Проверка ГИТ (государственной инспекции по труду)

Проверка ГИТ (государственной инспекции по труду)

Госинспекция труда: так ли страшен этот «зверь»

Трудовые взаимоотношения возникают на любом, даже самом малом предприятии. При мнимой простоте сферы труда работодатели совершают огромное количество ошибок, которые приводят к обращениям их сотрудников за помощью в трудовую инспекцию. Что должен знать работодатель и как вести себя при проверке, читайте в этой статье.

Что такое ГИТ и за чем она следит

Государственные инспекции труда (ГИТ) являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (далее – Роструд). Основная цель их деятельности – выявление и пресечение нарушений в сфере охраны труда, информирование и оказание консультационной поддержки работодателям, обобщение практики и анализ причин нарушений. Также на трудовую инспекцию возложена обязанность по расследованию несчастных случаев на производстве. Подробно полномочия ГИТ изложены в постановлении Правительства РФ от 01.09. 2012 № 875. По сути основными рычагами трудинспекций в сфере надзора являются:

  • проведение проверок;
  • выдача предписаний об устранении нарушения (являются обязательными для исполнения);
  • составление протоколов об административном правонарушении.

Следует отметить, что проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми, а также документальными и выездными. Основания и порядок проведения проверки определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. » и названным выше Постановлением Правительства. Проверка может быть как исключительно документальной, так одновременно выездной и документальной (когда инспектор выезжает к работодателю для ознакомления с документами).

Плановые проверки проводятся один раз в три года согласно ежегодному плану проведения проверок, который ежегодно публикуется на сайте Генпрокуратуры. Поэтому, во-первых, вы будете заранее извещены о грядущей проверке, следовательно, сможете подготовиться А, во-вторых, если вы только зарегистрировали компанию или ИП, то трудинспекция «нагрянет» к вам не ранее, чем через 3 года, за исключением случаев, когда может быть проведена внеплановая проверка.

Назначение внеплановой проверки требует веских оснований. Такими основаниями являются (п. 10 постановления № 875):

  • истечение срока исполнения предписания по правонарушению;
  • поступление сообщения о нарушении соответствующих прав и возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • заявление работника о нарушении его прав, а также запрос работника о проверке условий охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителя (замруководителя) ГИТ или Роструда о проведении проверки.

Основные правонарушения, за которые может быть назначено административное наказание, перечислены в главе 5 КоАП РФ. Их можно подразделить на группы:

1. Общие нарушения (ст. 5.27 КоАП РФ). Под действие данной статьи подпадает обширный список трудовых нарушений, поскольку их перечень Кодексом четко не определен. Это могут быть нарушения законодательства при оформлении на работу, увольнении, по вопросам заработной платы, предоставлением гарантий и прочее.

2. Нарушение специальных норм права (ст. 5.28 – 5.36 КоАП РФ). Данная категория содержит квалифицирующие (уточняющие) составы правонарушений.

Из наиболее распространенных видов нарушений можно назвать:

Нарушения в области охраны труда (самая обширная по количеству видов нарушений категория). Среди них: непроведение медицинских осмотров работников, необеспечение работников спецодеждой и обувью, непроведение аттестации рабочих мест. Причем в практике встречаются «удивительные» случаи, например, при проверке сертифицированной организации в сфере охраны труда ООО « С..» (<данные изъяты>) выявлены нарушения по непроведению обучения работников по охране труда (ст. 212, 225 ТК РФ), не проведены медицинские осмотры работников и т. д.

Нарушения в области трудового договора. Чаще всего среди таких нарушений встречаются: отсутствие письменного оформления взаимоотношений с работником, отсутствие в договоре условий труда, переквалификация договора ГПХ при фактическом выявлении трудовых отношений, нарушение норм закона при переводе работника, изменении условий договора, определении режима работы, нарушение порядка увольнения при ликвидации или сокращения штата. Важным нарушением в данной категории также является нарушение порядка ведения и учета трудовых книжек (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04. 2003 № 225).

При проведении проверки представитель ГИТ также может выявить нарушения относительно локальных актов в сфере труда. Наиболее распространенными в этой подгруппе являются нарушения, связанные с неознакомлением под роспись работника с внутренними актами компании/ИП (ст. 22 ТК РФ), выявление в содержании таких актов положений, нарушающих или ущемляющих права работников организации (ст. 8 ТК РФ).

Важно отметить, что ответственным за подобные действия может быть как хозяйствующий субъект, так и руководитель организации. При этом ответственность одного не исключает ответственности другого (ст. 2.1 КоАП РФ).

Следует помнить, что при обнаружении нарушения максимальный объем ответственности – приостановление деятельности организации или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). И то исключительно при условии повторного привлечения.

Относительно повторности совершенного правонарушения следует пояснить, что ГИТ часто допускает грубейшие ошибки при квалификации деяния повторным, применяя названный вид наказания. Так, работодатель, ранее привлеченный к ответственности за увольнение женщины в положении, в случае привлечения к ответственности по другому случаю, может быть привлечен ГИТ к ответственности с применением квалифицирующего признака. Однако, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 выражена противоположная точка зрения и дано понятие повторности совершения правонарушения. Так, повторным считается лишь то же самое деяние, совершенное более одного раза. Полагаю, работодатель может использовать положения названного постановления для защиты своих прав .

Важно также помнить, что недавно обсуждаемая в СМИ информация относительно значительного увеличения штрафов за нарушение норм о труде, не во всех случаях достоверна. Согласно Федеральному закону от 28.12. 2013 года № 421-ФЗ, обновленная версия статьи 5.27 КоАП РФ начнет действовать с 1 января 2015 года , пока же применяются старые правила.

Что должен знать работодатель

В первую очередь следует помнить, что при проведении любого рода проверок работодатель находится под защитой Закона № 294-ФЗ, а также Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. Работодателю не надо бояться проверки ГИТ, наоборот, стоит подготовиться к ней.

В первую очередь «знания» понадобятся при проведении внеплановой проверки, так как о плановых мероприятиях сообщается заблаговременно. При проведении внеплановой проверки инспектор уведомляет проверяемого о своем визите не позднее, чем за сутки. Но из данного положения есть исключения: в случаях, когда такое предупреждение может снизить эффективность контроля и у инспектора имеются обоснованные опасения, что проверяемое лицо может уничтожить или скрыть «улики», он может обойтись и без уведомления. Однако, такое решение не может быть сумбурным, при проведении проверки без уведомления инспектор обязан обосновать такое решение. При отсутствии обоснования результаты проверки могут быть обжалованы в суд.

Итак, если к Вам пришли с проверкой важно знать, что любые мероприятия в соответствии с Законом № 294-ФЗ могут проводится исключительно на основании распоряжения вышестоящего органа или руководителя территориальной ГИТ (форма – в приложении). Поэтому прежде всего следует запросить у инспектора соответствующее распоряжение. В него обязательно должны быть включены данные об основаниях проведения проверки, сроках ее проведения (по общему правилу – не более 20 дней), а также о запланированных мероприятиях. Если все в документе в порядке, Вы точно будете знать какие документы от Вас потребуют.

При этом следует иметь ввиду, что отсутствие законных оснований, а также нарушение процедуры проведения проверки является основанием для признания проверки незаконной, а принятых в ее ходе документов – недействительными. Однако, если инспекция допустила процессуальные ошибки, а нарушения законодательства о труде были, то для предъявления требования относительно результатов проверки обязательным условием будет устранение нарушений. В противном случае требование признают необоснованным (ст. 2, 17, 18 Конституции РФ).

В ходе проверки инспекторы запросят ряд документов (конкретный перечень зависит от основания проведения проверки). Можно назвать лишь общий перечень, который встречается в наиболее распространенных случаях:

  • учредительные документы (предоставляются в оригинале только в помещении компании или предпринимателя, для приобщения к делу передаются копии);
  • трудовые договоры со всеми дополнениями к ним, коллективные договоры (особое внимание – на отсутствие положений, ущемляющих права трудящихся);
  • трудовые книжки, журнал учета трудовых книжек;
  • внутренние локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях предприятия, о дисциплинарных взысканиях, т. д.);
  • приказы работодателя (о приеме на работу, увольнении, депремировании, применении различных форм ответственности).

Еще до проведения проверок работодателю стоит побеспокоиться о наличии и содержании подобных документов, чтобы в дальнейшем минимизировать риски привлечения к ответственности.

Важно знать, что, согласно статьям 21, 22 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный инспектор имеет право знакомиться, запрашивать и изымать документы только в рамках основания для проведения проверки (только по конкретному лицу или ситуации, если, например, подана жалоба работником). При несоблюдении данных требований, такие действия можно обжаловать (ст. 361 ТК РФ).

По завершению проверки обязательно составляется акт, по установленной законом форме (см. приложение). В случае явного выявления административного правонарушения составляется протокол. Он должен быть представлен руководителю для ознакомления под роспись. В ходе ознакомления он имеет право вносить письменные замечания и пояснения. Также инспектор выносит постановление об устранении нарушения, в котором указаны нарушения и срок их устранения. До истечения этого срока руководитель обязан предоставить письменные пояснения и доказательства устранения.

В заключение отмечу, что рано или поздно ГИТ посетит каждое предприятие, поэтому вместо наивных опасений следует приступить к активным действиям для минимизации своих рисков и благоприятной репутации предприятия с учетом рекомендаций, указанных выше. При грамотном вооружении «опасный зверь» становится «ручным зверьком».

Проверка ГИТ (государственной инспекции по труду)

Сегодня мы поговорим о проверках проводимых инспекторами по труду. Какие бывают проверки у малого бизнеса? Почему малый бизнес — спросите вы.

Все просто — зачастую именно малый бизнес:
— имеет мораторий и плановые проверки ему практически не грозят, к ним не приезжают инспектора;
— большая часть работодателей считает, что у них ничего не случится и все вопросы они смогут решить на месте.

Но проверки бывают и внеплановыми, а от них малый бизнес не освобожден. Итак, основные причины внеплановых проверок малого бизнеса:
1. Жалоба работника на не выплату заработной платы, защиты своих прав (которые нарушены работодателем) и т.д.
2. Несчастный случай с кем-либо из работников с обращением в больницу , с которым не удалось договориться «по – хорошему»

Рассматриваем первый случай.

Вы, как ответственный работодатель, не выплатили работнику (по его мнению) причитающуюся ему денежную сумму. Это может происходить по причине:
— задержки в выплате зарплаты;
— снижение или не выплаты премии в этом месяце из-за уменьшения нагрузки (в связи с падением объемов производства);
— можно при увольнении выплатить только оклад (составляющий сумму, чуть более МРОТ), случайно забыв о дополнительных и стимулирующих выплатах.

Вариантов при которых работник посчитает, что вы нарушили его права очень много.
Спасибо интернету, сейчас найти информацию совсем нетрудно + большое количество юридических фирм, которые легко могут помочь работнику грамотно составить жалобу.

Итог. Составил работник жалобу и отнес он её в трудовую инспекцию. В каждом регионе есть представительство. Ну отнес и отнес, скажите вы, у нас же есть трудовой договор, в нем все прописано, больше чем там ему ничего не положено. Все так и есть, но… ! Инспектор при работе с жалобой запросит у работодателя много чего лишнего (и не удобного для работодателя).
Смотрите, далее выдержки из распоряжений о проведении проверки, с которыми мы постоянно сталкиваемся.

Особенно обращаем Ваше внимание на фразу: «Перечень запрашиваемых документов не является исчерпывающим….»(второй абзац снизу). Это говорит о том, что инспектор может запросить любые документы, касающиеся соблюдения трудового законодательства с целью составления полной картины соблюдения последних в организации (у конкретного работодателя).

Итак, начинаем готовить документы. Cчитаем, что мы сейчас быстро все скачаем (друг Google нам поможет), напишем, подготовим, ведь срок с момента получения распоряжения на предоставление документов у вас есть (согласно в ч. 5 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ он составляет 10 рабочих дней).

Двигаемся по пунктам раздела 13. Пункты 1 и 2 вопросов не вызывают.

Пункт 3 – штатное расписание, штатная расстановка также не должны вызывать проблем, но есть в штатном расписании хитрость, о которой мы уже говорили в отдельной статье про внутреннее совместительство.

Пункт 4
Инспектор запрашивает у вас все кадровые документы за интересующий его (инспектора) период. Если у вас есть только трудовой договор, но нет приказов о приеме(увольнении), заявлений, дополнительных соглашений при совмещении профессий и т.д., то вам это грозит штрафными санкциями по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ для организаций от 30 000 до 50 000 руб., для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.

Вывод: Мы сможем привести все в порядок с существующими сотрудниками, но подписи сотрудника, который написал жалобу в данных документах не будет.

Пункт 5
Готовим бухгалтерские документы, ведомости, платежные листки и опять таки у вас должно быть подтверждение, что работник получал расчетные листки (которые достаточно редко встречаются), расписывался в ведомостях и был ознакомлен с графиком работы, в соответствии, с которым получал заработную плату. Если нет – опять штраф.

Пункт 6
Книга движения трудовых книжек – есть? Хорошо. Нет? Не слышали о такой? Ну вы понимаете ……… ст. 5.27 КоАП

Пункт 7
Специальная оценка условий труда. Не делали? – опять КоАП, но пункт 5.27.2 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. По результатам специальной оценки условий труда в картах должна быть роспись работника.

Цитата из Порядка: «Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.». Есть у вас роспись работника с которым произошел конфликт в карте?

Пункт 8
Обучение руководителей в области охраны труда, ПТМ, ЭБ, Оказанию первой помощи. Центров обучения много, решить данный вопрос можно, но на него нужно время, т.к. к примеру электробезопасность сдается в Ростехнадзоре и комиссия собирается там не по вашему желанию.

Для справки – КоАП 5.27.1 ч. 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Пункт 9
Инструктажи могут проводить только соответственно обученные сотрудники. Поэтому сначала выполняем требования пункта 8, потом проводим инструктажи. Инструктажей у нас 5 (вводный, первичный, повторный(раз в 3-6 месяцев), целевой(в зависимости от вида работ), внеплановый. Написать журнал в порядке приема(увольнения) сотрудников за период можно (правда рука устает сразу столько писать – но это ничего, «загрузим подчиненного»), но, к сожалению, в журнале у вас опять не будет обиженного сотрудника. Размер штрафа смотрите — в пункте 8. Да и не забываем, что инструктаж и обучение по охране труда – это разные виды обучений. У кого-то оба вида, у кого-то только инструктаж. С этим мы разбираемся в зависимости от профессии и вида работ.

Пункт 10
Средства индивидуальной защиты.
Работодатель устанавливает, в том числе, по результатам специальной оценки условий труда перечень СИЗ, который положен работникам, а еще к СИЗ он устанавливает перечень смывающих и обезвреживающих средств. Даже в офисе эту процедуру нужно прописать, если мыло в дозаторы в бизнес-центре нам наливает «Альфия», наша фея чистоты. Выдает работодатель работникам указанные СИЗ и «мыло» через карточки учета выдачи. И если с текущими работниками вы сможете устранить это нарушение, к примеру быстро купить, завести карточки и выдать сертифицированные СИЗ, то у «обиженного» опять пролет. Штраф – КоАП 5.25.1. ч. 4 — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 11
Медицинский осмотр. Каждый работодатель обязан обеспечить прохождение работником медицинского осмотра перед началом работ. Устанавливается кому, какой медосмотр проходить документов под названием «Контингент». Разрабатывает данный документ работодатель на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н и результатов специальной оценки условий труда.

За отсутствие медосмотра штраф – КоАП 5.27.1 ч.3. (Смотрите пункт 8) , Сможете направить работника, который написал жалобу на внеочередной медицинский осмотр? Желательно, чтобы он еще в приказе о направлении расписался ну и в документах по результатам.

Все, что мы сейчас расписали – это первичные документы, которые запрашивает инспектор для проведения проверки. Как вы понимаете, многое можно привести в порядок, но не все подписи можно экстренно собрать и получается, что по факту каждого нарушения инспектор может выписать штраф. Суммарный размер потенциального штрафа вам поможет собрать в первом приближении калькулятор.

Мы хотели кратко вам написать к чему может привести жалоба работника на работодателя по вопросам защиты своих прав. К сожалению, кратко не получилось.

В следующей статье будем рассматривать вопрос внеплановой проверки инспекции по труду, если произойдет несчастный случай.

Как и всегда наша работа заключается в плановом или экстренном наведении порядка в документах по охране труда и снижении штрафов на бизнес.

Документарная проверка ГИТ: какие документы потребуются?

Проверки работодателей со стороны Государственной инспекции труда проводятся в двух формах – выездной и документарной. И та, и другая могут быть плановыми или внеплановыми. Если в ходе выездной проверки инспекторы находятся на территории работодателя, то документарная проверка проходит в стенах инспекции.

Предмет документарной проверки по охране труда – сведения, содержащиеся в документах работодателя. Интересовать инспекторов будут не только документы, напрямую относящиеся к охране труда, но и устанавливающие их организационно-правовую форму, а также связанные с исполнением требований, предписаний и постановлений Государственной инспекции труда, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Как проводится проверка по охране труда

Документарная проверка проводится по месту нахождения инспекции, без выезда к работодателю. Порядок организации документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) установлен статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Поводом к проверке может служить заявление работника о нарушении его трудовых прав, информация прокуратуры и правоохранительных органов, сообщения СМИ. Основанием является распоряжение или приказ руководителя либо заместителя руководителя Государственной инспекции труда. В нем указывается перечень документов, которые должны быть представлены работодателем.

Как правило, состояние охраны труда проверяется в ходе комплексной проверки. То есть инспекторов будут также интересовать вопросы трудовых правоотношений и кадрового производства, другие темы.

Затребованные инспекцией документы работодатель должен представить в течение 10 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента, когда получен запрос. Поскольку запросы обычно направляют почтой, датой начала срока будет служить отметка почтальона о том, когда письмо было вручено представителю работодателя.

Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или другого должностного лица организации. При этом подлинники представлять нет необходимости. Инспекторы не вправе требовать и нотариального удостоверения копий документов. Данный запрет прямо установлен пунктом 7 статьи 11 Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, работодатель вправе представить запрашиваемые документы в электронном виде. Порядок должен быть установлен Правительством РФ.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Какие документы по охране труда потребует ГИТ

Как правило, инспекторов будет интересовать следующий перечень документов по охране труда:

1. Положение о службе охраны труда (если имеется в организации).

2. Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на работника организации или договор со сторонней организацией о проведении мероприятий по охране труда.

Читайте также  Резервный капитал — актив или пассив?

3. Приказ о распределении обязанностей по ОТ среди руководителей подразделений.

4. Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Отчет о проведении специальной оценки условий труда или аттестации (если еще действует).

6. Перечень сотрудников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

7. Приказ о создании постоянно действующей комиссии по охране труда.

8. Протокол заседания комиссии по охране труда.

9. Программы обучения по охране труда по профессиям.

10. Программы вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте

11. Документы, подтверждающие обучение работников по охране труда (удостоверения), в том числе руководителя организации.

12. Документы, связанные с выдачей СИЗ (личные карточки работников).

o вводного инструктажа;

o инструктажа на рабочем месте;

o регистрации несчастных случаев на производстве;

o предрейсового медосмотра.

14. Инструкция по оказанию первой помощи.

15. Перечень инструкций по охране труда.

16. Инструкции по охране труда на каждую должность.

Даже если работодатель не занимается производством и у него нет станков и производственного оборудования, то наверняка имеются компьютеры. Поэтому обязательно нужно иметь инструкции по работе с персональным компьютером и копировально-множительной техникой. Эти документы также могу запросить в инспекции.

Инспекторы могут затребовать и другие документы, если сочтут, что представленные им сведения не дают полной картины или содержат неверные сведения.

Если работодатель вовремя не представит указанные документы, представит их в неполном объеме или в искаженном виде, он может быть оштрафован. Размер штрафа для организации составляет от 3000 до 5000 рублей, ее руководителя – от 300 до 500 рублей. Суммы не очень большие, но необходимо учесть, что действия работодателя могут быть расценены как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок. За подобное нарушение организация может быть оштрафована на сумму от 5000 до 10 000 рублей, а ее руководитель – на сумму от 2000 до 4000 рублей (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ). Если же в результате воспрепятствования или уклонения инспекторы не смогли провести или закончить проверку, наказание станет строже. Штраф для организации составит от 20 000 до 50 000 рублей, для руководителя – от 5000 до 10 000 рублей (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ). За повторное нарушение санкции еще возрастут. Организацию оштрафуют на сумму от 50 000 до 100 000 рублей, а руководителя – от 10 000 до 20 000 рублей. Вместо штрафа его могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до одного года (ч. 3. ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Рекомендуем Вам рассмотреть для заключения договора на подготовку к проверке ГИТ организацию АНО «ТМЦОТ»,

как отвечающую всем требованиям, предъявляемым к организациям, проводящим аутсорсинг по охране труда

Проверка ГИТ (государственной инспекции по труду)

Государственная инспекция труда – территориальный орган ФИТ, осуществляющий контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в соответствующем субъекте РФ.

Обращаться в инспекцию по труду могут как граждане, так и профсоюзы.

Важнейшая задача инспекции – защита трудовых прав граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, но с работодателем договориться не удалось, Вы можете обратиться в инспекцию. На основании письменного обращения работника инспекция проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав. Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (распоряжение) об устранении нарушения, в том числе и о восстановлении незаконно уволенного работника на работе (об отмене незаконного приказа об увольнении). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).

Государственная инспекция труда создана при Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) при Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Адрес Роструда: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1.

Почтовый адрес: 127994, г. Москва, Рахмановский переулок, дом 3.

Телефон: (495) 698-87-37

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес государственной инспекции труда по г. Москве:

Почтовый адрес: 115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3

Контактный телефон: (495) 343-91-90

У государственных инспекций труда в других регионах РФ также есть свои интернет-сайты. На основании ч. 3 ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа. Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, — http://git77.rostrud.ru/room/ (обращение в инспекцию по г. Москве) .

•контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях,
•рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е. наложение на работодателей штрафов;
•контроль за соблюдением работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
•прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав,
•восстановление нарушенных прав граждан (на практике, как правило, инспекция дистанцируется от разрешения трудовых конфликтов и рекомендует гражданам обращаться в суд);

В инспекцию по труду может обратиться отдельный гражданин, группа людей, или профсоюз. Руководители и другие должностные лица в инспекции обязаны проводить личный прием граждан в специально установленное время, когда граждане могут прийти к инспектору, передать ему свое заявление, жалобу и, если нужно, дать какие-то пояснения.

Какого-то особого порядка и формы обращения в инспекцию по труду нет. Но если вы хотите, чтобы ваше обращение инспекция рассмотрела без заминок, соблюдайте следующие правила.

ЭТО ВАЖНО:
Во-первых, свое письменное заявление вы должны подписать лично, указав полностью фамилию, имя, отчество, а также информацию о месте жительства, работы или учебы. Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Инспекция обязана воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, в заявлении вы должны изложить конкретные факты нарушения трудовых прав, либо сообщить о предполагаемых нарушениях. Не стоит подробно описывать свое возмущение по поводу действий работодателя, это может запутать инспектора, и он долго будет разбираться с вашим заявлением. Постарайтесь четко и по порядку перечислить факты нарушения ваших прав. Тем самым Вы поможете инспектору быстрее уяснить проблему и оперативно ее решить.

Сроки рассмотрения Вашего заявления

Обычно заявление (если оно не требует специальных проверок, документов и пр.) рассматривается безотлагательно, в крайнем случае не позднее 15 дней. Максимальный срок рассмотрения заявления или жалобы один месяц со дня поступления.

Следует иметь в виду, что в связи с возрастающей загруженностью государственных инспекторов труда и нехваткой кадров в этой службе обращения рассматриваются, как правило, дольше, особенно в крупных городах. Так, например, в г. Москве рассмотрение обращения в государственной инспекции труда может длиться более шести месяцев.

ЭТО ВАЖНО: Есть специальные сроки. Например, при рассмотрении жалоб профсоюза в некоторых ситуациях (см. ст.373 Трудового кодекса РФ).

Как найти инспекцию по труду?

Государственные инспекции труда образуются в субъектах Российской Федерации, т.е. действуют на уровне региона.

Это значит, что искать инспекцию в родном городе могут только жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также жители городов-столиц регионов.

Так, инспекции труда есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми, Кирове, Владивостоке. Ульяновске, Новосибирске, Хабаровске и т.д.

А, например, в г. Электроугли Московской области инспектора по труду найти не удастся – ближайший территориальный орган Рострудинспекции будет находиться в Москве.

Из этого правила есть исключения. Например, у Государственной инспекции труда в Самарской области есть отделы – в городах Сызрани и Тольятти.

Однако если даже Вы живете далеко от регионального центра и до инспектора далеко – попробуйте сначала обратиться в профсоюз!

Дело в том, что профсоюзы и инспекции труда проводят совместные проверки предприятий.

Обратитесь в профсоюз на ближайшее промышленное предприятие — там наверняка Вам подскажут как найти инспекцию по труду и помогут советом!

Адрес практически любого государственного органа можно найти в Интернете. Обращаться в инспекцию по труду не обязательно лично – можно отправить Ваше обращение по почте. Если хотите быть уверенным, что Ваше обращение дошло адресату – отправляйте его заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае Вы будете точно знать, когда орган Рострудинспекции получил Ваше письмо, и сможете интересоваться результатами рассмотрения письменно либо по телефону.

Контакты Федеральной службы по труду и занятости при Министерстве труда и социальной защиты РФ, при котором работает Государственная инспекция труда:

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

На этом же сайте в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ:
http://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/

Все инспекции по труду на уровне субъектов РФ имеют собственные сайты. Например:

• Государственная инспекция труда в г. Москве – http://git77.rostrud.ru/
• Государственная инспекция труда в Чувашской Республике – http://git21.rostrud.ru/
• Государственная инспекция труда в Самарской области – http://git63.rostrud.ru/
• Государственная инспекция труда в Кировской области – http://git43.rostrud.ru/
и т. п.

Как Вы заметили, чтобы попасть на сайт инспекции труда в Вашем регионе достаточно ввести в адресной строке браузера следующее:
git(номер Вашего региона).rostrud.ru

Полномочия государственного инспектора труда

ДДля того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь!

Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда.

Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае.

Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).

Итак, государственный инспектор труда имеет право:

· беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

· запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, и другую информацию;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

· направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

· запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Что обязан сделать инспектор по труду (или другое должностное лицо), который принял у вас заявление?

Инспектор должен внимательно изучить ваше обращение, разобраться в допущенных нарушениях, принять решение и сообщить об этом вам в письменной или устной форме. Если ваше заявление будет отклонено (т.е. вы получите отказ), инспектор должен объяснить вам причины отказа.

ВНИМАНИЕ! Если причины отказа вас не убедят, вы имеете право обжаловать его, а инспектор обязан вам разъяснять порядок обжалования. (Правда, вы должны его попросить об этом).

У вас есть право обжаловать решение инспектора, если вы с ним не согласны.

Решение государственного инспектора труда могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В административном порядке жалоба подается в вышестоящую инстанцию — Федеральную службу по труду и занятости при Министерстве труда и социальной защиты РФ .

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Решения главного государственного инспектора труда РФ также можно обжаловать в судебном порядке. В судебном порядке решение обжалуется в суд по месту нахождения инспектора или по месту жительства человека, обратившегося с жалобой.

Отвественность работодателя за несоблюдение требований государственного инспектора

•За невыполнение требований государственных инспекторов по труду работодатель наказывается предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей; на должностных лиц — от двух до четырех тысяч рублей (ст.19.4 КоАП РФ).

•Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной до двух тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей (ст.19.5 КоАП РФ).

•Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей (ст.19.6 КоАП РФ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector