Протокол осмотра предметов автомобиля

Протокол осмотра предметов автомобиля

Осмотр транспортного средства по делам о дорожно-транспортных преступлениях

Яковлева А.Ю., адъюнкт кафедры криминалистики Московского университета МВД России.

Осмотр места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях (ДТП) является ключевым следственным действием, в ходе которого должен быть получен широкий круг доказательственной информации. На основе этой информации в дальнейшем будут приниматься решения по делу (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о виновности лиц, участвовавших в ДТП, и т.д.). На данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, будут основываться эксперты при производстве экспертиз.

Одним из важных объектов осмотра на месте ДТП являются транспортные средства.

Осмотр транспортных средств проводится в целях:

  • выявления следов, образовавшихся после аварии;
  • восстановления механизма ДТП;
  • установления технического состояния транспортного средства.

По изученным нами 130 уголовным делам осмотр транспортных средств проводился в 100% случаев.

Проводить осмотр транспортного средства необходимо на месте его обнаружения. Это связано с тем, что в процессе его перемещения многие следы могут быть утеряны, и кроме того, на транспортном средстве могут появиться иные следы, не имеющие отношения к произошедшему событию (например, следы от погрузки и перемещения транспортного средства на эвакуаторе или следы, образовавшиеся при буксировке транспортного средства тросом). В тех случаях, когда на месте происшествия невозможно провести осмотр транспортного средства, его проводят в приспособленном для этих целей месте (отразив это в протоколе).

В тех случаях, когда транспортное средство находится на месте ДТП, его осмотр является составной частью осмотра места происшествия.

Осмотр транспортного средства начинается с уяснения его положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра, другим транспортным средствам и потерпевшему <1>.

<1> См.: Севастьянова Е.Н. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. С. 16.

В протоколе осмотра фиксируют: тип, вид, марку (модель), регистрационный номер транспортного средства, его цвет; номера: двигателя, шасси (рамы), кузова; место нахождения транспортного средства (на проезжей части, на тротуаре, на обочине и др.). Указывают, куда обращена передняя часть транспортного средства.

Мы согласны с А.Г. Кольчуриным, что «для удобства осмотра лучше разделить автомобиль на зоны: передняя часть, левая сторона, задняя часть, правая сторона, капот, багажник, крыша, подкапотное пространство, шины и колеса, рулевой привод, тормоза, днище автомобиля, салон и содержимое багажника» <2>.

<2> Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности. Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 104.

В ходе наружного осмотра транспортного средства устанавливаются и фиксируются имеющиеся на нем следы и повреждения: их вид, форма, размеры, характер, положение относительно частей транспортного средства и дорожного покрытия.

Необходимо отметить, что в большинстве изученных нами уголовных дел следы и повреждения на поверхности транспортных средств не описывались и не измерялись, а просто перечислялись.

Так, гр. Т., управляя автомобилем марки ВАЗ-2104, совершил столкновение с автомобилем марки ВАЗ-2106 под управлением гр. М. В результате данного ДТП гр. М. погиб.

В протоколе осмотра транспортного средства имеются следующие описания повреждений транспортных средств: «Внешние повреждения: ВАЗ-2106: оба передние крыла, капот, крыша, передняя панель, левая фара, передний бампер, левый подфарник, обе передние двери, оба передних колеса, передняя подвеска, лобовое стекло, задний мост, возможны скрытые дефекты.

ВАЗ-2104: правое переднее крыло и дверь, правое заднее крыло, возможны скрытые дефекты» <3>.

<3> Архив Бутырского районного суда г. Москвы, уголовное дело N 83183 (2003 г.).

Из имеющихся в данном протоколе описаний невозможно получить какие-либо сведения о характере имеющихся на поверхности транспортных средств повреждений (например, вмятины это или разрывы). Кроме того, необходимо отметить, что и фотосъемка на месте происшествия в данном случае не проводилась. К сожалению, таких протоколов большинство.

Без сомнения, в тех случаях, когда транспортное средство полностью деформировано, невозможно описать все повреждения на его поверхности и их размеры, особенно если служба спасения для извлечения пострадавших из транспортного средства разрезала кузов.

При поиске следов на поверхности транспортного средства нужно исходить из характера произошедшего события. Так, например, если произошел наезд на пешехода, особое внимание уделяют осмотру передней части автомобиля (бампер, фары, капот и др.), а при столкновении — осмотру места контакта транспортных средств.

В дальнейшем сопоставлением повреждений и следов, имеющихся на транспортном средстве, с повреждениями и следами на пострадавшем или на предметах позволяет установить, могли ли эти следы и повреждения быть оставлены данным транспортным средством <4>.

<4> Котик М.М., Котик В.В. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Таллин: ВАЛГУС, 1980. С 104.

Кроме наружных поверхностей транспортного средства необходимо осматривать и его салон.

Например, в тех случаях, когда водитель транспортного средства с места происшествия скрылся или отрицает факт управления транспортным средством, в целях обнаружения и изъятия следов рук осматриваются гладкие поверхности тех механизмов и частей транспортного средства, до которых обычно дотрагивается водитель. Такими местами являются рулевое колесо, кнопка звукового сигнала, рычаг переключения скоростей, рычаг ручного тормоза, щиток с приборами, лобовое стекло, боковые стекла кабины, гладкая поверхность дверок и ручек дверок и т.д. <5>.

<5> См.: Жарский В.Е. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Лекция. М., 1968. С. 13 — 14.

В результате осмотра транспортного средства выявляют и фиксируют:

  1. количество осей и колес, ширину колеи передних и задних колес, размер шин, рисунок протектора шин (обыкновенный, комбинированный, повышенной проходимости), состояние шин (износ рисунка протектора, наличие повреждений на них и т.п.), давление воздуха в шинах каждого колеса;
  2. степень загруженности транспортного средства, характер груза, его габариты и способ увязки, повреждения груза;
  3. показания спидометра, манометра тормозной системы, положение рычагов ручного тормоза и переключения передач, состояние рулевого управления и состояние тормозной системы (по результатам внешнего осмотра);
  4. состояние осветительных сигнальных приборов, состояние лобового и боковых стекол транспортного средства, наличие и исправность стеклоочистителей и зеркал заднего вида;
  5. характер неисправностей других агрегатов и механизмов <6>.

Для проверки технического состояния транспортных средств в ходе осмотра используются следующие основные приемы проверки: визуальный (внешний) осмотр; опробование функционального действия на месте (при неработающем и при работающем двигателе); дорожные испытания. Возможность применения тех или иных приемов (кроме визуального осмотра) зависит от степени и характера повреждений транспортного средства в ДТП <7>.

<7> Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие / Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.Н. Шапорова. Минск: НИИПККиСЭ; Изд. «Харвест», 2004. С. 23.

Опрос 43 сотрудников УВД, специализирующихся на расследовании ДТП, показал, что наибольшую сложность у 55% из них вызывает как раз проверка технического состояния транспортного средства, проводимая в ходе осмотра транспортного средства на месте происшествия.

Такие сложности связаны с достаточно частым отсутствием:

  • технической возможности (например, при полном механическом повреждении транспортного средства);
  • специалиста (в большинстве случаев следователь не обладает достаточными познаниями, необходимыми для определения технического состояния рулевого управления, тормозной системы транспортного средства, и сделать выводы об их исправности или неисправности он не может);
  • соответствующего оборудования, необходимого для проведения проверки технического состояния транспортного средства на месте ДТП.

Одной из проблем, возникающих у следователей в г. Москве, является хранение задержанных транспортных средств. Это связано с тем, что практически все автостоянки являются платными. Например, в тех случаях, когда задерживается транспорт потерпевших, доставленных в медицинские учреждения с места ДТП, в дальнейшем они вынуждены платить за хранение транспортных средств, что вызывает их обоснованное возмущение. Кроме того, как отметили в ходе опроса следователи, в некоторых случаях при отсутствии эвакуаторов перемещение транспортных средств осуществляется не приспособленным для таких целей транспортом (бункеровозами для мусорных контейнеров и т.п.), что иногда приводит к нанесению дополнительных повреждений транспортным средствам <8>.

<8> Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

По нашему мнению, должны быть организованы бесплатные закрытые стоянки при органах внутренних дел (особенно в крупных городах), предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, участвовавших в ДТП, которые будут там находиться до момента проведения экспертных исследований.

Это нужно еще и для того, чтобы исключить случаи, когда водители (участники ДТП) успевают до проведения автотехнических экспертиз и исследований продать или отремонтировать транспортное средство (если оно не было задержано) <9>.

<9> Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Кроме того, в распоряжении СОГ, выезжающей на место ДТП, в обязательном порядке должен быть дежурный эвакуатор, который будет доставлять транспортные средства к месту их временного хранения.

Осмотр места происшествия по делам о наркотических средствах

Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов регулируется ст. ст. 176–177 УПК РФ и производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра. Осмотр не может подменять собой обыск.

В Определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича на нарушение их конституционных прав пунктом 43 статьи 5, статьями 144 и 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указывается: «Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, при этом осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (статья 176 УПК Российской Федерации).

По общему правилу, осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (части вторая четвертая статьи 177 УПК Российской Федерации). Изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.).

Таким образом, осмотр места происшествия, в ходе которого допускается изъятие обнаруженных следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, будучи направленным на достижение конституционно оправданных целей, не может проводиться при отсутствии сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно процессуальным законом и принятого в соответствии с ним».

Касательно разграничения досмотра в порядке КоАП РФ и обыска в порядке УПК РФ необходимо отметить порочную практику первоначального изъятия наркотиков при задержании и личном досмотре лица в порядке производства по делу об административном правонарушении, а не уголовном преступлении. Составление протокола личного досмотра на основании ст. ст. 27.1, 27.7, 27.9 и 27.10 КоАП РФ, п. 16 ст. 13 Федерального закона «О полиции» не основано на законе, так как в таком случае полиции необходимо иметь основания привлечения лица за совершение административного правонарушения, тогда как по большей части уголовных дел о наркотиках таких оснований не имелось.

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может быть непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения или поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. На основании п. 16 ст. 13 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения. Однако материалы уголовных дел, как правило, не содержат каких-либо подтверждений наличия у сотрудника полиции, проводившего досмотр, конкретных данных, оперативной или иной информации о том, что лицо имеет при себе наркотические средства.

Ввиду изложенного, необходимо настаивать на недопустимости протокола личного досмотра в качестве доказательства изъятия наркотиков по уголовному делу.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Осмотра предметов (документов)

6. Фабула В период с 20.00 01.06.2012 г. до 07.30 02.06.2012 г. неустановленные лица совершили кражу у дома № 30, корпус № 2 по улице Судовой в городе Энске автомашины «Тайота Авенсис», идентификационный номер (VIN) ХХ2244668800, номер кузова 668800, номер двигателя ZZ2345, г.р.з. Т 062 СА 177 РУС, принадлежащую Петрову А.А.

Б. Состав преступления

7. Вид преступления____ 8. Признаки____ 9. Квалификация по ст. УК 158 ч.3

В. Обстоятельства хищения

С. Сведения о ТС

36. Особые приметы 1) Царапина длиной 7 см и шириной 5 мм на пороге под левой передней дверью; 2) Матовый оттенок слоя черной краски на передней части бампера с левой стороны; 3) Склеенные при помощи синтетических прозрачных смол две верхние крепёжные скобы левой передней фары.

МВД Российской Федерации

Отдел внутренних дел по г. Энску

Экспертно-криминалистический центр

г. Энск, ул. Морская, д. 10 тел. 437-97-90

Ф О Т О Т А Б Л И Ц А №7530-А

к протоколу осмотра места происшествияот 02.06.2012

по факту кражи автомашины Тайота Авенсис, принадлежащей Петрову А.А., по адресу: г. Энск, ул. Судовая, дом № 30, корпус № 2

Размещаются снимки (наклеиваются фотоснимки, распечатываются в цифровом виде): обзорные, ориентирующие, место парковки похищенной автомашины с участием Петрова А.А. со стороны проезжей части и со стороны дома № 30, корпус № 2 по ул. Судовая; участок местности между домом № 30, корпус № 2 по улице Судовая и забором школы со стороны проезжей части и со стороны школы; обнаруженной под кустом бутылки из-под пива «Балтика № 9», заверяются печатью ЭКЦ ОВД.

Специалист Подпись Торкина П.С.

Копия

ШТАМП следственного отдела при ОВД по г. Энску 02.06.2012 исх. № 1/3 – 345[5]Петрову Андрею Андреевичу ул. Дубовая, д. 18, кв. 55 г. Энск, 117393

У В Е Д О М Л Е Н И Е

В соответствии с ч.2 ст.145 УПК РФ сообщаю Вам, что по результатам рассмотрения Вашего заявления о тайном хищении неизвестными лицами в период с 20 часов 00 минут 1 июня до 7 часов 30 минут 2 июня 2012 года по адресу: г. Энск, ул. Судовая, дом № 30, корпус № 2, автомашины «Тайота Авенсис», государственный регистрационный знак Т 062 СА 177 РУС, возбуждено уголовное дело № 876543 в отношении неустановленного лица, по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Разъясняю, что Вы в праве обжаловать данное решение руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Следователь Иванов И.И.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О признании гражданским истцом

г. Энск «2» июня 2012 года

Следователь СО при ОВД по г. Энску майор юстиции Иванов И.И., рассмотрев материалы уголовного дела № 876543 и требование Петрова А.А. о возмещении имущественного вреда,

у с т а н о в и л :

В период с 20 часов 00 минут 1 июня до 7 часов 30 минут 2 июня 2012 года неизвестные лица тайно похитили находившуюся возле дома № 30, корпус № 2 по улице Судовой в городе Энске автомашину марки «Тайота Авенсис» стоимостью 290 тысяч рублей, принадлежащую Петрову А.А. на праве собственности.

Потерпевший Петров А.А. в ходе допроса 02.06.2012 показал, что кроме автомашины были похищены принадлежащие ему: саперная лопата стоимостью 5 тысяч рублей; домкрат стоимостью 3 тысячи рублей; три компакт-диска с записями музыкальной группы «Куин» стоимостью 1 тысяча рублей и заявил ходатайство о признании его по уголовному делу гражданским истцом на сумму причинённого ущерба, т.е. 299 тысяч рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 44 УПК РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать Петрова Андрея Андреевича гражданским истцом по данному уголовному делу, о чём ему объявить.

Следователь Подпись Иванова

Настоящее постановление мне объявлено « 2 » июня 2012 года.

Одновременно мне разъяснены права и ответственность, предусмотренные частями 4-6 ст. 44 УПК РФ.

Гражданский истец Подпись Петрова

Следователь Подпись Иванова

П Р О Т О К О Л

осмотра предметов (документов)

г. Энск« 2 »июня 2012 г.

Осмотр начат в 12 час. 40 мин.

Осмотр окончен в 13 час. 10 мин.

Следователь СО при ОВД по г. Энску майор юстиции Иванов И.И., в присутствии понятых:

1. Коркина Семёна Сергеевича, зарег. по адресу: г. Энск, ул. Луговая, дом № 12, кв. 13, тел. 122-23-52;

2. Рублёвой Юлии Гавриловны, зарег. по адресу: г. Энск, ул. Св. Доллара, дом № 99, кв. 16, тел. 453-16-86,

и с участием специалиста ЭКЦ ОВД по г.Энску Торкина П.С., в соответствии со ст.164, ч.1 ст.176, чч. 1-4 и 6 ст.177 УПК РФ произвёл осмотр в служ. каб. № 217 ОВД документов и ключа, изъятых у Петрова А.А., о чём в соответствии со ст. 166 УПК РФ составил настоящий протокол.

Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснен порядок его производства, а также их права и обязанности.

Понятым до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.

Подпись понятого Коркиной

Подпись понятого Рублёвой

Специалисту ЭКЦ ОВД Торкину П.С. разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 58 (57) УПК РФ.

Подпись специалиста Торкина

Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств комплекта унифицированного криминалистического чемодана (измерительные, поисковые, оптические инструменты и приборы) специалистом ЭКЦ ОВД Торкиным П.С.

Осмотр производился в условиях при искусственном достаточном освещении.

Осмотром установлено: В бумажном конверте………….содержатся:

1. Свидетельство о регистрации транспортного средства № 73 НК 987654 — автомашины «Тайота Авенсис», черного цвета, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) ХХ2244668800, номер кузова 668800, номер двигателя ZZ2345, г.р.з. Т 062 СА 177 РУС, собственник Петров Андрей Андреевич, зарегистрированный по адресу: г. Энск, ул. Дубовая, д. 18, кв.55, представляющее собой двухсторонний типовой бланк размером сторон 105х75мм, заламинированный в прозрачный поли-

Подписи понятых, эксперта

мерный материал, заполненный в соответствующих строках печатным текстом, выполненным красящим веществом чёрного цвета, а также подписью, выполненной красящим веществом синего цвета, выданное ГИБДД ОВД г. Энска 28.05.2004. В строке «Выдано ГИБДД» расположен оттиск круглой печати с текстом «ГИБДД ОВД г. Энска * МВД РФ….», выполненный красящим веществом фиолетового цвета;

2. Паспорт транспортного средства № 51 СМ 345678 — автомашины «Тайота Авенсис», черного цвета, 2004 года изготовления, идентифика-ционный номер (VIN) ХХ2244668800, номер кузова 668800, номер двигателя ZZ2345, г.р.з. Т 062 СА 177 РУС, первый собственник ООО «Энск-Авто», расположенное по адресу: г. Энск, ул. Пролетарская, дом № 23, настоящий собственник Петров Андрей Андреевич, зарегистриро-ванный по адресу: г. Энск, ул. Дубовая, д. 18, кв.55, представляющий собой двухсторонний типовой бланк размером сторон 295х210мм, заполненный в соответствующих строках печатным текстом, выполненным крася-щим веществом чёрного цвета, с подписями, выполненными красящими веществами синего и фиолетового цветов, выданный 15.04.2004. Кроме того, на: — лицевой стороне в графе «м.п.» расположен оттиск простой круглой печати с текстом «Энский автомобильный завод* ….», выполнен-ный красящим веществом фиолетового цвета; — оборотной стороне в соответствующих строках расположены оттиски круглых печатей различных организаций;

3. Ключ из металла белого цвета, квадратная форма головки, выполненная из полимерного материала черного цвета с логотипом «Тайота», которые в присутствии понятых упакованы в один бумажный конверт белого цвета с надписью «Свидетельство о регистрации ТС № 73 НК 987654, ПТС № 51 СМ 345678, ключ с брелоком, выданные 02.06.2012 Петровым А.А.», клапаны конверта заклеены, подписаны следователем и понятыми, опечатаны круглой печатью с текстом «ОВД по г. Энск*Для пакетов №…». По заявлению эксперта Торкина, осмотренные документы признаков подделки не содержат.

В ходе осмотра проводились: исследовани[6]я с помощью оптических инструментов специалистом Торкиным

К протоколу осмотра прилагаются заверенные ксерокопии осмотренных[7] документов: свидетельства о регистрации ТС, ПТС.

Протокол прочитан вслух следователем.

Замечаний к протоколу, заявления на действия участников осмотра и правильность составления протокола не поступили.

Осмотр транспортных средств

Транспортные средства, находящиеся на месте происшествия, осматриваются, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, одновременно с трупом или сразу после него.

Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим транспортным средствам и трупу.

В свою очередь, положение объектов первоочередного осмотра (о котором речь шла ранее) определяется в том числе и по отношению к транспортным средствам, а также трупу. Таким образом, получается взаимосвязанная система следов и объектов, их неповторимая совокупность.

Осмотр транспортных средств на месте происшествия осуществляется двумя методами — статическим и динамическим. При статическом осмотре транспортное средство воспринимается как элемент обстановки места происшествия, занимающий определенное положение по отношению к окружающим его объектам. Оно фотографируется, наносится на схему дорожной обстановки.

В протоколе осмотра следователь указывает: какое это транспортное средство, его тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, вес и т.д.; где находится транспортное средство (на проезжей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке и т.д.), как расположено на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя часть, правая и левая стороны от элементов дороги, других транспортных средств, трупа,

.і также объектов, избранных следователем в качестве ориентиров. Эти объекты-ориентиры следователь определяет в про- I іессе общего осмотра дорожно-транспортного преступления. Определяя положение транспортного средства по отношению к элементам дороги (бордюру, обочине, линии разметки), следователь указывает, куда обращена передняя часть транспортного средства.

Осмотр транспортного средства рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля (передней, боковых, кабины и кузова). Отыскиваются следы рук человека, фиксируется их форма, положение на частях автомобиля, размеры и высота над уровнем земли, тщательно осматривается и задняя часть.

Заслуживает внимания рекомендация о производстве наружного осмотра транспортного средства «снизу вверх» [28] . При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани. Они находятся чаще всего на выступающих частях переднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя, других узлах и деталях подвески и трансмиссии. Нижнюю часть транспортного средства лучше осматривать из смотровой ямы, и поэтому его доставляют в какой- либо гараж, ремонтную мастерскую или станцию технического обслуживания. Перемещение транспортного средства своим ходом возможно лишь в хорошую, сухую погоду. В ненастье нижняя его часть будет забрызгана грязью и имевшиеся пятна крови, мозгового вещества, волосы, волокна одежды потерпевшего могут быть утрачены. Осмотр транспортного средства в этом случае оформляется отдельным протоколом.

Следы на транспортном средстве в совокупности с иными следами на месте происшествия помогут восстановлению механизма дорожно-транспортного преступления. Их целесообразно анализировать с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трасолога.

В ходе осмотра необходимо изъять и упаковать следы, следы-вещества, предметы (осколки стекла, пластика, лакокрасочного покрытия, иные части, отделившиеся от транспортного средства или препятствия). Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается. Если пятна крови или иных веществ биологического происхождения находятся на деревянных частях или легкосъемных деталях автомашины, то целесообразно их изымать соответственно с частью древесины или деталью.

Осмотр транспортного средства обычно заканчивается проверкой технического состояния агрегатов и систем, непосредственно влияющих на безопасность движения, а именно:

■ приборов освещения и сигнализации.

В ходе проверки тормозной системы инспектором ГИБДД производятся не менее трех опытных заездов с применением торможения основной, запасной и вспомогательной тормоз- иыми системами. Об этом в протоколе осмотра места происшествия производится соответствующая запись. Она может быть примерно такой: «На сухом асфальте горизонтального профиля дороги при движении со скоростью 30 км/ч при торможении ножным тормозом оставлен след от всех колес длиною 8 м» [29] . Если замедление автомобиля измерялось с помощью деселерометра или деселерографа, то об этом также указывается в протоколе осмотра места происшествия и отражаются показания данных приборов. Лента деселерографа изымается и прилагается к протоколу осмотра места происшествия.

Давление в шинах проверяется с помощью манометра, о чем также делается отметка в протоколе осмотра места происшествия. В нем же фиксируется и состояние протектора — степень изношенности его рисунка. В протоколе может быть записано так: «Рисунок протектора шины по центру беговой дорожки просматривается на глубину более 1 мм».

В случае если транспортное средство осматривается не на месте дорожно-транспортного преступления, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места происшествия. Если дорожно-транспортное преступления случилось в ночное время и фары не повреждены, устанавливается освещенность пути фарами осматриваемой машины путем включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствующая запись в протоколе с указанием видимости в метрах освещаемого пути.

Следы и повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, описываются по общим правилам фиксации результатов следственного осмотра с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали транспортного средства. Следователь завершает осмотр составлением протокола осмотра места происшествия и схемы [30] . Протокол и схема подписываются всеми участвующими в осмотре лицами. Оба документа должен составлять сам следователь. На практике это правило часто нарушается, так как схему дорожно-транспортного происшествия составляет инспектор ГИБДД. Ему же нередко поручается и весь детальный осмотр транспортных средств, фиксируемый в отдельном протоколе. Однако описание результатов осмотра транспортного средства в отдельном протоколе не дает целостного представления об обстановке места происшествия и оправдано только в случае осмотра транспортного средства в ином месте после его обнаружения в результате розыскных мер.

Читайте также  Закон о платных парковках во дворах начнет действовать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector