Пропаганда насилия и жестокости в средствах

Пропаганда насилия и жестокости в средствах

Пропаганда насилия

Пропаганда секса и насилия — выражение, идеологическое клише, употребляется в публицистике для обозначения деятельности, которая, по мнению авторов, направлена на распространение информации со сценами секса и (или) насилия.

Содержание

Законодательство и пропаганда секса и насилия

Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года допускается вводить ограничения на телевидении с целью защиты «здоровья и нравственности населения».

Директива Европейского сообщества 1988 года разрешает прекращать трансляцию программ из страны-участницы сообщества, в том случае, если они могут нанести ущерб развитию несовершеннолетних.

Россия

В России согласно статье 37 федерального закона «О средствах массовой информации» запрещается использовать СМИ для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости.

В соответствии со статьёй 14 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органам государственной власти следует принимать меры по защите ребенка «от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение» [1] .

В 1999 году Государственной Думой России был принят законопроект «О Высшем совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации», однако президент Б. Н. Ельцин отказался подписать его. Руководство телеканалов расценило законопроект как попытку ущемления свободы слова. Однако под угрозой принятия законопроекта в 1999 году телеканалы подписали «Хартию телерадиовещателей», котороя декларирует «отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия». Хотя, как отмечают наблюдатели, телеканалы нарушали соглашение. Кроме того, хартия не ограничивает показ художественных фильмов со сценами секса и насилия. Тем не менее, в некоторых регионах России были приняты ограничивающие законы.

Ряд законодателей в России считает, что следует ввести дополнительные ограничения на пропаганду секса и насилия [2] .

В резолюции Всероссийского женского конгресса было отмечено, что в целях социальной безопасности необходим отказ от пропаганды секса и насилия в СМИ [3] . В 2004 году инициативная группа жителей Иркутска направила обращение президенту России Владимиру Путину, в котором говорилось о необходимости законодательных мер по ограничению материалов, пропагандирующих секс и насилие [4] . Против телеканала REN-TV был подан иск за пропаганду секса и насилия [5] [6] .

Великобритания

Политика BBC требует, чтобы все программы, транслирующиеся до 21 часа, соответствовали определённым требованиям для просмотра детьми.

Германия

По Конституции Германии разрешено ограничение свободы информации «законоположениями о защите молодежи». Ряд общественных телекомпаний руководствуется положениями, по которым способные повредить здоровью детей и подростков программы не должны выпускаться до принятия мер, обеспечивающих малую вероятность просмотра их детьми.

Франция

Высший аудиовизуальный совет Франции, действующий согласно закону от 1986 года, контролирует вещание программ, способных нанести вред детям. В частности, согласно его директиве от 1989 года телекомпаниям не рекомендуется транслировать эротические и содержащие сцены насилия программы до 22 часов 30 минут и их рекламу до 20 часов 30 минут.

Пропаганда секса и насилия в культуре

  • В 2003 году заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко, критикуя творчество группы «Тату», заявил, что из России льётся «зловещий поток пропаганды секса и насилия» [7] .

Последствия пропаганды секса и насилия

Согласно исследованиям, проведённым сотрудниками Калифорнийского университета, университета Северной Каролины, Техасского университета и Висконсинского университета, пропаганда насилия способствует формированию агрессивного поведения у подростков [8] .

По данным Лестера Туроу, средний американский подросток к моменту своего совершеннолетия видит около 11 тысяч убийств на телеэкране [9] .

По мнению директора российской ассоциации «Планирование семьи» И. Гребешевой, пропаганда секса и насилия оказывает негативное психологическое воздействие на несовершеннолетних [10] .

По исследованию Центра социологии образования Российской академии образования по материалам 116 часов телеэфира, в среднем на один час приходится 4,2 сцены насилия и эротики. По мнению доктора психологических наук Владимира Собкина, это может оказывать вредное влияние на здоровье [11] .

Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних

Признаки физического насилия и психического. Распространение жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации. Сущность пропаганды, ее главные черты. Интернет как новейшее средство массовой коммуникации. Агрессивность осужденных несовершеннолетних.

РубрикаГосударство и право
Видавтореферат
Языкрусский
Дата добавления10.12.2013
Размер файла237,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Закон о СМИ. Принятые поправки. Антиэкстремистская поправка. Закон о монетизации. Обсуждаемые поправки. Антитеррористические поправки. Поправка против насилия и жестокости. Развитие законодательства о СМИ.

реферат [28,2 K], добавлен 06.10.2006

Понятие преступности, основные причины и условия возникновения в современной России. Исчезновение государственного патронажа. Криминологические характеристики преступности в городе и селе. Пропаганда в средствах массовой информации культа жестокости.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 11.03.2014

Главные признаки семьи. Права и обязанности членов семьи. Сущность понятия «насилие». Классификация и общественная опасность насильственных преступлений. Причины существования насилия в семье. Субъекты по пресечению и предупреждению семейного насилия.

реферат [15,8 K], добавлен 03.05.2010

Феномен сексуального насилия, а также основные теории возникновения насилия. Сексуальное развитие у жертв сексуального насилия. Полоролевая идентичность потерпевших. Практический опыт составления психологического портрета жертвы сексуального насилия.

дипломная работа [74,5 K], добавлен 01.07.2012

Понятие и сущность семейного насилия. Причины и следствия насилия в отношении женщин. Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисемейного насилия. Анализ взаимозависимости уровня конфликтности, причин и последствий семейного конфликта.

дипломная работа [332,3 K], добавлен 02.06.2011

Любовь, беседа, понимание — основной метод воспитания детей. Влияние жестокого обращения с детьми на их психическое здоровье. Проявление насилия в семье. Сущность физического насилия, специфика совершения действий сексуального характера. Права ребенка.

презентация [5,7 M], добавлен 14.11.2014

Юридическая природа преступных деяний и их классификация. Понятие криминального насилия, факторы его возникновения, формы применения. Физическое и психологическое насилие. Анализ судебной практики по проблемам квалификации насильственных преступлений.

«Культ жестокости и насилия»: кто исповедует его в современном кино

Кадр из фильма «Геракл: Начало легенды».

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», согласно которым отныне запрещён показ на территории Российской Федерации — в том числе и на фестивалях — фильмов, не получивших прокатного удостоверения.

Режиссер Валерия Гай Германика на ММКФ-2014.

Список поводов для невыдачи не длинный, но именно он и стал в последние месяцы темой для ожесточённых дискуссий. В основном благодаря пункту, согласно которому с экрана отныне не должна звучать нецензурная брань. Запрет на мат поставил под угрозу появление большого числа новых российских фильмов и вынудил режиссёров и продюсеров всерьёз задуматься: некоторые планируют переозвучивать и «запикивать», другие — снимают запасную, «чистую», версию фильма. Есть и те, кто не согласен подстраиваться. Режиссёр Марина Разбежкина заявила на своей странице в соцсети Facebook, что ученики и выпускники её «Школы документального кино и театра» не будут принимать участия в фестивалях, требующих прокатных удостоверений, и призвала коллег последовать её примеру.

На второй план невольно отошли остальные пункты заветного «антипрокатного» списка. К примеру, загадочный «культ жестокости и насилия», затесавшийся в тексте закона между порнографией и эффектами, воздействующими на подсознание. В случае с матом, по крайней мере, известен список запрещённых слов, а вот о том, что можно считать «культом жестокости и насилия», умалчивается. АиФ.ru расспросил киноведов и деятелей киноиндустрии о том, что, по их мнению, может подразумеваться под звучной расплывчатой формулировкой, чем опасен этот пункт для кинематографистов и какие фильмы, будь они сняты в данный момент, не получили бы прокатного удостоверении на территории России.

Антон Долин, кинокритик

Очень многие формулировки российских законов, до тех пор пока они не начинают применяться на практике, трактовать можно как угодно. С одной стороны, я не знаю вообще ни одного фильма, а я видел их много, включая жестокие, страшные, кровавые фильмы ужасов, где был бы реальный культ насилия. Речь не идёт о специализированных фильмах, производство и распространение которых незаконно, — я говорю о «снаффе», то есть о фильмах, при съёмках которых действительно страдают или уничтожаются живые люди и животные. Кино, которое выходит в прокат, пусть даже и ограниченный, любой фильм, рассказывающий о жестокости, имеет одну цель — отвратить человека от жестокости.

Само название — «фильм ужасов» — предполагает, что человек испытывает ужас при виде насилия и жестокости. Таким образом, не агитирует и не вовлекается в некий культ, а, напротив, отвращается от этого культа. Достаточно проанализировать сюжет любого фильма ужасов в любом жанре — мистическом, реалистическом, натуралистическом, чтобы получить подтверждение этого тезиса. То есть получается, что, по логике фильмов с культом насилия и жестокости, их не существует в природе.

Но можно посмотреть на это иначе. Можно считать, что любой фильм, в котором есть сцена жестокости и насилия, является автоматически пропагандой. Но так можно довольно далеко зайти, так можно считать, что фильм «Александр Невский» — это пропаганда немецко-фашистских крестоносцев, фильм «Иван Грозный» — пропаганда опричнины, а фильм «Приключения Буратино» — это пропаганда Карабаса-Барабаса, там же показывают его жестокость в отношении кукол, вдруг кто-то начнёт ему симпатизировать. С этой точки зрения, пропагандой жестокости и насилия, безусловно, является роман «Преступление и наказание». Что с того, что Достоевский солидаризуется с Соней Мармеладовой, считающей, что любое преступление — это зло. Возможно, читатель решит, что, наоборот, прав Раскольников, что надо брать топоры и идти громить старушек. Так что это настолько по-разному можно трактовать, что я теряюсь.

Надеюсь, что люди, которые приняли и согласовали этот закон, его хотя бы прочитали — если считать, что они всерьёз хотят что-то запрещать, то сейчас, когда этот закон принят, у них есть оружие для того, чтобы запретить всё, что угодно. Потому что фильмов без насилия и жестокости почти не бывает. Ну, кроме некоторых образцов специфического так называемого «доброго кино» — субкультуры современного российского кинематографа, который исключает любой конфликт, кроме конфликта хорошего с прекрасным. Но во всех остальных случаях, когда положительный герой борется с отрицательным, эта борьба довольно часто носит жестокий характер. Кроме того, жестокость может быть психологической, и «Анна Каренина» — очень жестокое произведение, хотя там никто никого не убивает, кроме Анны, которая убивает сама себя. Это тоже тогда нужно запретить.

Сэм Клебанов, продюсер, кинодистрибьютор, президент компании «Кино без границ»

Мне сложно сказать, из каких пыльных чуланов извлекли депутаты эти архаичные и при этом предельно неконкретные формулировки про пропаганду культа насилия и порнографии. Их расплывчатость означает лишь то, что вопрос допуска фильмов в российские кинотеатры отдаётся на откуп чиновникам и так называемым экспертам, чья компетентность довольно туманна. Это решение полностью соответствует линии государства на ужесточение контроля в области культуры, искусства и развлечений, то есть в той области, где раньше его присутствие было минимальным.

Леонид Каневский. 2010 год.

Творцу и зрителю не нужен регулятор для того, чтобы вступить в контакт друг с другом, но государство, очевидно, считает по-другому и активно берёт на себя функцию такого регулятора. До сих пор рынок кинопроката при всех своих проблемах был свободен, открыт и развивался именно как рынок с минимальным административным вмешательством. Благодаря этому на нём могли появляться и действовать независимые игроки, которые самостоятельно, без оглядки на государство, формировали свой репертуар, закупая фильмы на международном рынке. Все принимаемые и предлагаемые в последнее время изменения явно направлены на сокращение и, возможно, вытеснение независимого сегмента. Независимые игроки очень чувствительны к рискам и теперь к рискам коммерческим добавляются ещё и административные. Сегодня никто не сможет сказать, как будет работать новое законодательство. Что будет определяться как «культ насилия и жестокости».

Может, ничего не изменится, и норма будет применяться в крайне редких исключительных случаях. А может, её начнут активно использовать для запрета жанрового кино. Ведь при желании под её определение могут попасть и хорроры, и жёсткие боевики, и эротические драмы. Я не знаю, получили бы теперь прокатные удостоверения такие фильмы, как «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, «Нимфоманка» и «Антихрист» Ларса фон Триера, «Город бога» Фернандо Мерельиша, «Олдбой» Чхан Ук-пака, «Я видел дьявола» Ким Чжи Вуна… Список можно продолжать долго. В условиях, когда допуск фильма в прокат или его запрет будут определяться решениями чиновников, независимым дистрибьюторам будет всё сложнее брать на себя риски при покупке прав на фильмы. Возможно, целью государства является воспроизводство китайской модели, когда на рынке есть только ограниченное количество самых коммерческих блокбастеров для развлечения широких масс, а всё остальное пространство кинопроката будет отдано идеологически выверенному отечественному кино.

Виктор Матизен, кинокритик, с 2003 по 2011 годы — президент Гильдии киноведов и кинокритиков

Это невозможно никаким образом сформулировать внятно, так, чтобы это легло в основу закона реального. Следовательно, это будут решать на своё усмотрение чиновники, которые ничего не понимают в кино. Они не осмеливаются называть это цензурой, потому что у нас цензура запрещена по Конституции. Но есть совершенно чёткое и явное стремление ограничить право взрослых людей смотреть то, что им хочется смотреть. Это абсолютно антидемократическая мера. Ни один фильм Тарантино, я полагаю, не вышел бы сейчас — кровищи там более чем достаточно. То же касается фильмов, где много мата — документальные фильмы Костомарова и Расторгуева, где люди просто говорят этим языком. Не выйдут без цензурных поправок фильмы Натальи Мещаниновой, Валерии Гай Германики, Звягинцева, или придётся «запикивать» матерные слова, вырезать откровенные сцены, и, не дай бог, там кто-то кого-то «хряснул» по морде — это же тоже насилие. Есть фильмы, которые следовало бы запретить, но они хотят запрещать по своей воле — это называется произволом и беспределом.

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время довольно актуальной является проблема агрессивности и жестокости подростков. Все чаще мы сталкиваемся с этим явлением и в школе.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;

предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования; взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам; система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).

На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

создание комфортной среды для школьников;

стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения. Распределение ролей, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:

общие мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление;

«Доска знакомства» или «Наши открытия» — в каждом учреждении, группе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания другим детям, описание его предпочтений), информация должна носить эмоционально положительный характер, там может быть место для отзывов друзей и педагогов; через «Доску знакомства» «проходят» все дети группы;

«День звезды», «День имени» — каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.;

организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в учреждении организуется выставка его достижений;

организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

спокойно относиться в случае незначительной агрессии;

акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;

контролировать собственные негативные эмоции;

сохранять положительную репутацию ребенка;

демонстрировать модели неагрессивного поведения;

снижать напряжение ситуации.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Читайте также  Узнаем все о субсидии одиноким пенсионерам
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector