей, в том числе тех, кто в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития. Аналогичное право предоставлено гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и последующие годы (ч. 1 ст. 22 Закона № 1244-1).

Вместе с тем в Законе специально оговорено, что гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1), в случае их добровольного переселения на новое место жительства установленные ст. 17 Закона меры соцподдержки предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения либо равнозначную не влечет возникновения права на соцподдержку, предусмотренного ст. 17 Закона (ч. 2, 3 ст. 22).

Как уже упоминалось, существенный недостаток заключается в том, что при перечислении имеющих право на обеспечение жильем непосредственно после переезда на новое место жительства лиц и тех, кто приобретет данное право при выходе на пенсию, законодатель «обошел вниманием» родившихся на указанных территориях после 30 июня 1986 г. не находившихся в момент аварии в состоянии внутриутробного развития граждан, в том числе детей, чьи родители переехали в эти местности после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Некоторый прогресс был достигнут лишь в 2017 г., когда Конституционный Суд РФ наделил детей, находившихся на загрязненных территориях и родившихся до 1 апреля 1987 г., правами, равными установленным для граждан, проживавших на данной территории с 26 апреля 1986 г. (п. 3.3 Постановления от 13 декабря 2017 г. № 40-П).

Кроме того, Минстрой России в направленных Письмом от 7 августа 2017 г. № 28068-ЕС/05 Методических рекомендациях по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, пришел к выводу, что предусмотренные ст. 22 Закона № 1244-1 ограничения на получение соцподдержки (в том числе государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы) распространяются только на указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона лиц.

Однако по данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика.

Так, одни суды признавали лиц, родившихся не только на территории, отнесенной к зоне проживания с правом на отселение, но и в зоне отселения после 30 июня 1986 г. (если на момент аварии на ЧАЭС они не находились в состоянии внутриутробного развития), имеющими право на получение предусмотренных п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1 мер соцподдержки исключительно после их выхода на пенсию. Такой вывод был мотивирован тем, что данные лица не пострадали в равной мере с гражданами, проживавшими в момент аварии на указанных территориях, и не подверглись максимальному воздействию радиации, поэтому они не входят в категорию граждан, перечисленных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 1 .

Другие суды, приходя к противоположному выводу, мотивировали его тем, что рождение после катастрофы на ЧАЭС и постоянное проживание на территории, подвергшейся воздействию радиации, не позволяет приравнивать данных лиц к категории, указанной в ч. 2 ст. 22 Закона № 1244-1 2 .

Чтобы разобраться, какой из приведенных подходов верный, обратим внимание на следующее.

Конституционный Суд, куда граждане регулярно обращаются с жалобами на нарушение ч. 2 ст. 22 Закона № 1244-1 их конституционных прав (в той мере, в какой данная норма приравнивает лиц, родившихся на территориях, подвергшихся воздействию радиации после 30 июня 1986 г. и впоследствии выехавших из данной зоны, к совершеннолетним гражданам из числа переселившихся туда на постоянное место жительства после указанной даты и затем добровольно выехавших оттуда, и обусловливает предоставление им предусмотренных ст. 17 Закона мер соцподдержки достижением возраста, дающего право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне), регулярно отказывает в их принятии к рассмотрению со ссылкой на то, что решение данного вопроса к полномочиям КС не относится 3 . Тем не менее в ряде определений КС разъяснил ряд важных аспектов. В частности, Суд указал, что правовое регулирование, предусмотренное оспариваемой нормой, направлено на обеспечение адресности соцподдержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и преследует цель предупреждения злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на такую территорию, а затем выехавших на другое место жительства 4 .

Более того, при вынесении одного из таких «отказных» определений судья КС Сергей Казанцев изложил мнение, отметив, что из анализа ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 следует, что речь в них идет только о гражданах:

  • переселившихся после 30 июня 1986 г. в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон;
  • переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с администрацией муниципального образования) после 1 января 1994 г. в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон 5 .

Судья указал также, что, поскольку дети, родившиеся на загрязненных радиацией территориях, оказались там в силу факта рождения и не имели возможности самостоятельно выбрать другое место жительства и выехать с этих территорий в силу несовершеннолетнего возраста, ограничения, содержащиеся в ч. 3 ст. 22 Закона № 1244-1, применяться к ним не должны, поскольку касаются только совершеннолетних лиц, самостоятельно и добровольно принявших решение о въезде в зону радиоактивного загрязнения и впоследствии выехавших из нее.

Итак, КС резюмировал, что положения ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 не затрагивают прав и законных интересов граждан, родившихся в зоне проживания с правом на отселение в 1986 г. и последующие годы и затем выехавших добровольно на новое место жительства.

Представляется, что правовой статус граждан, родившихся в зоне отселения после 30 июня 1986 г., должен определяться аналогичным образом.

Правильность приведенного толкования ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 настолько, на мой взгляд, очевидна, что нежелание рассматривающих соответствующие иски судов признавать это приводит к выводу о нежелании принуждать государство нести дополнительные расходы на поддержку граждан, пострадавших из-за его действий.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. Как справедливо отмечал КС в своих определениях, ограничения, предусмотренные для ряда граждан ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1, преследуют цель предупредить возможные злоупотребления лиц, добровольно переселившихся на такого рода территорию для получения соцподдержки, а затем выехавших на другое место жительства. В то же время в ограничении прав лиц, которые в этой норме прямо не названы, на мой взгляд, усматривается злоупотребление правом самих судебных органов, использующих их полномочия по толкованию закона для освобождения государства от возложенных на него обязательств по возмещению причиненного гражданам вреда (то есть применяющих предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 ограничения прав не в установленных законодателем целях).

Таким образом, несмотря на то что положениями ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 лицам, родившимся на территориях, отнесенных к зонам отселения и проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г., и впоследствии выехавшим на новое место жительства, предусмотренные ст. 17 (в том числе на однократное обеспечение жилплощадью при условии нуждаемости) права предоставляются только после выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения, считаю, что для предотвращения дальнейшего нарушения прав данной категории лиц следует внести в ч. 2 и 3 ст. 22 Закона № 1244-1 изменения, уточняющие их правовой статус.

1 См., например, постановление Президиума Мосгорсуда от 7 марта 2018 г. № 86 по делу № 44г-50/18; Определение Мосгорсуда от 18 октября 2019 г. № 4г/8-13228/2019; Постановление Президиума Мособлсуда от 5 апреля 2017 г. № 158 по делу № 44г-101/17 и др.

2 См., например, решение Бежецкого районного суда г. Брянска от 30 октября 2019 г. по делу № 2-2429/2019. Необходимо уточнить, что истец родился на территории, отнесенной к зоне отселения. Однако на момент его выезда статус территории был изменен, в связи с чем в рамках данного дела он рассматривался как гражданин, выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение.

3 См., например, определения КС от 17 июля 2018 г. № 1921-О, от 30 января 2020 г. № 185-О; от 29 октября 2020 г. № 2531-О и др.

4 Определения КС от 25 февраля 2013 г. № 235-О, от 14 мая 2015 г. № 1007-О, от 14 января 2016 г. № 134-О и 135-О и др.

5 Мнение судьи КС РФ С.М. Казанцева, высказанное относительно Определения от 14 января 2016 г. № 134-О.

Пенсия выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение

Зона ВЫЕХАВШЕМУ ДОБРОВОЛЬНО ИЗ ЗОНЫ ПРОЖИВАНИЯ С ПРАВОМ НА ОТСЕЛЕНИЕ, Вопрос какой размер пенсии должен быть выходе на пенсию.

Ответы на вопрос:

Это могут посчитать в ПФ. В Вашем вопросе мало информации. Добровольный выезд сам по себе на размер не влияет.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Читайте также  Индексация детских пособий в 2017 году

От выезда это не зависит.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» молчит о повышенном размере пенсии.

Ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам только для проживающих в зоне.

Размер страховой пенсии считается только по ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях»

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

где СПС — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Вы имеете право на досрочный выход на пенсию, а размер будет определяться в соответствии со ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях».

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

— Здравствуйте Александр, см. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями) Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.» Размер пенсии вам озвучат в ПФ. Удачи вам и всего хорошего.

Удачи Вам и всего хорошего.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения.

Чернобыльцем Добровольно Выехавших Из Зоны Отселения Увеличен Или Не Увеличе Пенсионный Возраст До 65 Лет

Гражданин М. проживал в зоне отселения 4 полных года. По истечении периода М. осуществил добровольный переезд в местность со льготным социальным статусом. На новой территории гражданин прожил 3полный календарных года. При обращении в ПФР М. планировал получить пенсионное пособие, досрочно начисленное на 7 лет ранее наступления положенного законодательством возраста.

14 июня 2019 года была анонсирована и запущена новая пенсионная реформа повышения пенсионного возраста. Согласно программе пенсионный возраст для мужчин будет увеличен до 65 лет, а женщин до 63 лет. Возраст выхода на пенсию будет повышаться через год на один год, начиная с 1 января 2019 года. Для чернобыльцев мера повышения пенсионного возраста не коснется.

Пенсия проживающим в Чернобыльской зоне

Начнем с хорошей новости. Планка выхода на пенсию в Чернобыльской зоне останется на прежнем уровне. Так пообещала вице-премьер России Татьяна Голикова. Более того, Владимир Назаров, являющийся директором НИФИ Минфина заявил, что, возможно, за счет повышения в среднем по стране пенсионного возраста ежегодная индексация пенсий ликвидаторам ЧАЭС, а также проживающему в прилегающих района населению, увеличится вдвое.

  1. Зона отчуждения. Находится непосредственно рядом с четвертым реактором. Здесь категорически запрещается проживание и любая деятельность.
  2. Зона отселения. Места, откуда люди в спешном порядке переселялись во время аварии на ЧАЭС для уменьшения радиационного воздействия.
  3. Зона с правом на отселение. В этом районе по-прежнему продолжают жить люди. Однако район хоть и считается теоретически безопасным, но постоянно контролируется учеными и медиками на наличие повышения радиационного фона. На этой территории постоянно проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья.
  4. Зона с нормальным уровнем радиации. Территория считается официально безопасной, но проживающие здесь граждане имеют право на соответствующие льготы.

Кого не коснется увеличение пенсионного возраста

  • мужчины независимо от возраста, если проработали на таких работах не менее 25 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — не менее 20 лет
  • женщины независимо от возраста, если проработали на таких работах не менее 20 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — не менее 15 лет
  • мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на таких работах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет
  • женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на таких работах не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет

Чернобыльцем Добровольно Выехавших Из Зоны Отселения Увеличен Или Не Увеличе Пенсионный Возраст До 65 Лет

Но на текущий момент предложенный Правительством законопроект предусматривает, что эта льгота – право выйти на пенсию раньше общеустановленного срока не просто сохраняется, а сохраняется именно планка, от которой эта льгота отсчитывается. Т.е. если для всех пенсионный возраст будет повышен, то в данном случае отсчет 1-3 лет будет идти не от новой возрастной планки, а от действующей сейчас.

Планы Правительства повысить пенсионный возраст напугали в целом всех россиян, но у жителей «чернобыльской» зоны есть особые причины для беспокойства: как известно, вред от радиации никуда не исчезает, с возрастом только накапливается, заболеваемость здесь выше. Поэтому говорить об увеличении продолжительности жизни для населения загрязненной радиацией территории не приходится. Да и статистика рождаемости-смертности здесь весьма красноречива.

Сроки выхода на пенсию для чернобыльцев и размер выплат в 2019 году

Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.

  • тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
  • лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).

Пенсии чернобыльцам в России в 2019 году

  • в размере 250% от социальной пенсионной выплаты на стандартных условиях — ликвидаторам аварии; инвалидам первой и второй групп, установленным вследствие радиационного воздействия; детям, потерявшим обоих кормильцев (либо детям одинокой матери). Выплата будет составлять — 18130,84 рублей ;
  • в размере 200% от суммы соцпенсии — для проживающих и работающих в зонах, предусмотренных Законом РФ № 1244-1. Выплата будет составлять — 15540,72 рублей ;
  • в размере 125% от размера социальной пенсии — для остальных членов семьи умершего гражданина. Выплата составит — 11655,54 рублей .

Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.

Какой размер пенсии у чернобыльцев в России

Жертвам на электростанции начисления могут быть в случае получения увечий и травм, тогда полагается пенсия по инвалидности, пенсия по старости, когда человек имеет стаж и соответствующий возраст выхода. На начисления имеют право семьи, которые потеряли кормильца в связи с произошедшими событиями.

  • Льгота на улучшение жилищных условий.
  • Льготные условия на оплату коммунальные услуг, жилплощади, а также на топливо для обогрева жилища. Размер льготы составляет 50%.
  • Чернобыльца не могут уволить, пока он сам не уволиться по собственному желанию.
  • Выделение земельного участка под строительство, если есть такая необходимость.
  • Право на покупку лекарств вне очереди, получение медицинской помощи.
  • Дети чернобыльцев имеют право на поездки в оздоровительные учреждения, а также вступать в Вузы вне очереди.

Государственная помощь чернобыльцам в 2019 году

  • отчуждения, на которых запрещено проживание, допускаются только определённые виды деятельности и ограниченное использование природных ресурсов;
  • отселения, в которых проводятся мероприятия медицинского характера для защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС;
  • с правом на отселение. В этих районах осуществляется непрерывный контроль уровня радиации, о результатах которого информируется местное население;
  • со льготным экономическим статусом. Уровень радиации в этих регионах находится в пределах нормы, жизнеобеспечение населения осуществляется за счёт реализации специальных программ, связанных с развитием экономики и улучшением экологических показателей.

По вопросам оформления любого вида льгот чернобыльцам следует обращаться в отделение службы социальной защиты по месту проживания. Подать запрос можно лично или через доверенное лицо, которое имеет нотариально заверенные полномочия представлять интересы заявителя. Сроки подачи ходатайства не регламентированы: обращаться можно в любое удобное время.

На что могут рассчитывать «чернобыльцы» по новому пенсионному закону

— граждан, постоянно проживающих (проживавших), работающих (работавших) в зоне отселения (п.6,9,10 части 1 ст.13 Закона № 1244-1). Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин уменьшается на 3 годаза проживание в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности (п. 2 ст.32 и ст.35,36 Закона № 1244-1).

— граждан, проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение, а также выехавших добровольно из этой зоны(п.7, 11 части 1 ст. 13 Закона № 1244-1): возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин уменьшается на 2 года за проживание в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанной зоне, но не более 5 лет в общей сложности (ст.33,37 Закона № 1244-1).

Льготы для выехавших чернобыльцев

Зоной проживания с правом на отселение является часть территории РФ, которая пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км (ст. 10 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее — Закон № 1244-1). Граждане, проживающие в этой зоне и добровольно выехавшие из нее, относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 11 ст. 13 Закона № 1244-1). Согласно ст. 22 Закона № 1244-1 данной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона № 1244-1.

первоочередное трудоустройство на новом месте жительства согласно профессии и квалификации. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения;

Чернобыльцем Добровольно Выехавших Из Зоны Отселения Увеличен Или Не Увеличе Пенсионный Возраст До 65 Лет

На днях Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении возраста выхода на пенсию. Если этот документ будет принят в таком виде, как есть сейчас, то женщины смогут выйти на пенсию в 63 года, а мужчины – в 65 лет. Главный аргумент органов власти в проведении реформы – люди стали дольше жить.

Планы Правительства повысить пенсионный возраст напугали в целом всех россиян, но у жителей «чернобыльской» зоны есть особые причины для беспокойства: как известно, вред от радиации никуда не исчезает, с возрастом только накапливается, заболеваемость здесь выше. Поэтому говорить об увеличении продолжительности жизни для населения загрязненной радиацией территории не приходится. Да и статистика рождаемости-смертности здесь весьма красноречива.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector