Понятие и состав земельного правонарушения: состав

Понятие и состав земельного правонарушения: состав

Понятие и состав земельного правонарушения

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, зако­нодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев поло­жения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения право­нарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю[1].

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражаю­щийся в праве государства возлагать на соответствующего субъ­екта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблаго­приятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольне­ния, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязаннос­ти компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотно­шение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений яв­ляются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Таким образом, юридическая ответственность — государст­венное принуждение к исполнению требований права; правоотно­шение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством[2].

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внима­ние уделяется разработке гарантий равноправной защиты участ­вующих в данных отношениях сторон. Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственнос­ти, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развива­ются институт адвокатуры, механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке.

Процессуальные отношения также преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за зе­мельные преступления применяются нормы Уголовно-процессуального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использо­ванием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответствен­ности за нарушение земельного законодательства[3] .

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголов­ная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользова­ния земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридичес­ких лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.

·наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

·факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше­ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; • наличие вины правонарушителя;

·наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Понятие и состав земельного правонарушения

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафик­сированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или су­дебного органа о наказании виновного лица.

Земельные правонарушения включают действия или бездейст­вие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны зе­мель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последст­виям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля[4].

Земельное правонарушение состоит из элементов, которые ха­рактеризуют совершенное действие или бездействие как правона­рушение. Совокупность этих элементов, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, об­разуют состав правонарушения.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение правонарушения. Земельное правонарушение, как любое другое, включает в себя четыре элемента (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), которые, в свою очередь, имеют сложное содержание.

Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица, должностные лица независимо от формы собственности и подчиненности.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совер­шенное в нарушение земельного законодательства. Противоправ­ное поведение может быть выражено в действии, например загряз­нении земель, либо бездействии, заключающемся в неисполнении возложенных обязанностей. К последним, например, относятся невыполнение требований по обеспечению воспроизводства плодо­родия почв, неуплата земельного налога либо арендной платы.

К субъектам земельного правонарушения относятся физичес­кие и юридические лица. Физические лица как субъекты юриди­ческой ответственности, в свою очередь, делятся на граждан и должностных лиц, меры ответственности для которых устанавли­ваются отдельно. К должностным лицам относятся сотрудники государственных и муниципальных органов, признаваемые тако­выми по законодательству о государственной службе, а также руководители государственных и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, предприниматели без образования юридического лица. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений. Субъективная сторона правонарушения выражается в нали­мий вины правонарушителя.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. вина. Субъективная сторона также имеет обязательные и факультативные признаки. Обязательный признак — вина, которая может выступать в форме прямого умысла (самовольный захват земельного участка) и небрежности (нерациональное использование земель). Факультативными признаками являются цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. Теория земельного права считает возможным объединить земельные правонарушения в две группы: чисто земельные правонарушения и земельные правонарушения с экологической окраской.

В большинстве случаев земельных правонарушений ответст­венность наступает только при наличии всех четырех элементов. Однако для привлечения к ответственности предприятий — источ­ников повышенной опасности наличие вины не требуется (см. ст. 1079 ГК). Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, организациями, деятельность ко­торых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непре­одолимой силы либо умысла потерпевшего.

Состав правонарушения может быть материальным и формаль­ным[5]. При материальном составе действие признается правонару­шением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение уста­новленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земель­ным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его со­вершения независимо от наступивших опасных последствий.

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответст­венности, определены законодательством. Применяются положе­ния уголовного, гражданского, административного, трудового зако­нодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадле­жащее использование или другие нарушения установлен Земель­ным и Гражданским кодексами.

Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классифи­кация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления, административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений. Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в админи­стративном порядке. От уголовного преступления административ­ное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонару­шений, последствия •противоправного деяния, размеры причиненного ущерба.

В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

Конспекты юриста

Правонарушение – виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причинившее вред интересам общества, государства и личности.

Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица.

  • — виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства;
  • — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее вред собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, либо нанесшее вред установленному порядку управления в сфере землепользования, либо причинившее вред окружающей среде.

Состав правонарушения

Состав правонарушения — совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

1. Субъект. Это как российские, так и иностранные юр. лица и физ. лица, обладающие достаточной степенью правоспособности и дееспособности для привлечения их к ответственности. Физ. лица делятся на граждан, лиц без гражданства и должностных лиц, меры ответственности для которых устанавливаются отдельно. К должностным лицам относятся сотрудники гос. и муниципальных органов, признаваемые таковыми по законодательству о гос. службе, а также руководители гос. и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, ИП. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений.

2. Субъективная сторона. Выражается в наличий вины правонарушителя. Это внутреннее отношение субъекта к совершенному им правонарушению, выражающееся в форме умысла (прямой и косвенный), либо неосторожности (небрежность или легкомыслие).

3. Объект. Это закрепленные в законодательстве общественные отношения в сфере рационального использования земли, ее охраны, права и законные интересы собственников, владельцев, пользователей земельных участков. Например, установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные права граждан и юр. лиц на землю.

4. Объективная сторона. Включает противоправное поведение субъекта, наличие вреда и наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями. Противоправное поведение может быть выражено в действии (например, загрязнении земель), либо бездействии (неисполнение возложенных обязанностей, например, невыполнение требований по обеспечению воспроизводства плодородия почв, неуплата земельного налога либо арендной платы).

Ответственность за нарушение законодательства

  • — противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта;
  • — вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении ОС, других отрицательных явлениях в природе;
  • — наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава);
  • — вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава).

При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности.

Для привлечения к ответственности предприятий — источников повышенной опасности наличие вины не требуется (см. ст. 1079 ГК).

Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

29. Понятие и состав земельных правонарушений

Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав. Земельное правонарушение — это поведение, выражающееся в деянии — не только в действии, но и в бездействии — в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в каких-либо деяниях. Не считаются правонарушениями свойства личности, национальность, родственные и деловые связи людей, отношение к партии, к начальству, к отдельным людям, если они не проявились в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, ясно и недвусмысленно выраженной в законе или подзаконном акте, посягательство на письменно изложенные запреты. Не может быть наказания, если правонарушение не предусмотрено в законе, в подзаконном акте. Иначе говоря, за пределами запрета нет правонарушения и, соответственно, юридической ответственности и наказания. Правонарушением деяние считается потому, что оно всегда социально вредно, имеет негативные последствия, наносит вред интересам личности, общества, государства, земельному правопорядку.

Формы юридической ответственности зависят от форм и видов правонарушений, и в этом проявляется их неразрывная связь. В зависимости от характера и тяжести правонарушений они делятся на проступки и преступления. Проступками считаются правонарушения, не являющиеся опасными, они являются вредными; соответственно их вредности за их совершение налагаются взыскания.

В законодательстве различаются дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; неосторожное повреждение сельхозтехники), административные правонарушения — административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов), гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда). Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в УК, называются преступлениями — за них назначается уголовное наказание.

Согласно КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством (УК) уголовной ответственности.

Среди предусмотренных в КоАП правонарушений предусматриваются следующие правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

1) в области охраны собственности — самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.9, 7.10) и др.;

2) в области охраны окружающей среды и природопользования — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

3) нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.9 — 8.11);

4) нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.13 — 8.15);

5) нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21, 8.22);

6) нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.25 — 8.28, 8.31);

7) уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38);

8) порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и др.

Ряд земельных правонарушений находится и в других главах КоАП, например об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно опасных деяний, запрещенных УК под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за экологические общественно опасные правонарушения — преступления; введена специальная гл. 26 «Экологические преступления», норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении общественных взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке современного состояния земельного, экологического правопорядка, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на его обеспечение и даже спасение земель, иначе может оказаться слишком поздно.

В УК РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными и иными экологическими отношениями:

1) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

2) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

3) незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.

Примером нормы, связанной с посягательством на землю — главный природный ресурс, является ст. 254 УК РФ «Порча земли». Согласно ее положениям отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет[54].

[54] См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998; Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации / Под ред. Э.Н. Ренова. М. 2002; Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М. 1999; Практическое пособие для экологической милиции. М.: Юристъ, 2003.

Понятие и состав земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений.

Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону;

Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объект земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель.

Объективную сторону это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.

Читайте также  Расчет и удержание подоходного налога с зарплаты

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения;

2. причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений (общественная опасность);

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъект – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства. Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя . Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей деятельности, но самонадеянно рассчитывало предотвратить их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть..

Виды:

уголовные преступления (порча земли); административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Проблемы земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Основания ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает.

фактическим основанием является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

Юридические (нормативные) основания:

· наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (противоправность);

· наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (наказуемость);

· отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.

Процессуальное основание — это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права(содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.

1. Дисциплинарная ответственность.Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г., а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 192 ТК РФ, дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Особенность -она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения. Дисциплинарная ответственность наступает только за дисциплинарные проступки, совершенные работником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих трудовых обязанностей. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

2. Материальная ответственность – это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1. причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2. противоправное поведение (действие или бездействие) работника;

3. вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4. наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить при чиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника: если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1. Административная ответственностьза нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов); стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания.

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности не только граждан и должных лиц, но и юридических лиц.

Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:

• нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;

• нарушения экологического характера: порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий и т.п.;

• нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; повреждение насаждений; умышленное повреждение сооружений и др.

2. Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:

а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

— специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр;

— общие составы: ст. 246 — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 —нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и т.д.;

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

специальный состав: ст. 170— регистрация незаконных сделок с землей;

общие составы: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее совершения, ст. 198— уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199—• уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю как объект государственного управления:

— специальных составов нет;

— общие составы: самоуправство — ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле).Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями, и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261).

Гражданско-правовая ответственностьвыражается в возмещении убытков, вреда и др.

Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3422 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector