Ст. 78 НК РФ (2020 - 2022): вопросы и ответы

Ст. 78 НК РФ (2020 — 2022): вопросы и ответы

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Вопросы, возникающие при применении статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации

В судебной практике возник спор о применении правовых последствий при нарушении налоговым органом срока возврата излишне взысканной им суммы налога.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено взыскание процентов в пользу налогоплательщика как в случае излишней уплаты им суммы налога (статья 78), так и в случае излишнего взыскания с его счета суммы налога налоговым органом (ст.79).

Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика, беря за основу дату подачи им заявления о возврате излишне уплаченного налога. Если в течение одного месяца возврат налога не произведен, на сумму излишне уплаченного налога начисляется пеня.

В отличие от статьи 78 статья 79 Налогового кодекса РФ моментом, с которого начисляются проценты за несвоевременный возврат налога (пени), называет день, следующий за днем взыскания подлежащей возврату суммы налога. Таким образом, при применении статьи 79 проценты начисляются за более длительный период.

Приведенные различия в правовых последствиях для участников налоговых правоотношений объясняют стремление налогоплательщиков получить проценты за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ, поэтому именно данная норма зачастую выдвигается в качестве основания иска о взыскании процентов. Налоговые инспекции, напротив, стремятся к расширительному толкованию статьи 78 Налогового кодекса РФ.

По одному из рассмотренных дел с налогоплательщика в 1999 г. в бесспорном порядке была взыскана сумма пени за несвоевременную уплату декадных платежей по налогу на добавленную стоимость. В связи с тем, что 14.12.2000 Конституционный Суд РФ вынес Определение N 258-О «По жалобам АО «Энергомаш» и ОАО «Табачная фабрика «Омская»» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» о незаконности данного вида пени, предприятие в 2001 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате пени с начислением на сумму пени процентов за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания. Налоговым органом сумма пени была возвращена налогоплательщику, однако от уплаты процентов, начисленных за период с 1999 г. по день возврата, налоговая инспекция отказалась.

Представляется, что в создавшейся ситуации проценты не могут начисляться с момента взыскания пени налоговым органом. Позиция налогоплательщика основывается только на факте излишнего списания пени в бесспорном порядке. Однако самого факта бесспорного списания недостаточно, чтобы применить статью 79 Налогового кодекса РФ.

Как было отмечено, более жесткие правовые последствия для государства объясняются наличием в действиях налоговых органов элемента противоправности.

В 1999 г., когда происходило взыскание пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость, у сторон правоотношения не было сомнений в законности действий налоговой инспекции. Законодательство о налоге на добавленную стоимость предусматривало такой вид пени. В дальнейшем ситуация изменилась в связи с правовыми выводами, сделанными Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Определении. На момент списания пени действия налогового органа были правомерными, в связи с чем начисление процентов с момента взыскания пени необоснованно.

судья, канд. юрид. наук, стаж работы в Федеральном арбитражном суде

Северо-Кавказского округа — 6 лет

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 3, июль-август 2002 г.

С 1 октября 2020 г. — новые правила по возврату и зачету налогов

Правила осуществления зачета или возврата переплаты по налоговым платежам регулируется ст. 78 НК РФ. Однако начиная с 1 октября 2020 года, согласно Федеральному закону от 29.09.2019 г. № 325, установленный в ней порядок будет изменен. С предстоящими изменениями будет полезно ознакомиться всем плательщикам налогов, страхвзносов и сборов.

Причины появления переплаты по платежам

К уже имеющимся причинам переплаты налогов в 2020 году добавятся еще некоторые. Переплата могла образоваться у тех организаций и ИП, которые были освобождены от уплаты налогов за 2 квартал 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции. Такое освобождение было предоставлено на основании Федерального закона от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ.

Также остаются неизменными такие причины появления переплаты по платежам в бюджет:

  • допущены ошибки в налоговой отчетности или платежных поручениях;
  • превышен общий размер авансов над итоговой величиной налога за год;
  • проведено списание излишков по требованиям ИФНС.

Обновленные правила возврата и зачета налоговых отчислений, которые будут действовать с 1 октября 2020 года, регламентируются Федеральным законом от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ.

Как получить информацию о переплате

После введения изменений узнать о наличии переплаты по налогам будет легче, так как у налоговиков появится обязанность уведомлять об этом налогоплательщиков. На это сотрудникам ИФНС отводится 10 дней, начиная с момента обнаружения переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Раньше получить информацию о переплате по налогам можно было лишь из акта сверки с ИФНС или из справки о расчетах, которые можно было получить по инициативе самого налогоплательщика. Возможность сверки расчетов также остается после введения изменений, ее инициаторами могут выступать как налогоплательщики, так и налоговые органы. Кроме того, сверка расчетов может проводиться и при обнаружении переплаты.

Как поступить с переплатой

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, выявленную переплату по налогу можно, как и по старым правилам:

  • вернуть обратно на счет в банке;
  • зачесть в счет будущих платежей по налогу;
  • переслать на погашение других имеющихся налоговых задолженностей — текущего налога, штрафа или пени.

Также с 1 октября будут установлены правила, согласно которым можно направить переплату в счет будущих платежей или на погашение задолженностей по разным видам налогов. К примеру, если есть переплата по федеральному налогу, ее можно направить на уплату регионального налога.

Кроме того, на возврат переплаты по налогу на счет в банке устанавливается ограничение. Если у налогоплательщика имеются какие-либо задолженности перед бюджетом, то в первую очередь сумма будет направлена на их погашение, а уже потом остаток будет разрешено переводить обратно на счет.

До 1 октября, т.е. до вступления поправок в ст. 78 НК РФ, перевести переплату в счет погашения задолженности можно было только по одному виду налогов. К примеру, переплату по региональному налогу направить на уплату долга также по региональному налогу. Кроме того, возвращать средства на счет можно было при отсутствии задолженности в рамках вида налога (федеральный, региональный или местный).

Исковая давность по зачету или возврату налога

До 1 октября 2020 года было установлено, что вернуть или зачесть деньги необходимо в течение 3 лет с того момента, когда налогоплательщик должен был узнать или узнал о праве на возврат средств. При нарушении этого срока вернуть переплату можно было только через суд.

Согласно новым правилам срок исковой давности по переплате будет отсчитываться с момента уведомления плательщика налоговым органом или с момента подписания акта сверки, если она была проведена.

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Абзац утратил силу с 1 октября 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Ст. 78 НК РФ (2020 — 2022): вопросы и ответы

С подачи Минфина России законодатели упростили и ускорили порядок получения вычетов по НДФЛ. Это Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ с изменениями в НК РФ. Для некоторых их них не нужны подтверждающие документы и визит в налоговую.

Например, действующий до мая 2021 года механизм получения вычетов требует подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с подтверждающими право на вычеты документами. Только после этого человек может вернуть 13% подоходного налога от суммы ипотечного кредита и уплаченных процентов.

Упрощённый порядок подразумевает бесконтактное общение с налоговыми органами через личный кабинет на сайте ФНС. Право на получение вычета в таком формате налоговики будут проверять сами с помощью автоматизированной информационной системы.

Работодатели станут получать подтверждение социального/имущественного вычета напрямую от налоговой, а не от сотрудника.

Новый подход сокращает сроки оформления и получения вычетов с 4-х до полутора месяцев.

На какие виды вычетов распространяется новый порядок

Это несколько видов налоговых вычетов по НДФЛ:

ВИД ВЫЧЕТА

НОРМА НК РФ

  • по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо покупку жилья;
  • по кредитам (займам), полученным от банков либо организаций на рефинансирование кредитов на новое строительство либо покупку жилья.

Упрощённое получение имущественных и инвествычета

Чем руководствоваться

Упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных налоговых вычетов (на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств) с 20 (21) мая 2021 года регулирует новая ст. 221.1 НК РФ. Что касается социальных вычетов за обучение, лечение и добровольное страхование, то нормы о них просто уточнены.

Читайте также  Материнский капитал в Московской области

Новый порядок распространяется на вычеты, право на которые возникло у физлица с 1 января 2020 года. То есть, нормы ст. 221.1 НК РФ имеют обратную силу (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).

Заявление

Для получения вычетов в упрощённом порядке нужно подать заявление.

Срок подачи – по окончании налогового периода (календарного года), не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления.

Для вычета за внесение денег на ИИС нужно наличие в налоговом органе сведений, подтверждающих факт зачисления плательщиком средств на этот счет. Их сообщает налоговый агент.

В заявлении для возврата денежных средств нужно указать реквизиты открытого физлицом счета в банке (не путать с номером на банковской карте).

Заявление заполняют и отправляют через личный кабинет налогоплательщика по формату, который утверждает ФНС России.

О самой возможности получения вычета в упрощенном порядке укажет автоматически предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете на сайте ФНС, сформированное по итогам 20-дневной проверки полученных от банка сведений. Там же можно отследить процесс получения вычета – с момента подписания предзаполненного заявления до возврата НДФЛ.

Таким образом, до появления предзаполненного заявления в личном кабинете от налогоплательщика не требуется никаких действий.

Отметим, что с 2021 года действует новый подход: право на имущественный вычет возникает с момента госрегистрации права собственности, а не с момента получения документа (свидетельства) на объект.

Сроки рассмотрения заявления

Сначала налоговый орган на основе имеющихся сведений размещает в личном кабинете (ЛК) данные для автоматического заполнения заявления или направляет через него сообщение о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием причин в следующие сроки:

  • не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, – в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта;
  • в течение 20 рабочих дней после дня представления сведений – в отношении представленных налоговым агентом или банком сведений после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральная проверка заявления – это анализ налоговиками соблюдения требований ст. 221.1 НК РФ и иных условий получения налоговых вычетов. По общему правилу она длится 30 календарных дней со дня подачи заявления.

При одновременной подаче заявления (нескольких заявлений) и декларации 3-НДФЛ за один налоговый период – камеральная проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации согласно очередности их направления в налоговый орган.

Решение по заявлению

ЕСЛИ НЕТ НАРУШЕНИЙ

ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ

  • о привлечении к налоговой ответственности;
  • об отказе в привлечении к ней;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

А также одно из решений:

  • о предоставлении вычета полностью;
  • об отказе в предоставлении вычета полностью;
  • о предоставлении вычета частично;
  • об отказе в предоставлении вычета частично.

Закон не предусматривает возможности дать пояснения или внести соответствующие исправления в заявление на вычет.

Возврат вычета

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

Отмена решения о вычете

Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.

В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.

Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.

В случае неуплаты или неполной уплаты в течение 30 календарных дней подлежащих возврату сумм налога в личный кабинет в течение 20 дней направят требование об уплате налога и/или процентов. Если его проигнорировать, налоговая запустит процедуру взыскания по ст. 48 НК РФ.

Особенности упрощенного получения социальных вычетов

С вычетами за обучение, лечение и по взносам на добровольное страхование жизни порядок несколько иной. Согласно новой редакции ст. 219 НК РФ, для их получения нужно не только заявление в налоговую, но и подтверждающие документы.

Заявление и документы можно подать 3 способами:

  • в письменной форме;
  • в электронной по ТКС;
  • через личный кабинет на сайт ФНС.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней со дня подачи. В этом же срок налоговая сообщает через ЛК о результатах рассмотрения, а также сама предоставляет налоговому агенту (а не плательщику, как сейчас) подтверждение права физлица (работника) на получение соцвычетов. Естественно, возможен и отрицательный исход, когда выявлено отсутствие права на такой вычет.

Выводы

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, могут получить вычеты на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств в 2 раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов.

Для социальных вычетов на обучение и лечение даже при упрощённом порядке их получения помимо документов нужны подтверждающие документы. По имущественным и инвествычету налоговая должна собрать все сведения сама – от налоговых агентов, банков, Росреестра.

Не исключение, что порядок получения социальных вычетов на обучение и лечение будет упрощён ещё более. ФНС пока ищет механизмы, чтобы гражданам не собирать договоры и чеки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector