Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение

Дата публикации 06.12.2019

Использован релиз 3.0.74

В «1С:Бухгалтерии 8» учет ГСМ можно вести двумя способами. От способа учета зависят виды документов, используемых для отражения операций поступления и списания ГСМ:

  1. Без использования документов «Путевой лист» (например, путевые листы формируются во внешней программе):
    • Учет ГСМ ведется на счете 10.03.1 «Топливо на складе».
    • Приобретение ГСМ отражается одним из документов:
      • «Авансовый отчет» – при покупке топлива на АЗС подотчетными лицом;
      • «Поступление (акт, накладная)» с видом операции «Товары (накладная)» – при предоставлении поставщиком документов на выбранное на АЗС топливо по топливным картам за период;
    • Списание ГСМ отражается документом:
      • «Требование-накладная» – при списании топлива (списание производится на общее количество израсходованного топлива за период в сумме, рассчитанной исходя из выбранного способа оценки МПЗ в «Учетной политике» («По средней» или «По ФИФО») (рис. 1).
  2. С использованием документов «Путевой лист» (раздел: Покупки):
    • Учет ГСМ ведется на счете 10.03.2 «Топливо в баке».
    • Приобретение ГСМ отражается документами:
      • «Путевой лист» – при покупке топлива на АЗС подотчетным лицом за наличные либо по банковской карте (по количеству и сумме) или при получении топлива на АЗС по топливным картам (только по количеству без суммы) (рис. 2);
      • «Поступление (акт, накладная)» с видом операции «Топливо» (используется только для топлива, полученного на АЗС по топливным картам) – при предоставлении поставщиком документов на выбранное на АЗС топливо по топливным картам за период (по количеству и сумме);
    • Списание ГСМ отражается документами:
      • «Путевой лист» (тот же документ, которым отражено приобретение топлива) – формирует проводки по списанию израсходованного по путевому листу топлива (только в количестве без суммы).
      • Регламентная операция «Корректировка стоимости номенклатуры» – формирует проводки по списанию общей суммы израсходованного за месяц топлива только в сумме без количества (способ оценки МПЗ всегда «По средней» вне зависимости от выбранного в «Учетной политике») (рис. 3).

Смотрите также

  • Транспортные расходы организации
  • Учет ГСМ по топливным картам
  • Учет ГСМ по по талонам с переходом права собственности в момент заправки ТС
  • Учет ГСМ по по талонам с переходом права собственности в момент получений талонов

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Нормы по ГСМ и документальное подтверждение расходов на топливо в командировке

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

В п. 1 ст. 252 НК РФ сказано, что любая компания обязана подтверждать свои расходы в командировках. Подробно о самих командировках мы рассказывали в этой статье, а сейчас поговорим об учете ГСМ в деловых поездках.

Расход бензина

1. Путевые листы

Чтобы доказать деловую составляющую поездки и правильно учесть расход ГСМ, оформляют путевые листы. В Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 можно увидеть все рекомендованные формы путевых листов в зависимости от типа транспорта. В этом же постановлении регламентируется содержание путевого листа.

Отметим, что в документе — рекомендованные формы, а с 2013 года организация может сама разработать форму первички.

2. Чеки

Помимо путевых листов, сотрудник после командировки должен предоставить чеки об оплате топлива или отчеты АЗС по количеству топлива, которое он залил в поездке. Также подойдут талоны на бензин, слипы по топливной карте.

Нормы расхода ГСМ

Нормы по расходу ГСМ, которые действуют сейчас, указаны в распоряжении Минтранспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Плюс унифицированных норм: они уже есть, не нужно никаких трудозатрат по их разработке. Они унифицированы по большинству автомобильных марок, по типам дорог, видам груза и т.п.

Однако, само предприятие по закону вправе установить свои нормы и утвердить их у руководства. Собственные нормативы можно в полном объеме учитывать в прочих расходах — как часть затрат на содержание служебного автотранспорта.

Плюс собственных норм: у каждой фирмы своя специфика (определенные маршруты, загрузка автомобилей, сезонность, качество дорог). Учитывая все факторы, можно сделать нормы более точными — на каждый автомобиль в компании.

Решение о том, будете вы применять собственные нормы или нормы Минтранса, можно указать в учетной политике. Собственные нормы или нормы Минтранса с корректировками (надбавки, разные нормы по сезонам) утвердите в приказе руководителя.

Все, что сверх лимита, учитывается в налоговом учете в не принимаемых расходах. Однако можно обосновать превышение документами, например, при росте расхода ГСМ зимой можно оформить приказ о сезонном увеличении нормативов и новый акт контрольного заезда.

Налоговый учет ГСМ в командировках

Учет горюче-смазочных материалов при командировках зависит в основном от целей поездки и вида деятельности организации.

1. Грузовые и пассажирские перевозки

ГСМ заносим в прямые расходы. Они заносятся в учет как расходы на приобретение сырья.

Если это перевозки по заказу, тогда покупка ГСМ является материальным расходом, а поездку нельзя оформить как командировку.

Если это, к примеру, деловая поездка управляющего транспортной компанией, тогда поездка считается командировкой. ГСМ относятся в этом случае на прочие расходы (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

2. Торговая поездка

ГСМ заносим в транспортные расходы.

Если топливо затрачено на доставку приобретенных товаров до покупателя, тогда эти расходы считаются прямыми (ст. 320 НК РФ) и распределяются на товарные остатки на складах и на стоимость реализованной продукции.

Если это поездка директора с целью доставки готового товара или покупки продукции, такая поездка не является командировкой, а ГСМ относят на прямые затраты в транспортных расходах.

Если в поездке не было приобретений/продажи товаров, то эта поездка считается командировкой, и списание затрат на ГСМ происходит по стандартной схеме.

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет по транспорту в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Нормы списания ГСМ от Минтранса РФ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Учет топливных карт и расхода ГСМ

Если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 Кодекса:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Для учета в расходах необходимо наличие в Организации следующих документов:

  • Трудовой договор;
  • Положение о разъездном характере;
  • Должностная инструкция;
  • Документы подтверждающие расходы.

Бухгалтерский учет и документы по расчетам с применением топливных карт

Приобретение и выдача топливной карты:

ПроводкаОперацияДокументы
Дт 10 – Кт 60Оприходование топливной картыАкт (накладная)
Дт 19 – Кт 60Отражен вх. НДС по топливной картеСчет-Фактура
Дт 20(26,44) – Кт 10Стоимость карты учтена в расходах тек. периодаАкт (накладная)
Дт 68 – Кт 19НДС принят к возмещению
Дт 006.СкладУчет топливной карты за балансомОперации, введенные вручную
Дт 006.МОЛ – Кт 006.СкладКарта выдана МОЛуАкт приема-передачи топливной карты сотруднику. Журнал учета выдачи топливных карт.

Использование топливной карты:

ПроводкаОперацияДокументы
Дт 60.02 – Кт 51Пополнен баланс топливной картыПополнен баланс топливной карты
Дт 10 – Кт 60Приняты к учету ГСМНа дату заправки автомобиля. Чек/информация из Отчета поставщика.
Дт 19 – Кт 60Отражен НДС по поступившим ГСМvСчет-Фактура
Дт 60 – Кт 60.02Зачтен ранее перечисленный аванс
Дт 20(44) – 10Стоимость ГСМ учтена в расходахПутевой лист
Дт 68 – Кт 19НДС принят к вычету

Нормирование затрат на ГСМ

В разъяснениях Минфина России содержатся указания, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщикам следует ориентироваться на Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (см. Письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

В НК РФ нет никаких указаний на то, что затраты на ГСМ должны приниматься в целях налогообложения в пределах норм, установленных Минтрансом России (либо каким-нибудь иным ведомством).

Организация может самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону.

Создается Приказ руководителя об утверждении норм расхода топлива, масла, прочих технических жидкостей и смазочных материалов отдельно для каждого автомобиля, используемого на предприятии.

Налогообложение

НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Для обоснования вычета по топливной карте и ГСМ необходимо наличие следующих документов:

  • договор с поставщиком;
  • счет-фактура.

Налог на прибыль

Стоимость проездных билетов, приобретаемых для работников с разъездным характером работы, может быть учтена в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Списание ГСМ осуществляется по путевым листам и списывается в расходы НУ после проведения путевого листа, а не предоставления поставщиком услуг Отчета и накладной по оказанным услугам за месяц.

Необходимые документы для списания ГСМ в расходы НУ:

  • путевой лист;
  • чек;
  • акт приема-передачи услуг;
  • реестр операций по картам от поставщика.

НДФЛ и взносы в фонды

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг).

В целях освобождения от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией стоимости топлива, приобретаемого сотрудниками для нужд организации, в организации должны иметься документы, подтверждающие факт осуществления соответствующих расходов для служебных целей, а также суммы произведенных в этой связи расходов. При отсутствии документального подтверждения осуществленных расходов у сотрудников в соответствии с положениями статьи 211 НК РФ могут возникать доходы в натуральной форме. Соответственно, оснований для освобождения от налогообложения доходов, полученных работниками в таком случае, не имеется (Минфин письмо от 14 мая 2018 г. N 03-03-06/1/31933).

То же самое относится и к обложению страховыми взносами — отсутствие доказательств расходов ГСМ в производственных целях (использование в личных целях) и отсутствие данных расходов в ст.422 НК РФ может привести к доначислениям взносов.

Списание ГСМ по топливной карте – правила и порядок расчета

Списание ГСМ по топливной карте

ИП и организации, чья работа тесно связана с транспортом, сталкивается с вопросом списания расходов на ГСМ. Способов приобретения моторного топлива несколько: наличные деньги, талоны или топливные карты.

ИЗ ЭТОЙ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:

Ежемесячное списание

Списание в течение всего месяца

Правила списания

Последний способ самый актуальный и одновременно вызывает массу вопросов, наиболее популярным из которых служит – как правильно производить списание горючего по дисконту.

Ежемесячное списание ГСМ

Чтобы принять к учету заправленные ГСМ, на предприятиях используется счет 10 «Материалы» и субсчет 3 «Топливо». Для принятия израсходованного топлива к бух учету используется ежемесячный отчет поставщика услуг (АЗС), товарная накладная и счет-фактура, которые предоставляются в конце каждого отчетного периода, а им признается календарный месяц.

Таким образом, бухгалтерия производит списание в конце отчетного месяца на базе документов, предоставленных от автозаправки. Потраченный бензин переносится в расходы, после сдачи уполномоченным лицам путевок материально-ответственных лиц, т.е. водителей.

Списание в течение всего месяца

Это способ списания и принятия к учету производится по мере заправки топлива шофером и предоставления отчетов от владельцев дисконта. В качестве отчета каждый водитель должен предоставлять вместе с путевкой чек из терминала АЗС. На базе этих документов бухгалтер производит списание после предоставления отчета.

Учет топливных карт и списание затрат по ним производится путем следования рекомендациям методички по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, которая разработана Минфином России 28 декабря 2001 года.

Правила списания

На практике бухгалтера стараются использовать второй способ списания ГСМ по карточке, потому как от топливных и процессинговых фирм достаточно сложно добиться своевременного предоставления отчетных документов. Такая ситуация приводит к задержке в работе бухгалтера и своевременной составлении отчетности.

Тем не менее, тот или иной способ списания средств на израсходованное горючее должен быть в обязательном порядке отражен в учетной политике предприятия. Списание производится на статьи затрат организации и полностью зависит от установленного способа оценки материально-производственных запасов: по средней себестоимости или же методом ФИФО.

Как правило, в бухгалтерии для списания используется следующая проводка Д20, 23, 26, 44 К 10-3.

Добавить комментарий Отменить ответ

ООО «Газ-Кард» предоставляет топливные карты Газпромнефть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для оплаты бензина по безналичному расчету.

Читайте также  Правила поведения за рулем: инструкторы по вождению
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector