Применение международных стандартов финансовой

Применение международных стандартов финансовой

Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Как определяется дата перехода на МСФО в целях сдачи первой отчетности?

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Колесёнкова, Л. М. Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в РФ / Л. М. Колесёнкова, Ю. Л. Силантьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47527/ (дата обращения: 13.12.2021).

В данной статье рассматривается необходимость перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, а также некоторые проблемы, связанные с ним.

Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский учет, стандарты.

Бухгалтерский учет является один из самых главных моментов в деятельности любой организации. По мере развития общества в целом, принципы ведения бухгалтерского учета также подвергаются значительным изменениям. В условиях нарастающей с каждым годом мировой направленности к тесной взаимосвязи экономик различных стран, современному обществу необходимо унифицировать стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета. В этом заключается главная причина обширного применения Международных стандартов финансовой отчетности. Российская Федерация, которая активно участвует в мировой торговле, обречена на использование МСФО. Вот почему вопрос, связанный с проблемами внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране остается актуальным.

МСФО представляют собой совокупность определенных документов, которые включают в себя правила составления бухгалтерской отчетности.

С момента начала реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в 1998 году, в нашей стране уже начали использоваться новые понятия, такие как деловая репутация, условные обязательства, сегментная информация, была введена дисциплина МСФО в программы Российских вузов, был учрежден обязательный перевод на Международные стандарты финансовой отчетности консолидированной финансовой отчетности.

Наиболее высокая активность процесса преобразования российского бухгалтерского учёта соответственно с Международными стандартами финансовой отчетности началась в 2010 году и продолжается по сегодняшний день. Самыми важными действиями в сфере внедрения Международных стандартов финансовой отчетности за этот период являются следующее:

‒ Принятие Федерального закона от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

‒ Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

‒ Утверждение новых форм бухгалтерской отчетности приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 года № 66н;

‒ Утверждение Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» приказом Министерства финансов РФ от 02.02.2011 года № 11н;

‒ Принятие Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором сказано, что одним из принципов регулирования бухгалтерского учета и отчетности хозяйствующего субъекта в Российской Федерации является применение международных стандартов финансовой отчетности как основы разработки федеральных стандартов;

‒ Введение в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО приказом Минфина РФ от 25.11.2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

‒ Внесение изменений в Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», 3/2006 «Учет активов и обязательств стоимость которых выражена в иностранной валюте», 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», 13/2000 «Учет государственной помощи», 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» приказом Минфина РФ от 23.05.2016 года № 70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 -2018 годы».

МСФО признается главным средством, которое может гарантировать предоставление понятной, прозрачной и стандартизированной информации о финансовом положении организации всем участникам рынка, как российского, так и мирового. Применение данных стандартов для предоставления отчетности необходимо, прежде всего, организациям, которые выходят на международный уровень, так как это позволит им увеличить круг возможных вкладчиков денежных средств.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности также крайне необходимо тем организациям, которые сотрудничают с зарубежными банками и инвесторами. Организации, которые составляют финансовую отчетность по международным стандартам, в случае привлечения финансирования может рассчитывать на шанс уменьшения процентной ставки, так как вкладчик в данной ситуации разумно оценивает возможные потери, которые он вкладывает в ставку по кредиту.

Также внедрение Международных стандартов финансовой отчетности повысит конкурентоспособность организации посредством предоставления проверенной и достоверной информации о ее финансовом положении заинтересованным пользователям.

Следует сказать о том, что внедрение Международных стандартов финансовой отчетности будет полезно для собственников бизнеса, так как предоставленная им информация о состоянии организации позволит понять реальное положение дел в организации и принимать в соответствии с этим более правильные решения. И хотя на протяжении длительного времени считалось, что отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности необходима российским организациям только для предоставления ее внешним пользователем, то на данный момент большое количество руководителей понимают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им самим для того, чтобы достичь наибольшей эффективности в управлении организацией.

Необходимо упомянуть о ряде случаев, когда внедрение Международных стандартов финансовой отчетности просто необходимо. К таким случаям можно отнести:

‒ Рассмотрение иностранными клиентами возможности установления долгосрочных партнерских отношений с российскими организациями;

‒ Проявление интереса стратегическими инвесторами к созданию совместных организаций;

‒ Планирование выпуска ценных бумаг на организованный международный рынок;

‒ Поступление предложений участия в проектах, которые финансируются международными инвесторами;

Российская Федерация очень заинтересована в привлечении инвестиций в свою экономику, но для этого необходимо сделать отчетность российских компаний более прозрачной, в том числе и при помощи внедрения Международных стандартов финансовой отчетности, которые могут быть понятны западным вкладчикам. Однако за этим процессом необходимо следить на государственном уровне, иначе фирмы будут переходить на данные стандарты учета лишь при необходимости. Следовательно, это может привести к значительному замедлению привлечения денежных средств в российскую экономику.

Далее мы следует рассмотреть некоторые проблемы, которые связанны с внедрением Международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации.

К таким проблемам можно отнести трудности адаптации МСФО к российской экономике, необходимость повышения квалификации персонала. На данный момент в большинстве российских организаций нет специалистов, которые имели бы квалификацию в области Международных стандартов финансовой отчетности. Профессиональных работников или работников, которые имеют достаточный опыт работы с данными стандартами, сегодня нет в необходимом количестве, а то небольшое количество профессионалов очень высокооплачиваемо, и далеко не каждая организация может позволить себе оплату их труда. Переход российского учета на МСФО связан со значительными затратами.

Стоит сказать еще об одной очень острой проблеме в нашей стране — это нежелание руководства организации предоставлять и отражать полную и прозрачную информацию в финансовой отчетности для открытого доступа.

Итак, в современных условиях для внедрения международных стандартов необходимо тщательное обоснование целесообразности перехода на МСФО, а также выделение определенного типа организаций, которым действительно необходимо использование данных стандартов и которые заинтересованы в выходе на международный рынок или уже имеют доступ к нему.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Глобализация коммерческой деятельности и стремительное развитие международных финансовых рынков предопределили новый подход к финансовой отчетности. В центре такого подхода – сопоставимость отчетной информации, понятной инвесторам всего мира, независимо от их национальной принадлежности.

В настоящее время в международном деловом обороте превалируют две системы – МСФО (международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)) и ОПБУ США (общепринятые принципы бухгалтерского учета США (US GAAP)), пришедшие на смену большому количеству разрозненных национальных систем подготовки финансовой отчетности.

В отличие от МСФО, основанных на принципах, ОПБУ США построены на четко прописанных правилах, детально регулирующих порядок учета тех или иных хозяйственных ситуаций. В ряде случаев в ОПБУ США основной акцент делается на юридической форме сделки, а не на ее экономическом содержании. В МСФО, напротив, приоритет отдается экономическому смыслу операции и применению профессионального суждения.

Вопросы сближения двух систем нашли отражение в совместном принятии разработчиками МСФО и ОПБУ США в 2006 году Меморандума о взаимопонимании, в котором стороны формально оформили намерение о создании единых стандартов с целью их использования на международных рынках капитала. С тех пор работа над большинством проектов, как, н-р, приобретение бизнесов, признание выручки, учет финансовых инструментов, договоров аренды, ведется совместными усилиями участников Меморандума.

На сегодняшний день большая часть стран использует МСФО в том или ином виде в качестве основы подготовки финансовой отчетности.

Расширение мирохозяйственных связей и выход отечественных эмитентов на международные рынки капитала предопределили неизбежное появление МСФО и в нашей стране. В 1998 году Правительством РФ была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета, согласно которой национальная учетная система должна быть приведена в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов для обеспечения сопоставимости информации, формируемой российскими и зарубежными хозяйствующими субъектами.

В 2010 г. с принятием закона о консолидированной отчетности МСФО получили в России официальный статус. Первый пакет стандартов был введен в действие в конце 2011 г.

Перед признанием на государственном уровне каждый документ МСФО проходит определенную процедуру, которую курирует Министерство финансов РФ. На первом этапе министерство получает официально от разработчика документ МСФО в переводе на русский язык и передает его на экспертизу Фонду «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО). После прохождения экспертизы применимости на территории РФ документ МСФО возвращается в Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Центральным банком РФ и на основе заключения экспертного органа принимает решение о введении документа МСФО в действие на территории РФ.

Официально документ вступает в силу с момента его первого опубликования в журнале «Бухгалтерский учет» или с момента его первого размещения на сайте Минфина РФ. При этом обязательное применение документа МСФО может быть отложено во времени, и до срока, указанного в этом документе, подготовка финансовой отчетности с учетом его требований осуществляется в добровольном порядке.

В целом стандарты МСФО, действующие на территории РФ, не имеют каких-либо существенных различий с оригинальной версией.

Для одних организаций составление финансовой отчетности в международном формате закреплено законом, другие применяют МСФО добровольно. Первая финансовая отчетность по МСФО была выпущена рядом публичных российских компаний, попавших в сферу обязательного применения МСФО, за период, заканчивающийся 31.12.2012 г.

Перечень российских организаций, для которых отчетность по МСФО является обязательной, утвержден Федеральным законом от 27.07.2010 №208-ФЗ О консолидированной отчетности. В соответствии с законом консолидированную отчетность готовят:

кредитные организации;
страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;
негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
клиринговые организации;
федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) по списку, утвержденному Правительством РФ;
открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
компании, в отношении которых федеральными законами или учредительными документами предусмотрена обязанность по составлению и публикации консолидированной (или сводной) финансовой отчетности;
иные организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем включения их в котировальный список.

МСФО и сопутствующие им документы – продукт труда негосударственной организации – Фонда МСФО (IFRS Foundation). Собственно разработкой стандартов занимается Совет по МСФО (IASB), входящий в структуру Фонда.

В состав МСФО и сопутствующих им документов, выпускаемым Фондом, входят:

Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом единой системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В Предисловии (Preface to IFRS) определяется порядок разработки и применения стандартов, а также устанавливаются цели и задачи Совета по МСФО. Предисловие служит руководством при рассмотрении приглашений к представлению комментариев, обсуждаемых документов, проектов документов для общественного обсуждения, а также стандартов, утвержденных и опубликованных Советом по МСФО.

Концептуальные основы (Conceptual Framework) представляют собой совокупность принципов, лежащих в основе всех стандартов и интерпретаций. Этот документ не является стандартом, однако играет значительную роль в процессе разработки международных стандартов и гармонизации подходов к составлению финансовой отчетности. Совет по МСФО руководствуется ими при разработке новых стандартов и совершенствовании существующих, составители отчетности – при применении МСФО и рассмотрении вопросов, не урегулированных конкретным стандартом, пользователи отчетности – при интерпретации отчетной информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

В Концептуальных основах формулируется цель финансовой отчетности и указываются ее основные пользователи, устанавливаются качественные характеристики финансовой информации, приводятся определения, принципы признания и подходы к оценке элементов финансовой отчетности, рассматриваются концепции капитала и поддержания его величины.

Концептуальные основы не устанавливают нормы по конкретным вопросам оценки или раскрытия информации. Ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Если между Концептуальными основами и каким-либо МСФО существуют противоречия, то требования МСФО имеют приоритет над Концептуальными основами. В то же время, если правила учета какой-либо ситуации не урегулированы МСФО, следует обратиться к Концептуальным основам.

МСФО и интерпретации определяют принципы раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards) – это унифицированный набор положений, построенных на базовых принципах признания и оценки основных элементов финансовой отчетности с учетом отраслевой специфики и структуры компании, а также представления финансовой информации.

Каждый из стандартов имеет определенную структуру, включающую в большинстве случаев следующие элементы:

Интерпретации (International Financial Reporting Interpretations) разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения и регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.

Аббревиатура, используемая для обозначения стандартов и интерпретаций, различается в зависимости от периода публикации каждого документа.

Выпущенные с 1973 по 2001 год стандарты носят название Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), поскольку их разработкой занимался предшественник Совета по МСФО – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC). Начиная с 2001 года, когда Комитет был преобразован в Совет по МСФО, вновь создаваемые стандарты выпускаются под названием Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS).

Интерпретации, опубликованные до 2001 г., в русскоязычном варианте сокращенно именуются ПКИ – по названию Постоянного комитета по интерпретациям (SIC). В 2001 г. в результате реорганизации Постоянный комитет по интерпретациям сменил название на КМСФО – Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC).

Сфера применения МСФО в России

Международные стандарты финансовой отчетности — одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем в российской финансовой сфере. Это не удивительно, ведь внедрение и применение данной формы отчетности связано с некоторыми трудностями, как то трансформация отчетности или подбор персонала соответствующей квалификации. Поэтому определение сферы использования МСФО, компаний, которые уже обязаны применять их в своей деятельности, а также вопросы, сопряженные с этим, на сегодня крайне важны. Их мы и попытаемся раскрыть в данной статье.

Сфера применения МСФО

Впервые вопрос сближения МСФО и РСБУ был поднят еще в начале девяностых. В те времена еще не было четкого плана действия, ни экономического, ни политического. Но потребность в их внедрении назревала и была связана в большей степени с переходом на рыночную экономику.

Читайте также  Как посмотреть налог на имущество физических лиц по

В 2022-м вы сможете зарабатывать больше, если добавите диплом МСФО к своей квалификации.

Запишитесь на курс «IPFM: МСФО» в декабре — получите скидку 20% на обучение!

Также финансовая отчетность имела ряд информационных недостатков, которые также подталкивали к применению МСФО в России, среди них такие:

  • низкий уровень транспарентности
  • невозможность сопоставить отчетности, составленные по национальным стандартам разных стран
  • неполное отражение фактов хозяйственной жизни
  • неточное отражение состояния компании из-за излишнего оптимизма отчетности

Кроме того не было достаточно развитой системы обучения, способной обеспечить предприятия специалистами нужного уровня. Однако перспективы и темпы развития ясно говорили о том, что в будущем внедрение и использование МСФО станет обязательным для целого ряда компаний.

Применение МСФО в российском бухгалтерском учете

Ключевым решением на пути к внедрению МСФО было принятие в 2010 году Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», который частично определил предприятия, сдающие отчетность в соответствии с международными стандартами.

Согласно ст. 2 Закона сфера деятельности данного документа распространяется на:

  1. кредитные фирмы;
  2. страховые компании (за минусом страховых медицинских предприятий, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  3. негосударственные пенсионные фонды;
  4. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  5. клиринговые предприятия;
  6. федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  7. акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  8. другие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Кроме того, действие этого закона распространяется на компании, которые создают группу, указанную во второй части этого закона. В этой отчетности слово “консолидированная” использовать не нужно. Действие закона не распространяется на компании государственного сектора, поэтому они могут не оформлять финансовую отчетность по МСФО.

Периодические изменения МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности время от времени претерпевают изменения. Совет МСФО постоянно работает над их усовершенствованием, чтобы те полностью отвечали требованиям пользователей и бизнес-тенденциям. Совет МСФО выпускает сборник Ежегодных усовершенствований, чтобы своевременно информировать специалистов компаний, составляющих отчетность по международным стандартам.

Федеральный Закон 208 указывает, что на территории РФ необходимо применять МСФО, а также Разъяснения МСФО, которые принимает Фонд МСФО, если они признаны в установленном порядке с учетом требований законодательства РФ и согласованы с Центральным банком Российской Федерации.

По данным опроса крупной консалтинговой компании, применять МСФО для подготовки отчетности требуют собственники. На это указали компании с выручкой до 3 млрд рублей и группы с выручкой выше 50 млрд рублей. Средний бизнес составляет отчетность по МСФО, подчиняясь требованиям заграничной материнской компании. Владельцы крупных холдингов хотят видеть отчет о состоянии компании, который составлен по международным стандартам финансовой отчетности.

Проблемы применения МСФО на территории РФ

На заре использования МСФО в России существовало всего 2 проблемы: отсутствие стандартов на русском и специалистов, владеющих ими на должном уровне. С тех пор, как стандарты начали использоваться национальным бизнесом возник ряд мелких сложностей, как и в любой сфере, которая только начала применять новый для себя инструментарий.

Основные проблемы применения МСФО в России сейчас следующие:

  • трудные для понимания тексты стандартов
  • отсутствие аналитических материалов по успешной работе по МСФО, а также разъяснений и комментариев от компетентных органов и Минфина по ним
  • высокие расценки на услуги аудиторских и консалтинговых служб
  • нехватка специалистов по МСФО уровня ДипИФР
  • недостаток времени на повышение квалификации в области МСФО

Что же касается нехватки квалифицированных кадров, владеющих международными стандартами финансовой отчетности, то в данный момент эта проблема отходит на второй план за счет появления и активного развития центров дистанционного обучения финансовых специалистов. Центры предлагают качественное обучение по сертифицированным программам при помощи современных мультимедийных технологий и Интернета. Такой формат позволяет не только получить качественные знания, но и сэкономить время и средства на подготовку. Сфера применения МСФО в России будет расширяться в дальнейшем. Это продиктовано экономической необходимостью и все более тесным сотрудничеством с зарубежными партнерами и инвесторами, что вызовет повышение спроса на квалифицированных специалистов в области МСФО.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector