Правовое регулирование железнодорожных перевозок

Правовое регулирование железнодорожных перевозок

Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские и грузовые перевозки на железнодорожном транспорте

Аветиков, Д. Ф. Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские и грузовые перевозки на железнодорожном транспорте / Д. Ф. Аветиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/338/74775/ (дата обращения: 14.12.2021).

В статье проводится исследование основных проблем законодательного обеспечения пассажирских и грузовых перевозок посредством железнодорожного транспорта. Кроме того, рассмотрены теоретические вопросы составления, регулирования и расторжения договора перевозки пассажиров или груза железнодорожным транспортом. В статье анализируются транспортные обязательства, а также производится разбор регулирующих их нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: транспорт, перевозки, договор, правовое регулирование железнодорожных перевозок, правовые гарантии деятельности адвоката.

На сегодняшний день железнодорожный транспорт играет первостепенную роль в развитии всех сфер жизни общества. Ежегодно повышается доля грузов, перевезенных посредством железных дорог, по сравнению с другими видами перевозок у железнодорожного транспорта виден ощутимый отрыв. Это объясняется невысокой стоимостью перевозок, минимальным влиянием на окружающую среду и постоянную модернизацию железнодорожного транспорта и путей сообщения на территории Российской Федерации [1].

В современных условиях реформирования очень важна роль актуального законодательства и нормативно-правовых актов исполнительной власти, чьей задачей является составление общепринятых правил перевозок. Стоит отметить, что данный свод норм обязателен к соблюдению для перевозчиков, пассажиров, отправителей и получателей грузов и других причастных лиц. Кроме того, установленные законом нормы регулируют обеспечение безопасности движения, минимизацию порчи имущества и заботу об окружающей среде.

В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления грузовых и пассажирских перевозок внутри страны и за ее пределы. Конкретно, в 2019 году более 30 % общего грузооборота было перевезено посредством поездов [2]. Что касается себестоимости перевозок, то железнодорожный транспорт имеет высокую рентабельность по сравнению с другим транспортом. Кроме того, за последние годы существенно выросли дополнительные услуги, предоставляемые перевозчиками. Так, например, было разработано и произведено новое оборудование, вагоны, электровозы, а также расширен спектр услуг непосредственно при перевозке: обработка товаров, переадресация товаров, отслеживание грузов.

На сегодняшний день можно четко выявить существующую проблему правового регулирования осуществления железнодорожных перевозок: внедрение в систему новых субъектов отношений внутри транспортной сферы. Из года в год грузы и пассажиры перевозились посредством железных дорог, которые, в свою очередь, выполняли ряд других важных функций. В начале XXI века стала широко проводиться реформация железнодорожной отрасли, целью которой стало прекращение государственного контроля над деятельностью субъектов. Таким образом, на рынке появилось автономное юридическое лицо — ОАО «РЖД». Это влечет за собой разделение транспортной инфраструктуры и непосредственно перевозки, в этом ключе инфраструктура становится монополией, а перевозка имеет конкурентов. Отсюда следует, что на протяжении практически двадцати лет все имущество железнодорожной отрасли состоит в частном пользовании и владении. Кроме того, помимо ОАО «РЖД» на рынке имеются другие частные организации, предоставляющие услуги перевозки людей и грузов. Стоит отметить, что упомянутые компании могут стать владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если займутся его строительством или приватизируют.

Согласно действующему законодательству, перевозчик не обязан быть единоличным владельцем подвижного состава, поскольку на рынок выходят организации-операторы, которым государство совместно с ОАО «РЖД» передают во владении локомотивы, электровозы и вагоны. Для осуществления перевозки необходимо обеспечить гармоничную работу нескольких лиц, среди которых собственник инфраструктуры, перевозчик, собственник вагонов, локомотивов и так далее.

Отношения, возникающие между субъектами железнодорожной транспортной отрасли, подчиняются ряду норм и правил. Важно заметить, что подчинение им является важным условием успешной деятельности не только железных дорог: сторонние организации, подрядчики, пассажиры — также должны строго следовать установленным нормам.

С грандиозной перестройкой всей экономической системы страны и в процессе развития рыночных отношений вводились в действие инновационные нормативно-правовые акты, среди которых Гражданский Кодекс РФ, утвержденный в 1996 году. В ст. 40 ГК РФ в полном объеме отображены нормы права, на которые должны опираться перевозчики, пассажиры, подрядчики и прочие лица, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта. Кроме того, в данной статье рассмотрены также варианты модернизации транспортной отрасли, особый акцент сделан на стремлении к повышению качества предоставляемых услуг [3].

Помимо Гражданского кодекса РФ отношения между субъектами железнодорожного транспорта регулирует Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», принятый в начале 2003 года. В тексте Устава отображены условия функционирования отношений между субъектами отрасли, которые возникают у каждого из них при пользовании железнодорожным транспортом. Так, в Уставе прописаны права, обязанности и мера ответственности пассажиров, перевозчиков, отправителей грузов, их получателей, владельцев ж/д полотна и т.д [4].

Кроме того, в Уставе зафиксирована основная терминология в данной сфере. Наиболее распространенные понятия и их определения представлены в табл.1.

Основные термины, отображенные в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации

Термин

Определение

Железнодорожные пути общего пользования

железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа

Железнодорожные пути необщего пользования

железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к путям общего пользования

юридическое лицо, принявшие на себя но договору перевозки железнодорожным транспортом доставить и и/или выдать пассажира, груз, багаж уполномоченному лицу

указанное в перевозочном документе физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа

физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование данного комплекса.

Кроме того, в Указе акцентируется внимание на особенности заключения договора об оказании услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры. Составляющие железнодорожной инфраструктуры отображены на рис.1.

Услуги транспортной инфраструктуры

Рис. 1. Услуги транспортной инфраструктуры

Помимо всего прочего, в Уставе дается подробное перечисление действующих нормативно-правовых актов, которые представляют собой общепринятые правила, обязательные для исполнения для всех участников возникающих правовых отношений. Данные правила утверждены законодательно и действительны на всей территории Российской Федерации. К таким нормативно-правовым актам относятся:

  1. Правила перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.
  2. Порядок перевозки почтовых отправлений.
  3. Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  4. Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и др.

При оказании услуг по перевозке грузов или пассажиров, необходимо опираться на договор перевозки. Первостепенной задачей данного документа можно считать контроль над правовыми отношениями транспортных организаций и порядком осуществления перевозок [4]. Договор заключается сторонами для осуществления перевозки пассажиров или грузов посредством железнодорожного транспорта, кроме этого, подобные отношения обязательно контролируются специализированными нормативно-правовыми актами.

Что касаемо ответственности перевозчика, то ее определяющим признаком является ограниченность имущественной ответственности перевозчика. Примечательно, что перевозки регламентируются данным принципом не только в современное время, но и в дореволюционное и советское время. Кроме того, перевозчик несет ответственность за отсутствие подачи транспортного средства, примечательно, что она довольно высока. Так, меры ответственности возлагаются, если у перевозчика имеется доказанный факт собственной вины, так и при его отсутствии. Ответственность в этих случаях перевозчик понесет в виде штрафа, который, в свою очередь, выполняет функции частичной компенсации убытков другой стороны договора. Кроме того, увеличение размера штрафа способствует росту дисциплины у перевозчика и стимулирует более добросовестное исполнение его рабочих обязанностей. Для более четкой проработки данного вопроса считается важным закрепление за перевозчиком обязательного возмещения убытков, поскольку штрафов покрывается лишь малая часть. То есть при закреплении такого правила штраф сможет выступать в форме неустойки. Таким образом, считается рациональным ликвидировать признание понятия утраты груза на государственном уровне, более логичным вариантом станет зафиксировать и документально закрепить презумпцию потери груза или неисполнения обязательств. Таким образом, если данные поправки в действующее законодательство будут внесены, то требования к перевозчику могут быть самостоятельно сформулировано другой стороной правовых отношений. Кроме того, если при перевозке грузов, он был утерян, то грузополучатель сможет потребовать как материальную компенсацию, так и изъявить желание, чтобы перевозчик осуществил поиск груза. Исходя из этого, в отношениях между сторонами усилится понятие договорной свободы, что, несомненно, является положительной тенденцией.

Таким образом, в современных нормативно-правовых актах, в частности, в Гражданском Кодексе РФ и в транспортном праве имеет место быть многообразие теорий касательно правовой природы договора перевозки. Наиболее предпочтительными можно считать убеждения о реальности, взаимности, срочности и публичности. Договор перевозки отличается от других видов договоров тем, что у перевозчика имеется ответственность по транспортировке пассажиров или груза из одной точки в другую, другими словами, предметом договора являются транспортные услуги.

Что касается конкретно грузовых перевозок, то в актуальном российском законодательстве отсутствуют способы воздействия на получателя груза, если тот отказывается его принять. Для решения данной проблемы предлагается внести поправку в ст. 40 Гражданского Кодекса РФ путем внедрения нового пункта об отказе принятия груза. Кроме того, необходимо зафиксировать четкие временные рамки для принятия груза, в ходе которых получатель обязуется его принять.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство в сфере транспорта достаточно стабильно, но некоторые его положения не полностью доработаны, не всегда предусмотрено адекватное решение вероятных проблем. Поэтому считается возможным регулярно обновлять законодательство в сфере железнодорожных перевозок, чтобы повысить престиж отрасли как внутри страны, так и на международной арене.

Международная железнодорожная перевозка грузов

Международная железнодорожная перевозка грузов и пассажиров представляет собой перевозку грузов, пассажиров, а так же багажа железнодорожным транспортом с использованием транспортных сообщений двух и более стран.

Железнодорожный транспорт имеет ряд положительных факторов: перевозка крупногабаритных грузов и в больших объемах; перевозка таких грузов на дальние расстояния; высокая грузоподъемность транспорта; перевозка особых, специфичных и специальных грузов. Еще одним из неоспоримых преимуществ железнодорожной перевозки является его сравнительная дешевизна, обусловленная низкой трудоемкостью, отсутствием востребованности в дорогом жидком топливе, прочность и долговечность такого транспорта. Наиболее существенным недостатком железнодорожных перевозок является его ограниченность, вытекающая из привязанности такого транспорта к непосредственно железнодорожной сети, а так же довольно таки высокая себестоимость погрузочно-разгрузочных операций, а так же самих станций.

В большинстве своем железнодорожные перевозки используются для транспортировки на большие расстояния значительных объемов грузов, такие перевозки эффективны на территориях с развитой структурой железных дорог.

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов:
— Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК)
— Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии и Северной Африки.

Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов:
— большой скорости 40 километров в сутки;
— малой скорости 300 километров в сутки.

КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.

Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии:
— Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке.
— Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.

Схема и документальное оформление международной железнодорожной перевозки

Осуществление внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортов в РФ осуществляется Российскими железными дорогами (РЖД). При осуществлении перевозок грузов как на экспорт, так и по импортным контрактам российские компании взаимодействуют с подразделениями РЖД. Рассмотрим схему такого взаимодействия на примере поставки российской компании экспортером груза на условиях CFR, с российской железнодорожной станции.

— Отправка российской компанией экспортером извещения импортеру о готовности товара к отгрузке.

— В свою очередь импортер направляет в адрес российского экспортера инструкцию по отправке, а так же инструкцию о распределении документов.

— Российская компания экспортер оформляет договор на перевозку груза с РЖД, через его подразделение Технологический центр подготовки документов (ТехПД).

— После чего экспортер передает заявку на заказ вагонов непосредственно на станцию, с которой будет отправляться груз, одновременно согласовываются план подачи вагонов и дата их отгрузки.

— Со стороны железнодорожной станции оформляются и передаются экспортеру счета на оплату установленных услуг, а так же на оплату железнодорожного тарифа.

— После оплаты указанных платежей экспортер готовит комплект сопроводительных документов на груз и передает их перевозчику. В данном случае такими документами могут быть: сертификаты, упаковочный лист, 4-ый лист ГТД.

— По результатам отгрузки товаров экспортер отправляет в адрес импортера извещение об отгрузке.

— Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз, а так же уведомление о прибытии груза вместе с самим грузом.

Комплект сопроводительных документов, оформляемых компанией экспортером, содержит пять листов, а именно:
— оригинал накладной, следует до станции назначения вместе с грузом, где передается импортеру непосредственно с грузом и упаковочным листом;
— дорожная ведомость, следует вместе с грузом до пункта назначения, при прибытии груза передается станции назначения;
— дубликат накладной, после оформления договора перевозки передается отправителю;
— лист выдачи груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии остается на дороге назначения;
— лист уведомления о прибытии груза, следует до станции назначения вместе с грузом, по прибытии передается импортеру непосредственно с грузом и оригиналом накладной.

Железнодорожная накладная представляет собой документальное подтверждение заключения договора перевозки, участниками которого выступают отправитель груза и администрация железной дороги. Для международных перевозок грузов железнодорожным транспортом используются формы накладных, утвержденные конвенциями МГК и СМГС непосредственно по грузовым перевозкам. При оформлении железнодорожной накладной текст печатается на утвержденных стандартных бланках, как правило, на двух языках. Оформление накладной производится отправителем груза либо его экспедитором. Оригинал железнодорожной накладной и ее дубликат скрепляются печатью перевозчика, что является подтверждением заключения договора перевозки. После простановки печати перевозчиком, дубликат накладной остается у грузоотправителя, оригинал накладной следует с грузом, вместе с остальными товаросопроводительными документами.

Порядок расчетов согласовывается сторонами, существуют следующие схемы взаиморасчетов:
— полная 100%-ная оплата авансом;
— исходя из подекадных плановых платежей;
— взаиморасчетами.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок в международном частном праве

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются междун.-ми, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Междун. железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.).

С 1890 года железнодорожные перевозки между европейскими странами регулировались Бернской конвенцией о международных железнодорожных перевозках, заключенной девятью государствами, включая Россию. В 1980 году была принята Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа.

КОТИФ имеет два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях межд. железнодорожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК.

Перевозчик несет ответственность за сохранность и просрочку доставки грузов, которые строятся на единых основаниях. Применительно к грузу Конвенция различает два вида опасности, за предотвращение которых отвечает перевозчик: трата и несохранность.

В случае несохранности груза возмещение определяется по рыночной цене и не может превышать 50 франков за килограмм веса при объявленной ценности.

При утрате грузавозмещаются также падающие на него провозные платежи и таможенные сборы. Если имела место просрочка в доставке груза свыше 48 часов, железная дорога выплачивает штраф в размере 0,1 провозных платежей, но не более 50 франков за отправку. При наличии убытков можно требовать их возмещения в пределах двойной провозной платы.

Когда несохранность груза или его несвоевременная доставка вызваны умыслом перевозчика, он обязан полностью возместить убытки, а при наличии его грубой вины предел выплачиваемого им возмещения повышается. При предоставлении льготных провозных платежей предел ответственности железных дорог может быть снижен.

Перевозчик отвечает за утрату транспортной документации, неправильное ее использование и невыполнение указаний грузовладельца об изменении условий договора перевозки при наличии его вины и только в пределах стоимости груза. За неправильное определение пути следования груза и подлежащие применению тарифы железные дороги несут ответственность лишь за грубую вину.

Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

Перевозчик не отвечает также за несохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для груза (недостатки тары, погрузка и выгрузка груза клиентом, естественные свойства груза, внесение неправильных сведений в накладную и др.).

При просрочке в доставке груза претензии должны быть заявлены в течение 60 дней с момента получения груза. Если обязательное претензионное производство предусмотрено внутренним законодательством, оно должно соблюдаться также при международных перевозках. Претензии и иски могут заявляться только участниками договора перевозки или; по их полномочию и направляться одной из следующих дорог: отправления, назначения или дороге, на которой имело место обстоятельство, являющееся основанием заявляемого требования. К претензии должны прилагаться накладная и ее дубликат, а также необходимые доказательства в подлиннике или копии.

Исковая давность определяется одним годом, а при наличии умысла перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный груз и в некоторых других случаях — два года.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях.

Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами (Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др.). Провозная плата по всем международным железнодорожным перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2411 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом

Переход государства к рыночной экономике и введение в действие с 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.. Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон » Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», введенный в действие 10 января 2003 года. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.

Читайте также  Повышающий коэффициент для транспортного налога
Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

Правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом

Переход государства к рыночной экономике и введение в действие с 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.. Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон » Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», введенный в действие 10 января 2003 года. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.

Устав делится на девять глав, содержащих 130 статей:

· Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа;

· Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;

· Железнодорожные пути необщего пользования;

· Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;

· Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;

· Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров;

· Акты, претензии, иски;

· Заключительные и переходные положения.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации. В указанных правилах, в частности, определяются предметы, перевозка которых в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа запрещена.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 122-ФЗ)

Порядок перевозки почтовых отправлений и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи. Основные условия организации и осуществления специальных и воинских железнодорожных перевозок определяются Уставом ЖДТ.

Особенности организации, осуществления воинских железнодорожных перевозок и порядок их оплаты регулируются Уставом воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами.

Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права. Очевидно, что правовые и технологические нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические особенности перевозок за рубежом. Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.

Современные законодательные акты, регулируют также перевозку пассажиров. Мало, наверно, кто из пассажиров знает, что простой проезд его на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны наделены определенными правами и обязанностями.

Жд перевозки в России и зарубежом.

В настоящее время железные дороги России эксплуатируются тремя группами игроков. В первую группу входят компании холдинга ОАО «Российские железные дороги» . Вторая группа — это независимые или условно независимые от ОАО «РЖД» операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т. д.), так и парком вагонов. Третья группа состоит из компаний, владеющих только подвижным составом.

ОАО «Российский железные дороги» создано в 2003 году одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог . Образовано на базе Министерства путей сообщения России . Штаб-квартира — в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2

В состав ОАО «РЖД» входят 16 железных дорог — филиалов компании. Кроме того, в структуру ОАО «РЖД» входит ряд дочерних компаний:

  • ОАО « Федеральная пассажирская компания »
  • ОАО « Первая грузовая компания »
  • ОАО « Вторая грузовая компания »
  • ОАО « ТрансКонтейнер »
  • ООО « Аэроэкспресс » и других.

Пригородные пассажирские перевозки в ряде регионов осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, созданными РЖД совместно с субъектами федерации.

Прочие перевозчики, владеющие инфраструктурой

  • ОАО «АК» «Железные дороги Якутии» (50 % в капитале принадлежит ОАО «РЖД», 50 % — правительству Якутии и другим лицам)
  • ОАО «Ямальская железнодорожная компания»
  • ОАО «Норильская горная компания»
  • ОАО «Золотое звено»
  • ООО «Газпромтранс»

Железнодорожные пути, принадлежащие указанным компаниям, как правило находятся в удалённых районах страны, а некоторые из них вовсе изолированы от федеральной сети РЖД. Указанные дороги в основном используются для локальных грузовых перевозок, что и объясняет тот факт, что преимущественно такие дороги принадлежат сырьевым группам.

Прочие операторы, не владеющие инфраструктурой

В течение 2000-х многие компании (в том числе и специально созданные «дочки» сырьевых групп) получили лицензии на осуществление железнодорожных перевозок. Частные (независимые) операторы эксплуатируют собственный парк вагонов, при этом используя инфраструктуру и услуги локомотивной тяги ОАО «РЖД». На ряде маршрутов компании работают собственными локомотивами.

Среди частных операторов такие компании, как «Независимая транспортная компания», «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ), группа Globaltrans (в состав которой входят « Новая перевозочная компания » и «БалтТрансСервис»), « Евросиб » и др. Весной 2008 года группа Globaltrans первой из железнодорожных компаний, работающих на российском рынке разместила свои акции на Лондонской фондовой бирже .

Железнодорожный транспорт в Европе отличается своим разнообразием, как техническими, так и инфраструктурным.

Железнодорожные сети в Западной и Центральной Европе находятся в хорошем состоянии и достаточно развиты, в то время как Восточная и Южная Европа нередко имеют меньший охват и некоторые инфраструктурные проблемы. Электрифицированные железнодорожные сети работают на множестве разных напряжений постоянного и переменного тока,

Европейский союз стремится сделать трансграничные перевозки проще, а также ввести конкуренцию на национальных железнодорожных сетях. Государства-члены ЕС смогли разделить предоставление транспортных услуг и управление инфраструктурой по директиве CEE 91/440. Как правило, национальные железнодорожные компании были разделены на отдельные подразделения или независимые компании для развития инфраструктуры, пассажирских и грузовых операций. Пассажирские операции могут быть разделены по дальности перевозок — на большие расстояния и региональные услуги, поскольку региональные службы часто действуют по обязательствам по обслуживанию населения, а услуги междугородных перевозок обычно работают без дотаций.

Основные международные перевозчики в Европе:

  • Intercity-Express (Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Швейцария и Австрия)

Intercity-Express (англ. «Междугородный экспресс», также известен под сокращением ICE) — сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, оздание представленного публике 26 ноября 1985 года

  • Thalys (Франция, Германия, Бельгия, Голландия)

международный оператор скоростных поездов,принято в 1987 году

  • Enterprise (Ирландия и Великобритания)
  • Eurostar (Great Britain, Франция, Бельгия)
  • EuroCity (вся Западная и Центральная Европа,за исключением Ирландии и Великобритании)
  • TGV (Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Германия)
  • Oresundtrain (Дания, Швеция)
  • Укрзалізниця (Украина, Молдавия)

Американская система поездов резко отличается от европейской, да и от российской тоже. Поезда подразделяются на два ярко выраженных типа — ближнемагистральные и дальнего следования.

Железнодорожное сообщение чрезвычайно малопопулярно в США. Относительно небольшое число пассажиров избирает поезд в качестве средства передвижения, поскольку тарифы часто соответствуют стоимости авиабилетов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector