Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит

Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит

Инвентаризационная комиссия

Постоянно действующую инвентаризационную комиссию создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. Этот документ определяет персональный состав комиссии (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации). Распорядительный документ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии составьте в произвольной форме.

Рабочую инвентаризационную комиссию создают, если из-за большого объема работ инвентаризацию затруднительно провести силами постоянно действующей инвентаризационной комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Эти комиссии также создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. В этом распорядительном документе можно утвердить состав как одной, так и нескольких рабочих инвентаризационных комиссий (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Документ можно составить в произвольной форме либо использовать унифицированную форму N ИНВ-22.

При небольшом объеме работ инвентаризационную комиссию можно не создавать, а инвентаризацию провести силами ревизионной комиссии (если она есть в организации) (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Состав инвентаризационной комиссии определяет руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии рекомендуем включить (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации):

  • сотрудников администрации организации;
  • сотрудников бухгалтерской службы;
  • сотрудников службы внутреннего аудита;
  • сотрудников технических, экономических, юридических подразделений — в зависимости от вида инвентаризируемых активов (обязательств).

Членами комиссии в случае необходимости могут быть и сторонние специалисты (например, оценщики).

Материально ответственных лиц в состав инвентаризационной комиссии не включают, хотя они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации. Это следует из п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации.

Требования по количеству членов инвентаризационной комиссии законодательно не установлены. Как правило, в инвентаризационную комиссию включают не менее трех человек.

Председателем инвентаризационной комиссии может быть любой сотрудник, уполномоченный руководителем организации, за исключением материально ответственного лица. Обычно председателем комиссии назначают заместителя руководителя организации или руководителя одного из подразделений организации.

Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации выполняет следующие функции:

  • получает от материально ответственных лиц приходные и расходные документы (отчеты о движении ценностей и денежных средств), не переданные в бухгалтерию на момент начала инвентаризации (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • получает расписки материально ответственных лиц до начала и после проведения инвентаризации (п. п. 2.4, 10 Методических указаний по инвентаризации);
  • осматривает основные средства и иное имущество и оценивает возможности их дальнейшего использования (п. п. 3.2, 25 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • определяет фактическое наличие имущества путем его подсчета, обмера, взвешивания и др. (п. п. 2.7, 17 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
  • устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявляет сомнительные долги и долги, нереальные для взыскания (п. п. 3.44, 48 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверяет балансовую стоимость активов и корректность начисления оценочных резервов (резерва по сомнительным долгам, резерва под обесценение материальных ценностей и др.);
  • проверяет обоснованность признания и величину оценочных обязательств (п. 23 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», разд. V Методических рекомендаций МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками»);
  • анализирует причины преждевременного списания имущества (физический износ, моральное устаревание, нарушение условий эксплуатации или хранения, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта и др.) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • выявляет виновных лиц (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • вносит в описи (акты) данные о фактическом наличии имущества и обязательств, оформляет результаты инвентаризации (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации);
  • готовит предложения об урегулировании выявленных в ходе инвентаризации расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов и обязательств (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

На постоянно действующую инвентаризационную комиссию обычно возлагают дополнительные обязанности, которые она исполняет между инвентаризациями. Как правило, она должна:

  • составлять документы на списание непригодного к дальнейшему использованию имущества (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • контролировать последующую утилизацию (уничтожение) непригодного к дальнейшему использованию имущества;
  • контролировать изъятие пригодных к использованию или продаже деталей, узлов, агрегатов, материалов, отходов, остающихся от выбытия имущества (в том числе драгоценных и цветных металлов) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • определять стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия имущества и пригодных к дальнейшему использованию или продаже (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • осуществлять приемку материальных ценностей, когда их количество, качество или ассортимент не соответствуют договорным условиям.

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяют.

Постоянно действующую инвентаризационную комиссию в этом случае наделяют полномочиями:

  • определять количество рабочих инвентаризационных комиссий, необходимых для проведения инвентаризации, и их численность;
  • проводить инструктаж председателей и членов рабочих инвентаризационных комиссий;
  • распределять объем работ между рабочими инвентаризационными комиссиями;
  • контролировать правильность проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями, в том числе проводить выборочные инвентаризации;
  • контролировать своевременность и правильность оформления рабочими инвентаризационными комиссиями результатов инвентаризации;
  • обобщать результаты инвентаризаций, проведенных рабочими комиссиями.

Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют функции по непосредственному проведению инвентаризации.

Функции постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий закрепляют во внутреннем документе (например, в положении об инвентаризации).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как создать инвентаризационную комиссию и чем она должна заниматься (КонсультантПлюс, 2020)

Порядок проведения и оформления инвентаризации имущества

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В каждой организации в обязательном порядке нужно производить периодические проверки материальных активов и различных обязательств, то есть фиксацию наличия и анализ состояния. Количество по факту, ценность и состояние материальных активов должно соответствовать цифрам, занесенным в бухгалтерские бумаги. Инвентаризация имущественных фондов, товаров, других активов является непременной процедурой для всех владельцев бизнеса.

По каким правилам проводится эта операция, и какие нюансы характерны для ее документального оформления, мы расскажем ниже.

Инвентаризация и ее объективная важность

Периодический учет материальных средств методом сличения фактических объективных сведений, полученных после проведения персональной проверки, с информацией, отраженной в бухучете, именуется инвентаризацией.

Несоответствие реального и задокументированного состояния или численности инвентаризируемых активов возможно по целому ряду причин:

  • естественные воздействия на определенные материальные ценности, могущие повлиять на изменение их количества, веса, объема, остаточной ценности (усушка, потери при транспортировке, порча вследствие хранения, испарение и т.п.);
  • выявление злоупотреблений учета материальных ресурсов (неправильные замеры, допущение обвесов, совершение хищений и т.п.);
  • проблемы, возникшие при внесении записей в бухгалтерскую документацию (описки, ошибки, помарки, исправления, неточности и другие двусмысленности).

Поэтому регулярное проведение инвентаризации имеет исключительную важность для любого предприятия.

Практические функции инвентаризации

  1. Она позволяет объективно оценить соблюдение условий складского хранения товаров.
  2. По ней можно объективно судить о порядке ведения первичной и учетной документации.
  3. Отражает практику ведения складского хозяйства.
  4. Свидетельствует о степени полноты и достоверности бухучета.
  5. Профилактика правонарушений и злоупотреблений.

Обязаны проводить по закону

Обязательность этой процедуры утверждена федеральным законодательством нашей страны. Предпринимателей обязывают регулярно инвентаризировать собственное, хранимое или арендованное имущество и свои финансовые обязательства два нормативных документа:

  • Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 г. № 49).

Поводы для назначения инвентаризации

В соответствии с законодательными документами инвентаризация непременно назначается к проведению организациями независимо от их формы собственности в следующих обстоятельствах:

  • при реализации, покупке либо сдаче в аренду материального имущества;
  • если организация реорганизуется или официально ликвидируется;
  • когда на том или ином участке сменяется лицо, несущее материальную ответственность;
  • в случаях, когда муниципальная организация или госпредприятие преобразовываются в другую форму собственности;
  • при констатации совершения фактов воровства (хищения), нарушения условий хранения, перемещения и отпуска товаров, выявления злоупотреблений и пр.;
  • после окончания действия внезапно наступивших экстремальных условий – аварийных происшествий, стихийных бедствий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;
  • при любых обстоятельствах, минимум 1 раз в год перед оформлением годового отчета по бухгалтерии (если инвентаризацию проводили после 01 октября текущего года, этого достаточно).

К СВЕДЕНИЮ! Если материальную ответственность несет не отдельное лицо, а группа, например, бригада, то поводом для инвентаризации может стать как смена руководителя этой группы (бригадира) или более половины ее состава, так и просьба любого члена группы.

Кто устанавливает порядок процедуры?

Кроме требований закона, изложенных в Методических рекомендациях, все остальные нюансы инвентаризации остаются в ведении руководства организации. Естественно, их необходимо зафиксировать в локальной документации предприятия. Дирекции нужно прояснить следующие вопросы:

  • какое количество инвентаризаций нужно проводить в течение рабочего года;
  • в какое именно время это следует осуществлять;
  • перечисление видов активов, подлежащих проверке;
  • назначение главы и членов инвентаризационной комиссии;
  • возможности выборочной (внезапной) инвентаризации.

Что именно проверяется

В зависимости от того, какие именно активы входят в перечень для инвентаризации, различают ту или иную ее форму:

  • сплошная инвентаризация – весь имущественный фонд, отвечающий правам собственности фирмы, арендованные и/или взятые на ответственное хранение материальные ценности, плюс возможные неучтенные активы и предпринимательские обязательства;
  • выборочная (внезапная) инвентаризация – переучету подвержена означенная доля имущества (например, только активы в ведении конкретного лица, несущего материальную ответственность, либо объединенные территориально).

Объектами инвентаризирования в том или ином сочетании признаются такие группы материальных ценностей и коммерческих обязательств.

  1. Основные средства фирмы.
  2. Товары.
  3. Нематериальное имущество.
  4. Денежные инвестиции.
  5. Незаконченное производство.
  6. Планируемые траты.
  7. Наличность, ценные документы, бланки строгой отчетности.
  8. Расчеты.
  9. Резервы.
  10. Животные, насаждения, посевной материал и т.п. (в соответствующей сфере предпринимательства).

Орган, осуществляющий проверку и учет

Поскольку инвентаризация по закону признана обязательной и регулярной акцией, целесообразно существование на предприятии постоянной инвентаризационной комиссии, несущей следующие обязанности:

  • профилактические меры, направленные на сохранение материальных активов;
  • участие в разрешении проблем, касающихся управления вопросами хранения и возможной порчи имущественных фондов;
  • контроль документального сопровождения динамики материальных ценностей;
  • обеспечение процесса инвентаризации во всех ее аспектах (инструктаж членов комиссии, осуществление самой проверки, подготовка соответствующей документации);
  • оформление следствий инвентаризации.

Состав комиссии утверждается руководством организации, регистрируется в приказном порядке и фиксируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). В него можно включить:

  • административных работников;
  • сотрудников-бухгалтеров;
  • внутренних аудиторов или независимых экспертов;
  • представителей любой специальности, работающих на предприятии.

Если объемы имущественных активов небольшие, то функцию инвентаризационной комиссии допускается возложить на ревизионную комиссию, в случаях, когда она действует на предприятии.

ВАЖНО! Если при фактической проверке зафиксировано неприсутствие даже одного члена комиссии, то инвентаризация не признается действительной.

Инвентаризация на предприятии шаг за шагом

Рассмотрим пошаговый порядок проведения инвентаризации. Процедура ни в чем не должна противоречить вышеупомянутым Методическим указаниям.

Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит

от 24 декабря 2019 года N 301

Об утверждении Положения об инвентаризационной комиссии

В соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 256н, в целях организации работы инвентаризационной комиссии по проведению инвентаризации активов, финансовых обязательств и расчетов, отраженных на балансе Департамента сельского хозяйства Орловской области, приказываю:

1. Утвердить Положение об инвентаризационной комиссии Департамента сельского хозяйства Орловской области согласно приложению к настоящему приказу.

2. Приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 28 ноября 2018 года N 205 признать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Член Правительства Орловской области —
руководитель Департамента
С.П.БОРЗЕНКОВ

Приложение
к приказу
Департамента
сельского хозяйства Орловской области
от 24 декабря 2019 г. N 301

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности инвентаризационной комиссии Департамента сельского хозяйства Орловской области (далее — Департамент).

2. Инвентаризационная комиссия — это профессиональное объединение сотрудников Департамента, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества.

3. Инвентаризации подлежат активы (нефинансовые активы, денежные средства, денежные документы), финансовые обязательства, арендные отношения, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам (излишки).

4. При проведении инвентаризации имущества осуществляется проверка имущества на предмет соответствия критериям актива, проводится тестирование на обесценение имущества.

5. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

6. Основными целями инвентаризации являются: проверка сохранности бюджетных средств и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7. В соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 256н, проведение инвентаризации обязательно:

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Организация работы инвентаризационной комиссии

8. Для проведения инвентаризации в Департаменте создается инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя Департамента, в который включаются сотрудники отдела бухгалтерского учета и отчетности Департамента и другие специалисты, обладающие знаниями специфики функционирования объектов основных средств.

9. Инвентаризационная комиссия проводит заседания по мере необходимости.

10. Дата, место и время проведения заседания инвентаризационной комиссии определяются председателем комиссии или лицом, исполняющим его обязанности. Члены комиссии извещаются о дате, месте и времени проведения заседания председателем комиссии не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения заседания.

11. В состав инвентаризационной комиссии входят председатель комиссии, который осуществляет общее руководство ее деятельностью, и члены комиссии.

12. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют все члены комиссии. Решение инвентаризационной комиссии принимается простым большинством голосов членов инвентаризационной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя инвентаризационной комиссии. Решение инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии в день проведения заседания.

13. Инвентаризационная комиссия действует на основании приказа о проведении инвентаризации и настоящего Положения об инвентаризационной комиссии.

14. Инвентаризация осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

В отчетном году может быть проведено несколько инвентаризаций. Дата их проведения, перечень активов и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем Департамента, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Плановую инвентаризацию целесообразно начинать 1-го числа месяца.

Внеплановая инвентаризация проводится:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации учреждения;

в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

15. Срок проведения инвентаризации устанавливается приказом Департамента.

16. В целях реализации возложенных на инвентаризационную комиссию задач она обеспечивает полноту и достоверность данных, отраженных в инвентаризационных описях. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом.

17. Руководитель Департамента создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

18. До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. От материально ответственных лиц получаются расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии активов и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

Инвентаризация активов производится по их местонахождению и ответственным лицам.

До начала инвентаризации основных средств необходимо убедиться в наличии и состоянии: инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета; документов на объекты арендных отношений. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

19. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации объектов арендных отношений комиссия проверяет наличие договоров, по которым признают объекты арендных отношений.

20. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также по которым отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись. При отсутствии данных о первоначальной стоимости выявленных инвентаризацией неучтенных объектов стоимость таких объектов считается равной одному рублю, то есть в условной оценке.

21. Основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, заносятся в отдельную опись, в которой указываются даты ввода объектов в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (например, порча, полный износ).

22. В процессе инвентаризации комиссия проводит анализ наличия любых признаков, указывающих на обесценение актива согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов». Зафиксировать признаки от обесценения, выявленные в ходе инвентаризации, следует в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов.

23. По объектам арендных отношений составляется отдельная ведомость.

24. При инвентаризации нематериальных активов проверяется:

наличие документов, подтверждающих права учреждения на его использование (договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и т.д.);

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете.

25. В целях определения амортизационных отчислений комиссия устанавливает срок полезного использования объектов нематериальных активов.

26. Инвентаризация денежных средств, хранящихся в кассе Департамента, должна осуществляться при обязательном участии начальника отдела бухгалтерского учета и материально ответственного лица.

В ходе инвентаризации комиссия проверяет наличие в кассе наличных денежных средств и денежных документов (почтовых марок, конвертов с марками). После полного полистного пересчета денежной наличности результат сверяется с данными учета по кассовой книге. Фактическое наличие денежных документов сверяется с данными учета операций с денежными документами.

Инвентаризация: пошаговая инструкция

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

представители администрации организации;

работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

Читайте также  Форма ТОРГ-11 “Товарный ярлык”: образец заполнения

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Проводка

Операция

Д 94 — К 10 (41, 43)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 20 (25, 26, 44) — К 94

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

Проводка

Операция

Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50)

Списана стоимость утраченного имущества

Стоимость недостач отнесена на виновных лиц

Дт 50 (51, 70) — К 73 (76)

Стоимость недостач взыскана с виновного лица

Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Выявлены излишки имущества

Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

или отчетом независимого оценщика.

Проводка в бухгалтерском учете будет такая:

Проводка

Операция

Д 01 (10, 41, 43, 50) — К 91

Отражены излишки, выявленные при инвентаризации

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector