Смета доходов и расходов некоммерческой организации.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Формирование сметы доходов и расходов в некоммерческих организациях позволяет запланировать бюджет на предстоящий период. Этот документ является обязательным для осуществления нормальной, бесперебойной деятельности НКО.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Что такое «некоммерческая организация»

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Кто составляет смету

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.
Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Особенности составления сметы, общие моменты

Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа. На его основе вы с легкостью сможете создать свою индивидуальную смету, учитывающую особенности именно той организации, в отношении которой она составляется.

Итак, для начала общая информация.

  1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
  2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
  3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
  4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

Образец документа

В начале документа следует написать:

  • название некоммерческой организации;
  • дату составления сметы;
  • период, на который она рассчитана.

Затем идет таблица:

  • сначала вписываются средства, оставшиеся с прошлого периода;
  • потом по порядку вносятся стандартные статьи доходов, свойственные именно для этой НКО – напротив каждой пишется приблизительная, ожидаемая цифра;
  • далее таким же образом отражаются расходы;
  • в конце подводится итог.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

После составления сметы

В течении года руководство и финансовая администрация НКО должны стремиться к реализации сметы в максимальном объеме.

По окончании отчетного периода составляется анализ, который показывает уровень исполнения сметы.

В нем отражаются фактические цифры по каждой статье доходов и расходов, прописанной в смете.

Сопоставление планируемых и реальных данных дает возможность проанализировать отклонения и недостатки в разработке бюджета и избежать их при составлении сметы на следующий год (или иной период отчета).

Годовая отчетность НКО: отражение целевых средств в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

Продолжаем публикацию статей, посвященных годовой бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций. В этой публикации мы поговорим об отражении целевых средств в отчетности в программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0.

Согласно Закону №7-ФЗ (п.1 ст.3) некоммерческие организации должны иметь смету доходов и расходов. Смета – основной документ, на основании которого действует некоммерческая организация, поэтому к его составлению нужно относиться очень серьезно. Образец сметы доходов и расходов можете скачать тут.

Смета составляется на календарный год, в некоторых некоммерческих организациях смета может составляться также на выполнение определенной программы, проекта.

Смета по сути является планом, отражающим поступление и расходование целевых средств.

Обратите внимание: в течение планируемого периода в смету могут вноситься определенные изменения, но при условии, что это прописано в учредительных документах. Поэтому по возможности обязательно уделите свое внимание этому нюансу, пропишите в учредительных документах возможность внесения изменений в смету, ведь при большом несовпадении планируемых и фактических показателей организацию могут обвинить в нецелевом использовании денег.

Смета утверждается высшим органом управления.

Важный момент: утверждение сметы относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией и не может быть передано им для решения другим органам некоммерческой организации, за исключением случаев, когда такое право дано ему уставом организации (п. 3 ст. 29 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

На практике одна из часто допускаемых ошибок – перекладывание утверждение основополагающего документа на постоянно действующий коллегиальный выборный орган НКО. Если это право не прописано в Уставе, то такая смета будет считаться недействующей!

В случае, если в смету доходов и расходов в течение года вносятся изменения, то они заверяются тем же управленческим органом, что подписывал первоначальный вариант документа.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверьте, соответствуют ли отраженные в учете расходы вашей смете.

Совет: если вы ведете учет в типовой 1С Бухгалтерия 8.3, то Вам будет проще сверяться со сметой, когда наименования расходов в программе будут соответствовать статьям расходов по смете. Как это сделать мы обсуждали в более ранней публикации.

Как уже было написано выше, смета доходов и расходов – плановый документ.

В целях контроля за исполнением сметы некоммерческие организации формируют отчет об исполнении сметы.

Из него наглядно видно, сколько средств было запланировано и сколько фактически израсходовано. Отчет позволяет выявить отклонения по смете, которые могут быть учтены при планировании сметы на следующий отчетный период. При формировании отчета об исполнении сметы имеет смысл указывать (например, в графе Комментарии) причины возникновения расхождений.

Скачать образец Отчета об исполнении сметы доходов и расходов можно тут.

Денежные средства, оставшиеся неизрасходованными в текущем году, включаются входящим остатком в смету доходов и расходов некоммерческой организации следующего года (Письмо Минфина от 26.06.2007 г. №03-03-06/4/75).

Что касается сметы доходов и расходов, мы рассмотрели основные моменты, на которые стоит обратить внимание при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Теперь поговорим об отражении целевых средств в отчетности НКО.

В предыдущей публикации мы выяснили, что бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В отчете о целевом использовании средств как раз и раскрывается информация в соответствии со Сметой доходов и расходов – о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для ведения уставной деятельности.

Основным документом, призванным помочь бухгалтеру в составлении этого отчета, служит пятый раздел Информации Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)».

Многие бухгалтеры сталкиваются с вопросом по кассовому методу или методу начисления отражать показатели в отчете о целевом использовании денежных средств?

Обратимся к Информации Минфина, где при внимательном прочтении в п. 4.2 даны разъяснения по данному вопросу, в частности, если некоммерческая организация применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то она самостоятельно принимает решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Если некоммерческая организация приняла решение об использовании кассового метода учета, то в Отчете о целевом использовании средств, как и в Отчете об исполнении сметы, отражаются только фактические данные.

Поэтому данные по счету 86, Отчета о целевом использовании средств и Отчета об исполнении сметы (при условии, что они составлены корректно) должны совпадать в части отражения информации о фактическом поступлении доходов и осуществленных расходов за отчетный период.

Также остатки средств по статьям на начало и конец отчетного года Отчета о целевом использовании средств должны равняться статье «Целевые средства» соответствующих граф раздела III «Целевое финансирование» бухгалтерского баланса.

Посмотрим, как заполняется Отчет о целевом использовании средств некоммерческой организации на практике.

Вся отчетность в программе находится в разделе Отчеты – 1С Отчетность – Регламентированные отчеты:

Прежде чем приступить к заполнению отчета, сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 86:

Отметим, что бухгалтерская отчетность в программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 в общих случаях заполняется в автоматическом режиме, за исключением формы «Отчет об использовании целевых средств». Его придется заполнять вручную: как мы видим кнопка «Заполнить – Текущий отчет» неактивна.

Это связано с тем, что типовая программа 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 не предусмотрена для ведения учета в НКО (об этом мы уже неоднократно говорили).

Поэтому для быстрого заполнения этой формы нужно корректно в течение года вести учет по счету 86.

Итак, заполним вручную Отчет об использовании целевых средств, перенеся данные из оборотно-сальдовой ведомости в отчет:

Важный момент! При заполнении отчета не забывайте, что вычитаемый или отрицательный показатель в бухгалтерской отчетности показывается со знаком «минус» (в круглых скобках).

Если все данные в отчете заполнены верно, то, как уже писали выше, остаток средств на конец отчетного года (стр. 6400) должен совпадать с конечным сальдо по сч. 86, а также со строкой баланса 1350 «Целевые средства».

Но на конец года может получиться и так, что запланированных средств не хватило на планируемые в рамках уставной деятельности мероприятия. Тогда остаток по счету 86 будет дебетовый, а показатель строки 6400 – отрицательный и его следует заключить в круглые скобки. При таком раскладе нужно в пояснительной записке обязательно пояснить причины формирования такого результата.

Учет доходов и расходов в НКО

Особенность учета НКО состоит в том, что основной целью ее деятельности не является получение прибыли. Тем не менее, НКО занимается предпринимательской деятельностью ради достижения своих уставных целей.

Такая специфика накладывает отпечаток и на ведение учета.

Как учитывать доходы и расходы в бухгалтерском учете?

В отличие от большинства коммерческих компаний, для отражения доходов у НКО используется два синтетических счета — 86 «Целевое финансирование» и 90 «Продажи».

Сразу отметим, что большинство НКО могут не вести в полном объеме бухгалтерский учет, а ограничиться лишь упрощенным способом. В последнем случае можно не использовать двойную запись, а вести учет по простой схеме, не использовать регистры бухгалтерского учета. В части доходов и расходов можно применять кассовый метод, т. е. «забыть» о принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручка от предпринимательской деятельности отражается на счетах по мере поступления денег, а расходы — по мере погашения задолженности.

Забегая вперед отметим, что такой способ учета интересен НКО, применяющим УСН. Ведь данные бухгалтерского учета можно брать для расчета единого налога.

Но не все НКО могут применять упрощенный способ.

Так, НКО, которые подлежат обязательному аудиту должны в полном объеме использовать бухгалтерские стандарты и вести учет двойной записью.

Например, НКО, созданные как фонды, если поступление имущества за год составляет более 3 млн рублей.

Некоторые виды НКО тоже не могут воспользоваться преференциями. Например, НКО — иностранные агенты.

В части 90 счета открываются дополнительные субсчета — источники получения выручки. Аналитика может быть организована в зависимости от видов получаемых доходов.

Расходы, произведенные для осуществления предпринимательской деятельности, сначала относятся на счета учета затрат с последующим списанием в дебет 90 счета.

Также, как и в коммерции, прибыль или убыток определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом 90 счета.

НКО, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и целевые доходы, должна организовать раздельный учет.

Так, в состав доходов НКО, могут входить:

  • выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Например, плата за получение дополнительного образования в образовательных НКО.

  • банковские проценты;
  • дивиденды от участия в других организациях;
  • прочие доходы.

Если в части доходов, как правило, сложностей не возникает, то в части расходов важно правильно соотнести каждый вид расходов на соответствующий ему счет доходов.

В случае предоставления НКО платных услуг или выполнения работ, административные расходы подлежат распределению между предпринимательской и уставной деятельностью.

Методика распределения косвенных расходов должна быть утверждена в учетной политике НКО. Если же такая методика отсутствует, то налоговики посчитают как завышение себестоимости от коммерческой деятельности.

Например, административные расходы в виде заработной платы руководителя и начисленные на нее страховые взносы, закрываются на счете 86 «Целевое финансирование». Ведь деятельность руководителя направлена на решение уставных задач. Но, если руководитель и другие работники часть времени посвящают решению вопросов коммерческой деятельности, то такие расходы должны учитываться обособленно и подлежат отнесению на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

Для некоторых видов НКО существуют отраслевые рекомендации по ведению учета. Например, Минсельхозом РФ выпущены «Рекомендации по ведению учета и отчетности в сельскохозяйственных кооперативах».

В чем особенность налогового учета доходов и расходов?

НКО, как и коммерческие организации, могут применять общую систему налогообложения либо УСН. В последнем случае НКО также могут выбирать объекты налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Особенность налогового учета заключается в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Так, деньги и имущество, полученные на содержание и уставную деятельность, не облагаются налогами (п. 1 пп. 14 ст. 251 НК РФ, ст. 346.15 НК РФ).

К таким доходам, относятся вступительные, паевые, членские взносы, пожертвования. В ТСЖ — это отчисления на формирование капитального ремонта общего имущества.

При этом платежи за жилищно-коммунальные услуги признаются выручкой от реализации и облагаются налогами (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.11.2015 № 03-11-06/2/669/7).

Соответственно, в расходах НКО не учитываются затраты, которые осуществлены за счет средств целевого финансирования (письмо Минфина РФ от 23.03.2021 № 03-07-11/20568, от 18.10.2019 № 03-03-07/80304).

Если НКО применяет УСН с объектом налогообложения «Доходы», то при расчете единого налога расходы не учитываются (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

При этом налог при УСН можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые НКО заплатил за своих работников (письмо Минфина РФ от 08.07.2020 № 03-11-11/58987, ст. 346.21 НК РФ).

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В ходе осуществления целевых программ в некоммерческой организации составляется смета доходов и расходов. Это основной документ, на основании которого действует некоммерческая организация.

Смета некоммерческой организации документированный план поступлений и расходов материальных и денежных средств организации. Смета регламентирует деятельность некоммерческой организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность организации.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели. Изменение статей расходов возможно лишь при наличии письменного согласия со стороны жертвователя. Целевые поступления некоммерческой организации должны быть равны целевым расходам. В противном случае средства, израсходованные на иные цели, подлежат изъятию в доход федерального бюджета.

В смете отражается предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов. Она может составляться на любой период (месяц, квартал, год (зачастую) и т.д.).

Унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует (исключение составляют бюджетные учреждения, для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы). Это объясняется тем, что некоммерческие организации могут иметь чрезвычайно широкий спектр функций, финансирование которых трудно поддается формализации. Поэтому форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных для удобства и учета специфики конкретной некоммерческой организации разрабатывается самой организацией исходя из поставленных задач. Пример формы сметы доходов и расходов приведен далее (табл. 2.1).

Смета доходов и расходов (пример)

(наименование высшего органа управления НКО)

Смета доходов и расходов

Утверждаю на год, тыс. руб.

В том числе по кварталам

I. Остаток на начало года

II. Доходы, всего

Доходы от предпринимательской деятельности

III. Расходы, всего

Взносы в социальные фонды с заработной платы

Расходы по аренде

Хозяйственные расходы и расходы на ремонт

Резерв непредвиденных расходов

IV. Остаток на конец года

Руководитель организации _______________________________ “___” ____________200__г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер _______________________________ “___” ____________200__г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. Целесообразно составлять отдельную смету на каждую целевую программу. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы. По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

Некоммерческая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность некоммерческой организации и вносить коррективы в направления расходования средств некоммерческой организации, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости некоммерческая организация может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом следует не забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

Единственное ограничение в части расходования средств — фонд оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации не должен превышать 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. При этом указанный в Законе лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Сметы обычно используются при заполнении Отчета о целевом использовании полученных средств и Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

Сложные вопросы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

В практической деятельности некоммерческих организаций нередко возникают сложные вопросы. Так, в начале каждого года некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов на год. В конце отчетного года НКО должна составить отчет об исполнении сметы. В статье рассмотрено каков порядок составления сметы и отчета по ней, должен ли остаток денежных средств, отраженный в отчете по исполнению сметы, соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации, а также должны ли составленные смета и отчет совпадать с формой N 6.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Смета составляется не только с целью определения доходной составляющей некоммерческой организации, но также и для обоснованного расходования средств целевого финансирования. Смета составляется на конкретный период времени, как правило, на год.
По сути, смета доходов и расходов является плановым документом, в который при условии, что это предусмотрено учредительными документами, в течение планируемого периода могут вноситься определенные изменения.

Читайте также  Коэффициенты инфляции

Для контроля за исполнением сметы организации формируют отчет об исполнении сметы.
В связи с этим в отчете о выполнении сметы должны быть сопоставлены плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными, т.е. с поступившими доходами и осуществленными расходами (а не ожидаемыми поступлениями и затратами). Только с помощью такого сопоставления можно оценить уровень исполнения сметы, а также выявить отклонения по смете, которые могут быть включены в смету следующего периода.
Основой для составления отчета будут являться данные бухгалтерского учета некоммерческой организации.

Таким образом, исходя из того, что смета — это документ, отражающий плановые показатели, а отчет о выполнении сметы — это документ, отражающий фактические показатели деятельности организации, то при их сопоставлении практически всегда будут выявляться отклонения. При этом остаток денежных средств, отраженный в отчете по выполнению сметы, будет соответствовать остатку денежных средств на расчетном счете организации.
Соответствие отчета о выполнении сметы и отчета о целевом использовании полученных средств (форма N 6)

Начиная с отчетности за 2011 год организации представляют отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Отчет). Отметим, что содержание Отчета практически не изменилось. Однако, в отличие от предыдущего Отчета, данная форма не имеет номера. В связи с этим организация может воспользоваться рекомендациями по заполнению данного Отчета, представленными в Информации Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 24.12.2007 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (далее — Информация).

Как следует из п. 22 Информации, в Отчете (Форме N 6) раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации.

В соответствии с п. 23 в Отчете (Форме N 6) показывается остаток на начало отчетного года, поступление средств, расходование и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования.

Таким образом, в Отчете о целевом использовании полученных средств, как и в отчете о выполнении сметы, отражаются только фактические данные. Следовательно, если данный отчет и Форма N 6 составлены корректно, то они должны совпадать в части отражения информации о фактическом поступлении доходов и осуществленных расходов за отчетный период.

В деятельности некоммерческих организаций встречаются и такие сложные вопросы. Автономной некоммерческой организацией получен счет-фактура. Оплата происходит после выставления документа и оказания услуг. В счете-фактуре обнаружена ошибка — заполнена строка 5, где указаны номер и дата платежно-расчетного документа. Повлияет ли данная ошибка на формирование стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) и на сумму НДС, подлежащую уплате? Необходимо ли внести исправления в счет-фактуру?

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, к вычету.

Порядок составления счетов-фактур регулируется ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства от 02.12.2 000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила).

Перечень показателей, обязательных для указания в счете-фактуре, установлен ст. 169 НК РФ.
Номер платежно-расчетного документа, в соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ, должен быть указан в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом согласно Правилам в строке 5 счета-фактуры необходимо указывать не только номер, но и дату составления платежно-расчетного документа (Приложение N 1 к Правилам).

Таким образом, реквизиты расчетных документов, на основании которых осуществляются операции по перечислению денежных средств на счет продавца товаров (работ, услуг), указываются поставщиком только при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08).
Отметим, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, п. 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы «входного» НДС в этом случае включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Исходя из вышеизложенного, ошибка, обнаруженная в счете-фактуре, не окажет никакого влияния на формирование стоимости реализуемых Вашей организацией товаров (работ, услуг). Не повлияет указанная ошибка и на сумму НДС, подлежащую уплате Вашим поставщиком. В связи с этим считаем, что, в принципе, серьезных оснований для внесения исправлений в счет-фактуру нет. При этом Ваша организация вправе обратиться к контрагенту с просьбой внести исправления в такой счет-фактуру.

К сведению. В случае обнаружения ошибки в счете-фактуре продавец может внести исправления в счета-фактуры за те периоды, в которых эти услуги были оказаны. При этом исправления должны быть внесены именно продавцом как в экземпляры счетов-фактур продавца, так и в экземпляры счетов-фактур, выставленных покупателю (письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17, от 13.04.2006 N 03-04-09/06).

В соответствии с Правилами корректировки счетов-фактур осуществляются путем внесения в них исправлений. Согласно п. 29 Правил исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Из этого следует, что исправления должны быть отражены именно в том счете-фактуре, который был выставлен продавцом изначально.

Список литературы
1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
3. Постановление Правительства от 02.12.2 000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. О недопустимости внесения исправлений в счет-фактуру путем повторного выставления продавцом счета-фактуры по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен счет-фактура, с исправлениями, заверенными в установленном порядке: письмо Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17.
6. О правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, составленным с нарушением действующего порядка: письмо Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-09/06.
7. Письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector