Разрешен ли обгон на перекрестке по ПДД?

Разрешен ли обгон на перекрестке по ПДД?

Обгон на перекрестке по главной дороге

Вопрос: Разрешено ли осуществить обгон на нерегулируемом перекрестке, если до него и после него разметка прерывистая, движение осуществляется по главной дороге, и до перекрестка стоит знак «конец действия знака обгон запрещен»?

Если это нарушение, то какие санкции?

Ответ. Если в вопросе перечислены все имеющиеся дорожные условия на перекрестке (знаки, разметка), то обгон в этих условиях разрешается, потому что в данном случае отсутствуют другие условия, запрещающие этот маневр.

Обратимся к ПДД и вспомним, в каких случаях или при каких условиях обгон на перекрестке запрещается, а в каких он разрешается.

Обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если движение осуществляется по второстепенной дороге (пункт 11.4). Следовательно, обгон разрешается лишь по главной дороге перекрестка.

В нашем случае участник движения намеревается выполнить обгон на нерегулируемом перекрестке, при этом он движется по главной дороге. Встречные полосы главной дороги разделены прерывистой разметкой 1.5, которую пересекать разрешается.

В данном случае обгон на перекрестке по главной дороге разрешен, потому что нет условий, запрещающих обгон (об этом далее по тексту).

Обгон разрешен

В вопросе читателя ничего не сказано о наличии (отсутствии) пешеходного перехода на перекрестке.

Дело в том, что обычно, на нерегулируемых перекрестках, как в населенном пункте, так и вне населенного пункта, организуют нерегулируемый пешеходный переход: устанавливают знаки 5.19.1, 5.19.2, и наносят разметку 1.14.1.

Наличие пешеходного перехода (бывает так, что его заметишь не сразу) может стать большой неожиданностью для выполняющего обгон на перекрестке по главной дороге, при других условиях, которые обгон не запрещают.

На любых (в т.ч. регулируемых) пешеходных переходах ПДД обгон запрещают (пункт 11.4). Рекомендую к прочтению статью Обгон на пешеходном переходе.

Когда имеется пешеходный переход, с обеих сторон перехода наносят сплошную осевую линию разметки, как бы подтверждающую запрет выезда на встречную полосу.

Пока разметка свежая, ее видно хорошо, со временем она может стереться, или зимой оказаться под снегом, т.е. станет не видна. Отсутствие сплошной линии разметки не снимает запрет на обгон на пешеходном переходе.

Переход на перекрестке

При каких условиях обгон на перекрестке по главной дороге запрещается

  • Если перекресток регулируемый. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен.
  • Если перед перекрестком прерывистая разметка 1.5 переходит в сплошную линию 1.1. Бытует мнение, что если водитель начал обгон через прерывистую линию, проехал по встречной полосе левее сплошной линии, а за перекрестком вернулся в свою полосу через прерывистую, то в этом случае нарушения нет. Это не так. Пункт 9.1 (1) запрещает движение по встречной полосе левее сплошной линии.
  • Если до или после перекрестка (по его краям по ходу движения) имеется пешеходный переход. На пешеходных переходах обгон запрещен, как упоминалось выше (пункт 11.4).
  • Если перед перекрестком полоса движения раздваивается, например, для поворота направо или налево знаками и разметкой оборудуется дополнительная полоса. В этом случае дорога становится шире. Пункт 9.2 (на четырехполосной дороге), и пункт 9.3 (на трехполосной дороге) запрещает выезжать на встречную полосу для обгона далее второй полосы. Это правило действует даже в случае, когда разметку на дороге не видно.

Поскольку обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то «неправильный» обгон – это движение по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Соответственно, санкции за нарушение обгона – штраф 5 тыс.руб. или лишение прав до полугода (ст. 12.15 ч. 4 КоАП).

Ну и последнее – вопрос касается безопасности осуществления обгона на перекрестке.

На оживленных участках дороги, либо следуя в потоке других машин, от обгона на нерегулируемых перекрестках лучше всего отказаться совсем. Это связано с тем, что порой бывает трудно угадать действия обгоняемых соседей по дорожному потоку.

Предположим, впереди перекресток, вы совершаете обгон (движетесь по встречной полосе), и искренне уверены в том, что маневр пройдет гладко. Дорога впереди — свободна.

Но вдруг «передний» автомобиль (который вы еще не успели обогнать) неожиданно для вас начинает поворачивать налево прямо перед вашим автомобилем – его водитель вас не увидел, а может, совсем не смотрел в зеркала заднего вида.

Последствия этой ситуации вполне предсказуемы. Наглядный тому пример – в статьях по дорожным ситуациям ДТП при обгоне на перекрестке и Левый поворот на перекрестке.

Несколько другие ситуации, связанные с обгоном на перекрестках, рассмотрены в статьях Опасность затяжного обгона и Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение).

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 15.10.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Обгон на перекрестке, пешеходном переходе и так далее: что разрешено, что нет и каков штраф

С обгонами и опережениями водители сталкиваются каждый день, а вот полного понимания того, что запрещено, а что разрешено, у многих водителей нет, причем иногда это даже не зависит от стажа. Давайте разберемся с тем, можно ли обгонять на перекрестке, пешеходном переходе, мосту и так далее, где обгонять запрещено всегда и чем чревато нарушение правил обгона.

Это определение выучили уже почти все, но для начала все равно кратко напомним, что такое обгон: согласно ПДД, это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». То есть, без выезда на встречную полосу маневр обгоном не считается – это просто опережение, и касающиеся только обгона пункты ПДД на него не распространяются.

Правила выполнения обгона и опережения регламентируются разделом 11 ПДД, а конкретные места, где обгон запрещен, указаны в пункте 11.4. Согласно ему, обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит учитывать, что в большинстве случаев участки, где обгон запрещен, дополнительно выделены сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Кроме того, вне населенных пунктов зоны запрета обгона для легковых автомобилей могут быть выделены знаком 3.20 «Обгон запрещен» в сочетании со сплошной линией разметки.

Помимо запрета обгона на определенных участках есть и запрет на выполнение обгона в конкретных ситуациях, перечисленных в пункте 11.2 ПДД. Согласно ему, водителю запрещено выполнять обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Это простые правила, позволяющие обеспечить безопасность этого сложного маневра: нельзя обгонять уже обгоняющую машину (в народе это называется двойной обгон), начинать обгон, когда уже обгоняют вас, а также пытаться выполнить обгон, в котором вы не уверены. Последнее касается и ситуаций, когда водитель завершает обгон через сплошную линию разметки: как мы знаем, такой маневр всегда безусловно запрещен, поэтому при обгоне нужно внимательно следить за разметкой: за 100 метров до начала сплошной появится длинная прерывистая. Ну а в случае нарушения всех этих пунктов при ДТП виновником будет признан именно водитель, начавший обгон в условиях запрета.

Исходя из ПДД и логики, обгон разрешен везде, где он не запрещен. С простыми ситуациями здесь все ясно – сконцентрируемся на тех, что понимают не все водители.

К примеру, разрешен обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге в условиях достаточной видимости и при соблюдении прочих правил. Некоторые водители полагают, что перекресток – зона безусловного запрета обгона, но это не так. Если перекресток нерегулируемый (то есть, на нем нет светофоров), а главная дорога на нем не меняет направления (то есть, остается прямой), обеспечивает достаточную видимость и не имеет прочих признаков запрета обгона (например, сплошной линии разметки), то обгон в этом месте разрешен.

Кроме того, разрешен обгон после железнодорожного переезда при соблюдении прочих правил. Как указано выше, обгонять нельзя на переезде и за 100 метров до него, но если дорога за переездом не имеет сплошной линии разметки, то обгон разрешен сразу за ним.

Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое. Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Ну а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Всё об обгоне: штраф или лишение? На переходах, перекрёстках, под знак и через сплошную

Штраф за обгон

Обгон может быть запрещённым или разрешённым по ПДД. Однако, грань между этими весомыми определениями в 2021 году очень тонка, и попасть на штраф или даже на лишение прав в 2021 году достаточно легко. В данной статье выясним, какие размеры штрафа и сроки лишения прав грозят за выезд на встречку под знак соответствующего запрета, на пешеходном переходе, на перекрёстках, через сплошную разметку и двойную сплошную, какие меры ответственности за этот манёвр, совершённый колонной за другой машиной. Также объясним, как правильно и на каком основании обжаловать штраф или лишение за обгон и приведём актуальную судебную практику.

Какое наказание за обгон по новым правилам в 2021 году?

Общее количество запретов в ПДД, касающихся обгона, несколько десятков. Это и знак запрета выезда на встречную полосу, и сплошные линии и множество других условий.

Однако, наказание в действующем КоАП РФ значится за одно действие, которое объединяет все такие случаи – за выезд на встречку в нарушение Правил. То есть не имеет значения, какой именно пункт ПДД вы нарушили – если этот правовой акт запрещает именно выезд на встречную полосу на данном участке дороги, то наказание одно. Если быть точнее, то их несколько, однако, они имеют общую указанную причину нарушения.

То есть вам необходимо понять следующее. Обгон, являясь самостоятельным манёвром, включает в себя 3 других: перестроение на встречную полосу, опережение, а затем снова перестроение уже на ранее занимаемую полосу движения. Так вот, наказание назначается именно за сам факт выезда на встречку – за одну из составляющих обгон манёвров.

Давайте взглянем все меры ответственности за это!

Таблица штрафов и лишения прав за обгон

Статья КоАПЗа что наказание?Какое наказание?
12.15, часть 4Выезд на встречку, включая запрещённый обгон, кроме случая, предусмотренного частью 3 этой же статьи (см. ниже).Штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев
12.15, часть 5Повторное нарушение, когда по части 4 вы уже были привлечены к штрафу или лишению за последний год (ниже мы поговорим о тонкостях повторности)Лишение прав на 1 год либо штраф, если вас зафиксировала камера фото- или видеофиксации
12.15, часть 3Выезд на встречную полосу при объезде препятствияШтраф от 1 до 1,5 тысяч рублей

Что значит повторное нарушение?

Лишение прав за повторный обгон через сплошную

В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению. Данный вопрос регулирует статья 4.6 КоАП, и речь здесь идёт о последовательности самих терминов в административном праве:

  • сама повторность возможна только тогда, когда водитель считается подвергнутым наказанию,
  • в 4.6 срок такой подвергнутости исчисляется с даты вступления в силу постановления о штрафе или лишении за обгон и в течение 1 года после полного исполнения наказания за первое нарушение,
  • а исполнением является полная оплата штрафа ГИБДД либо окончание срока лишения права управления.

Таким образом, если вы попались за запрещённый обгон во второй, третий и так далее разы, то вам вынесут более строгое наказание в том случае, если первое постановление вступило в силу (прошёл 10-дневный срок на обжалование, и вы не подавали жалобу) и не прошёл 1 год с даты полной оплаты штрафа либо с даты конца срока лишения.

Вот простой пример.

В первый раз водителя поймали за обгон через двойную сплошную 20 июня прошлого года. Постановление вынесено 30 июня, где водителя подвергли лишению прав на 4 месяца, и он не оспорил эту санкцию. В этом случае, если автолюбитель попадётся во второй раз с нарушением, ответственность за которое квалифицируется по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, в период до 11 ноября 2021 года включительно, то ему уже назначат наказание по части 5 данной статьи с лишением прав на 1 год (если попадётся на камеру, будет штраф 5 тысяч).

Как мы здесь считали? Постановление вступило в силу 10 июля прошлого года (срок обжалования 10 дней) и с этой даты начался срок подвергнутости наказанию. Заканчивается этот период в течение года после исполнения наказания. А оно исполнено 10 ноября прошлого года (4 месяца срока лишения прав). То есть ещё в течение года после этого водитель считается подвергнутым ответственности.

Если бы в данном примере водителю назначили штраф, который бы он оплатил полностью 2 июля, то до 3 июля 2021 года можно было бы назначить более строгое наказание за повторный запрещённый обгон.

На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД

Обгон на перекрёстке по ПДД

Перекрёстки принято считать сложными элементами дорог. А обгон – одним из самых сложных манёвров. И не безосновательно за его нарушение предусмотрено лишение прав или крупный штраф. Поэтому важно знать тонкости, когда обгон на перекрёстке разрешён, а где запрещён, от чего это зависит и как правильно понять, что выполнить манёвр нам точно можно. Об этом мы и поговорим в этой статьи со ссылками на официальные ПДД.

Правила обгона на пересечениях в 2021 году

Итак, прежде всего, нам нужно знать, что означает сам термин обгон по ПДД РФ и отличать его от другого похожего манёвра.

  • Опережение – есть в Правилах такой термин. Это движение со скоростью выше другого автомобиля, который едет в том же направлении. То есть ехали вы сначала позади этой машины, и оказались впереди него. И не важно, приходилось вам для этого перестраиваться или вы двигались по соседней полосе.
  • Обгон – это опережение другого автомобиля (или любого другого транспортного средства), которое обязательно сопряжено с перестроением на встречную полосу движения и возвратом в свою при завершении манёвра.

Это обгон по Правилам
Это обгон, так как жёлтый автомобиль выехал на встречную полосу; при условии, что дорога двусторонняя.

Это опережение по ПДД 2021 года вне перекрёстка на трассе за городом
А это уже опережение: на схеме слева на двухполосной дороге, на картинке справа – по односторонней (то есть также нет выезда на встречку)

Есть целый ряд правил обгона. Но на перекрёстках действуют в дополнение к ним ещё и специальные пункты ПДД, поэтому к такому манёвру следует подходить внимательно. Поэтому давайте по порядку рассмотрим, можно ли обгонять на пересечениях, как это правильно делать, а где совершать такой манёвр вовсе нельзя.

Можно ли мне обгонять – быстрый ответ

  1. На регулируемых перекрёстках
  2. На нерегулируемых, если вы едете не по главной, или на равнозначных
  3. На нерегулируемых, если вы едете по главной, но главная поворачивает налево или направо (нарушается пункт 8.6 ПДД)
  4. На пешеходных переходах
  5. Через сплошную
  6. Если число полос на вашей дороге более 4.

На каких перекрёстках обгон разрешён?

Действующие на 2021 год ПДД, на самом деле, устанавливают всего один такой вариант. Но не подчёркивают, что есть различные виды перекрёстков, где обгонять также можно.

На неравнозначном нерегулируемом по главной

Обилие прилагательных в этом подзаголовке не зря говорит об очень тонком условии, которые регулирует пункт 11.4 ПДД. Итак, для того, чтобы обгон разрешался на перекрёстке, должны он должен выполнять одновременно 3 условия:

  1. быть нерегулируемым (без светофора и регулировщика – даже временного),
  2. быть неравнозначным – то есть у кого-то главная дорога, а у кого-то второстепенная,
  3. обгонять можно, если вы едете на перекрёстке только по главной дороге.

При этом, в ПДД прямо не говорится ещё о 2 важных сопутствующих условиях, которые запрещают обгон везде:

  1. на перекрёстке не должно быть сплошной линии разметки (описание разметки 1.1), через которую вы будете обгонять,
  2. если вы совершаете манёвр обгона (едете по встречной полосе) в том числе перед и/или после пересечения, то не должно быть сплошной соответственно до и после, а также пешеходного перехода, так как на последнем также такой манёвр запрещён (пункт 11.4 Правил дорожного движения),
  3. если ваша главная дорога имеет 4 и более полос движения, то выполнять обгон запрещает уже пункт 9.2 ПДД.

Как видим, обгонять на можно, если выполнены все условия: у вас главная дорога на неравнозначном пересечении, не более 3 полос в обоих направлениях, нет сплошной, перекрёсток нерегулируемый.

Разрешённый обгон на нерегулируемом перекрёстке по главной
Схема, где обгон на перекрёстке разрешается

А вот на рисунке ниже обгонять уже нельзя:

Запрещённый обгон на регулируемом перекрёстке

Как можно увидеть, здесь несколько условий запрещают совершать манёвр:

  1. пересечение равнозначное, о чём свидетельствуют предупреждающие знаки перекрёстка, также отсутствуют знаки приоритета,
  2. но даже равнозначность не учитывается, так как мы видим светофор – это значит, что он ещё и регулируемый,
  3. здесь есть сплошная линия разметки, через которую мы проезжаем,
  4. есть также пешеходный переход, на котором мы оказываемся с выездом на встречную полосу при завершении обгона.

Если главная поворачивает?

Есть ещё одна тонкость в нашем вопросе – а что, если все вышеперечисленные условия выполняются, однако, главная дорога, по которой мы движемся, поворачивает, а не прямая? Например, вот так:

Можно ли опережать, когда главная дорога поворачивает?

Формально, казалось бы, ПДД не запрещают совершать обгон на таком неравнозначном перекрёстке, так как все условия соблюдаются. Да, манёвр становится вдвойне опасен, риск ДТП повышается – причём, с вашей виновностью с большой долей вероятности.

Однако, такое запрещено другим пунктом ПДД 2021 года:

  • пункт 8.6 предписывает, что нельзя оказываться на встречной полосе при выезде с перекрёстка,
  • он же указывает двигаться как можно правее при повороте направо.

Таким образом, если главная дорога на неравнозначном перекрёстке поворачивают – без разницы, направо или налево, то обгонять уже нельзя ни при каких других разрешающих условиях.

На каких перекрёстках обгон запрещён?

А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.

На регулируемом

Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2021 года.

Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика.

Запрещено совершать обгон на регулируемом перекрёстке

На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной

Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.

Правила обгона с выездом на встречную по второстепенной дороге

На двухполосной дороге

Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2021 год.

При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях. При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:

  • есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
  • отсутствуют сплошные линии такой разметки,
  • вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.

Запрещён ли обгон на двухполосной дороге на перекрёстке

На пешеходном перекрёстке

По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.

В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.

Если пересечение Т-образное?

Т-образный перекрёсток в контексте обсуждаемой нами возможности обгона ничем не отличается от стандартного 4-хстороннего. На таких перекрёстах действуют особенные правила парковки, но вот обгонять на них также можно только при соблюдении тех же условий, что мы обсуждали выше:

  • при движении по главной дороге,
  • Т-образный перекрёсток нерегулируемый и неравнозначный,
  • нет сплошной линии разметки и пешеходных переходов,
  • при выезде с перекрёстка вы не окажетесь на встречной полосе движения, если вы поворачиваете (и главная дорога, соответственно, тоже поворачивает).

Разрешённый обгон на Т-образном перекрёстке

Можно ли перед и сразу после перекрёстка?

Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:

  • если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
  • вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
  • в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.

Разрешён ли вне населённого пункта на трассе?

Да, при соблюдении вышеназванных условий: вы едете по главной по нерегулируемому перекрёстку и нет других запретов обгона по данному участку трассы.

В данном контексте перекрёстки в населённом пункте и вне такового действующие на 2021 год Правила не различают – требования для манёвров для них те же.

Какой штраф?

Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:

  • совершено ли правонарушение впервые,
  • совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.

Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.

А при фиксации инспектором на дороге привлечение к ответственности происходит следующим образом:

  1. непосредственно на дороге сотрудник ДПС составляет протокол и далее передаёт его своему начальнику, так как сам он рассматривать дела по этой норме санкции не имеет права,
  2. начальник на разборе ГИБДД либо назначит вам штраф, либо передаст дело на рассмотрение в местный суд, если решит, что вас лучше лишить прав (при этом, дело рассматривается в вашем присутствии),
  3. далее уже в суде судья решает, назначить штраф или лишение прав – это зависит от набора смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Повторное нарушение

Если же вы уже привлекались ранее по части 4 статьи 12.15 КоАП и снова попались на запрещённом обгоне на перекрёстке, то в отношении вас уже составят материал по части 5 этой же статьи. Она предусматривает лишение на 1 год, но при автофиксации тот же штраф 5 тысяч.

Повторность – это когда не прошло года с даты полной оплаты штрафа или окончания срока лишения по части 4 статьи 12.15.

Обгон почти не виден

alt=»Не всегда инспекторы ДПС вменяют водителям реальные нарушения. Но доказывать это приходится в ВС. Фото: Сергей Михеев» /> Не всегда инспекторы ДПС вменяют водителям реальные нарушения. Но доказывать это приходится в ВС. Фото: Сергей Михеев

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Фото: Виктор Васенин/ РГ

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Читайте также  Проезд В Пригородных Электричках Ветеранам Труда
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector