Ст. 266 УК РФ. С комментариями и изменениями.

Ст. 266 УК РФ. С комментариями и изменениями.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств
сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию
технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние
транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 266 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются железнодорожные, воздушные, водные, автомобильные и иные транспортные средства, предусмотренные ст. 263 и 264 УК. Также к предметам преступления относятся пути сообщения (железнодорожные, трамвайные пути, проезжие части дорог, взлетно-посадочные полосы, воздушные трассы и коридоры и пр.), средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование. Средства сигнализации — это разнообразные технические устройства, используемые для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.). Средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки различных сообщений или для обеспечения функционирования сетей связи (телефонные опоры, телеграфные провода и т.п.). Иное транспортное оборудование — это механизмы, технические устройства, приборы, кроме средств сигнализации и связи, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта (система управления движением, средства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия в виде: а) недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, средств связи, иного транспортного оборудования; б) выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Недоброкачественный ремонт транспортного средства может выражаться в неустранении всех неисправностей в соответствии с технологическими требованиями и нормативами либо в установке нестандартных или недоброкачественных запасных частей (например, агрегатов, узлов, деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств выражается в невыполнении должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние выпускаемого в эксплуатацию транспортного средства. Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий.

4. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт и (или) отвечающее за качество ремонта транспортных средств или транспортного оборудования либо несущее ответственность за техническое состояние транспортного средства и (или) выпуск его в эксплуатацию, либо водитель или владелец индивидуального транспортного средства, давший разрешение иному лицу на эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства. На практике субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, так и работники других организаций, на которых инструкциями, правилами, специальным распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности последствия, предусмотренные ст. 266 УК.

Второй комментарий к Ст. 266 УК РФ

1. Предмет преступления, предусмотренного комментируемой статьей, тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью. Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).

Специфика причинной связи заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт; за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства — специальный субъект: работник транспорта, на которого возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух лиц и более — по ч. 3 ст. 266 УК.

Третий комментарий к статье 266 УК РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие качественный ремонт транспортных средств и эксплуатацию транспортных средств, участвующих в движении. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 — здоровье, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь человека. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

2. О понятии транспорта разъясняется в комментарии к ст. ст. 263 и 264 УК.
Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте — железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Их неотъемлемыми элементами также являются: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др.; б) на воздушном — взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте — пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте — проезжую часть дороги.
Под средствами сигнализации понимается процесс передачи сигналов, включающий в себя средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласований и т.д. Сигнализация может быть звуковой (звонок, сирена), световой (зрительной — мигание лампочки, светофор, семафор, маяки и т.п.), радио.
Средствами связи признаются технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, сотовую, лазерную и др. Возможна связь с подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.
Иное транспортное оборудование — это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

3. Объективная сторона выражается в: а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Наиболее важный признак объективной стороны — наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека. Между действием и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Недоброкачественный ремонт — это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.
При недоброкачественной работе ремонтируемое транспортное оборудование не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.
Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности, способные создать при движении аварийную ситуацию и в результате привести к опасным последствиям.
Разрешение может иметь как устную (например, устное разрешение, иное непринятие мер, способных пресечь использование транспорта в технически неисправном состоянии), так и письменную форму (например, выдача водителю путевого листа, пропуск транспорта через пункт технического контроля).
Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия (например, техническая ошибка в ремонте средств сигнализации и связи, выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортных средств с неисправным тормозом) или бездействия (например, непринятие мер к замене тормозных колодок, сокращению рельсовых зазоров, укреплению межрельсовых накладок). Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека по ч. 1 или причинения смерти по ч. ч. 2 и 3 этой нормы. При отсутствии последствий, указанных в ст. 266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект преступления специальный — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее следующими признаками: а) его служебная деятельность непосредственно связана с ремонтом транспорта; б) он является ответственным за техническое состояние транспортного средства и имеет правомочия по выпуску их в эксплуатацию; в) он — владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 266 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств, указанных в ст. ст. 263 и 264. В комментируемой статье выделены два особых вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. И то и другое нарушения взаимосвязаны, в их основе лежит эксплуатация технически неисправных транспортных средств, создающая угрозу причинения физического вреда.

2. Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное, предусмотренное ст. 264. Кроме того, им может быть и другой элемент той или иной транспортной системы, обеспечивающий безопасность ее функционирования. В статье названы пути сообщения (имеются в виду железнодорожные пути), а также средства сигнализации и связи (в том числе авиационные, морские, железнодорожные, метро и т.д.).

Пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью. На железной дороге устраиваются различные сооружения, обеспечивающие безопасное движение поездов: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др. Сооружения, не обеспечивающие безопасности движения, к предмету данного преступления не относятся.

Средства связи — технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной и иной. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, лазерную и др. Возможна связь подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.

Сигнализация — средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласовании и т.д. Она может быть звуковой, световой, радио и т.д.

Кроме того, указывается и иное транспортное оборудование. Под ним понимается всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства, например, улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает в себя: недоброкачественный ремонт указанных в статье предметов, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Ремонт предполагает выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами качества.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

В связи с этим необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

5. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование по предназначению транспортного средства, имеющего техническую неисправность, создающую угрозу безопасной эксплуатации. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, крепления колес, контрольных приборов, автоматики и т.д.

6. Вредные последствия (тяжкий вред здоровью, смерть человека или двух и более лиц) те же, что и в ст. 264 УК.

7. При рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье.

8. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.

9. Субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Например, мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.

Статья 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 266 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

2. Предмет посягательства образуют: а) транспортные средства (указанные в коммент. к ст. 263, 264); б) пути сообщения — обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т.п.); в) транспортное оборудование — любые средства и сооружения, предназначенные обеспечить нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т.п.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в: а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишении жизни (ч. 2, 3) человека; в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

3.1. Недоброкачественный ремонт — неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

3.2. Выпуск в эксплуатацию — разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств, в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.).

3.3. О последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека см. в ч. 1 ст. 111.

3.4. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т.п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.

4. Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние.

5. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь также может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).

6. Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

Читайте также  Значение слова «колония»

7. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т.п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 — смерти одного, а по ч. 3 — двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.

3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию — это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих согласно действующим правилам и нормативам его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.

4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего — оператором соответствующего вида транспорта.

5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.

Статья 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (новая редакция с комментариями)

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к ст. 266 УК РФ

1. Объектом рассматриваемого преступления является безопасность в сфере эксплуатации транспорта, дополнительным объектом — жизнь и здоровье человека.

Предметами преступления являются ТС, указанные в ст. ст. 263 и 264 УК РФ, а также пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

Эксплуатация транспорта представляет собой деятельность, имеющую повышенную опасность для участников движения, которая существенно возрастает, если ТС являются неисправными, что обусловливает введение уголовной ответственности за указанные деяния.

В ст. 266 УК объединены два альтернативных состава.

2. Объективная сторона преступления заключается в недоброкачественном ремонте ТС, путей сообщения, средств сигнализации и связи, а также иного транспортного оборудования или выпуске в эксплуатацию неисправных ТС.

Под недоброкачественным ремонтом ТС понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (напр., узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию ТС). Деятельность по ремонту регламентируется правилами и нормативами, установление нарушения которых является необходимым для вывода о недоброкачественности выполненных работ.

3. Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных ТС понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние ТС, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние ТС.

Применительно к ТС, указанным в ст. 264 УК РФ, Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается их эксплуатация, предусмотрен Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. Перечень неисправностей устанавливает, что методы проверки параметров ТС регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утв. Пост. Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
———————————
См.: Пост. Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

4. Состав преступления — материальный. Уголовная ответственность наступает лишь при наличии последствий, указанных в законе, и причинной связи между деянием и последствиями. Особенность причинной связи данного преступления заключается в том, что преступные последствия наступают в результате действий лица, управляющего неисправным ТС. Следовательно, условием установления причинной связи за деяние, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является отсутствие в деянии лица, управляющего ТС, нарушения правил, которое было бы связано с последствиями транспортного происшествия.

Приговором Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24.09.2014 С. признан виновным в том, что он, будучи механиком ООО «Б», ответственным за выпуск в эксплуатацию технически исправных ТС, в нарушение п. п. 2.1, 2.2, 2.3 должностной инструкции механика КПП ООО «Б», п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п. п. 1.1, 1.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, действуя легкомысленно, не осуществил должным образом проверку технического состояния и незаконно выпустил в эксплуатацию для перевозки пассажиров автобус ПАЗ-32050R региона под управлением Х., несмотря на наличие неисправности рабочей и стояночной тормозных систем автобуса. После выпуска в эксплуатацию указанного неисправного автобуса управляющий им водитель Х. при отказе рабочей тормозной системы допустил наезд на пешеходов М. и Ч., чем причинил им телесные повреждения, повлекшие их смерть.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожностью. Форма вины определяется отношением виновного к последствиям преступления.

6. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, в чьи обязанности на основании трудового договора либо в силу закона возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию ТС. К ним могут быть отнесены работники предприятий любых форм собственности, эксплуатирующих ТС, владельцы ТС, использующие ТС в предпринимательской деятельности, лица, осуществляющие деятельность по их ремонту, в том числе работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт. Действия владельцев индивидуальных ТС, передавших другому лицу управление неисправным ТС, при наступлении предусмотренных законом последствий также образуют состав рассматриваемого преступления. Управление частным лицом неисправным ТС влечет ответственность по ст. ст. 263, 264 УК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector