Ст 31 НК РФ с комментариями и изменениями на

Ст 31 НК РФ с комментариями и изменениями на

Истребование документов налоговыми органами: порядок, сроки и возможные нарушения

Все организации и ИП обязаны предоставлять документы по требованию налоговых органов. Рассказываем, какие документы могут истребовать налоговики, в какие сроки их нужно представить и какие нарушения при этом допускают налоговые инспекции.

Порядок истребования документов у налогоплательщиков

Процедура истребования налоговиками необходимых для проведения контрольных мероприятий документов и информации регламентирована в соответствии со ст. 93 НК РФ и ст. 93.1 НК РФ. Такие документы и информацию у организаций и ИП вправе истребовать должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку. Форма требования утв. приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Поводом для истребования документов/сведений может являться:

  • камеральная или выездная налоговая проверка налогоплательщика;
  • проверка контрагента налогоплательщика;
  • проверка сделки, к которой у налоговиков возникли какие-либо претензии.

Таким образом, документы у налогоплательщиков могут требовать даже при отсутствии налоговой проверки. Статья 93.1 НК РФ разрешает истребовать у налогоплательщиков документы о той или иной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, если возникает обоснованная необходимость в этом. Поэтому использование налоговым органом доказательств, полученных вне рамок проверки, не свидетельствует о недопустимости таких доказательств (письмо Минфина от 23.12.2020 № 03-02-07/1/113553).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Должностные лица налоговых органов вправе истребовать у организаций документы и информацию, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

2. Документы могут быть истребованы как в рамках, так и вне рамок проведения налоговых проверок.

3. Нормы НК РФ не содержат исчерпывающего перечня документов, которые вправе истребовать налоговые органы.

4. Суды обычно полагают, что право ИНФС на истребование документации может быть ограничено только законом. И если НК РФ не содержит запрета на истребование того или иного документа, то плательщик обязан его предоставить по требованию налоговой инспекции.

5. По общему правилу документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней. Если проверка проводится в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то документы представляются в течение 20 дней, а если в отношении иностранной компании – не позднее 30 дней.

6. Непредставление документов или нарушение срока их представления влечет наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

7. Непредставление сведений о контрагенте или отказ представить имеющиеся у компании документы, касающиеся деятельности контрагента, влечет взыскание штрафа с организации и ИП в размере десяти тысяч рублей.

Также НК РФ не обязывает направлять требования о предоставлении документов/информации именно те налоговые органы, в которых плательщик состоит на учете по месту своего нахождения. Требование может направляться налоговым органом (письмо Минфина от 06.08.2019 № 03-02-08/59105):

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества, транспортных средств.

Конкретный способ направления требований зависит от того, как и где проводятся мероприятия налогового контроля. Если проверка проходит непосредственно на территории плательщика, требование о представлении документов передается непосредственно руководителю организации/ИП или уполномоченным ими лицам лично под расписку.

Если налоговики не могут передать требование непосредственно руководству плательщика, они могут направить его по почте заказным письмом, либо в электронной форме по ТКС или же через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Какие документы могут истребовать налоговые органы

Нормы НК РФ не содержат исчерпывающего перечня документов, которые вправе истребовать налоговые органы. На практике такой правовой пробел приводит к тому, что налоговики считают себя вправе требовать вообще любые документы, содержащие ту или иную информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика или его контрагентов по сделкам.

shutterstock_1196799763.jpg

При этом многие суды солидарны с налоговиками в этом вопросе, полагая, что право ИНФС на истребование документации может быть ограничено только законом. И если НК РФ не содержит запрета на истребование того или иного документа, то плательщик в любом случае будет обязан предоставить данный документ по требованию налоговой инспекции (постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2020 № А56-62632/2019).

Более того, и Минфин, и суды сходятся во мнении, что налоговики вправе истребовать даже те документы, которые прямо не предусмотрены ни налоговым, ни бухгалтерским законодательством. Например, кадровые документы, которые компании ведут в отношении своих сотрудников. В частности, речь идет о приказах о приеме на работу и об увольнении сотрудников, их должностных инструкциях, контактных телефонах, адресах фактического проживания, личных характеристиках и т.д.

Все эти и другие документы ИФНС вправе затребовать у налогоплательщика, а тот, в свою очередь, должен будет их предоставить. Главное, чтобы истребуемые документы непосредственно были связаны с проводимыми контрольными мероприятиями (см., например, постановление АС Московского округа от 23.03.2021 № А40-49591/2020).

Другое дело – истребование документов, которые ранее уже представлялись в ИФНС. Такие документы плательщики вправе повторно не направлять в инспекцию при условии уведомления налогового органа о том, что указанные документы уже представлялись.

Однако в некоторых случаях допускается даже повторное истребование документов (п. 5 ст. 93 НК РФ):

  • если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Сроки представления истребованных документов в налоговые органы

Сроки предоставления запрошенных налоговиками документов напрямую зависят от вида проводимых в отношении плательщика контрольных мероприятий. По общему правилу документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней. Если проверка проводится в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то документы представляются в течение 20 дней, а если в отношении иностранной компании – не позднее 30 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Срок на представление документов и сведений рассчитывается с момента получения организацией/ИП соответствующего требования. Сам же момент получения требования определяется способом его направления. Так, если требование передается лично руководителю компании или его представителю под расписку, то моментом его получения считается день вручения требования. Если требование направляется по почте заказным письмом, датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).

В случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика или МФЦ датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете или днем поступления требования в МФЦ (абз. 4 и 6 п. 4 ст. 31 НК РФ). Если требование передается в электронной форме по ТКС, днем его вручения считается день, указанный плательщиком в квитанции о приеме требования.

Непредставление документов или нарушение срока их представления влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление сведений о контрагенте или отказ представить имеющиеся у компании документы, касающиеся деятельности контрагента, влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Отсрочка предоставления документов в налоговые органы

Зачастую компания просто физически не может представить все запрошенные инспекцией документы в назначенный в требовании срок. Например, когда истребуются массивы документов (тысячи, а иногда и сотни тысяч экземпляров).

shutterstock_345153863.jpg

В подобных случаях плательщик, чтобы избежать штрафа, должен не позднее дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов. Уведомление подается по форме, утв. приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@.

В уведомлении необходимо указать конкретные причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и новые сроки, в течение которых компания сможет представить документы (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

Уведомление можно подать:

  • непосредственно в ИФНС лично или через представителя;
  • в электронной форме по ТКС;
  • по почте заказным письмом. Данный способ подходит только для тех компаний, которые не обязаны представлять налоговые декларации в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Получив от проверяемого плательщика указанное уведомление, ИФНС в течение двух дней примет решение о продлении сроков представления документов или об отказе в таком продлении.

Новые сроки определит сама налоговая инспекция. При этом если документы и сведения запрашиваются в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней (абз. 6 п. 3 ст. 93 НК РФ).

Нарушения налоговиков при истребовании документов

Несмотря на то, что в НК РФ отсутствует перечень документов, которые могут запросить налоговики, право ИФНС на истребование документации все же не является безусловным. И налоговые органы не вправе требовать у плательщиков те документы, которые в определенных ситуациях истребовать нельзя в силу прямого запрета. Например, при проведении камеральных проверок налоговых деклараций налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с декларацией прямо не установлено нормами налогового законодательства (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если ИФНС проверяет, скажем, декларацию по НДС, то она вправе истребовать у компании только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие на учет приобретенных товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ). Какие-либо иные документы, в том числе договоры, регистры бухгалтерского учета и т.д., налоговики при таких проверках запрашивать не вправе (постановление АС Северо-Западного округа от 18.01.2021 № А56-38742/2020).

Также незаконными признаются действия налоговиков по истребованию документов, которые у компаний попросту отсутствуют, и предоставить они их не могут по объективным причинам. Например, в ситуациях, когда компания никогда не оформляла и не вела запрашиваемые документы.

Один из подобных споров рассмотрел АС Уральского округа в постановлении от 22.06.2020 № А50-16452/2019. Здесь ИФНС оштрафовала организацию за непредставление запрошенных регистров бухучета, которые компания никогда не вела. ИФНС не привела ссылок на нормативные или локальные акты, из которых бы бесспорно следовала обязанность организации вести соответствующие регистры бухучета и представлять их по требованию налогового органа. Не доказали налоговики и то, что у организации действительно имелись в наличии запрошенные регистры. На основании этого суд признал штраф незаконным и отменил решение ИФНС.

Кроме того, действия налоговиков по истребованию документов признают незаконными и в случае необоснованности направленного плательщику требования. К примеру, в тех ситуациях, когда в требовании не конкретизируются запрашиваемые документы или не сообщается, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля они истребуются.

Так, если документы истребуются вне рамок проведения налоговой проверки, то требование в обязательном порядке должно содержать сведения о сделке, по которой запрашиваются документы. Причем вне рамок налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать только те документы, которые непосредственно касаются конкретной сделки. В противном случае суды признают требование незаконным (постановление АС Уральского округа от 16.01.2020 № Ф09-9127/19).

Ст. 31 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы

Ст. 31 НК РФ определяет права ИФНС во взаимоотношениях с налогоплательщиками. С 2015 года эти права в значительной мере расширены, причем из-за изменения не столько ст. 31 НК РФ, сколько ряда других статей. Рассмотрим, какие же новые права появились у налоговиков.

Как в 2015–2016 годах менялась статья 31 НК РФ?

В начале 2015 года в статье 31 НК РФ произошло единственное изменение: был расширен перечень иностранных налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в РФ, которым ИФНС направляет документы по почте.

В мае 2015 года (закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. » от 02.05.2015 № 113-ФЗ) текст п. 4 статьи был дополнен ссылками на возможность взаимодействия с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов.

В 2016 году изменения в статью 31 НК РФ не вносились.

Как на взаимодействие с ИФНС влияют последние изменения п. 4 ст. 31 НК РФ?

Взаимодействие с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов, дополнившее способы общения с ИФНС, отраженные в п. 4 ст. 31 НК РФ, официально разрешено с 1 июля 2015 года (п. 2 ст. 4 закона № 113-ФЗ) и уже применяется на практике.

Личный кабинет налогоплательщика (юридического или физического лица) добровольно создается им на сайте ФНС России. Описанию предоставляемых при этом возможностей посвящена ст. 11.2 НК РФ. Посредством личного кабинета можно, например:

  • передавать в ИФНС декларации, расчеты авансовых платежей и необходимые для осуществления налогового контроля документы и сведения;
  • получать из ИФНС акты сверки расчетов по налогам;
  • отправлять налоговое уведомление по имущественным налогам физлицу;
  • направлять налогоплательщикам требования о представлении документов и уплате налогов;
  • передавать в ИФНС заявления о зачете или возврате излишне перечисленных сумм налога.

Порядок уведомления ИФНС физлицами о намерении использовать личный кабинет отражен в приказе ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@. После этого ИФНС не вправе иными способами передавать физлицу документы и информацию, а физлицо может направлять в ИФНС документы, подписав их своей усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 11.2 НК РФ). Однако это непозволительно ИП, адвокатам, нотариусам и иным частнопрактикующим лицам, которые, как и юрлица, должны применять усиленную квалифицированную подпись (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Возможность использовать личный кабинет плательщика налогов для юрлиц существует с 2014 года с вводом в действие приказа ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@.

У физлиц есть возможность создания электронной подписи прямо в своем личном кабинете. Подробнее об этом читайте в статье «Налогоплательщики-физлица могут создать электронную подпись прямо в своем ЛК».

Как на п. 1 ст. 31 НК РФ повлияли новшества в электронном документообороте?

Перечень прав ИФНС при работе с налогоплательщиками содержит ст. 31 НК РФ. Проверка налогоплательщика невозможна без получения от него документов и пояснений. В подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность электронного представления информации. При этом направление запроса на такую информацию также возможно электронным способом (п. 4 ст. 31 НК РФ).

С целью стимулирования налогоплательщиков, работающих с ТКС, к регулярной проверке почты, направляемой из ИФНС, с 2015 года для них введена обязанность подтверждения факта получения таких отправлений (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Это делается путем ответной отправки электронной квитанции-подтверждения.

Электронным способом из ИФНС могут направляться такие документы, как:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • информация о зачете налогов;
  • вызов в ИФНС.

Срок отправки квитанции установлен равным 6 рабочим дням. При открытии документа, поступившего из ИФНС, в электронных системах отчетности квитанция формируется и отправляется автоматически.

Какие санкции могут быть применены за неотправку квитанции по ТКС?

ИФНС вправе применить санкции, предусмотренные откорректированным с 2015 года п. 3 ст. 76 НК РФ (запретить проведение операций по счетам), при непоступлении к ней вовремя квитанции-подтверждения о получении:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • сообщения о вызове в ИФНС.

ИФНС принимает решение о блокировке счетов на протяжении 10 рабочих дней с даты завершения 6-дневного срока, отведенного для отправки квитанции (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Разблокировка счета станет возможной не ранее дня, следующего за одним из нижеперечисленных событий (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ):

  • днем отправки квитанции-подтверждения;
  • передачи документов или объяснений, затребованных ИФНС;
  • явки в ИФНС, если направлялся вызов по ТКС.

О том, когда начнут штрафовать за неподачу объяснений, затребованных ИФНС, читайте в материале «За непредставление пояснений по камералке оштрафуют».

Как изменен порядок блокировки счетов при несдаче декларации?

Установленное подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ право ИФНС на блокировку счетов в случае непредставления в срок налоговой декларации с 2015 года дополнено введением периода, в течение которого выносится такое решение.

ИФНС вправе запретить проведение операций по счетам, если по истечении 10 рабочих дней со дня, установленного для сдачи декларации, налогоплательщик ее не представил. До 2015 года имелась неопределенность относительно того, в течение какого времени это можно сделать. Теперь такой срок установлен. Он равен 3 годам, отсчитываемым со дня окончания контрольного 10-дневного срока, в течение которого допустима сдача декларации с опозданием (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

О том, какова новая причина запрета на проведение операций по счетам, появившаяся в 2016 году, читайте в статье «Новое основание блокировки счета налоговой в 2016 г.».

Чем дополнен порядок камеральной проверки по НДС?

С 2015 года существенно расширены права ИФНС в отношении осуществления камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.

Теперь она вправе требовать не только пояснения, но и все первичные документы по операциям, вошедшим в декларацию, если выявлены обстоятельства, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • несовпадение данных представленной отчетности по НДС;
  • несоответствие данных налогоплательщика аналогичным данным, полученным от других налогоплательщиков или иных лиц, представляющих подобную информацию.

Кроме того, процедура камеральной проверки дополнена правом ИФНС на осмотр имущества и территории, с использованием которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, когда:

  • итогом декларации является возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • имеют место противоречия и несоответствия в данных, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Для проведения осмотра имущества проверяющие, помимо служебных удостоверений, должны иметь постановление ИФНС (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Какие новшества внесены в обязанности налогоплательщиков-физлиц?

Для облегчения функций контроля со стороны ИФНС за налогоплательщиками-физлицами, у которых есть основания для уплаты налогов (транспортного, земельного или налога на имущество), но нет уведомлений об их уплате, с 2015 года на плательщиков возложена обязанность сообщать ИФНС о наличии у них таких объектов (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Причем это касается не только объектов, возникших в 2015 году, но и тех, которыми физлицо владело на начало 2015 года. Не надо сообщать только о тех объектах, по которым уведомление из ИФНС поступало или в отношении которых у физлица есть льгота. Одновременно в ИФНС направляются копии документов, подтверждающих право на владение имуществом.

Сроки для предоставления такой информации:

  • По объектам, имевшим место на начало 2015 года, — 31 декабря 2015 года. При этом начислять налог начнут только с 2015 года (п. 2 ст. 52 НК РФ).
  • По объектам, появившимся в 2015 и последующих годах, — до 31 декабря года, следующего за годом появления объекта. Причем до 2017 года налог по ним также начнут начислять только с года отправки информации о них в инспекцию (п. 2 ст. 52 НК РФ).

За невыполнение этой обязанности физлицу грозит штраф, размер которого составит 20% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) или 200 руб. за каждую ненаправленную в ИФНС бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ). Годом начала применения санкций станет 2017-й (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Что нового в формах налогового контроля в 2015–2016 годах?

Одно из основных прав налоговиков, которым посвящена ст. 31 НК РФ, — контроль за расчетом налогов. Перечень возможных способов налогового контроля, применяемых ИФНС, с 2015 года дополнен новой формой, названной налоговым мониторингом. Ему посвящен раздел V.2 НК РФ.

Налоговый мониторинг предполагает разработку особой системы тесного информационного взаимодействия между налогоплательщиком-юрлицом и ИФНС, которая позволяет ИФНС контролировать правильность расчета налогов. В основу такой системы ложится либо доступ к учетным системам юрлица, либо систематическая передача им в ИФНС необходимых для расчета данных (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Повторное представление подававшихся ранее документов при этом не допускается (п. 6 ст. 105.29 НК РФ).

Положительная сторона нового способа контроля заключается в непроведении во время его применения выездных и камеральных проверок (п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Однако при сдаче уточненок, в которых сумма начисленного налога уменьшается, такие проверки будут проведены (подп. 3 п. 1.1 ст. 88 и подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

О других возможных последствиях применения нового способа налогового контроля читайте в статье «Налоговое ведомство агитирует на налоговый мониторинг».

Решение о применении налогового мониторинга принимается юрлицом на добровольной основе. Использование этой системы контроля начинается после положительного решения ИФНС по результатам рассмотрения заявления юрлица, сопровождаемого комплектом необходимых бумаг (п. 2 ст. 105.26 и п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Применение мониторинга возможно на протяжении года, следующего за годом подачи заявления на его использование (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Срок подачи заявления ограничен 1 июля, а срок рассмотрения — 1 ноября года подачи заявления.

Читайте также  Налоговые вычеты на детей по НДФЛ в 2022

Юрлицо, претендующее на применение системы контроля в виде мониторинга, должно отвечать следующим требованиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • сумма основных налогов (НДС, акцизов, на прибыль, НДПИ), причитающихся к уплате за тот год, который предшествовал году подачи заявления, должна превышать 300 млн руб.;
  • объем доходов за год, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.;
  • стоимость активов юрлица на 31 декабря того года, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.

Таким образом, налоговый мониторинг применим только для крупнейших налогоплательщиков.

Использование налогового мониторинга может быть прекращено досрочно при нарушении порядка его применения, представлении недостоверных сведений или при непредставлении запрашиваемой для контроля информации (п. 1 ст. 105.28 НК РФ).

Проверка правильности исчисления налогов за время применения новой системы налогового контроля продолжается до 1 октября года, следующего за тем годом, в котором юрлицо использовало налоговый мониторинг.

О том, можно ли воспользоваться налоговым мониторингом применительно только к некоторым налогам, читайте в материале «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?».

Права и обязанности налоговых органов. Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налоговых органов

Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налоговых органов. Соотношение нормативных категорий «права», «полномочия» и «обязанности» налоговых органов вызывает обоснованную дискуссию общетеоретического характера. Существуют следующие мнения по этой проблеме: 1) полномочия – это права налоговых органов; 2) полномочия – это обязанности; 3) права, обязанности и полномочия – понятия, тождественные между собой; 4) полномочия – это собирательная категория, включающая совокупность прав и обязанностей налоговых органов.

Разграничение «прав» и «обязанностей» применительно к налоговым органам является весьма условным в силу того, что реализация предоставленных прав для них является функционально-целевым назначением. Налоговые органы не вправе по своему усмотрению отказаться от реализации своих прав. То, что они делать вправе (например, проводить налоговые проверки или взыскивать недоимки), – они делать обязаны, и наоборот[1].

Права и обязанности здесь сливаются воедино, образуют некий «сплав» право-обязанностей, нередко именуемых в литературе «государственно-властными полномочиями». Не случайно ст. 33 НК РФ устанавливает, что должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Однако различие в правовой природе прав и обязанностей налоговых органов все-таки существует. Согласно ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанности должностных лиц налоговых органов. Таким образом, обязанности налоговых органов всегда так или иначе связаны с обеспечением прав налогоплательщиков, идет ли речь об осуществлении налогового контроля, возврате излишне уплаченных сумм налогов, соблюдении налоговой тайны или иных действиях. Обязанности налоговых органов как бы противостоят правам налогоплательщиков. Права налоговых органов имеют в этом контексте самостоятельное значение, им соответствуют уже обязанности (а не права) налогоплательщиков. Налицо классическая конструкция правоотношения, где субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого.

К общим правам налоговых органов ст. 31 НК РФ относит следующие:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 88, ст. 93 НК РФ);

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения u1080 и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это право может быть реализовано в случаях: а) отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; б) непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов; в) отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения; г) ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

9) взыскивать недоимки, пени и штрафы;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты[1].

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право участвовать в исковом производстве и предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; г) о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; д) о взыскании недоимки, числящейся более трех месяцев либо за организациями, являющимися зависимыми (дочерними), с основных (преобладающих, участвующих) организаций, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) организаций, либо наоборот – за организациями, являющимися основными, с зависимых (дочерних) организаций, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных организаций.

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

1) соблюдать налоговое законодательство;

2) осуществлять налоговый контроль;

3) вести учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ)[1].

На налоговые органы в полном объеме распространяется принцип законности. Согласно п. 3 ст. 30 НК РФ они действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)[2].

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 35 НК РФ). В данном случае налоговое законодательство конкретизирует применительно к налоговым правоотношениям норму, закрепленную в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

К сожалению, доказать наличие, размер и причинно-следственную связь нанесенных убытков с неправомерными деяниями должностных лиц невероятно сложно. Порядок возмещения убытков регулируется гражданским законодательством. Поскольку, как уже отмечалось выше, налоговые органы являются представителями государства в налоговых правоотношениях, реальным ответчиком в данном случае выступает государство. Не случайно причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35 НК РФ).

Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО «Ромашка» в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 — 113 «Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период»».

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала — прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила — 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила — 0 руб.»

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.

В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector