Поднадзорное лицо не должно иметь нарушений

Поднадзорное лицо не должно иметь нарушений

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Вопросы, связанные с установлением административного надзора, урегулированы нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также ст. 314. 1 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 314.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление, им места жительства или пребывания не образуют состава данного преступления. Таким могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных законом (например, невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию и др.).

Кроме этого, законодатель предусмотрел также уголовную ответственность и за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом ограничений, установленных судом.

Так, согласно ч. 2 ст. 314.1 УК РФ неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно — эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

За данный состав преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательнее работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Также согласно примечанию к указанной статье неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Таким образом, административный надзор за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, устанавливается на основании вступившего в законную силу решения суда. Осужденный должен быть уведомлен об установлении в отношении него административного надзора, налагаемых в связи с этим ограничениях, а также об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Верховный Суд РФ разъяснил административный надзор

16 мая Пленум ВС РФ принял постановление, в котором содержатся разъяснения для судов в связи с вопросами, возникающими у правоприменителей при рассмотрении административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Первая редакция документа была рассмотрена на заседании Пленума 27 апреля и отправлена на доработку.

Председатель судебного состава Судебной коллегии ВС РФ по административным делам Владимир Хаменков подчеркнул, что новое постановление – итог кропотливой работы редакционной комиссии, которая постаралась учесть все замечания по усовершенствованию данного документа, в том числе поступившие от Государственно-правового управления Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, а также Федеральной палаты адвокатов РФ

Так, по просьбе Государственно-правового управления Президента РФ разъяснена возможность назначения административного надзора иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о реадмиссии, и они не были помещены в специальные учреждения. Указания на лиц, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории РФ, о депортации или административном выдворении в новой редакции были исключены.

По предложению МВД России уточнены субъекты обращения с административным исковым заявлением, связанным с административным надзором. Существенно переработан пункт, посвященный обеспечению личной явки в судебное заседание лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре. Так, в случае неизвестности фактического места пребывания такого лица суд назначит ему в качестве представителя адвоката. При наличии сведений о надлежащем извещении административного ответчика, личная явка которого была признана обязательной и его неявки в суд без уважительных причин, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Также были учтены рекомендации ФПА РФ по формулировке двух пунктов постановления. Первый связан с рассмотрением дел об административном надзоре, когда истек срок, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Второй касается случаев, когда административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Кроме того, судам разъяснено, что личная явка административного ответчика может не признаваться обязательной, если им подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представлены объяснение в письменной форме, либо иные письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Уточнен пункт о том, что истечение срока, в период которого освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.

Редакционной комиссией принято решение разъяснить, что при отсутствии у лица места жительства или пребывания для достижения целей административного надзора суд вправе установить такому лицу административное ограничение, не связанное с обязанностью пребывать в определенное время суток по месту жительства или пребывания. Например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.

Ранее экспертами «АГ» были даны критические оценки первой редакции Постановления. Так, по мнению адвоката адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолия Кузнецова, в документе не было уделено достаточно внимания вопросу о разрешении поднадзорному лицу краткосрочного выезда за установленные судом пределы территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами, к которым он отнес смерть и тяжелую болезнь близкого родственника.

Статья 314.1 УК РФ. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарии к ст. 314.1 УК РФ

1. Объект преступления — отношения, обеспечивающие реализацию административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, — если оно в течение года совершает два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

РГ. 2011. 8 апреля. Закон вступил в силу с 01.07.2011.

При административном надзоре применяются административные ограничения, которые могут частично отменяться или, наоборот, дополняться.

2. Объективная сторона выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительность причин — понятие оценочное, она определяется исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания.

Обязанности поднадзорного лица закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания и специальной целью — уклонением от административного надзора.

4. Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Институт административного надзора как своеобразное правовое средство, обеспечивающее предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость, а также оказание на этих лиц индивидуального профилактического воздействия, был восстановлен в российской правовой системе Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . По смыслу этого Закона цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст. 19.24 КоАП.

3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.

4. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление им места жительства или пребывания, не образуют состава преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого при освобождении из мест лишения свободы или после освобождения установлен административный надзор.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.

Наказание за нарушение административного надзора

Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.

В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом По данной теме мы уже выполнили реферат Нормативно-правовые акты Российской Федерации подробнее от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях По данной теме мы уже выполнили реферат Административная ответственность по КоАП подробнее .

Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора. Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения. Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.

Читайте также  Поступление товаров и услуг в 1С 8.3: проводки

Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре

Мерами ответственности по данному Закону По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Закон подробнее являются дополнение и продление административного надзора.

Готовые работы на аналогичную тему

К поднадзорному лицу в судебном порядке могут быть применены дополнительные административные ограничения на основании

  • информации об образе жизни и поведении поднадзорного лица
  • информации о соблюдении поднадзорным лицом наложенных ограничений.

Для дополнения административных ограничений не требуется факта привлечения поднадзорного лица к административной ответственности.

Продление срока административного надзора возможно в отношении поднадзорных лиц, которые в течение одного года более 2 раз привлекались к административной ответственности за посягательства:

  • на порядок управления
  • общественный порядок и безопасность
  • здоровье населения или общественную нравственность.

Срок административного надзора может быть продлен в рамках предельного срока надзора, предусмотренного законом для данной категории поднадзорных лиц, но в любом случае не более срока судимости.

Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния

Невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ влечет:

  • предупреждение
  • административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Несоблюдение административных ограничений, возложенных судом, согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ карается:

  • административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей
  • административным арестом до 15 суток.

Если поднадзорное лицо повторно допустит несоблюдение административных ограничений (в течение срока административной наказанности – 1 года), то согласно ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ к нему могут быть применены:

  • обязательные работы сроком до 40 часов
  • административный арест от 10 до 15 суток.

Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)

За деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Уголовное право подробнее , к поднадзорному лицу могут быть применены следующие меры уголовной репрессии

  • обязательные работы длительностью от 180 до 240 часов
  • исправительные работы длительностью до 2 лет
  • лишение свободы до одного года.

По ч. 2 ст. 314 УК РФ, поднадзорное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде

  • штрафа в размере до 60 000 рублей или дохода поднадзорного лица за период до 6 месяцев
  • обязательных работ продолжительностью от 100 до 180 часов
  • исправительных работ сроком до 1 года
  • принудительных работ сроком до 1 года
  • ареста сроком до 6 месяцев
  • лишения свободы сроком до 1 года.

Несмотря на то, что наказание в виде ареста давно включено в УК РФ, фактически оно не применяется по причине отсутствия условий для исполнения (арестных домов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector