Приказ Министерства труда и социальной защиты

Приказ Министерства труда и социальной защиты

Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»

В соответствии с частью седьмой статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.18(1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:
1. Утвердить общие требования к организации безопасного рабочего места согласно приложению.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 октября 2021 г. N 774н

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА

I. Общие положения

1. Общие требования к организации безопасного рабочего места (далее — Требования) разработаны в целях обеспечения выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями, при организации рабочих мест. Для рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции <1> положения Требований распространяются на каждую рабочую зону.
———————————
<1> Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991).

2. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда (далее по тексту — государственные требования охраны труда).
3. На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
4. Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.

II. Требования к организации рабочего места

5. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы занятыми на нем работниками.
6. В зависимости от особенностей выполняемой работы рабочая поза работника в положении «сидя» является более удобной, чем рабочая поза в положении «стоя». Если основной рабочей позой работника является положение «стоя», организация рабочего места должна обеспечивать возможность смены основной рабочей позы на положение «сидя», в том числе посредством организации места для сидения.
7. Удобство рабочей позы работника в положении «сидя» достигается регулированием взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты и размеров, а также высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении.
При невозможности обеспечения указанного выше регулирования рабочей позы допускается использование рабочего места с нерегулируемыми параметрами. В этом случае высота рабочей поверхности устанавливается в соответствии с государственными требованиями охраны труда, исходя из особенностей выполнения работы, требований к обеспечению требуемой точности действий при ее выполнении и контролю за ее выполнением, среднего роста работающих (мужчин — если работают только мужчины, женщин — если работают только женщины, по отдельности мужчин и женщин — если работают и мужчины, и женщины).
8. При организации рабочего места (рабочей зоны) в соответствии с государственными требованиями охраны труда должно быть обеспечено безопасное выполнение трудовых операций во всех зонах досягаемости в зависимости от требуемой точности и частоты действий при осуществлении управления размещенными на данном рабочем месте (в рабочей зоне) машинами, оборудованием, инструментами и приспособлениями.
9. При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника, возможность контроля деятельности и безопасность выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.
10. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть исключена, а в случае невозможности исключения, обусловленной особенностями организации производственного процесса, снижена до минимума продолжительность времени выполнения работы в вызывающих повышенную утомляемость неудобных рабочих позах <2>, связанных с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным (стесненным) размещением ног, с необходимостью удержания рук на весу, с расположением органов управления или рабочих поверхностей оборудования вне пределов максимальной досягаемости рук работника либо с наличием в поле зрения работника объектов, препятствующих наблюдению за обслуживаемым объектом или процессом, а также в вынужденных рабочих позах <3> в положениях «лежа», «на коленях», «на корточках».
———————————
<2> Таблица 5 приложения N 20 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539), от 27 апреля 2020 г. N 213н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 августа 2020 г., регистрационный N 59378).
<3> Таблица 5 приложения N 20 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539), от 27 апреля 2020 г. N 213н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 августа 2020 г., регистрационный N 59378).

11. При организации рабочего места (рабочей зоны) необходимо обеспечить обзор наблюдения с места выполнения работ, обеспечивающий восприятие визуальных средств отображения информации и знаков безопасности.
12. Средства отображения информации должны учитывать частоту и значимость поступающей информации, тип средства отображения информации, точность и скорость слежения и считывания, размещаться в зонах, обеспечивающих восприятие информации, содержащейся в средствах отображения.
13. Визуальные средства отображения информации должны иметь освещение, обеспечивающее восприятие отображаемой информации с места выполнения работ.
14. Размещение органов управления машинами и оборудованием на рабочем месте (в рабочей зоне) должно обеспечивать соблюдение государственных требований охраны труда, в том числе учитывать рабочую позу работника, функциональное назначение органа управления, частоту применения, последовательность использования, функциональную связь с соответствующими средствами отображения информации.
15. Расстояние между органами управления машинами и оборудованием должно исключать возможность произвольного изменения положения не задействованного органа управления при манипуляции с иным смежным органом управления.
16. Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, в соответствии с требованиями технических регламентов должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками, исключающими работу оборудования при снятии защитного ограждения, при нахождении человека или частей его тела в зоне работы травмирующих частей и агрегатов, эксплуатация таких машин, механизмов, производственного оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации и с соблюдением государственных требований охраны труда.
17. Участки и зоны, где работодателем по результатам проведенной им оценки профессиональных рисков определена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены разметкой сигнальной и/или знаками безопасности с учетом государственных требований охраны труда.
18. Применение знаков безопасности и разметки сигнальной дополняется информированием работника всеми доступными работодателю способами, предусмотренными системой управления охраной труда, в целях предупреждения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов при осуществлении ими трудовой деятельности.
19. Рабочее место (рабочая зона), при осуществлении на нем работ по подъему и перемещению людей и грузов оснащается вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием (средствами) с учетом государственных требований охраны труда.
20. При организации рабочих мест их взаимное расположение и компоновка должны обеспечивать безопасный доступ занятых на них работников на каждое рабочее место и возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Пути эвакуации и проходы должны быть свободны для движения, обозначены соответствующими указателями и иметь освещенность, обеспечивающую их восприятие.

III. Требования к безопасному содержанию рабочего места

21. Рабочее место (рабочая зона) и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать содержание, техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели с учетом государственных требований охраны труда.
22. Организация и содержание рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами (рабочими зонами) должны обеспечивать безопасное передвижение работников и транспортных средств, безопасные действия с сырьем, материалами, заготовками, полуфабрикатами при соблюдении государственных требований охраны труда.
——————————————————————

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 03.12.2018 № 764н

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2018 г. № 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н»

Внести изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26440), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 220н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2013 г., регистрационный N 28964), от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), от 29 апреля 2016 г. N 201н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2016 г., регистрационный N 43040), от 14 июля 2016 г. N 353н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2016 г., регистрационный N 43140), от 31 октября 2017 г. N 764н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49402), от 31 августа 2018 г. N 570н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября 2018 г., регистрационный N 52212), согласно приложению.

МинистрМ.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2019 г.
Регистрационный № 53391

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2018 г. № 764н

Изменения, вносимые в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

“Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.”;

б) после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

“Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.”;

в) абзацы четвертый – шестой изложить в следующей редакции:

“В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.”.

2. Пункт 3 дополнить подпунктом “н” следующего содержания:

“н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.”.

в абзаце втором после слов “на соответствующих рабочих местах” дополнить словами “, которая может быть представлена при подтверждении расходов”;

в абзаце четвертом слово “подтверждающих” заменить словом “обосновывающих”;

в абзаце первом слова “подпунктом “д”” заменить словами “подпунктами “д” и “н””;

в абзаце пятом слова “лечение работников,” заменить словами “лечение работников, и (или)”;

дополнить абзацами следующего содержания:

“Дополнительно, в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом “н” пункта 3 Правил:

– копию справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (форма N 070/у) (далее – справка по форме N 070у), при отсутствии заключительного акта;

– списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в справке по форме N 070у, при отсутствии заключительного акта;

– копию документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;

– письменное согласие работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных;”;

в) в абзаце втором подпункта “л” слово “подтверждающих” заменить словом “обосновывающих”.

4. В пункте 8 слова “10 000,0 тыс. рублей” заменить словами “25 000,0 тыс. рублей”.

Минтруд утвердил примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица) | Кадровик-практик

Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2017, N 7, ст. 1093), приказываю:

1. Утвердить примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

приказом Министерства труда

и социальной защиты

от 22 сентября 2021 г. N 656н

Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)

I. Организационные мероприятия

1. Назначение работодателем, под контролем которого находится территория или объект (далее — контролирующий работодатель), и работодателем, осуществляющим производство работ (оказание услуг) (далее — зависимый работодатель) на территории или объекте (далее — территории), находящейся под контролем другого работодателя, до начала выполнения работ, лиц, отвечающих за безопасную организацию работ в соответствии с требованиями норм и правил по охране труда.

2. Составление работодателем, под контролем которого находится территория или объект, и работодателем, производящим работы (оказывающим услуги), единого перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, включающего:

а) перечень факторов, присутствующих на территории, но не связанных с характером выполняемых работ;

б) перечень факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги);

в) перечень идентифицированных опасностей с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний.

Составление работодателем, под контролем которого находится территория или объект, и работодателем, производящим работы (оказывающим услуги), плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ.

3. Отражение согласованных мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников и условий производства работ в заключаемых договорах между контролирующим работодателем и зависимым работодателем.

4. Утверждение контролирующим работодателем и зависимым работодателем акта-допуска, являющегося основанием разрешения производства работ, для которых требуется акт-допуск.

5. Организация производства совместных (выполняемых разными зависимыми работодателями одновременно работ на одной территории) и совмещаемых (выполняемых разными зависимыми работодателями одновременно разных работ на одной территории) работ. Составление графика и (или) журнала совместных и совмещаемых работ.

6. Обеспечение контролирующим работодателем допуска к работам, координацию и информирование зависимых работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на одной неподконтрольной им территории и у которых отсутствуют взаимные договоры.

7. Организация контролирующим работодателем непрерывной связи и координации зависимых работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории до начала, во время и после окончания работ.

8. Проведение мониторинга хода производства работ и изменения условий труда на территории по утвержденному контролирующим работодателем порядку.

9. Составление и согласование схемы подключения потребителей (работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории) к энергоносителям на территории (электроэнергия, кислород, газ, вода, пар, сжатый воздух и другие).

10. Проведение работодателем, контролирующим территорию, инструктирования по охране труда, учитывающего специфику организации и проведения работ на территории, работников (руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных по охране труда) работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории.

11. Разработка и издание (тиражирование) инструкций по охране труда, учитывающих специфику проведения соответствующих работ на территории.

12. Обеспечение документацией по охране труда, в том числе в электронном виде.

13. Проведение мониторинга (инспекций, аудитов) соблюдения требований охраны труда.

II. Технические мероприятия

14. Обеспечение доступа контролирующим и зависимым работодателем для проведения контроля за безопасным производством работ, в том числе с помощью приборов, устройств, оборудования и (или) комплекса (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ на территории.

15. Установка на время выполнения работ в соответствии с проектной документацией предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений), в том числе для производственного оборудования, в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты.

1) границ опасных зон на время выполнения работ по действию опасных факторов на территории;

2) рабочих мест, на которых работы выполняются по наряду-допуску;

3) мест установки защитных ограждений и знаков безопасности.

17. Нанесение (на время выполнения работ и удаление после окончания работ) на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности, а также наименование и принадлежность оборудования.

18. Установка на время выполнения работ предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

19. Принятие мер по снижению уровня воздействия, в том числе за счет изменения графика работ, или устранение влияния вредных производственных факторов на работников на их рабочих местах.

20. При необходимости установка новых и реконструкция имеющихся на территории средств коллективной защиты, отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования, тепловых и воздушных завес с целью обеспечения нормативных требований охраны труда по микроклимату и чистоты воздушной среды на рабочих местах работодателей на территории.

Читайте также  Сдача выручки в банк – проводки

21. Обеспечение естественного и искусственного освещения на территории и на рабочих местах контролирующего и зависимого работодателей, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода по территории работников.

22. Организация уборки территории и производственных помещений, своевременного удаления и обезвреживания отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

23. Устройство тротуаров, переходов, галерей, в том числе временных на время проведения работ, а также изменение маршрутов движения транспорта на территории в целях обеспечения безопасности работников.

III. Мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты

24. Определение мест хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), особенностей их использования (при наличии) и мест утилизации работниками одноразовых СИЗ на территории, СИЗ от поражения электрическим током (при выполнении работ в условиях повышенной опасности поражения электрическим током), дежурных СИЗ, предусмотренных правилами и нормами охраны труда для выполнения конкретных видов работ.

25. Определение мест хранения, особенностей использования (при наличии) и мест утилизации работниками смывающих и (или) обезвреживающих средств.

IV. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия

26. Определение месторасположения на территории аптечек для оказания первой помощи на время выполнения работ (услуг).

27. Устройство новых и (или) реконструкция (при необходимости) имеющихся комнат для отдыха в рабочее время, помещений и комнат психологической разгрузки.

28. Определение порядка совместного использования имеющихся на территории санитарно-бытовых помещений (гардеробные, душевые, умывальные, санузлы).

29. Определение порядка совместного использования имеющихся на территории комнат обогрева, охлаждения, приема пищи.

30. Определение месторасположения на территории аппаратов (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.

31. Информирование о наличии, месторасположении и режиме работы имеющихся на территории здравпунктов (фельдшерские или врачебные для территорий крупных подразделений).

32. Обеспечение беспрепятственного допуска автомобилей скорой медицинской помощи на территорию с сопровождением ее к месту несчастного случая.

Журнал «Кадровик-практик»

Хотите получить доступ в закрытые разделы сайта?

Знаете, что там?

Там не только все выпуски журнала «Кадровик-практик» за последние годы. Там книги по кадрам, тысячи образцов кадровых документов и консультаций, курс основ кадрового делопроизводства, тесты к нему, записи семинаров, 150 пошаговых инструкций по кадрам и другие полезные материалы. Подробнее о журнале >>

Подписывайтесь, это позволит облегчить и оптимизировать Вашу работу.

Приказ Министерства труда и социальной защиты

1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (далее – Приказ № 772н), который утвердил Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

Этот регламент будет действовать до 1 марта 2028 года.

Документ состоит из 3-х частей: общие требования, отдельные требования к правилам по охране труда и отдельные – к инструкциям.

Общие требования

Правила и инструкции по охране труда работодатель разрабатывает для обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Причём в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков работодатель может устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности. Но при этом они не должны идти в разрез с государственными нормативными требованиям охраны труда.

Сам порядок утверждения правил (стандартов) и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) регламентирует ст. 372 ТК РФ.

Конкретный перечень необходимых на предприятии правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.

Вот, в чём главное отличие правил (стандартов) от инструкций по охране труда:

  • обеспечению безопасности труда;
  • контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом).

То есть, правила и стандарты по охране труда носят больше организационный характер, а инструкции – это конкретные руководства.

Все эти документы наниматель должен поддерживать в актуальном состоянии. Также они должны соответствовать:

  • производственным процессам работодателя;
  • организационным или структурным изменениям.

Разработка и содержание правил по охране труда: требования

Форма утверждения правил

Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:

  • стандарт организации;
  • иной локальный акт.

Действие Правил

Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.

Из чего исходить при разработке Правил

Разработку Правил работодатель ведёт на основе:

  • анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • результатов спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

Содержание Правил по охране труда

Правила по охране труда должны включать следующие главы:

  1. Общие требования.
  2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
  3. Требования к производственным помещениям и площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) в целях обеспечения охраны труда работников.
  4. Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников.
  5. Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждую главу Правил.

ГЛАВА ПРАВИЛ

КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАЗИТЬ

Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в т. ч. при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий

Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии)

Меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием:

  • опасностей и связанных с ними профессиональных рисков;
  • возможного причинения вреда здоровью работника;
  • перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей.

Способы контроля и управления, обеспечивающие:

  • защиту работников;
  • отключение или блокировку оборудования.

Способы своевременного уведомления:

  • о возникновении вредных и/или опасных производственных факторов;
  • реализации профессиональных рисков при проведении работ.
  • запрет на загромождение проходов и проездов, проездов внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств;
  • содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе – очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами;
  • наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах – местной вентиляции;
  • наличие необходимого освещения, в т. ч. сигнального в ночное время;
  • иные требования по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.

Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков)

Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты

  • особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;
  • требования к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
  • меры по удалению и обезвреживанию отходов производства – источников вредных и/или опасных производственных факторов.

При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования:

  • стандартов безопасности труда;
  • государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса;
  • правил и норм безопасности;
  • нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Оформление и подписание Правил

Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:

  • разработчик (представители участников разработки);
  • руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
  • руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
  • лицо, ответственное за разработку Правил.

Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.

Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.

Утверждение Правил

Их утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Разработка и содержание инструкций по охране труда: требования

Из чего исходить при разработке Инструкций

Инструкцию по охране труда для работника разрабатывают исходя из:

  • его должности или профессии;
  • направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Разработку инструкций по охране труда работодатель ведёт на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных им Правил (при наличии), а также на основе:

  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция;
  • результатов спецоценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в т. ч. определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

Инструкция по охране труда для работника должна учитывать требования безопасности, изложенные:

  • в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования;
  • технологической документации организации – с учетом конкретных условий производства применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Содержание Инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда должна охватывать следующие вопросы:

  1. Общие требования охраны труда.
  2. Требования охраны труда перед началом работы.
  3. Требования охраны труда во время работы.
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждый пункт Инструкции.

ВИД ТРЕБОВАНИЙ

ЧТО ОТРАЗИТЬ

Требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ

Перечень вредных и/или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей

Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылка на локальный акт

Порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылка на локальный акт)

Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии)

Порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты)

Указания по безопасному содержанию рабочего места

Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций

Процесс извещения руководителя работ:

  • о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей;
  • каждом произошедшем несчастном случае.

Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций

Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при (исходя из результатов оценки профессиональных рисков):

  • травмировании;
  • отравлении;
  • других повреждениях здоровья.

Последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры

Действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности

Требования соблюдения личной гигиены

Временные инструкции по охране труда

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.

Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Утверждение Инструкций

Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Пересмотр Инструкций

Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector