Понятие и виды дознания. Процессуальные полномочия

Понятие и виды дознания. Процессуальные полномочия

Органы дознания, понятие, виды и полномочия. Правовой статус органов дознания и дознавателя

Органы дознания— это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Дознание— форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно.

При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

— дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности

— дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

— капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз

— главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры

Задачами органов дознания являются:

-быстрое и полное раскрытие преступлений;

-обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Согласно ст. 40 п.3 Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

1. дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести.

2. производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованыучастниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура

термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия.

дознаватель наделен следующими основными правами:

-при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок,

-ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

-применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

-принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

-обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:

-осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

-принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

-принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

-устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:

органов внутренних дел Российской Федерации;

органов федеральной службы безопасности;

федеральных органов государственной охраны;

таможенных органов Российской Федерации;

Службы внешней разведки Российской Федерации;

Федеральной службы исполнения наказаний;

органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК 57 , обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается 58 :

производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ 59 .

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 — 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;

органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;

таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК 60 .

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ 61 , — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, производит дознание.

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК) 62 ;

производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);

производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).

Статья 40. Орган дознания

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 24 марта 2021 г. N 49-ФЗ

2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;

ГАРАНТ:

О совершенствовании деятельности ФССП по производству предварительного расследования в форме дознания см. приказ ФССП от 6 декабря 2010 г. N 677

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 40 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденную приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 2 статьи 40 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 15 января 2011 г.

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 40 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

Органы дознания и их полномочия

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Службы судебных приставов

Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):

  • за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
  • воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
  • неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
  • разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
  • противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
  • несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).

Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:

  • о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
  • о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
  • об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).

Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.

Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена ​​достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.

Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.

В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.

В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.

Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.

Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.

Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.

В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:

  • выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
  • прекращение уголовного дела в целом или частично;
  • приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
  • письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
  • о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
  • подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
  • инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.
Читайте также  Медаль ветерана труда

В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.

Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).

3. Процессуальный статус органа дознания и дознавателя

Орган дознанияэто государственный орган или должностное лицо, уполномоченное Уголовно-процессуальным кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Исходя из определения, данного в ст. 5 УПК РФ, органом дознания являются в одном случае государственные учреждения (органы внутренних дел, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы и др.), а в другом – руководители учреждений (Главный судебный пристав РФ, старшие судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны морских судов и т. д.). Более полный перечень органов дознания дан в ст. 40, 151 УПК РФ.

Круг полномочий, отнесенных к компетенции органа дознания, нацелен на организацию производства предварительного расследования в форме дознания. В связи с этим органы дознания уполномочены:

– осуществлять дознание по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным кодексом к их компетенции;

– выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

– возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ.

Указанные полномочия начальник органа дознания или его заместитель возлагают на дознавателя, за исключением случая, когда это лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознавательэто должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п.7 ст. 5 УПК РФ).

Правовой статус и полномочия дознавателя зависят от его взаимоотношений с органом дознания. В этой связи выделяют два вида дознавателей.

1. Дознаватель – сотрудник органа дознания. К ним относятся сотрудники милиции, органов ФСБ и т. д. Они уже по должности обладают процессуальными правами и обязанностями дознавателя и вправе без каких-либо ограничений самостоятельно выполнять все действия, возложенные уголовно-процессуальным законом на дознавателей.

2. Дознаватель – лицо, находящееся в подчинении у руководителя учреждения, наделенного статусом органа дознания. В должностные обязанности этих лиц не входит осуществление функций дознавателя. Они их выполняют только по прямому указанию должностного лица, являющегося органом дознания, которое делегирует им свои полномочия. Сотрудник, которому эти права были делегированы, не обладает широким кругом полномочий дознавателя. Он вправе производить лишь те действия, которые были определены должностным лицом, обладающим статусом органа дознания. Такие дознаватели не обладают самостоятельностью в принятии решений, так как правовой институт делегирования полномочий предусматривает необходимость утверждения процессуальных постановлений руководителем учреждения.

Согласно ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение, и выполнять указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ. Конкретные полномочия дознавателя предусмотрены специальными нормами УПК РФ, регулирующими порядок и сроки дознания.

Дознаватель не может участвовать в производстве по определенному уголовному делу, если он:

– является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по этому делу;

– выполнял функции иного участника по данному делу (например, был свидетелем или привлекался в качестве специалиста);

– является родственником любого из участников производства по данному делу.

Помимо общих обстоятельств, препятствующих участию дознавателя в производстве по делу, ч. 2 ст. 41 УПК РФ называет еще одно обстоятельство: «Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия».

При наличии любого из указанных оснований дознаватель должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу. В противном случае любой из участников уголовного процесса может заявить ему отвод.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector