Ст. 264.1 УК РФ — нарушение правил дорожного

Ст. 264.1 УК РФ — нарушение правил дорожного

Привлечение к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел IX Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (далее – УК РФ) посвящен ответственности за совершение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

В частности, статьей 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее – ТС).

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации ТС, дополнительным объектом — жизнь, здоровье человека.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи, тракторы и самоходные машины, которые объединяет понятие «механические средства», т.е. ТС, приводимые в движение двигателем.

Мопеды, т.е. двух- или трехколесные механические ТС, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, квадрициклы с аналогичными характеристиками к числу предметов преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, не относятся. Велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч., не относятся к числу механических ТС и также не являются предметом данного преступления.

Объективная сторона преступления включает в себя нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) и (или) эксплуатации ТС.

Нарушение ПДД может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п.

Нарушение правил эксплуатации ТС может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.

Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением ПДД и (или) эксплуатации ТС и наступившими общественно опасными последствиями.

Состав преступления образует лишь такое нарушение ПДД, которое привело к аварийной ситуации, развитие которой обусловило возникновение ДТП.

Субъект преступления — специальный. Для наступления уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ лицо должно достичь 16-летнего возраста, а нарушение ПДД должно быть допущено при управлении автомобилем либо другим механическим ТС.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Ч. 1 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, являются:

причинение вреда, опасного для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

полная утрата профессиональной трудоспособности;

В соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

— ограничением свободы на срок до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— либо арестом на срок до шести месяцев;

— либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УК РФ предусматривает ужесточение уголовной ответственности в случае, если:

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

— нарушение повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ);

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ)

— нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году была зарегистрирована 21 тысяча преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (для сравнения в 2016 году – 22 тысячи преступлений). Отметим, что за I полугодие 2018 года количество зарегистрированных преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составило — 9,7 тысяч.

Статья 264.1 УК РФ. Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (новая редакция с комментариями)

1. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Комментарий к ст. 264.1 УК РФ

1. Статья введена в действие с 01.07.2015 Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

Некоторые спорные вопросы судебной практики разрешены в Пост. Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25 (в ред. Пост. Пленума ВС РФ от 24.05.2016 N 22).

2. Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации ТС, дополнительным объектом — жизнь, здоровье человека.

3. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим ТС.

4. Объективная сторона преступления заключается в управлении указанными видами механических ТС в состоянии опьянения, лицом, подвергнутым административному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ.

По смыслу п. 2 примеч. к ст. 264 УК для целей ст. ст. 264 и 264.1 УК лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее ТС, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее ТС, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ.

При этом факт употребления лицом, управляющим ТС, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утв. Правительством РФ, и в порядке, установленном Минздравом России , либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК.
———————————
См.: Пост. Правительства РФ от 23.01.2015 N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения»; от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»; Информация Минздрава России от 21.03.2016 «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения»; Приказы Минздрава России от 18.12.2015 N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»; от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»; Приказ МВД России от 04.08.2008 N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

Согласно примеч. к ст. 12.8 КоАП факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Таким образом, при совершении преступлений, предусмотренных ч. ч. 2, 4, 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, факт употребления алкоголя и других вызывающих опьянение веществ устанавливается в соответствии с п. 2 примеч. к ст. 264 УК только на основании доказательств, составленных по результатам освидетельствования. Свидетельские показания и иные доказательства не могут использоваться в доказывании данного обстоятельства.

Лицо, отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования, признается находящимся в состоянии опьянения без установления факта употребления им алкоголя и других опьяняющих веществ. При этом следует учитывать, что ответственность влечет отказ только от медицинского освидетельствования.

По делам о других преступлениях состояние лица может быть подтверждено как медицинскими документами, так и показаниями подсудимого, потерпевшего, свидетелей или иными доказательствами.

Отказ от медицинского освидетельствования влечет указанные правовые последствия, если водитель не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 2.3.2 ПДД) и направление на медицинское освидетельствование осуществлялось в соответствии с правилами, утв. Правительством РФ, а отказ от медицинского освидетельствования (от любого предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования) зафиксирован должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспорта, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование либо уполномоченным медицинским работником в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное ст. ст. 264 или 264.1 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления ТС. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим ТС в состоянии опьянения. При положительном результате медицинского освидетельствования для определения возможности нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления ТС и с учетом конкретных обстоятельств может возникнуть необходимость в применении специальных познаний в области медицины.

Вопрос о том, кто является лицом, подвергнутым административному наказанию, должен решаться исходя из содержания ст. 4.6 КоАП, согласно которой в таком правовом статусе лицо находится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с этим суду надлежит выяснить, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по ч. ч. 1 или 3 ст. 12.8 или по ст. 12.26 КоАП и дату окончания исполнения указанного Постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном гл. 30 КоАП.

В судебной практике возник вопрос, должны ли при определении оснований для привлечения к уголовной ответственности учитываться виновные действия водителя, связанные с управлением ТС в состоянии опьянения, за которые он был привлечен к административной ответственности до 01.07.2015. На этот вопрос следует ответить положительно, поскольку действия по управлению ТС в состоянии опьянения являлись административно наказуемыми и до 01.07.2015, а управляя повторно ТС в состоянии опьянения после 01.07.2015 при наличии действующего административного наказания, виновное лицо полностью выполняет объективную сторону состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом. Лицо, управляющее механическим ТС, сознательно нарушает запрет, установленный ПДД, и желает этого.

6. В случае если лицо совершает деяние, предусмотренное ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ, и ранее было подвергнуто административному наказанию по ч. ч. 1 или 3 ст. 12.8 или ст. 12.26 КоАП либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ, то содеянное представляет собой совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ.

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 528-ФЗ.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 264 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к комментируемой статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и различных механических транспортных средствах. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последнее полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются комментируемой статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Читайте также  Заявление о временном непосещении детского сада.

2. Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

3. Объективная сторона преступления выражается: а) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; б) в наступлении тяжкого вреда здоровью человека; в) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23.10.93 , а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т.д.

О конституционности ряда положений Правил см.: Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.99 N 118-О; Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 94-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 6.

4. Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в ст. 111 УК.

Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

5. Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

7. При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил правила, он подлежит ответственности по ст. 264.

8. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 2 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 3) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ст. 264.1 УК РФ — нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Органами дознания водитель М. А.Ю. обвинялся в том, что будучи подвергнутым административному наказанию по постановлению мирового судьи за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, т.е. за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, повторно управлял автомобилем в состоянии опьянения, тем самым совершив преступление предусмотренное ст. 264.1 УК РФ.

Уголовное дело вместе с обвинительным актом было направлено органами дознания в суд для принятия правового решения.

С учетом позиции стороны защиты, с которой был согласен и государственный обвинитель, суд первой инстанции прекратил уголовное дело и уголовное преследование в отношении М.А.Ю. обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, по основаниям ст. 24 УПК РФ.

30.06.2018 г. в 00 час. 40 мин. водитель Х.М.Н., будучи ранее подвергнутый административному наказанию за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, вновь был привлечен к ответственности за от прохождения освидетельствования на месте, а также от медицинского освидетельствования.

Поскольку на момент выявления повторного нарушения Правил дорожного движения, водитель Х.М.Н. считался лицом, подвергнутым административному наказанию, его действия подпадали под признаки преступления предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, в связи с чем, материалы по повторному нарушению ПДД РФ были переданы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в ОП МУ МВД России «Иркутское»

19.10.2018г. по данному факту отделом дознания ОП МУ МВД России «Иркутское» было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ.

После долгих поисков защитника, водитель Х.М.Н. обратился в Иркутский центр защиты прав водителей. После выяснения всех обстоятельств произошедших событий и тщательного изучения представленных водителем Х.М.Н. документов, нашими специалистами было установлено, что порядок проведения процессуальных действий, при привлечении водителя Х.М.Н. к ответственности должностными лицами ГИБДД был нарушен.

Вместе с тем, указанные нарушения еще предстояло обосновать и доказать в ходе дознания.

В ходе дознания по данному уголовному делу, был допрошен инспектор ДПС возбудивший в отношении водителя Х.М.Н. дело по повторному нарушению им пункта 2.3.2. ПДД РФ, который настаивал на соблюдении порядка привлечения указанного лица к ответственности.

Тем не менее, сопоставив показания названного должностного лица с иными представленными в дело доказательствами, сторона защита указала органу предварительного расследования на ряд грубейших нарушений требований закона, допущенных должностным лицом ГИБДД на стадии возбуждения дела и проведения процессуальных действий.

С учетом правильно выбранной позиции защиты, все доказательства представленные административным органом (ГИБДД) были признаны органом дознания недостаточными для вывода о виновности водителя Х.М.Н. в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, в связи с чем, 20 апреля 2019 года уголовное дело было ПРЕКРАЩЕНО, и за подозреваемым Х.М.Н. признано право на реабилитацию.

В рамках расследования возбужденного в отношении водителя П.И.Ю. уголовного дела, стороной защиты был указан ряд грубых процессуальных нарушений, допущенных должностными лицми ГИБДД при производстве досудебных процессуальных действий, которые не позволяли признать добытые ими доказательства в качестве допустимых.

С учетом представленных стороной защиты доказательств, дознаватель отдела дознания отдела полиции МУ МВД России «Иркутское» была вынуждена вынести в отношении водителя П.И.Ю. постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ.

21 сентября 2018 года в отношении водителя С.Н.Л. Отделом дознания отдела полиции МУ МВД России «Иркутское» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного Кодекса РФ (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию).

Ранее, 25.09.2017г. водитель С.Н.Л. был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами срокок на один год шесть месяев, со штрафом в рамезе 30000 рублей.

Поскольку на момент выявления (21.09.2018г.) повторного нарушения правил дорожного движения, а именно управление транспортным средством в состоянии опьянения, водитель С.Н.Л. считался лицом, подвергнутым административному наказанию, то соответственно его действия подпадали под признаки преступления предусмотренного статьей 264.1 УК РФ.

Впоследствии водитель С.Н.Л. обратился за юридической помощью в «Центр защиты прав водителей», где нашими специалистами были тщательно изучены все материалы по делу, и в дальнейшем выработана позиция защиты.

В рамках расследования возбужденного в отношении водителя С.Н.Л. уголовного дела, стороной защиты был указан ряд грубых процессуальных нарушений, допущенных должностными лицми ГИБДД при производстве досудебных процессуальных действий, которые не позволяли признать добытые ими доказательства в качестве допустимых. Одновременно с этим, по ходатайствам стороны защиты по делу был назначен ряд экспертиз,которые также подтвердили обоснованность доводов о недопустимости доказательств, представленных сотрудниками ГИБДД.

С учетом представленных стороной защиты доказательств, дознаватель отдела дознания отдела полиции МУ МВД России «Иркутское» была вынуждена вынести в отношении водителя С.Н.Л. постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ.

15.11.2018 г. в 01 час 55 минут водитель П. С. В., будучи ранее подвергнутый административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, вновь был привлечен к ответственности за от прохождения освидетельствования на месте, а также от медицинского освидетельствования.

Поскольку на момент выявления (15.11. 2018г.) повторного нарушения Правил дорожного движения, а именно управление транспортным средством в состоянии опьянения, водитель П.С.В. считался лицом, подвергнутым административному наказанию, то соответственно его действия подпадали под признаки преступления предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, в связи с чем, материалы по повторному нарушению были переданы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в ОП МУ МВД России «Иркутское»

На следующий день, после указанных событий, водитель П.С.В. обратился за юридической помощью в «Центр защиты прав водителей». В ходе беседы, водитель П.С.В. рассказал об обстоятельствах, вмененного ему повторного нарушения ПДД РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования) и представил копии врученных ему протоколов. После выяснения всех обстоятельств и и тщательного изучения представленных водителем П.С.В. документов, нашими специалистами было установлено, что порядок проведения процессуальных действий, при привлечении водителя П.С.В. к ответственности должностными лицами ГИБДД был нарушен.

Однако, для подтверждения установленных нами нарушений, требовалось незамедлительное истребование и представление дополнительных доказательств.

С учетом того, что на момент обращения водителя П.С.В. прошел незначительный промежуток времени, нами были предприняты все необходимые меры для сбора и закрепления дополнительных доказательств, которые в последующем были представлены дознавателю, который принимал правовое решение по данному делу.

В результате проделанной нами работы, дознавателем ОД ОП МУ МВД России «Иркутское» 30.11.2018г. (т.е. спустя всего 15 дней) с момента задержания водителя П.С.В. за управление транспортным средством в состоянии опьянения, было вынесено постановление об отказе в возбуждении в отношении водителя П.С.В. уголовного дела, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

В отношении водителя П.Д.С. сотрудниками ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, а именно за управление транспортным средством в состоянии опьянения. При этом он уже был лишен права управления транспортным средством по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Материалы были переданы в органы дознания для возбуждения уголовного дела.

В результате проделанной работы в возбуждении уголовного дела было отказано, водитель П.Д.С. признан невиновным.

В отношении водителя И. сотрудниками ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, а именно за управление транспортным средством в состоянии опьянения. При этом он уже был лишен права управления транспортным средством по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Материалы были переданы в органы дознания для возбуждения уголовного дела.

В результате проделанной работы уголовное дело в отношении водителя И. прекращено.

В отношении водителя Ч. сотрудниками ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, а именно за управление транспортным средством в состоянии опьянения. При этом он уже был лишен права управления транспортным средством по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Материалы были переданы в органы дознания для возбуждения уголовного дела.

В результате проделанной работы в возбуждении уголовного дела было отказано, водитель Ч. признан невиновным.

В отношении водителя Д. сотрудниками ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, а именно за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом он уже был лишен права управления транспортным средством по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

Материалы были переданы в органы дознания для возбуждения уголовного дела.

В результате проделанной работы в возбуждении уголовного дела было отказано, водитель Д. признан невиновным.

Кто мы?

Центр защиты прав водителей «Главная Дорога» одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других «многопрофильных компаний».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector