Практические аспекты раскрытия информации

Практические аспекты раскрытия информации

ЦБ изменил правила раскрытия эмитентами информации

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.

13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии. При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

  • «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
  • «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
  • «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ [4] , Федресурс [5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом [6] ;
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи [7] ;
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения [8] .

Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность [9] .

Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.


Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).


Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].



Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21].

Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].


Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года

[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

[8] Пункт 12.7.23 Действующего Положения

[9] Пункт 35.3 Нового Положения

[10] Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»

[11] Пункт 2.1 Приложения 3 Действующего Положения

[12] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[13] Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Показатель EBITDA представляет собой величину прибыли (или убытка) без учета процентных расходов, расходов на налог на прибыль и расходов на амортизацию внеоборотных активов

[14] Пункт 64.2 Нового Положения

[15] Пункт 73.3 Действующего Положения

[16] Пункт 12.1 Нового Положения

[17] Раздел IV Действующего Положения

[18] Пункт 12.1 Нового Положения

[19] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[20] Пункт 52.2 Нового Положения

[21] Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Ранний опыт раскрытия информации в соответствии с IFRS 9 и IFRS 15.

Рассмотрим основные практические аспекты раскрытия информации в соответствии с IFRS 9 и IFRS 15, составленные на основе раннего опыта составления отчетности.

Сейчас, когда отчетный сезон идет полным ходом, многие компании недавно завершили (или находятся на последних этапах) процесса подготовки своих годовых отчетов за 2018 год — первый год после принятия стандартов МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 15.

Компании, намеревающиеся опубликовать свою отчетность чуть позже в этом сезоне, а также компании, чей финансовый год заканчивается в 2019 году, могут извлечь уроки из раннего опыта тех, кто уже отчитался, чтобы усовершенствовать своим собственные процессы.

В эти месяцы компании будут усердно работать над тем, чтобы определить, как принятие МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» повлияет на них. После завершения анализа статей и показателей основной отчетности, важно обратить внимание на изменения в раскрытии информации, которые вводятся с этими новыми стандартами.

Основные аспекты раскрытия информации в финансовой отчетности в соответствии с IFRS 9 и 15.

Раскрытия по МСФО (IFRS) 9.

1. Даже если переходные эффекты от применения МСФО (IFRS) 9 являются несущественными, учетная политика должна быть обновлена ​​и адаптирована к индивидуальным особенностям и обстоятельствам компании.

Убедитесь, что терминология обновлена ​​во всех учетных записях в соответствии с новой классификацией и оценкой, а также с новыми моделями обесценения кредитов по IFRS 9.

Помните, что раскрытие информации о переходе на новый стандарт должно позволить пользователям отчетности полностью понять, как различия между новой и старой учетной политикой повлияли на существенные статьи отчетности.

2. Обратите особое внимание на раскрытие информации о кредитном риске, требования к которой значительно изменились в соответствии с МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Важно обеспечить, чтобы раскрытия за предыдущий год не просто переносились, но и обновлялись с учетом новых новых, более обширных требований.

Например, таких понятий, как «просроченный, но не обесцененный», больше не существует. Старые раскрытия по МСФО (IFRS) 7 относятся к сравнительному периоду, в котором был принят вариант не пересчитывать сравнительные данные.

3. Поправка к МСФО (IAS) 1 теперь требует раскрытия убытков от обесценения в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (включая восстановление прибыли или убытков от обесценения) в виде отдельной строки в отчете о прибылях и убытках.

Это относится ко всем убыткам от обесценения в соответствии с IFRS 9, включая дебиторскую задолженность по выданным кредитам и займам, учитываемую по амортизированной стоимости, а также торговую дебиторскую задолженность.

5. Не откладывайте рассмотрение влияния IFRS 9 на активы связанных сторон до последней минуты. Внутри групп компаний обычной практикой являются межфирменные беспроцентные кредиты и кредиты с погашением по требованию.

Поскольку эти кредиты могут составлять значительные суммы, существенным может быть только небольшой процент от резерва по ожидаемым кредитным убыткам.

Раскрытия по МСФО (IFRS) 15.

1. Учетная политика должна быть обновлена, расширена и адаптирована к индивидуальным особенностями и обстоятельствам компании — даже если переходные эффекты от применения МСФО (IFRS) 15 не имеют значения.

В частности, учетную политику в соответствии с МСФО (IFRS) 15 часто необходимо расширять из-за ряда новых и конкретных требований к раскрытию информации о том, как компания признает выручку (включая информацию об обязанностях к исполнению, условиях оплаты, активах и обязательствах по договору и признании затрат).

Убедитесь, что терминология обновлена во всех учетных записях и что раскрытие информации о переходе на новый стандарт позволяет пользователям отчетности полностью понять, как различия между новой и старой учетной политикой повлияли на существенные статьи отчетности.

2. Эффект от принятия IFRS 15 может рассматриваться как несущественный. Если это решение было основано на «значительном суждении», подробности этого суждения должны быть раскрыты.

Например, можно применить суждение, что момент перехода контроля над активом в соответствии с МСФО (IFRS) 15, совпадает с моментом передачи рисков и выгод в соответствии с МСФО (IAS) 18. Такое суждение требует раскрытия и обоснования в отчетности.

3. Обратите особое внимание на новые и конкретные требования к раскрытию информации (обычно включаемые в учетную политику) в отношении того, как организация признает выручку: вам может потребоваться включить в раскрытия информацию об обязанностях к исполнению, условиях оплаты, активах и обязательствах по договору и признании затрат.

Такие раскрытия должны выходить за рамки простого заявления о том, что выручка признается при передаче контроля над активом покупателю. Раскрытия должны объяснить пользователю:

  • Характер каждого основного потока выручки,
  • Обязанности к исполнению, определенные в этих потоках выручки,
  • Как выручка признается в отношении каждой существенной обязанности к исполнению.

4. В ситуациях, когда выручка признается в течение периода, учетная политика должна четко указывать, какой из критериев, указанных с параграфе 35 IFRS 15, привел к такому подходу.

5. Подумайте, в каком виде лучше всего представить раскрытия (например, описывающие изменения в активах и обязательствах по договору): в виде таблицы или в описательной форме.

Избегайте беспорядка.

Как и в случае с раскрытиями любой стандартной бухгалтерской отчетностью, могут возникнуть обстоятельства, когда новые раскрытия, требуемые при принятии IFRS 9 и IFRS 15, будут считаться несущественными для компании.

В этих ситуациях компании не должны загромождать свои годовые отчеты неуместной и ненужной информацией. Тем не менее, важно, чтобы решения об исключении указанных раскрытий на основании их несущественности были четко обоснованы.

Раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Новые требования Банка России

Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Корпоративный секретарь» (приказ Минтруда России от 20 ноября 2018 г. № 711н).

  • Режим занятий 8 аудиторных часов в день
  • Выдаваемый документ Удостоверение о повышении квалификации
  • Реализующее подразделениеЦентр программ развития руководителей (до 01.09.2020 – Высшая школа менеджмента)
  • Направление подготовкиЮриспруденция, Корпоративное управление
  • Место проведения занятий Москва, ул. Шаболовка, д. 26, Высшая школа экономики

Поступление

Целевая группа

  • Специалисты, ответственные за раскрытие информации
  • Сотрудники корпоративных отделов акционерных обществ
  • Сотрудники отделов корпоративных событий акционерных обществ
  • Сотрудники юридических отделов
  • Действующие или планируемые к назначению корпоративные секретари и секретари совета директоров

Документы для приема

Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его

Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование

Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Содержание программы

  • Раскрытие информации хозяйственными обществами в соответствии с актуальными требованиями законодательства РФ. Основные тенденции и перспективы развития законодательства в сфере раскрытия информации
  • Обязательное раскрытие информации акционерными обществами. Возникновение и прекращение обязанности по раскрытию обязательной информации:
    • Содержание и раскрытие годового отчета акционерного общества.
    • Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
    • Раскрытие устава и внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность органов акционерного общества.
    • Раскрытие сведений об аффилированных лицах акционерного общества. Составление списка аффилированных лиц.
    • Раскрытие решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества.
    • Раскрытие уведомлений публичным акционерным обществом.
    • Раскрытие дополнительных сведений.
    • Возникновение и прекращение обязанности по раскрытию информации в указанных формах.
    • Порядок, содержание и сроки раскрытия информации в указанных формах.
    • Понятия «Контролирующее лицо» и «подконтрольная организация» в процессе раскрытия информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Механизмы получения информации эмитентом о контролирующих и подконтрольных лицах.
    • Основания для освобождения от обязанности по раскрытию информации в формах ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах. Процедура обращения в Банк России для освобождения эмитента от обязанности по раскрытию информации.

    Слушатели, успешно закончившие обучение, получают удостоверение о повышении квалификации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2593 от 24 мая 2017 г.

    Узнать новеллы корпоративного законодательтсва и сформировать системные знания о подготовке, организации и реализации корпоративных мероприятий и процедур вы можете на программе «Корпоративный секретарь: компетенции и профессиональные навыки»

    Что АО нужно знать о раскрытии информации?

    Отвечает Елена Харитоненко, заместитель начальника ГУ Банка России по ЦФО.

    На какие акционерные общества распространяется обязанность по раскрытию информации?

    Момент возникновения обязанности по раскрытию информации зависит от статуса эмитента. Обязанность возникает у:

    • публичного АО в случае приобретения им публичного статуса — с даты, в которую общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений;
    • непубличного АО, осуществившего публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, следующей за датой начала публичного размещения;
    • непубличного АО с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации;
    • если число учредителей АО составляет 50 или менее, — с даты, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.
    • проспекта ценных бумаг;
    • проспекта эмиссии ценных бумаг в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
    • плана приватизации, утвержденного в установленном порядке, если план предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
    • биржевых облигаций, которые допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
    • российских депозитарных расписок, допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта.

    В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта.

    Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.

    В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.

    При приобретении эмитентом публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого вступило в силу решение о регистрации проспекта акций, когда сведения о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом, были внесены в ЕГРЮЛ. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в данном случае возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций. Информация раскрывается на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации.

    В какой момент вступает в силу решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации?

      для АО, обладающих признаками публичности, акции и ценные бумаги которых публично размещаются или публично обращаются, а также наименование которых содержит указание на их публичный статус, — с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом;

    Читайте также  5.1 ст. 64 НК РФ )
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector