Рапорт об обнаружении признаков преступления: ст

Рапорт об обнаружении признаков преступления: ст

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления по УПК РФ

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

порядок составления рапорта

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

письменное заявление

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.

Форма рапорта

Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.

форма рапрта

Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.

Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:

  1. В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
  2. Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
  3. Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
  4. Название документа по центру страницы.
  5. Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
  6. Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.

Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.

По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.

Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что рапорт следователя, составленный в порядке ст.143 УПК РФ доказательством виновности обвиняемого признан быть не может

Конституционный Суд РФ разъяснил, что рапорт следователя, составленный в порядке ст.143 УПК РФ доказательством виновности обвиняемого признан быть не может

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел ряд обращений осужденного Александра Колосова (защитники адвокаты Игорь и Светлана Копытовы), связанных с вопросами привлечения к уголовной ответственности и доказывании виновности лица по уголовному делу, возбужденном на материалах, выделенных в порядке ст.155 УПК РФ из другого уголовного дела.

Одно из обращений было основано на том, что Елизовский районный суд, при вынесении приговора, в качестве доказательства виновности осужденного сослался на рапорт следователя об обнаружении им преступления, составленный в порядке ст.143 УПК РФ. Конституционный Суд РФ отказался принимать к рассмотрению указанную жалобу осужденного. Однако из определения Конституционного Суда РФ следует, что подобный документ не может признаваться судами в качестве доказательства виновности.

Вот как Конституционный Суд РФ в определении от 23 июля 2020 года №1858-О сформулировал назначение указанного рапорта:

«Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном этим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела; в качестве доказательств допускаются в том числе документы, включая материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 этого Кодекса, – путем производства следственных и иных процессуальных действий, им предусмотренных; документы, обладающие признаками, указанными в части первой его статьи 81, признаются вещественными доказательствами (статьи 73, 74 и 84). Рапорт же об обнаружении признаков преступления, составляемый лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, нежели указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 этого Кодекса, его статья 143 относит к поводу для возбуждения уголовного дела».

Таким образом, Конституционный Суд РФ констатировал, что рапорт, составленный в порядке ст.143 УПК РФ, составленный лицом на основании информации, полученной в ходе изучения уголовного дела, то есть составленный на основании иных источников, нежели указанных в пунктах 1,2 и 4 части 1 статьи 140 УПК РФ, доказательством виновности обвиняемого признан быть не может, а имеет иное процессуальное назначение, предусмотренное законом, — может быть использован только как повод для возбуждения уголовного дела.

Адвокат Игорь Копытов, готовивший и направлявший обращение от имени Александра Колосова, пояснил, что, конечно, ожидал от Конституционного Суда более твердой позиции. В частности, и с ссылкой на то, что следователь не может быть источником происхождения информации (В противном случае он подлежит отводу и должен привлекаться в дело как свидетель. К примеру, следователь лично видел какие-то действия обвиняемого, по которым тому и предъявляется обвинение). Результаты изучения каких-то документов в зависимости от изучающего их лица, всегда будут разниться. Более того, как может выясниться позже, в части документах может быть изложена недостоверная, сомнительная или ложная информация. Некоторые из таких документов позже будут признаны недопустимыми доказательствами или исключены из доказывания. Если следователи начнут писать рапорта по результатам изучения уголовных дел, то, может оказаться, что никакой уголовный процесс и не нужен будет, так как в качестве доказательств будут одни рапорта, которые и будут основой признания граждан виновными. Оценить же мнение следователя, высказывающего позицию в рапорте невозможно. Но, Конституционный Суд, к сожалению, не стал давать оценку рапорту следователя с точки зрения понятия доказательства, в том числе, с точки зрения достоверности, а указал, что закон относит рапорт лишь к поводу для возбуждения уголовного дела. Тем не менее, и это толкование рапорта, составленного в порядке ст.143 УПК РФ, может быть использовано в судебной практике. И в первую очередь по делу Александра Колосова, в котором рапорты следователя в приговоре и апелляционном определении признаны доказательствами его вины. В кассационной жалобе этот вопрос отражен. Кассационная инстанция рассмотрит жалобу 5 октября 2020 года.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарии к ст. 143 УПК РФ

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141) или явки с повинной (ст. 142 УПК); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

3. В рапорте об обнаружении признаков преступления «иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. (См. коммент. к ст. ст. 91 — 92). Особым значением обладает рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения дела. Материалы оперативных проверок — результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, сами одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления. Об использовании в доказывании результатов ОРД см. коммент. к ст. 89. Между оперативно-розыскным законодательством и комментируемой статьей УПК существует коллизия, которая вызывает проблемы в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Данная норма не является основанием для нарушения УПК. Поступившие в оперативные органы сведения о признаках преступления всегда могут повлечь оперативно-розыскную проверку (проведение ОРМ). Однако в тех случаях, когда эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они как поводы к возбуждению дела должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должны быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка. Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если:

а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). См. коммент. к ст. 61;

б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. См. коммент. к ч. 2 ст. 41.

Рапорт об обнаружении признаков преступления

рапорт

Под сообщением о готовящемся или совершенном преступлении понимается соответствующее сообщение об этом, полученное из иных источников, нежели рассмотренных в предыдущих публикациях (заявление о преступлении и явка с повинной). К «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений СМИ, а также из выявленных следователем, дознавателем, прокурором непосредственно в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

Однако практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев иными источникам получения информации о преступлении являются результаты оперативно-розыскной деятельности.

Согласно пункту 4 «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 (далее – Инструкция) дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые могут, в том числе, служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

При этом пункт 7 Инструкции регламентирует порядок, согласно которого результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (более подробно о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд можно прочитать в статье «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности»).

Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела может быть сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, содержащееся не только в рапорте об обнаружении признаков преступления, но и в виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В данном случае, составление рапорта согласуется с положением статьи 143 Уголовно-процессуального кодекса РФ, тогда как о таком документе, как сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности уголовно-процессуальный закон никаких указаний не содержит. Однако мне до настоящего времени не встретилось ни одного уголовного дела, где находилось только сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности. Как правило, одновременно присутствует и рапорт об обнаружении признаков преступления.

При этом результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 19 Инструкции).

Таким образом, все эти сведения должны быть указаны в рапорте об обнаружении признаков преступления или в сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В частности, при изучении данных документов в материалах уголовного дела я бы рекомендовал обращать внимание на наличие сведений о том, в результате какого именно оперативно-розыскного мероприятия обнаружены признаки преступления.

Это связано с тем, что Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), предполагает наличие специальных условий для проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия (ст. 8).

Например, в рапорте об обнаружении признаков преступления будет указано, что взяткополучатель задержан в ходе оперативного эксперимента.

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона об ОРД оперативный эксперимент допускается в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, а также для выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Согласно части 5 данной статьи оперативный эксперимент может проводиться лишь на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 11 Инструкции при представлении лицу, осуществляющему предварительное следствие или дознание, результатов, полученных при проведении оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществлявшего данной мероприятие.

Если в ходе изучения материалов дела будет установлено отсутствие такого постановления, можно будет сделать вывод о том, что при проведении оперативного эксперимента и представлении его результатов следователю был нарушен Федеральный закон.

Вместе с тем, положение ч.2 ст. 50 Конституции РФ запрещает использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона, а значит, можно ходатайствовать о признании доказательств, сформированных на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, недопустимыми.

Таковы основные поводы для возбуждения уголовного дела. В следующей статье речь пойдет об основаниях для его возбуждения.

Читайте также  Как рассчитывается показатель валовой прибыли

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации — подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector