Передача администрирования страховых взносов

Передача администрирования страховых взносов

Передача администрирования страховых взносов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда России от 6 июня 2017 г. № ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158 О передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов

В рамках организации работы по передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации сообщают следующее.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам (до 01.01.2017) и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.

В этой связи в случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

1. Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 в органы системы ПФР.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD).

Одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (далее — УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме № 54, утвержденной приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее — Уведомление).

После исполнения УФК Уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.

2. Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.

Плательщик с заявлением об уточнении реквизитов обращается в налоговый орган.

Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).

После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов (рекомендуемый образец сообщения прилагается).

Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через УФК, налоговые органы формируют и направляют в УФК Уведомление.

Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделение ПФР в вышеуказанный срок извещает налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.

Приложение: на 1 л.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Н.С. Завилова
Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
Н.В. Петрова

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
и Пенсионного фонда России
от 6 июня 2017 г. № ЗН-4-22/10626@/НП-30-26/8158

«___» ___________ 20___ г. N ______________

(наименование территориального органа ПФР)

сообщает, что по заявлению от «_____» _______________

20____ г. N ___________________ страхователя ___________________________

(полное наименование организации (обособленного подразделения),

фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя,

ИНН страхователя ____________________ КПП страхователя _________________

денежные средства на сумму _____________ руб. ______ коп., по платежному

поручению (платежному документу) от «___»_____________ 20__ г.

N _______________ по страховым взносам на обязательное пенсионное

страхование, не учтены или учтены (нужное подчеркнуть) на индивидуальном

лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством

Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в

системе обязательного пенсионного страхования.

_________________________________ _______________ _____________

(руководитель/ заместитель руководителя (Ф.И.О) (подпись)

территориального органа ПФР)

Обзор документа

Разъяснен порядок уточнения реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Алгоритм действий зависит от того, в какие органы — пенсионные или налоговые — поступили денежные средства по данным расчетным документам.

Передача функций по администрированию страховых взносов от ПФР и ФСС налоговым органам: Какие проблемы возникли у предпринимателей? Как избежать блокировки счета?

Юрист Коллегии Адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнеры» Ольга Дзуцева подготовила для Вас полезную информацию относительно некорректной передачи территориальными отделениями ПФР и ФСС налоговым органам информации о состоянии расчетов по страховым взносам.

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в целях реализации данных полномочий утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П, от 22.07.2016 ММВ-23-1/12@/3И, от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.

Согласно Порядкам, территориальные отделения ПФР и ФСС представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации (см. Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ «По вопросам учета страховых взносов»).

Информацию о «старых» долгах по взносам на 1 января 2017 года фонды должны были передать налоговикам до 1 февраля 2017 года (см. совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26.01.2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П).

Надо отдать должное законодателю, который предпринял меры направленные на то, чтобы переходный период прошел с минимальными для страхователей потерями. Однако полностью проблем избежать не удалось. В результате, в число должников попали и страхователи, которые добросовестно выполняли обязанности по уплате взносов.

В письме от 15 марта 2017 г. N ЗН-4-1/4593@ представители ФНС назвали самую распространенную причину возникновения подобного рода «недоразумений». Как следует из письма, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая «декабрьские» взносы.

Между тем, суммы доначислений по расчетам за 2016 год в указанное сальдо включаться не должны, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь установлен 15.01.2017.

Таким образом, страховые взносы за декабрь 2016 года оказались проблемными. С одной стороны, они относятся к 2016 году, с другой — «крайний» срок их уплаты приходится уже на январь 2017 года. Соответственно, «декабрьские» взносы многие страхователи перечисляли уже в январе 2017 года и на «налоговые» КБК. Так что фонды эти взносы не «видят», да и, собственно, не должны видеть.

Соответственно, если страхователь заплатил взносы в установленный срок в 2017 году, программа ФНС из сальдо, переданного фондом, отразила страховые взносы за декабрь как недоимку, следовательно, по таким суммам страхователю были начислены пени с 1 января по дату уплаты.

В устной беседе, сотрудники налоговых органов объясняют возникающие проблемы «несовместимостью баз».

Вопрос о том, как внести изменения в сальдо расчетов по страховым взносам, переданное ПФР и ФСС налоговым органам, также был рассмотрен ФНС в Письме от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@.

Специалисты налогового ведомства отметили, что вся информация от фондов была принята ими с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и была заверена электронной подписью должностного лица фонда. Поэтому налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации.

В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков на 01.01.2017 налоговые органы могут исправить установленные недостатки в карточках расчетов с бюджетом только после представления уточненных сведений фондами.

В упомянутом письме страхователям настоятельно рекомендуется для устранения «недоразумений» обращаться напрямую в фонды. Именно фонды должны устранить допущенные ошибки и передать налоговикам исправленные сведения, отражающие реальное состояние расчетов страхователей по взносам. И только таким образом «лишние» и неприятные вопросы будут сняты.

Аналогичные рекомендации страхователям даны и в письме ФНС от 2 мая 2017 г. N ГД-4-8/8281. При этом из разъяснений чиновников следует, что если прийти или позвонить в инспекцию, то страхователю порекомендуют обратиться в соответствующий орган ПФР или ФСС. Если же в налоговую поступит официальное обращение страхователя по вопросу некорректных сумм «старой» задолженности по взносам, то инспекторы сами перенаправят это обращение в фонды.

Представляется, что в ситуации, когда в сальдо расчетов по взносам фонды отразили или несуществующие долги страхователя, или не в том размере, обращаться с целью прояснить ситуацию страхователю необходимо как в налоговую инспекцию, так и в фонды. В противном случае существует риск того, что пока фонды будут проводить «сверку», налоговики взыщут со страхователя спорные долги по «старым» взносам.

В силу ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, ему направляется соответствующее требование. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

После истечения установленного в требовании срока принимается Решение о принудительном взыскании налога.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа.

В случае неисполнения требования об уплате налога принимается Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Таким образом, своевременное выяснение вопроса о наличии задолженности по страховым взносам, в том числе возникшей в результате некорректной передачи фондами сальдо расчетов, поможет избежать блокировки счета.

Передача администрирования страховых взносов в ФНС в 2017

Уже во второй раз законодатель принимает решение передать администрирование Страховых взносов в налоговую службу. Первый раз такой шаг был сделан в 2001 году, тогда это назывался Единый социальный налог (ЕСН). И сейчас в 2017 году как будут называться платежи или по- прежнему останутся страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС, но администрировать их будет ФНС. Именно по этому вопросу Госдума 14 июня 2016 приняла окончательно пакет законов о передаче ФНС полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пакет документов следующий:
ФЗ №1040802-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»)(далее Первый закон);

ФЗ №1040799-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее второй закон);

ФЗ №1040775-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее третий закон).

Для чего проводится реформа?

Новый порядок, как считают законодатели, снизит расходы на бизнес за счет уменьшения количества контролирующих служб, повысит качество проводимых проверок, а также значительно сократит количество сдаваемой отчетности.

Останутся ли страховые взносы или будет ЕССС?

Первоначально в Письме ФНС от 02.02.2016 №БС-4-11/1539@ был разработан проект Дорожной карты «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование». Тем самым ФНС планировала ввести ЕССС- единый социальный страховой сбор. Будет ли это внедрено или претерпит изменения, следует ожидать когда подпишет Президент России те три уже одобренные Госдумой законопроекта, вносящие изменения в порядок оплаты страховых взносов и отчетности по ним.
Возможно, что в 2017 году организации и ИП будут уплачивать страховые взносы по отдельным платежкам.

Плюсы и минусы перераспределения функций

Плюсы

  1. Сокращение платежек по взносам, если это будет реализовано;
  2. Улучшение платежной дисциплины;
  3. Уменьшатся затраты у налогоплательщиков, меньше будет ошибок;
  4. Единая отчетность по взносам, сдавать единый орган – ФНС.

Минусы

  1. Выездные проверки по взносам за 2014-2016 годы будут проводить сотрудники ФНС с ПФР И ФСС, а это на налогоплательщика действует удручающе;
  2. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов во внебюджетные фонды, образовавшихся на начало 2017 года и за расчетный период 2016 года, будет осуществляться ФНС в соответствии с НК РФ.

Суть законов

Вносятся изменения в текст НК РФ в части:

  1. Добавляется понятие страховых взносов как федеральных обязательных взносов
  2. Определяются принципы правового регулирования в сфере установления и взимания страховых взносов
  3. Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, , нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК.

А также часть вторую НК РФ предлагается дополнить новым разделом XI «Страховые взносы», где будут прописаны элементы обложения, введены доп.тарифы для некоторых категорий плательщиков, а также уточнены сроки сдачи отчетности.

Заключается в изменении законодательных актов РФ, отражающая передачу налоговым органам отдельных полномочий, принадлежащих в настоящее время органам внебюджетных фондов РФ. За несвоевременное представление в ПФР нового расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Уточняются положения Бюджетного кодекса РФ, затрагивающие последовательность осуществления расчетов по суммам денежных взысканий (штрафов), которые будут налагать налоговые органы за нарушения законодательства о страховых взносах.

Что еще предстоит сделать, чтобы передача состоялась?

Для того чтобы ФНС приступила к администрированию страховых взносов необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также в законодательство о страховых взносах. Что уже практически сделано. Только нужно чтобы все эти законы были подписаны Президентом РФ.
В настоящий момент принят, но еще не вступил в силу закон ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». (далее Закон 250-ФЗ).

Закон 250-ФЗ состоит из 24 статей. В нем приняты изменения в следующие законодательные акты:

  1. Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»;
  2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  3. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  4. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  5. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  6. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Выдержки из статей

Статья 20 Закона 250-ФЗ
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за периоды до 1 января 2017, осуществляется Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в ранее действовавшем порядке.

Статья 21 Закона 250-ФЗ

  1. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня письменного заявления страхователя о возврате переплаты.
  2. Если переплата возникает в случае представления плательщиком уточненного расчета, срок возврата (10 рабочих дней) исчисляется со дня завершения ПФР и ФСС камеральной проверки данного расчета.
  3. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается при отсутствии у страхователя задолженности за указанный период.
  4. На следующий день после принятия Решения о возврате переплаты страховых взносов ПФР ИФСС направляют его в соответствующий налоговый орган.

Статья 23 Закона 250-ФЗ
Все расчеты, в том числе уточненные по страховым взносам за прошлые периоды до 1 января 2017 г. представляются в ПФР и ФСС в в том порядке, который ранее действовал до дня вступления в силу Закона 250-ФЗ).

Статья 24 Закона 250-ФЗ
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года
Подписал Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ

Что останется неизменным после передачи администрирования взносов

  1. Объект обложения, расчетный и отчетные периоды, плательщики взносов, будут такие же, как и сейчас.
  2. Также останется на прежнем уровне основной тариф, предельные базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС, как это предусмотрено в Законе №212-ФЗ.
  3. Тариф взносов в ФФОМС останется на прежнем уровне 5,1%.
  4. Для ИП нынешний тариф и фиксированные платежи за себя останутся прежними. Останется неизменным и уплата дополнительного платежа в размере 1% от дохода, если он превысит 300 тыс. руб. в год.
  5. Сроки уплаты взносов не поменяются.
  6. Условие по способу представления отчета на бумажном носителе или электронно останется прежним.
  7. Отчетность в ПФР тоже останется (форма СЗВ-М, сведения о стаже)

Что изменится после передачи в ФНС

  1. Вместо РСВ-1 и 4-ФСС после передачи администрирования в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для существующего расчета 4-ФСС.
  2. Камеральные и выездные проверки по всем взносам (кроме взносов «на травматизм») будут проводить работники ФНС. А по проверке правильности расходов на соцстрах будут назначаться совместные выездные налоговые проверки сотрудников ФНС и ФСС.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Функция контроля за уплатой взносов «на травматизм» в ФНС передаваться не будет. Контролировать начисление и уплату взносов «на травматизм» будет только ФСС.

Таким образом, законодатели разделят полномочия между ФНС, ПФР и ФСС. Все, что связано с начислением взносов, достоверность начисленной ЗП будет контролировать ФНС, достоверность сведений о стаже – ПФР, а взносы на травматизм ФСС.

Ошибочный долг по страховым взносам — 2018: алгоритм действий

Передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к:

  • списанию суммы с расчетных счетов;
  • блокировке счета за неуплату страховых взносов.

Мытарства по замкнутому кругу продолжаются до сих пор. Есть ли выход? Давайте разберемся в ситуации.

Ничто не предвещало неприятности

С 1 января прошлого года налоговая взыскивает страховые взносы. Вроде бы ничего страшного, такую передачу полномочий переживали не в первый раз. Предполагалось, что это благо для всех, т.к. упрощается отчетность для налогоплательщиков, а бюджет должен дополнительно получить, по разным оценкам, до сотни млрд. рублей в год. Ожидания оправдались, но только для бюджета. Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей передача функций администрирования взносов обернулась миллионными несуществующими долгами, которые инспекции принудительно взыскивают просто «на ура».

Читайте также  Лицензия на разработку карьера и добычу песка

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2017 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2017 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Последствия передачи сальдо по страховым взносам от ПФР

ПФР свою обязанность по передаче данных налоговому органу исполнил, но вот как. это отдельный вопрос. Так, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая декабрьские взносы, срок уплаты которых установлен 15 января 2017 года.

Еще больше случаев передачи ошибочных сальдо с указанием несуществующих сумм задолженности! В эту категорию попали в основном плательщики, у которых действительно была задолженность по взносам или пене, но копеечная, а не миллионная. Так, реальный пример «из жизни», когда у компании был долг даже не по взносам, по пене в размере 2 руб., а ПФР передал налоговому органу информацию о наличии задолженности в полмиллиона рублей! Немало компаний, у которых из-за ошибок в сальдо списаны десятки миллионов рублей с банковских счетов при фактически отсутствующей задолженности по взносам. Именно о таких ситуациях и поговорим.

Поскольку достаточно долго не было четких официальных разъяснений о том, к кому именно обращаться для возврата излишне взысканных сумм взносов, многие компании в первую очередь кинулись в налоговый орган оспаривать принудительное взыскание сумм взносов, пени. После чего ФНС указала, что инспекции взыскивают суммы страховых взносов на основании данных, переданных ПФР, и они не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. Плательщикам взносов, которые не согласны с сальдо расчетов, следует обратиться в свое отделение ПФ РФ и решать этот вопрос в индивидуальном порядке (письмо ФНС России от 15.03.2017 № 3H-4-1/4593@). Однако, даже получив в ПФР «в индивидуальном порядке», после проведения сверки расчетов, справку об отсутствии задолженности на бумажном носителе поиски справед­ливости для компаний не увенчались успехом, поскольку «бумажный документ» от ПФР для налогового органа не доказательство отсутствия долга!

Действительно, территориальные отделения ПФР представляют в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017 года именно в электронном виде (Порядок инфор­мационного взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@).

Вся соль в данной ситуации в том, что налоговые органы и ПФР начинают предпринимать хоть какие-то меры в основном только после неоднократных заявлений и жалоб со стороны плательщиков взносов. Как говорится, спасение утопающего, дело рук самого утопающего! Поэтому спокойно сидеть и ждать положительного исхода дела в рассматриваемой ситуации уж точно не получится. Надо писать жалобы руководителям инспекций, терри­ториальных органов ПФР, вышестоящим органам ПФР и УФНС, в прокуратуру, звонить, лично посещать руководство указанных госорганов! Кстати, на практике удается вполне успешно признать принудительное списание взносов незаконным в досудебном порядке, подав жалобу в УФНС по соответствующему субъекту РФ. При этом очень важно правильно формулировать свои требования для положительного эффекта.

Интересен тот факт, что налоговые органы, даже если и видят, что фонд ошибся, исходя из представленных плательщиком документов (справка ПФР, платежные документы и пр.), исправить ситуацию самостоятельно они не могут, т.к. нужны электронные файлы с верными данными сальдо, подписанные ПФР! Поэтому мало добиться признания от УФНС незаконным решения о списания сумм страховых взносов, важно добиться от ПФР передачи в УФНС корректных сальдо в электронном виде.

Главное, чтобы все удачно сложилось. Поскольку в середине прошлого года ПФР попытался повторно выгрузить данные по взносам, и получилось еще «веселее», так как выяснилось, что повторные выгрузки некорректно отражаются у ФНС из-за недоработанного программного обеспечения, которое вовсе не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных. Есть и «жертвы» такой повторной передачи сальдо, у которых долг не только не обнулился, а еще и увеличился в два раза. Хотели как лучше…

Радует то, что на данный момент органы ПФР все-таки передают налоговому органу верные сведения с коррект­ными (исправленными) данными сальдо на 01.01.2017 в электронном виде. И огорчает тот факт, что УФНС очень часто находят различного рода ошибки и направляют в ПФР соответствующие протоколы ошибок, которые следует исправить. И тут важно не терять время, письмами и звонками «подгонять» госорганы, ускорять межведомственную передачу данных, т.к. зачастую ошибки выявляются, но ПФР не торопится их исправить либо УФНС затягивает с направлением протоколов в ПФР.

Поэтому соответствующее заявление для вынесения решения о возврате излишне взысканных сумм взносов следует подавать в территориальный орган ПФР по месту учета компании (письмо ФНС и ПФР от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@).

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней с установленного момента. Момент этот наступает в день получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом заявление может быть подано и в электронной форме с усиленной квали­фици­рованной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962).

Если заявление о возврате излишне взысканных взносов будет подано в территориальный налоговый орган, он оставит его без рассмотрения. В этом случае инспекция должна направить в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика.

Фронт работы по возврату страховых взносов достаточно большой и важно вести «бой» грамотно и по всем направлениям (ПФР, УФНС, инспекция, прокуратура, арбитражный суд). Зачастую у компаний есть увесистое дело с всевозможными справками, заявлениями и жалобами в территориальные и вышестоящие налоговые органы, ПФР, прокуратуру и пр., а «воз и ныне там». Кто-то «сходит с дистанции», устав от длительных переписок и походов в госорганы. Выбор у каждого свой. Одно ясно, что победа – не снег, сама на голову не падёт. Поэтому свои законные права и интересы надо упорно отстаивать до конца, тем более, что в сложившейся ситуации списание с банковских счетов денежных средств, при фактическом отсутствии долга явно незаконно и излишне взысканные суммы будут возвращены.

Как вернуть излишне взысканные страховые взносы?

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

    В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

Срок ответа на жалобу — один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (рекомендуемый образец — Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

Письмо с просьбой направить запрос в территориальный налоговый орган для подтверждения факта излишне уплаченных (взысканных) сумм (рекомендуемый образец запроса в Приложении к письму ПФР от 12.10.2017 № ТД11/51037)

3 этап

    По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО — Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2).

Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

Передача администрирования страховых взносов

Передача полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда России (ПФР) к Федеральной налоговой службе приведет к недовольству работодателей, дополнительной путанице в их отчетности и снижению инвестиционного потенциала пенсионных накоплений, рассказал глава ПФР Антон Дроздов.

— Антон Викторович, на прошлой неделе была затронута тема о передаче полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе (ФНС). Как вы оцениваете это предложение?

— Страховые взносы по своей сути не являются налогом, и это закреплено в законодательстве. Главное отличие в том, что все страховые взносы — это персонифицированный возмездный платеж. Пенсионный фонд разносит страховые взносы по индивидуальным пенсионным счетам граждан, а на счетах они уже превращаются в пенсионные права, по которым далее рассчитывается и назначается пенсия. То есть уплата страховых взносов напрямую связана с формированием пенсионных прав и выплатой пенсии. Налоги же поступают в бюджет обезличено, поэтому учет налоговых поступлений принципиально отличается от персонифицированного учета страховых взносов. При этом отчисления во внебюджетные фонды связаны с конкретными правами граждан, они идут на конкретные расходы — пенсии, больничные, пособия, медицинское страхование.

Пенсионный фонд до 2002 года администрировал страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование, с 2002 по 2009 годы он продолжал исполнять часть этих функций, сейчас мы наконец-то создали очень логичную систему одного окна, в которой синхронизировали информационные и финансовые потоки. Опять размежевывать функции — это было бы неэффективно.

— Вы не видите плюсов в этой инициативе, а какие есть очевидные минусы?

— Уверен, это повлечет за собой дополнительные расходы на перестройку системы работы всех участников процесса, недовольство работодателей, дополнительную путаницу. Взаимодействие нескольких ведомств на деле, как правило, всегда хуже, чем ситуация, когда полномочия сконцентрированы в одних руках. Одного администратора все равно не будет.

Даже в то время, когда семь лет (с 2002 по 2009 год) существовал Единый социальный налог (ЕСН), ФНС делала не весь объем работы, потому что недоимку по страховой части собирали мы. Соответственно, нам нужно было держать собственных администраторов, которые общались со службой судебных приставов, работодателями, с налоговиками. У Фонда социального страхования все это время также были функции администрирования в том числе в рамках зачета выплат по больничным листам в счет взносов на социальное страхование, фонд тесно взаимодействовал с работодателями. Одного администратора по пенсионным платежам никогда не было.

Кроме того, в период ЕСН предприниматели сдавали нам отчетность по персонифицированному учету пенсионных прав работников, и мы ежегодно проводили сверку с поступлениями в налоговую. Длились эти мероприятия в течение полугода. Так как у них налоговый период — год, средства пенсионных накоплений передавались в негосударственные пенсионные фонды только спустя год-полтора после отчетного периода.

Теперь мы перешли на квартальную отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету, чтобы быстрее передавать в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды средства пенсионных накоплений. И это, естественно, повысило инвестиционный потенциал пенсионных накоплений.

Мы считаем, что администрирование страховых взносов должно быть в одних руках. В данном случае для нас принципиальна не столько фискальная функция, сколько обязательства, которые связаны с обеспечением пенсионных прав граждан. Но про собираемость мы, конечно же, ни на секунду не забываем, цифры говорят об этом.

— Вот и вице-премьер Ольга Голодец выступила против инициативы ФНС и Минфина. Она заявила, что ПФР является одним из лучших сборщиков налогов. Сборы по страховым взносам в этом году это подтверждают?

— Сборы страховых взносов у нас ежегодно, с первого года администрирования, идут с перевыполнением плана. И в этом году мы идем с опережением плана, по итогам первого квартала — превышение 5,7% к прогнозному плану, а в сравнении с первым кварталом прошлого года взносов поступило на 15,7% больше. Недоимка на уровне 1,2-1,4% от суммы взносов. К слову, платежи по повышенным тарифам за работников, занятых на вредном и опасном производстве, идут, с точки зрения прогнозных цифр, также с опережением. За первый квартал и от самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов — прим. редакции) поступило более 25% от годового прогноза платежей.

— Фактически сейчас предлагается изменить уже сложившуюся за многие годы систему?

— Мы уже четвертый год и есть «одно окно» для страхователей. Создана отлаженная технология, когда Пенсионный фонд принимает отчетность по страховым взносам и параллельно — по персонифицированному учету. Мы эти данные между собой выверяем, состыковываем, разносим по индивидуальным пенсионным счетам граждан, и на основе этой информации начисляются пенсии. Индивидуальные счета граждан постоянно находятся в актуальном состоянии, и это особенно важно, когда начались выплаты из средств пенсионных накоплений.

С 1996 года работает система персонифицированного учета пенсионных прав — система индивидуальных пенсионных счетов. И в ней учитывается не только объем страховых взносов работодателя за конкретного работника, но и его стаж, в том числе и на вредных и опасных работах, зарплата. И в новой пенсионной формуле пенсионные права будут связаны с размером зарплаты, стажем, поэтому персонифицированный учет останется основой для исчисления пенсионных прав.

Кроме того, мировая практика показывает, что администрированием страховых взносов, ведением баз учета пенсионных прав и назначением и выплатой пенсий занимаются социальные ведомства. К примеру так есть в Германии, Франции, Польше и других странах.

— Почему тема администрирования взносов вновь возникла?

— Из разговоров с предпринимателями, да и опросы это подтверждают. Но плательщиков в первую очередь волнует не то, кто является администратором, а ставка страховых взносов и то, как она будет изменяться. Но ставка страховых взносов никак не связана с их администрированием. У нас в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы есть ответ на опасения бизнеса: мы исходим не из увеличения нагрузки на предпринимателей, а из сохранения уровня индексации пенсий.

— А есть понимание того, как изменится тариф во внебюджетные фонды в ближайшее время?

— Сейчас этот вопрос обсуждается. В действующем законодательстве прописано, что ставка должна быть на уровне 34%, и 30% — это временная мера. Финансовый блок считает, что необходимо зафиксировать тариф на уровне 30%. Но в этом случае нужно определиться с объемами трансфертов, которыми ежегодно компенсируются выпадающие доходы ПФР за счет снижения ставки. Социальный блок беспокоит предложение Минфина, потому что может исчезнуть трансферт, который все время существовал. Ведь тогда произойдет существенное падение доходов Пенсионного фонда, а следовательно и пенсий россиян.

— В Минфине считают, что передача полномочий полезна тем, что появится один контролирующий орган, соответственно, упростится и процедура отчетности для плательщиков. Насколько обоснована такая позиция?

— Объем отчетности, который предоставляется некоторыми плетельщикам, сегодня действительно большой, но это опять не вопрос администрирования. Формы отчетности вытекают из законодательства, в котором заложена дифференциация тарифов страховых взносов для различных групп плательщиков, включая льготные тарифы и доптариф для работодателей с вредными и опасными условиями труда. Ответ на это замечание также есть в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы: льготы, срок действия которых заканчивается в 2014-2015 годах, продлеваться не будут. Поэтому унифицированная ставка упростит объем отчетности.

Мы сейчас, принимая отчетность, имеем возможность сразу осуществлять ее добазовую проверку, ориентировать плательщика по выявленным несостыковкам, информировать о нововведениях. К тому же уже сегодня 87% плательщиков перешли на бесконтактное электронное взаимодействие с ПФР, то есть они к нам приходят, если есть вопросы, а мы к ним — только по заранее утвержденным планам проверок.

— Есть ли у Пенсионного фонда планы по совершенствованию работы с плательщиками взносов?

— Да, у нас есть программа совершенствования нашей деятельности. Она связана с упрощением и унификацией отчетности. Мы планируем объединить отчетность по взносам и персонифицированном учету, развивать электронные сервисы для страхователей, максимальное число плательщиков перевести на электронное взаимодействие. Сегодня завершены пилотные проекты по Интернет-кабинетам страхователя как для обычного юридического лица, так и для индивидуального предпринимателя. В этом году планируем распространить этот опыт на все субъекты. Плюс у нас есть в открытом доступе и бесплатно все вспомогательные программы для подготовки и проверки отчетности.

— Может быть, стоит передать полномочия по администрированию всех страховых взносов Пенсионному фонду? Ведь сегодня вы уже собираете взносы и в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

— Да, на мой взгляд, создание единого администратора страховых взносов — это достаточно перспективное направление. Сегодня мы администрируем взносы в ФОМС и могли бы администрировать и поступления в Фонд соцстрахования. Тогда Пенсионный фонд станет единым администратором по всем социальным страховым взносам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector