Сравнительный анализ 34 НК РФ и 212-ФЗ

Сравнительный анализ 34 НК РФ и 212-ФЗ

Не подлежащие обложению страховыми взносами суммы выплат

Не подлежащие обложению страховыми взносами суммы определены законодательством в виде не подлежащего расширенному толкованию списка. Какие статьи НК РФ позволяют не платить взносы с отдельных выплат и что для этого необходимо сделать, узнайте из статьи.

Выплаты волонтерам и добровольцам: какие суммы не подлежат обложению взносами по ст. 420 НК РФ

Случаи, когда объект обложения страховыми взносами не появляется, описаны в ч. 2 ст. 420 НК РФ (пп. 4–7). Не облагаются страховыми взносами выплаты:

  • производимые фирмами и ИП в пользу иностранцев и лиц без гражданства, работающих в находящихся за рубежом обособленных подразделениях российских компаний;
  • добровольцам в рамках исполнения договоров, заключаемых в соответствии со ст. 7.1 закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ о благотворительной деятельности;
  • производимые оргкомитетом «Россия-2018» и FIFA (а также их дочерними компаниями) в пользу иностранных граждан, лиц без гражданства и волонтеров (в ситуациях, перечисленных в п. 7 ст. 420 НК РФ).

Часть льгот в скором времени может быть сокращена, если Госдума одобрит проект закона № 204728-7 (о корректировке ст. 420 НК РФ). Предлагается сократить список не облагаемых взносами сумм, исключив из него выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам и договорам ГПХ, заключаемым:

  • с дочерними организациями FIFA;
  • оргкомитетом «Россия-2018» или его дочерними компаниями.

Узнавайте своевременно о важных и полезных новостях из материалов и сообщений нашего сайта:

  • «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года»;
  • «Зарегистрирован новый оператор фискальных данных»;
  • «Обновлен список льготных регионов для ИП на УСН и ПСН».

Какие еще выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, рассмотрим далее.

Необлагаемые выплаты по статье 422 НК РФ

Не подлежащие обложению страховыми взносами суммы перечислены не только в ст. 420 НК РФ, но и в ст. 422. Это выплаты:

  • не в рамках трудовых отношений и договоров ГПХ (например, матпомощь родственникам умершего сотрудника и др.);
  • гражданам по контрактам, связанным с продажей или передачей имущества во временное пользование (по договорам аренды, передачей денег в долг и др.);
  • в виде предусмотренных федеральным и местным законодательством возмещений (по оплате спецодежды, обучению и т. д.)
  • иные указанные в ст. 422 НК РФ.

Отдельные виды выплат не облагаются страховыми взносами при выполнении определенных требований и только в течение ограниченных периодов времени — об этом расскажем в следующих разделах.

Как быть со взносами, если работник умер, узнайте здесь.

Частные уроки и уборка помещений: когда взносы не уплачиваются

Закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ дополнил п. 3 ст. 422 НК РФ подпунктом, в котором указаны не подлежащие обложению страховыми взносами выплаты.

Данная норма применяется только для выплат, которые получены физлицами в 2017–2018 годах и соответствуют нижеперечисленным условиям:

  • доход получен в результате расчета между физическими лицами (не ИП) за оказание услуг для личных нужд;
  • получатель дохода уведомил налоговиков (схема уведомления описана в п. 7.3 ст. 83 НК РФ);
  • физлицо выполнило работу самостоятельно (не привлекая наемную силу).

К перечню услуг для личных нужд отнесены:

  • уборка жилых помещений;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • репетиторство;
  • присмотр за лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе (детьми, пожилыми людьми, больными — по заключению медучреждения).

Данный перечень может расширяться, если региональные власти посчитают нужным включить в него дополнительные услуги подобного рода (для личных, домашних и иных нужд) и примут соответствующий закон.

Как региональное законодательство может влиять на налоговую нагрузку и возможность неприменения онлайн-касс, говорится в статьях:

  • «Перечень освобожденных от онлайн-касс населенных пунктов»;
  • «Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости».

Как исполнить обязанность по уведомлению налоговиков, чтобы не платить взносы

Для получения освобождения от уплаты страховых взносов выполняющее услуги физлицо (п. 7.3 ст. 83 НК РФ):

  • заполняет уведомление по форме, указанной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@;

Не подлежащие обложению страховыми взносами суммы выплат

  • передает его налоговикам перед началом осуществления указанных видов услуг и после прекращения такой деятельности.

Уведомление подается в любую налоговую инспекцию — постановку физлица на учет налоговики осуществят по месту его жительства (месту пребывания в РФ).

В приложении № 3 к приказу № ММВ-7-14/270@ описан порядок заполнения уведомления. С его помощью физлицо сообщает налоговикам:

  • информацию о себе (Ф.И.О., ИНН, телефон, пол, реквизиты удостоверяющего личность документа и др.);
  • закодированный признак начала («1») или окончания («2») деятельности;
  • вид деятельности из предложенных вариантов.

Не подлежащие обложению страховыми взносами суммы выплат

Если физлицо оказывает иные услуги, вид которых предусмотрен региональными властями, дополнительно заполняется последний лист уведомления, в котором отражаются:

  • реквизиты закона и код региона, установившего услугу;
  • наименование услуги.

О полномочиях региональных властей в налоговом нормотворчестве расскажут материалы:

  • «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?»;
  • «Базовая доходность при патентной системе налогообложения в 2017 году».

Экономия на взносах для предпринимателя на упрощенке

ИП на упрощенке, уплачивающий за себя обязательные пенсионные взносы, определяет свои расходы на уплату взносов по алгоритму (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

если Д ≤ 300 000 руб. → ∑СВ = 12 × МРОТ × ТСВ.

если Д > 300 000 руб. → ∑СВ = 12 × МРОТ × ТСВ + 1% × (Д – 300 000 руб.),

Д — доход за расчетный период;

СВ — сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало года, за который уплачиваются страховые взносы;

ТСВ — тариф страховых взносов, установленный п. 2 ст. 425 НК РФ.

После исчисления суммы страховых взносов в ситуации, когда доход вышел за границу в 300 000 руб., необходимо проверить соблюдение условия:

Если ∑СВ > 8 × 12 × МРОТ × ТСВ → ∑СВ = 8 × 12 × МРОТ × ТСВ

Таким образом, сумма страховых взносов не может превышать произведения 8-кратного МРОТ (увеличенного в 12 раз) и тарифа страховых взносов.

  • доход ИП-упрощенец определяет по правилам ст. 346.15 НК РФ;
  • расходы по ст. 346.16 НК РФ не учитываются.

О нюансах расчета доходов упрощенца см. в статье «Порядок расчета налога по УСН “доходы” в 2016–2017 годах (6%)».

Данный расчетный алгоритм описан в письме Минфина России от 09.06.2017 № 03-15-05/36277.

Итоги

Налоговый кодекс предусматривает уплату страховых взносов со значительной части получаемых гражданами доходов. Не облагаются взносами выплаты, перечисленные в ст. 410 и 422 НК РФ. Это не связанные с исполнением трудовых обязанностей суммы, предусмотренные законодательством компенсации, оплата выполняемых физлицами услуг для личных нужд граждан и пр.

Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов

Кондратенко, И. В. Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов / И. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14532/ (дата обращения: 13.12.2021).

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

Ключевые слова: налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения.

Налоговое законодательство с момента принятия Государственной Думой 16 июля 1998 года первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а затем и второй части НК РФ 19 июля 2000 года, претерпело немало изменений, совершенствовалось, дополнялось.

В 2017 году самым масштабным изменением было введение главы 34 НК РФ «Страховые взносы». Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Взамен ему вступили в силу новые редакции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].

До 1 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах» были установлены общие правила администрирования страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования. Согласно данному закону, администрирование страховых взносов распределялось между несколькими учреждениями следующим образом:

‒ Пенсионный фонд России (ПФР) выступал администратором (органом контроля) в отношении страховых взносов на ОПС и ОМС;

‒ Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС.

С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется налоговыми органами на основании Налогового кодекса РФ. В этих целях в нормы части первой Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие «штриховые» поправки. А администрирование страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осталось в ведении Фонда социального страхования (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который был дополнен тремя новыми главами: гл. IV.1 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», гл. IV.2 «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», гл. IV.3 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [4].

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что изменение порядка администрирования направлено на повышение собираемости страховых взносов и сокращение контролирующих структур для снижения нагрузки как на бюджет, так и на организации и индивидуальных предпринимателей. Также к плательщикам страховых взносов применяются все общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации [6].

Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд других новшеств, с которыми столкнулись плательщики.

Введен новый расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7–11/551@. Его заполняют, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Он заменяет собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР и «старую» форму 4 — ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения плательщика страховых взносов. Обособленные подразделения независимо от наличия расчетного счета и отдельного баланса, начисляющие выплаты физическим лицам, сдают расчеты по месту своего нахождения. Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ, Отчет необходимо сдать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек несут обязанность по представлению расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов могут отчитываться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ) [2].

Новая форма расчета страховых взносов включает только показатели, относящиеся к начислениям отчетного (расчетного) периода (как в налоговых декларациях). Сведения о перечислениях взносов в расчете не указываются.

Для контроля расходования средств налоговые органы передают сведения из единого ежеквартального расчета территориальному органу ФСС, который в свою очередь проверяет правильность заявленных расходов. Если расход не признан, ФСС сообщает об этом в ИФНС. Затем налоговый орган выставляют плательщику страховых взносов требование об уплате. При положительном результате проверки расходы принимаются [5].

Что касается нарушений в сфере страховых взносов, то с 1 января 2017 года они признаются налоговыми правонарушениями. Ответственность по ним установлена Налоговым кодексом РФ:

‒ непредставление расчета в установленный срок — 5 % от не уплаченной в срок суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

‒ грубое нарушение правил учета, повлекшее за собой занижение базы для исчисления страховых взносов, — 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

‒ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, — 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ);

‒ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, — 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 3 ст. 122 НК РФ);

‒ непредставление в срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, установленных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. п. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

‒ непредставление в срок сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений, определенных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, — 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ) [1].

Также кроме денежных взысканий за различные нарушения в сфере страховых взносов существует и уголовная ответственность за данные нарушения. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ вступили в силу новые правила привлечения страхователей к ответственности за неуплату взносов. Теперь компанию могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа 2017 года. Привлекать к ответственности за уклонение от страховых взносов в налоговую инспекцию будут по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Крупный и особо крупный размеры останутся такими же, как для уклонения от налогов — для организаций это соответственно 5 млн. рублей и 15 млн. рублей [3].

Передача полномочий от ПФР и ФСС налоговым органам повлекла за собой некоторые спорные моменты. Какие же основные проблемы были замечены на протяжении 2017 года связи с данным изменением:

  1. Фондом социального страхования и налоговыми органами осуществлялась сверка списочного состава страхователей, уточнялись их регистрационные данные (регистрационные номера, ИНН, КПП, ОКВЭД и так далее), т. к. при передаче возникли некоторые неточности;
  2. Со сменой администратора страховых взносов изменились и реквизиты для перечисления взносов в бюджет. Многие плательщики производили уплату начисленных страховых взносов по старым реквизитам, поэтому возникла необходимость розыска и возврата неправильно уплаченных платежей. Поэтому у некоторых налогоплательщиков образовалась недоимка, из-за которой плательщики получили требования об уплате.
  3. Из-за массовой передачи сведений, технических сбоев, произошла некорректная передача сальдо ПФР на 01.01.2017, которая повлекла за собой образование задолженности у некоторых плательщиков, либо задвоение начислений, но с этой проблемой удалось быстро справиться и скорректировать все начисления.

На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков. Введение новых институтов налогового законодательства потребовало не только уточнения общих статей НК РФ, но и введения специальных разделов и глав. Совершенствование законодательства в целом и законодательства о налогах и сборах в частности формирует положительную тенденцию его развития, так как регулярно обновляются правовые нормы.

Статья 34 212-ФЗ — Камеральная проверка

1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

2. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

3. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

6. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

7. При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы с 2017 года: знакомимся с изменениями

Какой порядок исчисления и уплаты страховых вносов установлен в гл. 34 НК РФ согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-ФЗ? Каковы особенности определения объекта обложения страховыми взносами в отношении выплат работникам? Какую отчетность необходимо будет представлять? Каковы сроки уплаты взносов и представления отчетности?

Вопрос замены страховых взносов единым социальным налогом был поднят в начале 2016 года, и уже в апреле на рассмотрение нижней палаты парламента были представлены проекты федеральных законов о передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. 3 июля пакет соответствующих законов был подписан Президентом РФ. Срок их вступления в силу – 1 января 2017 года. Следовательно, у нас есть время для того, чтобы разобраться со всеми нововведениями. В статье мы в первую очередь обратим ваше внимание на принципиально новые положения и нормы, которые появились в гл. 34 НК РФ по сравнению с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Чтобы разобраться с порядком исчисления и уплаты страховых взносов по новым правилам, необходимо в первую очередь изучить два федеральных закона:

  • от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ);
  • от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ).
Читайте также  Нематериальные поисковые активы 1130

Глава 34 «Страховые взносы» разд. XI «Страховые взносы в Российской Федерации» НК РФ введена п. 8 ст. 2 Федерального закона № 243-ФЗ.

Итак, наделение ФНС полномочиями по администрированию уплаты страховых взносов потребовало дополнения Налогового кодекса положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС, а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

Теперь в соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, элементы обложения страховыми взносами, льготы и особенности уплаты страховых взносов отдельными категориями плательщиков определяются в разд. XI НК РФ.

Что касается Федерального закона № 250-ФЗ, его принятие обусловлено необходимостью привести в соответствие нововведениям законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании.

В связи с этим приняты поправки к ряду законодательных актов, в том числе к Закону РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а также к федеральным законам:

  • от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

К сведению

Проверка порядка исчисления и уплаты страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, а также правильности выплаты пособий, как и прежде, осуществляется ФСС.

Плательщики страховых взносов

Было: ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ.

Стало: ст. 419 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

При этом пп. 2 данного пункта содержит более детализированный перечень плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Как и прежде, в ситуации, когда плательщик взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

К сведению

Налоговый кодекс не содержит положений, согласно которым федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами

Было: ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ.

Стало: ст. 420 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП – работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых – выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

При этом не являются объектом обложения страховыми взносами:

  • выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых признается переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров, перечисленных в пп. 2, 3 п. 1 ст. 420 НК РФ (п. 4 ст. 420 НК РФ);
  • выплаты в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, которое расположено за пределами территории РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ);
  • выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (п. 6 ст. 420 НК РФ);
  • выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предмет которых – выполнение работ, оказание услуг, в связи с участием в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года (п. 7 ст. 420 НК РФ).

К сведению

Выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, заключаемым с ИП, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Было: ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

Стало: ст. 421 НК РФ.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – работодателей определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В базу для исчисления страховых взносов не включаются выплаты, освобожденные от обложения взносами (их перечень приведен в ст. 422 НК РФ).

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов. Согласно п. 3 ст. 421 НК РФ для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, устанавливаются:

  • предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Эта предельная величина подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в РФ (п. 4);
  • предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На период 2017 – 2021 годов такая предельная величина устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (п. 5).

Повышающие коэффициенты согласно п. 5 ст. 421 НК РФ установлены в следующих размерах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector