Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от

Приказ Минюста России от 24.11.2021 N 223 «О внесении изменений в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 N 156 (вместе с Изменениями, вносимыми в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 N 156, утв. решением Правления ФНП от 12.11.2021 N 18/21) (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 N 66035)»

В соответствии со статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4128) приказываю:

Внести изменения в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 N 156 (зарегистрирован Минюстом России 06.09.2017, регистрационный N 48092), с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 05.07.2019 N 134 (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2019, регистрационный N 55244), от 31.03.2020 N 79 (зарегистрирован Минюстом России 08.04.2020, регистрационный N 58018), от 30.09.2020 N 230 (зарегистрирован Минюстом России 05.10.2020, регистрационный N 60213), согласно приложению.

к приказу Министерства юстиции

от 24.11.2021 N 223

Федеральной нотариальной палаты

от 12.11.2021 N 18/21

ВНОСИМЫЕ В РЕГЛАМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИУСАМИ НОТАРИАЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ

НОТАРИУСУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, И СПОСОБ

ЕЕ ФИКСИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА

ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30.08.2017 N 156

1. Подпункт 2 пункта 2 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 N 156 (далее — Регламент), изложить в следующей редакции:

«2) информационные ресурсы (федеральные, государственные, муниципальные реестры, банки данных и иные информационные ресурсы), в том числе находящиеся в открытом доступе;».

2. Пункт 5 Регламента изложить в следующей редакции:

«5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия, осуществляется следующими способами:

1) внесение информации в:

а) реестры регистрации нотариальных действий, ведущиеся на бумажном носителе: реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, либо реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе (далее — бумажные реестры);

б) реестры нотариальных действий, ведущиеся в ЕИС: реестр нотариальных действий или реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами (далее — РУДС), либо реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее — также РУЗДИ) (далее — реестры ЕИС);

2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;

3) помещение в дела нотариуса документа или его копии;

4) помещение в дела нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе без удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;

5) составление протокола фиксирования информации;

6) помещение электронных документов в ЕИС.

Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.».

3. В пункте 10.1 Регламента цифры «10.1» заменить цифрами «10(1)».

4. Пункт 11 Регламента дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) сведений Единой государственной информационной системы социального обеспечения.».

5. Пункт 12.1 Регламента изложить в следующей редакции:

«12(1). Полномочия медиатора, осуществляющего деятельность на профессиональной основе, нотариус устанавливает на основании:

1) соглашения о проведении процедуры медиации, заключенного в письменной форме;

2) удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке, а также выписки из федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;

3) заверения медиатора о его соответствии требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4162; 2019, N 30, ст. 4099).».

6. Дополнить Регламент пунктом 12(2) следующего содержания:

«12(2). В случае, если в качестве медиатора выступает судья, пребывающий в отставке, его полномочия устанавливаются на основании:

1) соглашения о проведении процедуры медиации, заключенного в письменной форме;

2) общедоступных сведений о включении медиатора в списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, которые ведутся советами судей субъектов Российской Федерации и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо выписки из такого списка на бумажном носителе;

3) заверения медиатора о его соответствии требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».».

7. Дополнить Регламент пунктами 13(1) и 13(2) следующего содержания:

«13(1). Информацию о наличии у физического лица инвалидности нотариус устанавливает из документа, подтверждающего наличие инвалидности, или по сведениям Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

13(2). Информацию об отсутствии заявителя в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, нотариус устанавливает в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», через личный кабинет нотариуса на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Данная информация фиксируется посредством внесения в реестры ЕИС.».

8. Пункт 32 Регламента изложить в следующей редакции:

«32. При удостоверении договора нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) судебного акта о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) из Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведения об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным, а также восстановлении дееспособности, приобретении полной дееспособности.».

9. Пункт 33 Регламента дополнить подпунктом 5(1) следующего содержания:

«5(1)) о необходимости получения согласия органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, — на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости;».

10. В пункте 39.1 Регламента цифры «39.1» заменить цифрами «39(1)».

11. Пункт 39(1) Регламента дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

«3) о наличии обязательств, в связи с неисполнением которых стороны заключают медиативное соглашение.».

12. Подпункт 3 пункта 40 Регламента изложить в следующей редакции:

«3) наличие дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — на основании устава общества с ограниченной ответственностью, сведений из Единого государственного реестра юридических лиц о наличии корпоративного договора (договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью), а также сведения об условиях корпоративного договора — на основании содержания корпоративного договора.».

13. Дополнить Регламент пунктом 40(1) следующего содержания:

«40(1). Информацию о том, что хозяйственное общество — заемщик по договору конвертируемого займа не имеет стратегического значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства, нотариус устанавливает на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3313; 2021, N 39, ст. 6699), и перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4288; 2021, N 40, ст. 6895).».

14. Пункт 43 Регламента признать утратившим силу.

15. В пункте 43.1 Регламента цифры «43.1» заменить цифрами «43(1)».

16. В пункте 43.2 Регламента цифры «43.2» заменить цифрами «43(2)».

17. Абзац второй пункта 44 Регламента признать утратившим силу.

18. В абзаце третьем пункта 44 Регламента цифры «39.1», «43.1» и «43.2» заменить цифрами «39(1)», «43(1)» и «43(2)» соответственно.

19. В пункте 44.1 Регламента цифры «44.1» заменить цифрами «44(1)».

20. Пункт 47 Регламента дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.».

21. Подпункты 1 и 2 пункта 48 Регламента изложить в следующей редакции:

«1) завещания, в том числе совместного завещания супругов, наследственного договора, или засвидетельствованной копии завещания, в том числе в электронной форме, представленной по запросу нотариуса, в производстве которого находится наследственное дело;

2) нотариально удостоверенных копий протокола вскрытия конверта с закрытым завещанием;».

22. Подпункт 2 пункта 50 Регламента дополнить словами «или по сведениям Единой государственной информационной системы социального обеспечения».

23. Пункт 66.1 Регламента признать утратившим силу.

24. Абзац третий пункта 67 Регламента признать утратившим силу.

25. Пункт 70 Регламента изложить в следующей редакции:

«70. Информацию о статусе органа управления юридического лица, его компетенции, необходимом кворуме для работы органа управления и необходимом кворуме для принятия решения, порядке голосования нотариус устанавливает на основании учредительного документа юридического лица, корпоративного договора (договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью) в случае наличия сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц и внутренних документов юридического лица (при наличии внутренних документов).».

26. Пункт 74.1 Регламента изложить в следующей редакции:

«74(1). При удостоверении решения единственного участника юридического лица информацию о правоспособности юридического лица нотариус устанавливает по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, о наличии единственного участника общества с ограниченной ответственностью — по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, о единственном участнике акционерного общества — по сведениям реестра акционеров.».

27. В пункте 74.2 Регламента цифры «74.2» заменить цифрами «74(2)».

28. В пункте 74.3 Регламента цифры «74.3» заменить цифрами «74(3)» и цифры «74.1» заменить цифрами «74(1)».

29. В пункте 74.4 Регламента:

цифры «74.4» заменить цифрами «74(4)» и цифры «74.2» заменить цифрами «74(2)»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае, если учредительным документом юридического лица является типовой устав или принимается вопрос, относящийся к исключительной компетенции единственного участника в силу закона, копия данного учредительного документа в дело нотариуса не помещается.».

Нормативное правовое регулирование

Предоставление сведений о нормативных правовых актах осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:


    «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Нормативное регулирование в сфере обеспечения единства правового пространства
Нормативное регулирование в сфере обеспечения единства правового пространства в целом

Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25
«Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации»

Нормативное регулирование в сфере проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству
Нормативное регулирование в сфере ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов

Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486
«О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904
«Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»

Нормативное регулирование в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) и ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ
«О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151
«О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»

Приказ Минюста России от 20.05.2021 № 79
«Об утверждении Порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления»

Приказ Минюста России от 01.02.2017 № 9
«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»

Нормативное регулирование в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы)

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Нормативное регулирование в сфере государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации

Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ
«О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1999 № 1390
«О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 552
«Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от

Общий порядок регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009.

Нормативные акты, которые подлежат государственной регистрации :

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

— гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

— механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу.

Схема регистрации НПА в Минюсте

* Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009.

Пользователи профессиональных справочных систем «Кодекс» и «Техэксперт» оперативно обеспечиваются информацией о процессе регистрации нормативных актов в Минюсте России ( информация содержится в информационной строке в самом верху текста и в ярлыке «Примечания» ). В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 сообщения могут быть следующие.

Сообщение о регистрации

Значение сообщения

Документ зарегистрирован в Минюсте России

Акт зарегистрирован и вступит в силу после официального опубликования в установленном порядке.

Документ не применяется в связи с отказом в госрегистрации

Документ отменен в связи с отказом в государственной регистрации или запросами Минюста России

Акт НЕ зарегистрирован, НЕ действует и НЕ может служить основанием для применения мер ответственности.
В течение 10 дней со дня получения отказа в госрегистрации акт должен быть отменен принявшим его органом.

Акт отменен в связи с отказом в госрегистрации на основании определенного правового акта, НЕ действует.

Документ не нуждается в госрегистрации

Акт по результатам правовой экспертизы признан НЕ требующим регистрации в Минюсте России и вступит в силу в общем порядке.

Документ возвращен без госрегистрации

Документ представлен на госрегистрацию

Акт возвращен Минюстом России органу власти без регистрации по просьбе самого органа власти или в связи с нарушением установленного порядка представления акта на регистрацию или требований указанных Правил.
В случае возвращения акта без регистрации по причине нарушения установленного порядка представления на регистрацию или требований Правил нарушения должны быть устранены, а акт — повторно представлен на регистрацию в течение месяца либо отменен принявшим его органом.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от

Как сообщает в своем пресс-релизе Министерство юстиции, приказы Минюста России, «направленные на оптимизацию нотариальной деятельности в условиях развития цифрового общества», подготовлены в целях реализации положений Федерального закона 480-ФЗ. По словам министра юстиции Константина Чуйченко, данные нормативные акты — это значительный шаг на пути к формированию в России «цифрового нотариата».

В процессе совместной работы с Минюстом над положениями приказов, Федеральная нотариальная палата со своей стороны провела масштабную экспертную работу, чтобы в полной мере использовать потенциал масштабных новелл законодательства, которые предусматривают новые компетенции для нотариата в обеспечении законности и стабильности правоотношений в цифровых форматах гражданского оборота. Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «нотариусы не только обеспечат защиту прав и законных интересов участников этих правоотношений, но и предоставят новые возможности комфортного и быстрого совершения юридически значимых действий, обеспеченных правовыми гарантиями нотариата».

Во многом революционный Федеральный закон 480-ФЗ, или «закон о цифровом нотариате», вступающий в силу в конце этого года, предусматривает множество новшеств в правовых процедурах. Помимо удаленных и дистанционных нотариальных действий, он открывает путь к появлению новых цифровых сервисов нотариата, многие из которых уже сегодня очень востребованы во многих сферах нашей жизни. Все эти возможности базируются на Единой информационной системе нотариата, созданной Федеральной нотариальной палатой, и масштабной электронной инфраструктуре нотариата по всей стране, которую нотариальное сообщество самостоятельно создает и развивает в течение последних лет.

В числе новелл, применение которых должно регулироваться приказами Минюста, входят не только удаленные и дистанционные нотариальные действия, но и такие востребованные в ближайшем будущем возможности, как, например, хранение у нотариуса электронных документов (по сути — файлов с информацией в любом формате). В распоряжение нотариусов также поступят новые инструменты, которые, в частности, внесут дополнительные гарантии достоверности обрабатываемых нотариусом сведений, и ряд других.

Как отмечается на сайте Минюста, приказами «устанавливаются процедуры направления заявителем через единую информационную систему нотариата заявления о совершении нотариального действия удаленно; получения информации о размере платы за совершение нотариального действия, возврата заявителю суммы платежа за совершение нотариального действия; взаимодействия заявителя или его представителя, обратившегося за совершением нотариального действия, и нотариуса, а также определяются формы заявлений о совершении удаленно нотариальных действий. Кроме того, приказами утверждаются порядок установления личности лица, обратившегося за совершением нотариального действия посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных и их проверку; порядок исправления технической ошибки, допущенной при регистрации нотариальных действий в реестрах единой информационной системы нотариата, а также устанавливаются процедура формирования на нотариальном документе машиночитаемой маркировки, проверки информации о нотариальном документе посредством единой информационной системы нотариата и формат размещения машиночитаемой маркировки на нотариальном документе».

Приказы вступают в силу с 29.12.2020 одновременно с вступлением в силу соответствующих положений Федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте также  Трудовой договор с директором - бланк 2022, скачать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector