Социальная защита семьи. Совершенствование

Социальная защита семьи. Совершенствование

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании

Система социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании – это основанный на конституционно-правовых гарантиях комплекс нормативно регламентированных принципов, инструментов, мероприятий по социальной поддержке семьи, материнства и детства и создания благоприятной среды семейного воспитания детей, наиболее полной реализации прав детей и родителей.

Конституционно-правовое регулирование деятельности системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании

Современные демократические государства, в том числе и Россия, берут на себя обязательства по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся слоев населения для гарантирования благосостояния всем членам общества. Конституция рассматривает Россию как социальное государство, в связи с чем на него возлагаются социальные обязательства перед населением, в том числе социальные обязательства по защите семьи, материнства, отцовства и детства в стране.

В соответствии с конституционными положениями ст. 72 в состав объектов совместного управления Федерации и регионов включена защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Здесь важно подчеркнуть, что реализация социальной политики по защите материнства, отцовства, детства, семьи. Это политика, направленная на обеспечение не только настоящего, но и будущего российского общества, поскольку от среды воспитания и развития личности, прежде всего, молодого поколения во многом зависит уровень социального, культурного, экономического развития страны.

Семья как социальный институт решает важнейшие для общества и государства задачи: она готовит будущую личность к активному включению в общественные отношения – социальные, экономические, политические. Задача государства и муниципальных образований оказывать всестороннюю поддержку семье для ее сохранения, для эффективного воспитания детей, для обеспечения благосостояния детей и семей.

Основные направления социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании

Готовые работы на аналогичную тему

Практическая реализация конституционных гарантий муниципальным образованием представляет собой реализацию социальной политики по следующим направлениям:

  • формирование среды для противодействия негативным тенденциям в сфере защиты семьи, материнства и детства, в том числе для преодоления бедности, маргинализации российских семей;
  • обеспечение улучшения финансового состояния российских семей;
  • расширение перечня инструментов поддержки, прежде всего финансовой, семей, матерей, отцов и детей;
  • оказание всесторонней поддержки семье в воспитании детей;
  • противодействие дискриминации женщин, женщин с детьми в трудовых отношениях;
  • формирование широкой сети дошкольных, школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания населения, доступных для всех местных семей;
  • особая поддержка детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах;
  • поддержка функционирования молодежных, детских, женских общественных объединений.

Проблемы и пути совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании

Органами публичного управления прилагаются усилия, в том числе в муниципальных образованиях, по обеспечению всесторонней поддержки российским семьям, детям, родителям. При этом основные проблемы обеспечения социальной защиты семьи, материнства и детства на уровне местных сообществ связаны, прежде всего, с тем обстоятельством, что многие местные сообщества не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для эффективной реализации социальной политики в рассматриваемой сфере.

Другая проблема реализация социальной политики по указанному направлению связана с объективными общественными процессами: семья сегодня переживает кризис, традиционные взгляды на супружеские роли, брачные отношения претерпевают существенные преобразования.

В качестве негативных социальных тенденций в рассматриваемой сфере с позиции общественного и государственного развития можно выделить следующие:

  • отказ от семейного воспитания, разрушение семейных связей, связей между поколениями, рост числа разводов. Это нередко приводит к тому, что содержание и воспитание ребенка ложится на плечи одного из родителей;
  • распространение масштабов социального сиротства, в том числе латентного;
  • отсутствие экономической стабильности: сокращение доходов российского населения ведет к росту числа неблагополучных семей, которые нуждаются в социальной поддержке.

Поэтому для совершенствования системы защиты материнства, отцовства, детства, семьи в муниципальных образованиях необходимо привлекать дополнительные ресурсы в рассматриваемую сферу, в том числе посредством координации усилий с общественными объединениями, представителями бизнеса.

К числу приоритетных направлений муниципальной политики в рассматриваемой сфере следует отнести:

  1. Утверждение и распространение среди местного сообщества идеала семейных ценностей, традиций, сохранения межпоколенческих связей, традиций семейного воспитания;
  2. Совершенствование работы по противодействию социальному сиротству, в том числе посредством профилактики семейного неблагополучия;

Повышение эффективности инструментов и мероприятий социальной защиты, в том числе:

  • оказание финансовой помощи в форме пособий для подготовки детей из многодетных малоимущих семей и детей-инвалидов к учебному году;
  • оказание финансовой помощи детям, которые столкнулись с трудными жизненными обстоятельствами;
  • проведение общественных мероприятий для семей с детьми и детей за счет средств муниципального бюджета и др.

Важно подчеркнуть, что кроме специальных мероприятий защиты семьи, детства, материнства, отцовства необходимо также реализовывать и общесоциальные мероприятия, в том числе формирование благоприятной образовательной, культурной среды для воспитания и развития личности.

Социальная защита семьи. Совершенствование механизма правового регулирования

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ).

На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечить гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, которая включает:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву .

1. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью одноименного отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов . С учетом того что продолжительность беременности составляет, как правило, девять месяцев, считается, что женщина нуждается в освобождении от работы по общему правилу при семимесячном сроке беременности.

Предполагается, что будущие матери по возможности должны посвятить основное время заботе об укреплении здоровья и соблюдении режима, наиболее благоприятного для внутриутробного развития ребенка, а также подготовке к родам, к уходу за ребенком и его воспитанию. К данному случаю можно было бы применить соответствующее положение Конвенции МОТ об охране материнства, содержащееся в п. 6 ст. 6, согласно которому женщина имеет право на адекватные пособия из фондов социальной помощи при условии проведения проверки доходов, требуемой для выделения такой помощи .

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц МРОТ. Следовательно, если будущая мама впервые поступила на работу при сроке беременности три месяца или более, она как бы не признается в полной мере застрахованной; заработок, который она получала до ухода в отпуск, во внимание не принимается. Таким образом, уходя в отпуск по беременности и родам, она зачастую лишается необходимых жизненных средств.

С 1 января 2015 г. минимум оплаты труда установлен в размере 5965 руб., а прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2014 г. составлял на душу населения 8234 руб., для трудоспособного населения – 8885 руб., для пенсионеров – 6785 руб., для детей – 7899 руб.

Как мы видим, размер пособия не соответствует физиологическому прожиточному минимуму. Безусловно, существующая проблема не вписывается в проводимую государством демографическую политику, так как голодная женщина не может выносить и родить здорового ребенка, а голодный ребенок не может нормально жить и развиваться. Поэтому целесообразно было бы довести размер данного пособия до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека.

В случае увольнения беременная женщина, по сути, остается без необходимых средств. Если беременная женщина встанет на учет в качестве безработной, размер пособия по безработице будет в этом случае ниже среднего заработка, а с момента наступления отпуска по беременности и родам женщина утрачивает право на получение пособия по безработице .

Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с:

прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,

прекращением полномочий частными нотариусами,

прекращением статуса адвоката,

прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию,

с 1 января 2015 г. выплачивается в размере 543,67 руб.

Таким образом, неработающие женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, пособие по беременности и родам практически не получают, а пособие по уходу за ребенком выплачивается им в меньшем размере, чем работающим. Однако пособия по материнству в значительной мере предназначены для ребенка. Более того, они выступают гарантией его права на жизнь. Неработающие беременные женщины также нуждаются в средствах к жизни, как и работающие, поэтому необходимо установить адекватный жизненным потребностям размер пособия по беременности и родам для всех женщин.

В случае совместного проживания с отцом ребенка представляется целесообразным предоставление отцу страхового отпуска на определенную часть периода беременности и родов жены, поскольку такой отпуск весьма желателен для благополучного протекания беременности, родов и послеродового периода и является одной из гарантий права ребенка на жизнь и охрану здоровья.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Цель пособия – стимулировать своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности , тем более что беременность в ряде случаев может привести к гибели женщины. Минздравсоцразвития России в 2009 г. зарегистрировало 459 случаев материнской смерти. При этом не наблюдались во время беременности 12,9 % женщин с соматической патологией, 26,7 % из наблюдавшихся встали на диспансерный учет после 12 недель. 69,8 % всех случаев – смерти от экстрагенитальной патологии. Не все беременные женщины своевременно встают на медицинский учет, что связано с территориальной недоступностью лечебно-профилактических учреждений в сельской местности. При этом многие случаи материнской смертности могут быть предотвратимы или условно предотвратимы . Поощрение женщин к своевременной постановке на медицинский учет призвано способствовать сохранению жизни и здоровья матери и ребенка.

Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Само пособие выплачивается, когда выдан листок временной нетрудоспособности, т. е. незадолго перед родами. Фактически оно не побуждает обратиться к врачу, а просто увеличивает сумму основного пособия, причем крайне незначительно. (Напомним, что с 2015 г. размер пособия составляет 543,67 руб.)

Право на получение пособия не зависит от ее постановки на учет, от того, посещала ли женщина врача после первичного обращения, а также от соблюдения ею медицинских рекомендаций и т. п.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи, связанных с рождением ребенка. Назначается и выплачивается пособие, если рождение или усыновление зарегистрировано в органах ЗАГС. Последние выдают справку о рождении, которая и служит основанием для назначения и выплаты пособия. Право на получение пособия при рождении ребенка имеет один из родителей (усыновитель ребенка в возрасте до трех месяцев) или лицо его заменяющее. При многоплодной беременности (или усыновлении двух и более детей до трех месяцев) пособие выплачивается на каждого ребенка. Надо заметить, что каких-либо дополнительных условий для получения данного пособия, кроме факта рождения ребенка, не требуется. Однако если ребенок родился мертвым, пособие выплачиваться не будет.

Размер пособия на 1 января 2015 г. составляет 14497, 80 руб. Отметим, что эти суммы, даже со всеми иными полагающимися выплатами, ничтожно малы и их хватает лишь на самый минимум обеспечения ребенка на первое время.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в настоящее время для всех категорий граждан.

Лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами, право на пособие предоставляется только одному из них. Это право сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100 % среднего заработка застрахованного лица, однако не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.

Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 января 2015 г., в отношении первого ребенка составляет 2718,34 руб., а в отношении второго и последующих детей – 5436,67 руб.

Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста .

5. Ежемесячное пособие на ребенка. Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ изменил редакцию Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Статья 16 теперь определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К сожалению, как показывает практика, часто прежний уровень пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.

6. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 14497,80 руб. Если передаются в семью двое и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает при сроке беременности не менее 180 дней, т. е. около 26 недель. Размер пособия регулярно индексируется и с 1 января 2015 г. составляет 22958,78 руб.

Установление данного вида пособия – это мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности определенной категории граждан, особенно важной в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины

Организация социальной защиты семьи в РФ

Социальная защита — помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями всему населению или чаще всего нуждающемся категориям граждан.

Семья, нуждающаяся в социальной защите,это семья, которая по объективным или субъективным причинам проживает в условиях, нарушающих процесс ее жизнедеятельности и безопасность, а также затрудняющих развитие ее членов.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.)2.

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.

Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.

Особое место в ней занимает социальная защита материнства и детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3. Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4. Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременных женщин и др.

5. Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.

Основные задачи социальной защиты семьи являются:

Ø Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;

Ø Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

Ø Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

Ø Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.

Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

В Государственной Думе обсудили совершенствование законодательства по поддержке семей с детьми

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Майданов
Денис Васильевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 122 (Одинцовский – Московская область) , руководитель Всероссийского отцовского общественного движения Андрей Коченов, представители отцовских движений в регионах и АОЗС, эксперты.

«У нас уже есть День матери, День семьи, любви и верности, День защиты детей, но не было Дня отца. Благодаря Указу Президента восстановлена справедливость, новый праздник – это символ гармоничного подхода к делу защиты семьи и детей», — отметила заместитель Председателя Государственной Думы.

Анна Кузнецова подчеркнула, что общей целью является защита, поддержка и благополучие семьи. Для этого, по ее мнению, нужно не только расширять меры поддержки, но и заботиться о повышении ценности семьи и многодетности.

«Если слышать друг друга, вместе с общественными организациями законодателям, органам исполнительной власти можно сделать многое», – сказала она.

Заместитель Председателя ГД подчеркнула особую роль отцовского движения на таких направлениях, как защита детей. По ее словам, за время реализации акции «Безопасность детства» число травмированных на игровых и спортивных площадках детей уменьшилось на 70%. Также, напомнила она, ведется работа по сопровождению детей-сирот и наставничеству.

«Работа по наставничеству по факту ведется, но в законодательстве это направление не закреплено, и нужно восполнить этот пробел», – отметила Анна Кузнецова.

Председатель Общественного Совета и руководитель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребёнка Андрей Коченов и заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Председатель Общественного Совета и руководитель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребёнка Андрей Коченов

Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Председатель Общественного Совета и руководитель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребёнка Андрей Коченов

Председатель Общественного Совета и руководитель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребёнка Андрей Коченов и заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова

Круглый стол «Крепкая семья как главный фактор стабильности и процветания государства»

Предложения по совершенствованию законодательства

На заседании обсуждались задачи в сфере защиты семьи и детства, поставленные Президентом и указанные в Народной программе «Единой России», а также законодательные инициативы участников встречи.

Были представлены предложения по совершенствованию законов в таких сферах, как социальная поддержка многодетных семей, образование, охрана здоровья детей, обеспечение их безопасности. Общественники поддержали внесенный в Государственную Думу законопроект об ужесточении наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Также было предложено дополнить меры увеличением сроков административного надзора за теми, кто совершил такие преступления и вышел на свободу. Поддержку общественников получила и инициатива в рамках акции «Сохраним лес» о вручении каждой семье после рождения ребенка сертификата на посадку дерева.

Денис Майданов в свою очередь выступил с предложениями по созданию условий для трудоустройства подростков во время каникул, включая создание единого портала с вакансиями для несовершеннолетних и поддержку работодателей. Кроме того, были озвучены предложения по совершенствованию поддержки молодых семей в жилищной сфере.

Анна Кузнецова отметила, что от условий, в которых находится молодая семья, во многом зависит, станет ли она многодетной, и жилищный вопрос здесь играет одну из ключевых ролей. Она напомнил, что порой региональные программы задают очень жесткие условия включения молодых семей в число участников, и соответствовать всем критериям очень проблематично. Таких «лукавых», по ее мнению, форматов помощи быть не должно. Заместитель Председателя ГД подчеркнула, что нужно сделать существующие программы более эффективными.

«Необходимо провести мониторинг успешно действующих в регионах программ поддержки молодых семей в жилищной сфере, взять их за основу как для тиражирования в регионах, так и для необходимых законодательных решений на федеральном уровне», – сказала она.

По итогам заседания круглого стола будет сформирован комплекс предложений, которые в дальнейшем будут проработаны для внесения законодательных инициатив.

В завершение заседания Анна Кузнецова вручила благодарственные письма Президента России руководителям общественных и благотворительных организаций, советов отцов в регионах.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей.

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде’всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.). J Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрас-^ те до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций»,^) совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В,работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым

распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Читайте также  Должностная инструкция декларанта - шаблон из
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector